Планируемые предметные результаты учебного предмета информатика
Планируемые предметные результаты учебного предмета информатика
Рабочая программа по информатике разработана с целью обеспечения планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными способностями его развития и состояния здоровья.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса, включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки второклассников.
Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. Д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:
Обеспечением многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
Созданием комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращение игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
Формированием учебной деятельности младших школьников (организацией постановки учебных целей, созданием условий для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждением и поддержкой детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; организацией усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлением функции контроля и оценки);
Созданием условий для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместная с учениками постановка творческих задач и способствование возникновению у детей их собственных замыслов);
Поддержкой детских инициатив и помощью в их осуществлении; обеспечением презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;
Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» ( в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N1241. г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. N .373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19707).
Примерные программы начального общего образования, подготовленные в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения», реализуемого РАО по заказу МО РФ (М.: Просвещение, 2009)
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
«О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от 20.02.1999).
«Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Письмо МО РФ от 19 ноября 1988 № 1561/14-15).
«Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).
«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13).
Для реализации программы используется учебник А. В. Горячев «Информатика в играх и задачах 2 класс» (в двух частях).М.: Баласс 2012г, включённый в Федеральный перечень учебников , рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, зарегистрированный Минюстом 10.12.11г., рег. №19770.
Обьём программы:34 часа (1 час в неделю).
Цель изучения предмета «Информатика»: развитие у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ; развитие познавательного интереса, памяти, внимания; формирование информационной культуры.
Планируемые результаты освоения курса «информатика»
Предметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
1.предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
2.выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
3. разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
4.находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
5.приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
6.точно выполнять действия под диктовку учителя;
7.отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
1.критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
2.уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
3.осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
4. начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
1.планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
2.поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
1.моделирование – преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
2.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
3.синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
4. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
5.подведение под понятие;
6. установление причинно-следственных связей;
7. построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
1.аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
2. выслушивание собеседника и ведение диалога;
3.признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Инструментарий оценивания результатов освоение курса
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Содержание учебного курса
Класс: 2
Учитель: Щербакова Елена Алексеевна
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Учебник: "Информатика в играх и задачах", 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др., изд. "БАЛАСС", 2012 г.
РАЗДЕЛ 1. Предмет. Симметрия. Координатная сетка. – 8 часов
Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.
РАЗДЕЛ 2. Действия предметов Алгоритм. – 7 часов
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.
РАЗДЕЛ 3. Множество. Кодирование. – 10 часов
Множество. Элементы множества. Способы задания множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.
РАЗДЕЛ 4. Высказывание. Графы. – 7 часов
Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Высказывание со связками «И», «ИЛИ». Графы. Деревья. Комбинаторика.
РАЗДЕЛ 5. Повторение и закрепление изученного.
Табличное представление
учебно-тематического планирования для школы в условиях ФГОС
№ |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Вид контроля |
Дата |
Корректировка |
|||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||
1. |
Признаки предметов |
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. |
Овладение умением описывать признаки предметов, сравнивать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков |
Готовность и способность к саморазвитию. |
Овладение основными методами познания окружающего мира.(анализ) |
текущий |
|||||||
2. |
Описание предметов |
Разбиение предметов на группы по заданным признакам. |
Умение описывать предметы через их признаки, составные части, действия. |
Самостоятельность мышления. |
Умение работать в информационной среде. |
текущий |
|||||||
3. |
Состав предметов |
Составные части предметов |
Готовность использовать получаемую информацию в учебной деятельности при решении практических задач. |
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. |
текущий |
|||||||
4. |
Действия предметов |
Предметы и их действия. |
Овладение умениями распознавать предметы по их действиям; умением описывать и определять предметы через их признаки. |
Самостоятельность мышления. |
Умение работать в информационной среде. |
текущий |
|||||||
5. |
Симметрия |
Понятие симметрии, симметричности фигур. Построение симметричных фигур. |
Овладение основами логического мышления, умение находить ось симметрии. |
Готовность использовать получаемую информацию. |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. |
текущий |
|||||||
6. |
Координатная сетка |
Понятие координаты объекта. Координатная сетка. |
Умение применять правила нахождения предметов в координатной плоскости. |
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. |
текущий |
|||||||
7. |
Контрольная работа № 1 |
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. |
Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его. |
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения. |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. |
тематический |
|||||||
8. |
Разбор контрольной работы |
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. |
Умение работать в информационном поле. Умение находить ошибку, исправлять и приводить аналогичные примеры. |
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса |
Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха. |
текущий |
|||||||
9. |
Действия предметов |
Понятие действия предметов. |
Умение устанавливать связи между предметом и его действием. |
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. |
текущий |
|||||||
10. |
Обратные действия |
Понятие обратного действия. Обратная операция. |
Овладение основами логического мышления, умение представлять и интерпретировать данные. |
Самостоятельность мышления. |
Владение основными методами познания окружающего мира. |
текущий |
|||||||
11. |
Последовательность событий |
Понятие последовательности событий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. |
Овладение основами логического и алгоритмического мышления. |
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. |
Способность к самоорганизованности, . |
текущий |
|||||||
12. |
Алгоритм |
Понятие алгоритма. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. |
Умение работать в информационном поле. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. |
Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний |
Умение работать в информационной среде. |
текущий |
|||||||
13. |
Ветвление |
Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. |
Умение применять правила составления алгоритма. |
Способность к самоорганизованности, . |
Владение основными методами познания окружающего мира.(наблюдение, сравнение, анализ, и т. д) |
текущий |
|||||||
14. |
Контрольная работа № 2 |
Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Способы записи алгоритмов. Ветвления в алгоритмах. |
Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его. |
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения. |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. |
тематический |
|||||||
15. |
Разбор контрольной работы |
Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Способы записи алгоритмов. Ветвления в алгоритмах. |
Умение работать в информационном поле. Умение находить ошибку. Исправлять и приводить аналогичные примеры. |
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса |
Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха |
текущий |
|||||||
16. |
Множество. Элементы множества. |
Понятие множества предметов. Элементы множества. |
Умение определять принадлежность элемента множеству. |
Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний |
Способность к самоорганизованности, . |
текущий |
|||||||
17. |
Способы задания множества. |
Число элементов множества. Способы задания множеств. Принадлежность элементов к заданному множеству. |
Овладение различными способами задания множеств. |
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
Адекватное оценивание результатов своей деятельности. |
текущий |
|||||||
18. |
Сравнение множеств. |
Количество элементов множества. Способы сравнения множеств. |
Овладение способами логического и алгоритмического мышления. |
Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний |
Умение работать в информационной среде. |
текущий |
|||||||
19. |
Отображение множеств. |
Соответствие элементов двух множеств. |
Овладение способами логического мышления. |
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса |
Владение основными методами познания окружающего мира.(наблюдение, сравнение, анализ, и т. д) |
текущий |
|||||||
20. |
Кодирование. |
Понятие кодирования. Кодирование и декодирование информации. Ключи. |
Готовность использовать получаемую информацию в учебной деятельности при решении практических задач |
Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний |
Способность к самоорганизованности |
текущий |
|||||||
21. |
Вложенность множеств. |
Отношения между множествами (вложенность). Признаки вложенности множеств. |
Умение использовать полученные знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира. |
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
Владение основными методами познания окружающего мира.(обобщение) |
текущий |
|||||||
22. |
Пересечение множеств. |
Отношения между множествами (пересечение). Признаки пересечения множеств. |
Овладение способами логического и алгоритмического мышления. |
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса |
Владение основными методами познания окружающего мира.(анализ и синтез) |
текущий |
|||||||
23. |
Объединение множеств. |
Отношения между множествами (объединение). Признаки объединения множеств. |
Готовность использовать получаемую информацию в учебной деятельности при решении практических задач |
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
Способность к самоорганизованности |
текущий |
|||||||
24. |
Контрольная работа № 3 |
Способы задания множеств. Принадлежность элементов к заданному множеству. Отношения между множествами. |
Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его. |
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения. |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. |
тематический |
|||||||
25. |
Разбор контрольной работы |
Способы задания множеств. Принадлежность элементов к заданному множеству. Отношения между множествами. |
Умение работать в информационном поле. Умение находить ошибку. Исправлять и приводить аналогичные примеры. |
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса |
Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха |
текущий |
|||||||
26. |
Высказывание. Понятие «истина» и «ложь». |
Понятие высказывания, истинности и ложности высказывания. |
Умение работать в информационном поле |
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения |
тематический |
|||||||
27. |
Отрицание. |
Отрицание высказывания с помощью частицы НЕ. |
Овладение способами логического и алгоритмического мышления. |
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения |
текущий |
|||||||
28. |
Высказывание со связками «И», «ИЛИ». |
Построение высказываний, содержащих операции «И», «ИЛИ». |
Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные. |
Готовность использовать получаемую информацию |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения |
текущий |
|||||||
29. |
Графы. Деревья. |
Понятие дерева рассуждений. Построение графов. Решение задач с помощью графов. Решение комбинаторных задач. |
Готовность использовать получаемую информацию в учебной деятельности при решении практических задач |
Заинтересованность в расширении и углублении полученных знаний |
Владение основными методами познания окружающего мира (моделирование) |
текущий |
|||||||
30. |
Комбинаторика. |
Понятие дерева рассуждений. Построение графов. Решение задач с помощью графов. Решение комбинаторных задач. |
Умение решать комбинаторные задачи. |
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса |
Владение основными методами познания окружающего мира (моделирование |
текущий |
|||||||
31. |
Контрольная работа № 4 |
Выполнение мониторинговой работы. |
Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его. |
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения. |
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения. |
тематический |
|||||||
32. |
Разбор контрольной работы |
Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольной работе. |
Умение работать в информационном поле. Умение находить ошибку. Исправлять и приводить аналогичные примеры. |
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса |
Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха |
текущий |
|||||||
33-34. |
Повторение курса |
Повторение тем, изученных в течение учебного года |
Умение представлять, анализировать и интерпретировать полученные знания. |
Владение коммуникативными умениями |
Способность к самоорганизованности |
текущий |
|||||||
ИТОГО: 34 ЧАСА |
15