Многофункциональное пособие для развития речи и формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Логокуб"
Многофункциональное пособие для развития речи и формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста «ЛОГОКУБ»
(для участия в конкурсе на лучшую методическую разработку «Учебно – игровое коррекционное пособие»)
Фоминых Елена Николаевна
учитель – логопед ВКК
МБДОУ № 102
г. Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с нарушением речи представляют такую категорию детей с ОВЗ, у которой речь является несформированной на всех уровнях, а потому предпосылки к обучению грамоте у воспитанников, как правило, отсутствуют, а необходимые умения и навыки формируются с трудом.
В подготовительной к школе группе на занятиях, проводимых учителем логопедом, необходимо закреплять у детей связь звука с буквой, учить определять место звука в слове, последовательность звуков и букв в словах, делать звуко - буквенный анализ, делить слова на слоги, составлять схему предложения т.д. Для закрепления данных навыков у детей с речевыми нарушениями требуется многократное повторение. При выполнении повторяющихся заданий у многих воспитанников появляется нежелание заниматься этим видом деятельности. К снижению познавательной мотивации приводят и нарушения эмоционально - волевой сферы, которые часто встречаются у детей с речевой патологией.
Кроме того, у рассматриваемой категории детей оказываются вторично несформированными такие высшие психические функции как память, внимание, восприятие, воображение и мышление.
Таким образом, когда идёт речь об обучении и воспитании детей с нарушением речи, процесс формирования лексико – грамматических категорий языка и подготовка к обучению грамоте представляются более сложными и имеют ряд особенностей как методического, так и мотивационного характера.
Психологами доказано, что наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мёртвый груз. Пассивное восприятие и усвоение учебного материала не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.
Все это говорит о том, что в своей работе учитель – логопед должен использовать такие методы и формы работы, которые, в первую очередь, формировали бы у детей эмоционально положительное отношение к занятиям, поддерживали интерес в течение всей продолжительности деятельности, а так же стимулировали речемыслительную деятельность дошкольников и развивали интерес к речи и языку в целом.
Необходимо также учитывать, что старший дошкольный возраст является одним из критических в мотивационной сфере дошкольников. Известно, что ведущим мотивом дошкольного детства является игровой мотив. Однако к концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.
Из этого следует, что одной из задач педагога, учителя - логопеда в частности, является подбор таких приёмов и методов работы, которые способствуют своевременному переходу ребенка от игрового мотива к познавательному.
Из многолетнего практического опыта было замечено, что детей особенно привлекают дидактические пособия и игры, изготовленные руками самих педагогов, например мягкие лэпбуки, вязаные человечки – звуковички, пластилиновые буквы, тряпичные куклы – бибабо и т.д. Одним из таких пособий является авторская разработка – многофункциональное пособие для развития речи и формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста «ЛОГОКУБ». Данное пособие полностью соответствует требованиям к развивающей предметно – пространственной среде, согласно ФГОС ДО. Пособие содержательно – насыщенное, полифункциональное, доступное и безопасное в использовании.
Цель: создание условий для развития фонематической, лексико – грамматической стороны речи и формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
закреплять навыки звуко – буквенного и слогового анализа слов;
закреплять навыки словообразования и словоизменения;
актуализировать и расширять словарный запас;
закреплять навыки употребления повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений и предложений с предлогами;
развивать абстрактное мышление (использование пиктограмм, отгадывание ребусов), сенсорное восприятие и мелкую моторику;
формировать познавательный интерес и любознательность;
воспитывать самостоятельность и инициативу.
Предполагаемый результат (соотносится с задачами образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС ДО):
богатый активный словарный запас;
развитая связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь;
способность к речевому творчеству;
развитый фонематический слух;
сформированная звуковая аналитико – синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте.
Данное пособие может быть использовано:
на индивидуальных и подгрупповых формах образовательной деятельности в подготовительных группах компенсирующего, а также общеразвивающего вида;
в самостоятельной деятельности детей;
на «Коррекционном часе» воспитателя;
рекомендовано для занятий с родителями в домашних условиях.
Уровни сложности заданий пособия «Логокуб» соотносятся с примерными программами дошкольного образования. Возможно поэтапное усложнение заданий, а также дифференциация заданий по уровню сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей, уровня их речевого развития.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЯ
Многофункциональное пособие «Логокуб представляет собой мягкий куб из поролона, обшитый сначала кожзаменителем, а затем мягким фетром, зкологически безопасным материалом. Грани куба обшиты хлопчатобумажной тесьмой. Стороны куба по 20 сантиметров, грани красного, синего, жёлтого, зелёного, розового и голубого цветов. В центре каждой грани нашита «липучка», к которой крепится заламинированная карточка с графическим изображением - пиктограммой, обозначающая задание. Размеры карточки 6 сантиметров на 7 сантиметров. Всего в наборе 36 карточек с пиктограммами. Они находятся в красочной коробке.
Куб очень лёгкий, мягкий, приятный на ощупь, что дополнительно развивает сенсорику и содействует психологическому комфорту детей.
Воспитанники самостоятельно выбирают из набора пиктограмм 6 карточек на свой выбор. При этом развиваются такие качества, как самостоятельность и инициатива. Крепят выбранные карточки на гранях куба, подбрасывают его. Выпадает грань определённого цвета, и ребёнок выполняет задание, озвученное педагогом в зависимости о выпавшей на грани пиктограммы.
Привлекательным для детей является так называемый сюрпризный момент, который выражается в случайном выпадении грани куба. Куб можно подбрасывать несколько раз, а затем сменить полностью набор карточек, также по выбору ребёнка. Ниже представлено само пособие: фотография Куба и таблица с изображениями сменных карточек – пиктограмм и с описанием заданий к ним.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОСОБИЯ
№ | Пиктограмма | Описание задания |
1. | | Назвать гласный звук, твёрдый согласный звук и мягкий согласный звук. |
2. | | Назвать слово с заданным звуком, который находится в начале слова. |
3. | | Назвать слово с заданным звуком, который находится в середине слова. |
4. | | Назвать слово с заданным звуком, который находится в конце слова. |
5. | | Назвать парный звук по твёрдости – мягкости к заданному звуку. |
6. | | Назвать парный звук по звонкости – глухости к заданному звуку. |
7. | | Назвать слово на заданный звук. |
8. | | Продолжить цепочку слов по первым и последним звукам. |
9. | | Назвать слово, состоящее из одного слога. |
10. | | Назвать слово, состоящее из двух слогов. |
№ | Пиктограмма | Описание задания |
11. | Назвать слово, состоящее из трёх слогов. | |
12. | | Назвать парную гласную букву к заданной. |
13. | | Назвать, на что похожа буква. |
14. | | Изобразить «живую» букву с помощью своего тела. |
15. | | Поставить ударение в заданном слове. |
16. | | Отгадать ребус. |
17. | | Назвать слово, которое нужно писать с заглавной буквы (имя собственное). |
18. | Назвать слово. | |
19. | | Назвать предложение. |
20. | | Назвать предложение, в конце которого ставится точка. |
№ | Пиктограмма | Описание задания |
21. | | Назвать предложение, в конце которого ставится вопросительный знак. |
22. | | Назвать предложение, в конце которого ставится восклицательный знак. |
23. | | Назвать слово, которое отвечает на вопрос «что?» (неодушевлённое). |
24. | | Назвать слово, которое отвечает на вопрос «кто?» (одушевлённое). |
25. | Назвать слово, про которое можно сказать «он мой». | |
26. | | Назвать слово, про которое можно сказать «она моя». |
27. | | Назвать слово, про которое можно сказать «оно моё». |
28. | | Назвать слово, про которое можно сказать «они мои». |
29. | Назвать существительное со словом «много» (в родительном падеже). | |
30. | | Назвать слово ласково (с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса). |
№ | Пиктограмма | Описание задания |
31. | Назвать детёныша животного (птицы). | |
32. | | Образовать сложное слово из двух заданных основ. |
33. | | Подобрать слова – родственники к заданному слову. |
34. | | Подобрать противоположное по значению слово (антоним) к заданному слову. |
35. | | Подобрать рифму к заданному слову. |
36. | | Составить предложение с заданным предлогом («маленьким словом»). |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Колесникова Е.В. «Весёлая грамматика для детей 5 – 7 лет», Москва, «Ювента», 2003 г.
Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Санкт – Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995 г.
Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Санкт - Петербург, «Детство – пресс», 2018 г.
Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов», Москва, «Владос». 1999 г.
Ткаченко Т.А. «В первый класс – без дефектов речи», Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 1999 г.
Название таблицы