Статья «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»
На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах. На практике это заключается в умении детей решать примеры, читать, писать, но не в желании детей учиться, самостоятельно развиваться, стремиться к познанию окружающего мира, умению анализировать, оценивать деятельность.
Общество перед системой образования ставит задачу воспитания человека, не только обладающего определенными умениями и навыками, имеющего определенные знания, но способного к саморазвитию, самообучению, самоанализу.
Введение ФГОС ДОО предъявляет ряд высоких требований к будущему школьнику. Цели образования детей определяются через новые запросы, а так же развития предпосылок учебной деятельности, развитие их социальных, нравственных, личностных и познавательных качеств.
Проблема развития предпосылок учебной деятельности стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
В.В. Давыдов показал, что учебная деятельность имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать, как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.
А. П. Усова в своих исследованиях показала, что важным является при развитии учебной деятельности детей, формирование умения слышать и слушать педагога, выполнять его инструкции при выполнении заданий. Также важное значение по мнению А. П. Усовой, является отношение ребенка к оценке своей деятельности педагогом. Если ребенок проявляет свое отношение к положительной или отрицательной оценке при выполнении учебной задачи со стороны воспитателя на свою деятельность, значит у него отсутствует стремление к самосовершенствованию, что является показателем для снижения его обучения.
По мнению А. П. Усовой, мотивация при формировании учебной деятельности имеет большое значение. Ребенок может научиться только тогда, когда он сам этого захочет. Очень важно, чтобы мотивация была внутренняя, вызванная познавательным интересом ребенка. В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели, а целью деятельности ребенка. Результат учебной деятельности будет намного выше, если он будет побуждаться внутренним мотивами.
Под учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
В дошкольный период выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
- Познавательные учебные действия подразумевают общеучебные, логические действия, остановки и решения проблем;
- Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности;
- Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, способствуют получению навыков построения диалога, а также умение слушать, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
- Личностные учебные действия способствуют становлению межличностных отношений человека и определении его роли в обществе.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит формирование предпосылок универсальных учебных действий, можно выделить следующие направления:
- Развитие познавательных процессов;
- Умение ставить перед собой цель предстоящей деятельности, добиваться ее выполнения;
- Умение действовать по заданному алгоритму, пользоваться инструкциями;
- Умением организовать собственную деятельность, как со взрослыми, так и с детьми;
- Умение подчинятся разным правилам;
- Умение осуществлять произвольный контроль за своей деятельностью и деятельностью товарищей;
- Умением оценивать свои действия и поступки, как при помощи взрослого, так и самостоятельно.
Период, когда ребенок заканчивает посещать детский сад и проступает в школу, очень ответственный и сложный для ребенка. Учебная деятельность должна радовать ребенка, не должна быть трудной и навязчивой. Приносящая удовольствие и плодотворная деятельность положительно влияет на учебный процесс. Необходимо воспитывать у детей дошкольного возраста познавательные интересы, потому, что, благодаря им активизируются способности детей.
Формирование учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду благоприятно влияет на формирование психологических новообразований и способностей, определяющие условия высокой успеваемости в учебной деятельности и усвоение предметных дисциплин учениками школы.
Существует ряд психолого-педагогических условий для эффективного развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников:
- Интеграция игровой и образовательной деятельности;
- Принятие учебных задач;
- Формирование сотрудничества ребенка и взрослого (психолого-педагогическое сотрудничество) и со сверстниками;
- Баланс познавательно-исследовательской, репродуктивной, творческой деятельности;
- Развитие навыков игровой деятельности, как основного фактора развития учебной деятельности;
- Развитие предметно пространственной среды;
- Повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.
Один из главных факторов готовности дошкольников к учебе это развитие познавательной деятельности. Способности и характер личности, эмоциональные, умственные и волевые качества ребенка формируются в процессе познавательной деятельности.
Для выработки познавательных универсальных учебных действий необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Для успешного дальнейшего обучения ребенка в школе, необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, приходить к логическому заключению, делать выводы. Через решение логических задач у детей развивает способность выделять существенные признаки, самостоятельно подходить к обобщениям.
Рассмотрим примеры игр и упражнений, логических задач на развитие познавательных универсальных учебных действий, которые мы используем в совместной деятельности с детьми. Родители при желании могут в эти игры вместе с детьми играть дома.
- Петя ел маленькую сладкую сливу, а Сережа маленькую кислую сливу. Что в этих сливах одинаковое, а что разное?
- Две девочки Ира и Света, рассматривают картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривает Ира, если Света не рассматривает в книге?
- Миша сидел справа от Юры и слева от Славы. В каком порядке сидели дети?
- У матери 4 сына. У каждого сына есть родная сестра. Сколько детей в семье?
В случае если ребенок не справляется с решением задачи, возможно, у ребенка еще отсутствует концентрация внимание и ему трудно запоминать условие, задача педагога или родителя помочь ему сделать выводы из условия задачи. Если ребенок затрудняется с ответом, необходимо повторить задание второй раз, возможно после повтора второй раз ребенок догадается, какой должен быть ответ. Если это не произойдет, то необходимо более подробно разобрать задание, возможно даже нарисовать задачу схематически. Ребенок, таким образом, сможет самостоятельно дать ответ.
Также способствуют развитию логического мышления-загадки, загадки необходимо не только отгадывать, но и придумывать. Дети активно придумывают загадки, но сначала надо учить это делать со взрослыми, а затем уже самостоятельно. Таким образом, дети учатся выстраивать логические связи, развивают речь, обогащают свой словарный запас.
Для развития анализа используем упражнения «Найди пару». «Подбери кусочек», «Найди одинаковые предметы» Упражнения на сравнение предметов, сериацию, развития синтеза даются детям достаточно легко, небольшие затруднения возникают при классификации предметов. Для этого используем упражнения и игры «Расставь вещи на полки», «Назови лишний предмет», «Я знаю 5 предметов…», «Упражнение с двумя кольцами».
Активно используем в своей работе, для формирования познавательных универсальных учебных действий, рассказывание по схеме, действие согласно плану, сравнение предметов и их описание, а также схемы, и алгоритмы в опытно – экспериментальной деятельности.
Большое значение при формировании познавательной деятельности имеет игра, именно игра помогает детям проявлять интеллектуальную активность через схемы –знаки. Например: «Найди указанное место», «Остров в океане», «Зашифрованные слова». Активно используем в своей работе обучающие игры «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша»
Эти игры и упражнения подходят для использования на занятиях и в индивидуальной работе, продолжительность игр составляет 5-10 минут
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста познавательная деятельность достигает положительных результатов, что в свою очередь способствует развитию их самостоятельности и появляется познавательный мотив.
Для развития у старших дошкольников предпосылок познавательных универсальных учебных действий выделим несколько условий необходимых для успешного развития у детей познавательной деятельности:
- Разработка игр и игровых упражнений для детей старшего дошкольного возраста, способствующих их самостоятельной деятельности во время занятий, как самостоятельно, так и фронтально, по подгруппам;
- Подготовка познавательно-исследовательской деятельности детей, имеющая проектную направленность;
- Профессиональная подготовка педагогических кадров с целью их практической и теоретической компетенции, по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий;
- Организация предметно-пространственной среды, имеющая познавательную направленность.
Предпосылки познавательных универсальных учебных действий – это поэтапное формирование определенных качеств и умений, необходимых дошкольнику для плодотворного восприятия современного, информационного мира. Познавательные универсальные учебные действия имеют возможность всесторонне, углубленно, но при этом в соответствии с возрастом, познать окружающий мир ребенку, научиться самому искать, находить нужную информацию и применить ее в своей деятельности.
Ссылка на раннее опубликованный ресурс:
https://www.maam.ru/detskijsad/-uslovija-formirovanija-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-predposylok-uchebnoi-dejatelnosti-konsultacija-dlja-pedagogov-dou.html
Кияйкина Наталья Федоровна
Мажова Светлана Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна