Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» (3 класс)
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа», 68 часов в год, 2 часа в неделю.
№ п/п |
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты обучения |
Вид контроля. Измерители |
Элементы дополнительного (необязательного) содержания |
Домашнее задание |
|
Предметные |
Универсальные учебные действия |
||||||||
1 |
Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир» |
1 |
Комбинирован ный |
Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа |
Знать признаки неживой и живой природы. Уметь различать объекты неживой и живой природы |
смыслообразование и самоопределение |
Фронталь ный опрос. Работа с раздаточным материалом |
|
У.ч. 1 С. 5–6 |
2 |
Глобус – модель земного шара |
1 |
Комбинирован ный |
Работа с готовыми моделями – глобусом |
Знать, что глобус – модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор». Уметь находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария |
Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (глобус) для наблюдений, выявления признаков и свойств объектов. |
Задания по группам |
Работа с глобусом и картой, составление кластера в рабочей тетради |
С. 7–11 Т № 1.с. 2 Х. С.7-11 |
3 |
Материки и океаны на глобусе |
1 |
Комбинирован ный |
Материки и океаны |
Знать термины «материки», «океаны». Уметь находить на глобусе материки и океаны |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (глобус) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. |
Индивидуальный опрос |
Работа с глобусом, составление и заполнение таблиц. |
С. 12–14 Т.с. 3-4 Х.с. 12-15 |
4 |
Формы поверхности Земли. Поверхность Забайкальского края |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги ( |
Знать формы поверхности – равнины и горы. Уметь различать равнины и горы на глобусе |
Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Фронталь ный опрос |
Плоская равнина. Холмистая равнина |
С. 15– 18 Т.с. 5 Х.с. 16 |
5 |
Географическая карта |
1 |
Комбинированный |
Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты |
Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. |
Задания по группам |
Работа с контурной картой |
С. 19–24 Т.с. 6-7 Х.с. 17-18 |
6 |
Учимся читать карту Чита на карте России |
1 |
Комбинирован ный |
Элементарные приемы чтения карты |
Знать карту полушарий, физическую карту России; условные обозначения на карте. Уметь находить и показывать на карте физические объекты |
Индивидуальный опрос |
Шкала глубин и высот |
С. 25– 27 Т.с. 8-9 Х.с. 19-24 |
|
7 |
План местности |
1 |
Комбинирован ный |
Элементарные приемы чтения плана местности |
Знать понятие «план местности»; условные обозначения на плане. Иметь представление о масштабе. Уметь называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план-карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. |
Фронталь ный опрос |
Экскурсия на школьный стадион для составления плана местности |
С. 28–30 Т.с. 10 |
8 |
Холмы и овраги |
1 |
Комбинирован ный |
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане) |
Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображения земной поверхности. Уметь называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними |
Фронталь ный опрос |
Работа с педагогической песочницей |
С. 31–34 Т.с. 11-12 Х.с. 25-27 |
|
9 |
Стороны горизонта. Компас |
1 |
Введение нового знания |
Устройство компаса |
Знать правила поведения в природе. Уметь определять формы земной поверхности родного края |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. |
Фронталь ный опрос |
Знакомство с компасом |
|
10 |
Стороны горизонта |
1 |
Комбинирован ный |
Определение сторон горизонта |
Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные и промежуточные стороны горизонта. Уметь определять стороны горизонта на местности с помощью солнца |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков. Проводить несложные наблюдения, используя простейшие измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. |
Самостоятельная работа |
Ориентирование на местности (практическая работа) |
С. 35–37 Т.с. 13-15 |
11 |
Ориентирование на местности. |
1 |
Комбинирован ный |
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса |
Знать устройство компаса и правила работы с ним. Уметь находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса |
Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион, главный город своего региона, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией и др. |
Индивидуальный опрос |
Ориентирование на местности |
С. 38–41 Т.с. 16-17 Х.с.28-32 |
12– 13 |
Обобщение по теме «О чем рассказала карта». |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса |
Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении. Уметь работать с картой; выполнять задание на контурной карте |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Фронталь ный опрос |
(работа с компасом и картой), Квест. «В поисках пятерки» |
С. 42, ответы на вопросы |
14 |
Тела, вещества, частицы |
1 |
Комбинированный |
Твердые, жидкие, газообразные вещества |
Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах). Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. |
Фронталь ный и индивид. Опрос |
(практическая работа) |
С. 43–48 Т.с. 18-20 Х.с.33-34 |
15 |
Твердые вещества, жидкости и газы |
1 |
Комбинирован ный |
Отличие объектов неживой природы от изделий человека |
Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Уметь проводить опыты; различать тела, вещества, частицы |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. |
Фронталь ный опрос |
Рассматривание образцов твердых веществ и жидкостей |
С. 49–52 Т.с. 21 Х.с. 35 |
16 |
Вода – необыкновенное вещество |
1 |
Комбинирован ный |
Твердые, жидкие, газообразные вещества |
Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях. Уметь определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения |
Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Работа в парах |
Просмотр фильма «Вода» |
С. 53– 55 Т.с. 22 Х.с.36-40 |
17 |
Обобщение по теме «Из чего все на свете». |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Твердые, жидкие, газообразные вещества |
Уметь ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы |
Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
Фронталь ный опрос |
Контрольная работа 1. |
С. 56, ответы на вопросы |
18 |
Свойства воды в жидком состоянии (пер- вое заседание клуба) |
1 |
Комбинирован ный |
Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды |
Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде |
Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
Фронталь ный опрос |
Виды жидкостей |
С. 57–62. Доклад о свойствах воды |
19 |
Термометр и его устрой- ство |
1 |
Комбинирован ный |
Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра |
Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром. Уметь пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Фронталь ный и индивидуальный опрос |
Измерение температуры воды (лабораторная 1) |
С. 63–67 Т.с. 24-25 |
20 |
Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба) |
1 |
Комбинированный |
Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды |
Знать свойства льда. Уметь делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды |
Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. |
Фронталь ный опрос |
Практическая работа «Кристаллическая решетка» |
С. 68–71. Доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками Т. с. 26 |
21 |
Свойства воды в газообразном состоянии |
1 |
Комбинирован ный |
Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды |
Знать три состояния воды в природе; свойства водяного пара. Уметь определять свойства водяного пара в опытах и на-блюдениях |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. |
Оформление заданий в таблицах, устный опрос |
Испарение |
С. 72–74 Т.с. 27 |
22 |
Обобщение по теме «Вода и ее свойства». |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра |
Знать свойства воды при нагревании и охлаждении. Уметь проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. |
Устный опрос |
Контрольная работа 2 |
- |
23 |
Круговорот воды в природе Водоёмы Читинского района |
1 |
Комбинирован ный |
Вода в природе. Разные состояния воды |
Иметь представление о круговороте воды в природе. Уметь доказывать круговорот воды в природе |
Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. |
Фронтальный и индивид. опрос |
Практическая работа «Дождь на окне» |
С. 76–80 Т.с. 28 Х.с. 47-60 |
24 |
Туман и облака. Осадки |
1 |
Комбинирован ный |
Вода в природе. Разные состояния воды |
Знать превращение воды в туман, облака; разные виды облаков. Иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха Уметь проводить исследовательскую работу; определять виды облаков |
Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. |
Фронтальный Опрос |
Лабораторная работа 2. Замеры влажности в помещении и на улице |
С. 81–84 Т.с. 29 |
25 |
Вода – растворитель (третье заседание клуба) |
1 |
Комбинирован ный |
Вода в природе. Разные состояния воды |
Иметь представление о том, что вода – растворитель. Знать растворимые и нерастворимые вещества. Уметь делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества |
Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. |
Задания по группам |
Растворимые и нерастворимые вещества. Практическая работа |
С. 85–87 Т.с. 30 |
26 |
Растворы в природе |
1 |
Комбинирован ный |
Вода в природе. Разные состояния воды. |
Знать о значении природных растворов. Уметь проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды |
Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. |
Индивидуальный опрос |
С. 88–90 Т.с. 31-33 |
|
27 |
Почему воду надо беречь? |
1 |
Комбинирован ный |
Водоемы, их использование человеком, охрана воды |
Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь охранять водные богатства |
Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. |
Работа в группах |
Проект «Береги воду!» |
С. 91–94 Т.с. 34-35 |
28 |
Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды |
Знать о значении воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли. Уметь проводить исследовательскую работу; охранять водные богатства |
Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. |
Индивидуальный опрос |
Контрольная работа 3 |
- |
29 |
Океан, которого нет на карте и глобусе |
1 |
Комбинированый |
Твердые, жидкие, газообразные вещества |
Иметь представления о воздушном океане Земли – атмосфере. Уметь проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде |
Задания по группам |
Атмосфера |
С. 96–99 Т.с. 36 Х.с. 61-68 |
|
30 |
Воздух – это смесь газов Загрязнение воздуха – главная проблема Читы |
1 |
Комбинирован ный |
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов |
Знать, что воздух – смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении и при дыхании расходуется кислород. Уметь определять свойства кислорода и углекислого газа |
Проводить несложные наблюдения, используя измерительные приборы, делать выводы на основании полученных результатов. |
Индивидуальный опрос |
С. 100– 102 Т.с. 37-38 |
|
31 |
Свойства воздуха (четвертое заседание клуба) |
1 |
Комбинирован ный |
Свойства воздуха |
Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного. Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного |
Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. |
Фронталь ный опрос |
Практическая работа |
С. 103–108 Т.с. 39-40 |
32 |
Обобщение по теме «Воздух и его свойства». |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Твердые, жидкие, газообразные вещества. Свойства воздуха |
Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного |
Использовать готовые модели (глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. |
Устный Опрос |
Лабораторная работа с воздушным шариком (набор «Тепловые явления») |
С. 109–110. Ответы на вопросы |
33 |
Температура воздуха |
1 |
Комбинирован ный |
Простейшие измерения температуры воздуха |
Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково. Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра |
Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. |
Устный Опрос |
Лабораторная работа «Измерение температуры в помещении и на улице» |
С. 111–114 Т.с. 41 Х.с.69-76 |
34 |
Ветер |
1 |
Комбинирован ный |
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов |
Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр». Уметь пользоваться флюгером |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. |
Задания по группам |
Лабораторная работа «Сила ветра» |
С. 115–119 |
35 |
Что такое погода? Климат Забайкальского края |
1 |
Комбинирован ный |
Явления природы. |
Иметь представление о погоде. Знать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду. Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. |
Индивидуальный опрос |
Лабораторная работа «На сколько правы синоптики» |
С. 120–122 Т.с. 42 |
36 |
Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружа-ющий мир?» |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. |
Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека. |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Фронталь ный опрос |
Контрольная работа 4. |
С. 123–124 |
37 |
Горные породы |
1 |
Комбинирован ный |
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы |
Знать, что горные породы – природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Индивидуальный опрос. Дидактическая игра |
Работа с коллекцией |
У. 2 ч. С. 5–8 Т. № 2 с.2-3 Х.с. 77-78 |
38 |
Разрушение горных пород |
1 |
Комбинирован ный |
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы |
Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании. Уметь наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать готовые модели (условные знаки, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. |
Фронталь ный и индивидуальный опросы |
Работа с педагогической песочницей. |
С. 9–11 Т.с. 2-3 |
39 |
Что такое минералы? |
1 |
Комбинирован ный |
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы |
Иметь представление о минералах как составных частях горных пород. Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком. Уметь выполнять практическую работу |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. |
Фронталь ный опрос |
Рассматривание коллекции минералов |
С. 12–15 Т.с. 4 |
40 |
Полезные ископаемые Полезные ископаемые Забайкальского края |
1 |
Комбинирован ный |
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы |
Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Уметь называть свойства песка, глины, мрамора, гранита |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Фронталь ный опрос |
Защита докладов |
С. 16–21 Т.с. 5 |
41 |
Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба) |
1 |
Комбинирован ный |
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы |
Знать свойства полезных ископаемых. Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану |
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. |
Устный опрос |
Практическая работа с песком, глиной, известняком, мрамором |
С. 22–25 Т.с. 6-7 |
42 |
Почему надо беречь полезные ископаемые |
1 |
Комбинирован ный |
Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств |
Уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. |
Индивидуальный опрос |
Проект «Почему надо беречь полезные ископаемые?» |
С. 26–30 Т.с. 8-9 |
43 |
Обобщение по теме «Тайны недр Земли» |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. |
Знать свойства полезных ископаемых. Уметь в опытах определить свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Тест |
Тест |
Тестирова ние |
44 |
Как образуется почва |
1 |
Комбинирован ный |
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы |
Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания». Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания |
Работа с учебником и хрестоматией |
Почва, ее значение для жизни |
С. 31–34 Т.с. 10-11 |
|
45 |
Почва и ее состав (шестое заседание клуба) |
1 |
Комбинирован ный |
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Охрана природных богатств |
Знать, что почва – продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы. Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Фронталь ный и индивид. опрос |
Почва и ее состав. Работа с коллекцией. Рассматривание образца почвы в микроскоп |
С. 35–38 Т.с. 12-14 |
46 |
Экскурсия «Почвы родного края» |
1 |
Экскур сия |
Правила поведения в природе |
Знать правила поведения на экскурсии. Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Фронталь ный опрос |
Почва, ее значение для жизни |
Ответы на вопросы |
47 |
Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба) |
1 |
Комбинированный |
Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств |
Знать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае. Уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. |
Устный опрос, работа в группах |
Проект «Зачем нам почва?» |
С. 39–42 Т.с. 15 |
48 |
Обобщение по теме «Почва» |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств |
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания. |
Беседа по вопросам. Тест |
Проверочная работа |
Тестирова ние |
|
49 |
Лес и его обитатели |
1 |
Комбинирован ный |
Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) |
Иметь представление о природном сообществе. Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в сообществе – лес |
Беседа по статье |
Заполнение таблицы «Лес» |
С. 43–49 Т.с. 16-17 |
|
50 |
Луг и его обитатели |
1 |
Комбинирован ный |
Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) |
Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в сообществе – луг |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. |
Беседа по вопросам |
Заполнение таблицы «Луг» |
С. 50–54 Т.с. 18 Х.с.113-120 |
51 |
Поле и его обитатели |
1 |
Комбинирован ный |
Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) |
Знать, что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания. |
Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
Работа по группам |
Заполнение таблицы «Поле» |
С. 55–58 Т.с. 19 |
52 |
Пресный водоем и его обитатели |
1 |
Комбинирован ный |
Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) |
Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания. |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
Викторины. Конкурсы. Фронталь ный опрос |
Заполнение таблицы «Водоем» |
С. 59–64 Т.с. 20-22 |
53 |
Болото и его обитатели |
1 |
Комбинирован ный |
Взаимосвязь растений |
Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их со-вместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в сообществе – болото |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. |
Фронталь ный и индивидуальный опрос |
Заполнение таблицы «Болото» |
С. 65–68 Т.с. 23-24 Х.с.105-112 |
54 |
Экскурсия № 3 «Природные сообщества родного края» |
1 |
Экскур Сия |
Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе |
Знать многообразие растительного и животного мира родного края и возможность их совместного обитания. Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. |
Фронталь ный опрос |
Наблюдение за объектами живой природы. |
Ответы на вопросы |
55 |
Обобщение по теме «Природные сообщества» |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Взаимосвязь растений и животных |
Знать понятие «природное сообщество». Уметь анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Беседа по вопросам. Тест |
Проверочная работа |
Тестирование |
56 |
Значение лесов |
1 |
Комбинированный |
Природа как важнейшее условие жизни человека |
Знать значение леса для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. |
Устный опрос. |
Проект «Сохраним лес!» |
С. 69–73 Т.с. 25-26 Х.с.121-126 |
57 |
Безопасное поведение в лесу |
1 |
Комбинированный |
Правила поведения в природе |
Знать опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу; правила безопасного поведения в лесу. Уметь выполнять правила безопасного поведения в лесу |
Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
Устный Опрос |
Составление памятки |
С. 74–78. Т.с. 27-28 Составить правила безопасно го поведения |
58 |
Луг и человек |
1 |
Комбинирован Ный |
Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). |
Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; о многообразии растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
Самостоя тельная работа |
С. 79–82 Т.с. 29-30 |
|
59 |
Надо ли охранять болота? |
1 |
Комбинирован ный |
Охрана природных богатств. Связь неживой и живой природы |
Знать об опасности прогулок около болот; о значении болот в природе и жизни человека. Уметь выполнять правила безопасного поведения на Болотах |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. |
Работа в парах и по группам |
||
60 |
Дары рек и озер |
1 |
Комбинирован ный |
Природа как важнейшее условие жизни человека. Водоемы и их использование |
Знать реки и озера России и родного края. Уметь показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. |
Фронталь ный опрос |
С. 83–85 Т.с. 31 |
|
61 |
Безопасное поведение у водоемов (девятое заседание клуба) |
1 |
Комбинирован ный |
Правила поведения в природе |
Знать правила безопасного поведения у водоемов в разное время года. Уметь выполнять правила безопасного поведения |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Работа в группах |
С. 86–89. Т.с. 32 памятка |
|
62 |
Человек – защитник природы. Заповедники Забайкальского края |
1 |
Комбинирован ный |
Охрана природных богатств. Правила поведения в природе |
Знать мероприятия, связанные с охраной природы родного края. Уметь называть растения и животных из Красной книги родного края |
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. |
Фронтальн ый и индивидуальный опросы |
Защита докладов |
Подготовка к зачету |
63 |
Природа будет жить! Экология в Читинского района |
1 |
Комбинирован ный |
Охрана природных богатств |
Знать о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Уметь называть детенышей животных |
Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
Фронталь ный опрос |
Заповедники России |
Доклад «Заповедники России» |
64 |
Обобщение по теме «Человек и природные сообщества» зачет по теме урока |
1 |
Обобщение знаний. Викторина |
Природа как важнейшее условие жизни человека. Охрана природных богатств |
Знать значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека. Уметь охранять природные богатства |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. |
Тест |
Защита докладов |
Подготовка к зачету |
65 |
Лента времени |
1 |
Комбинирован ный |
История отечества: отдельные, наиболее важные и яркие картины |
Иметь представлении о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»; |
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. |
Фронталь ный опрос |
Зачет |
- |
66 |
Золотое кольцо России |
1 |
Комбинирован ный |
Россия – наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте |
Знать города России. Уметь называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России |
Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. |
Задания по группам |
Проект «Мы и окружающий мир» |
|
67 |
Путешествие по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба) |
1 |
Комбинирован ный |
Города России: название, достопримечательности, расположение на карте |
Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Уметь показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города |
Индивидуальный опрос |
|||
68 |
Итоговая комплексная работа на основе единого текста |