12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Янова Татьяна Викторовна36078
Воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 44 года.
Россия, Челябинская обл., Челябинск
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»
18

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего до-школьного возраста.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы Яновой Т.В.

Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах. Подготовка к школе — это не только решение образовательных задач: научить детей читать, писать, считать, дать определённый объём знаний. Одним из важных показателей готовности к школьному обучению является желание и умение учиться,

а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Об этом говорится в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО. Одним из условий ФГОС является:

 - формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;

Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров:

 -овладение основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

 -активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

 - обладает развитым воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 -достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

 -может контролировать свои движения и управлять ими;

 - способен к волевым усилиям;

 -проявляет любознательность…способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Из выше сказанного очевидно, что подготовка детей дошкольного возраста к учебной деятельности необходима. В процессе учебной деятельности они усваивают определённую систему знаний, умений, навыков, овладевают общими способами действий при решении практических задач. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности.

 Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность. Наши занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. В дошкольных организациях формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников чаще осуществляется в игровой деятельности. Образовательная деятельность в игровой форме позволяет активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения.

В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с заданиями.

Самостоятельная деятельность относится к форме организации познавательной деятельности детей и включает в себя: - игры с дидактическим материалом; - работу с тетрадью или книжкой (раскрашивание, вырезание и т.д.), - выполнение занимательных упражнений: головоломок, игр с палочками

Одно из главных условий для формирования предпосылок учебной деятельности – это создание предметно-пространственной среды, её обогащение с учетом необходимости включения детей в разные виды деятельности. Предметно-пространственная среда была построена на подборе материалов и оборудования для осуществления тех видов деятельности детей, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня). Для организации разнообразной деятельности в группе мы стремились создать предметно – пространственную среду так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Разместили оборудование по центрам, что позволило детям объединиться подгруппами по общим интересам. Учли и то, что обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели; предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее); большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Сюжетно-ролевая игра, предполагающая развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе.

Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности

В сюжетно-ролевых играх дети отражали различные сюжеты: бытовые (магазин, семья); трудовые (строительство дома, доктор, школа); общественные (праздники, путешествия); содержание любимых литературных произведений и кинофильмов

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Мы посчитали целесообразным выделить учебную зону, чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы в 2 ряда, впереди разместили мольберт. Это в определенной степени помогает адаптироваться к учебной среде класса.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Для этого показываем детям рост их достижений в виде звездочек, вызывая у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для детей важно почувствовать успех; это придает им уверенность в собственных силах.

В каждом центре выделено специальное место для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, такие как: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений: «Танграм», игра - головоломка «Пифагор», игры на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов: «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», вьетнамская игра «Волшебный круг», игры В. Воскобовича: «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Конструктор букв и цифр» и т.д. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры «ходилки». Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого. Центр творческой деятельности - один из самых любимых для старших дошкольников. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. В группе есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка искусств). В центре размещены альбомы с образцами народно- прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Здесь же располагаются пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Книги и альбомы самоделок также помогают дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде. В театральном уголке разметили ширму, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный. Вместе с воспитанниками готовили маски, атрибуты и декорации к небольшим сказкам.

В шумном пространстве игровой комнаты располагается небольшой островок тишины и спокойствия, книжный уголок, библиотека. Наряду с художественной литературой здесь представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Книги расставлены по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.).

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр познавательной и исследовательской деятельности. Для детского исследования и экспериментирования предусмотрены самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. В журнале дети помещают результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок. Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр мобилен, любой конструктор легко перемещается в любое место. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В нем есть необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В природном уголке размещаются детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны. С подгруппой дошкольников постоянно проводятся в природном уголке наблюдения, простые опыты.

Центр двигательной активности всегда пользуется популярностью у детей, поскольку здесь реализуются их потребности в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободном использовании спортивного инвентаря и физкультурного оборудования.

Таким образом, были соблюдены все условия успешного формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В целом программу по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста удалось успешно реализовать.

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.