12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминых Елена Николаевна59
Учитель - логопед высшей квалификационной категории МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 102 города Екатеринбурга
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Многофункциональное пособие для развития речи и формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста «ЛОГОКУБ»

(для участия в конкурсе на лучшую методическую разработку «Учебно – игровое коррекционное пособие»)

Фоминых Елена Николаевна

учитель – логопед ВКК

МБДОУ № 102

г. Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с нарушением речи представляют такую категорию детей с ОВЗ, у которой речь является несформированной на всех уровнях, а потому предпосылки к обучению грамоте у воспитанников, как правило, отсутствуют, а необходимые умения и навыки формируются с трудом.

В подготовительной к школе группе на занятиях, проводимых учителем логопедом, необходимо закреплять у детей связь звука с буквой, учить определять место звука в слове, последовательность звуков и букв в словах, делать звуко - буквенный анализ, делить слова на слоги, составлять схему предложения т.д. Для закрепления данных навыков у детей с речевыми нарушениями требуется многократное повторение. При выполнении повторяющихся заданий у многих воспитанников появляется нежелание заниматься этим видом деятельности. К снижению познавательной мотивации приводят и нарушения эмоционально - волевой сферы, которые часто встречаются у детей с речевой патологией.

Кроме того, у рассматриваемой категории детей оказываются вторично несформированными такие высшие психические функции как память, внимание, восприятие, воображение и мышление.

Таким образом, когда идёт речь об обучении и воспитании детей с нарушением речи, процесс формирования лексико – грамматических категорий языка и подготовка к обучению грамоте представляются более сложными и имеют ряд особенностей как методического, так и мотивационного характера.

Психологами доказано, что наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мёртвый груз. Пассивное восприятие и усвоение учебного материала не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

Все это говорит о том, что в своей работе учитель – логопед должен использовать такие методы и формы работы, которые, в первую очередь, формировали бы у детей эмоционально положительное отношение к занятиям, поддерживали интерес в течение всей продолжительности деятельности, а так же стимулировали речемыслительную деятельность дошкольников и развивали интерес к речи и языку в целом.

Необходимо также учитывать, что старший дошкольный возраст является одним из критических в мотивационной сфере дошкольников. Известно, что ведущим мотивом дошкольного детства является игровой мотив. Однако к концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.

Из этого следует, что одной из задач педагога, учителя - логопеда в частности, является подбор таких приёмов и методов работы, которые способствуют своевременному переходу ребенка от игрового мотива к познавательному.

Из многолетнего практического опыта было замечено, что детей особенно привлекают дидактические пособия и игры, изготовленные руками самих педагогов, например мягкие лэпбуки, вязаные человечки – звуковички, пластилиновые буквы, тряпичные куклы – бибабо и т.д. Одним из таких пособий является авторская разработка – многофункциональное пособие для развития речи и формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста «ЛОГОКУБ». Данное пособие полностью соответствует требованиям к развивающей предметно – пространственной среде, согласно ФГОС ДО. Пособие содержательно – насыщенное, полифункциональное, доступное и безопасное в использовании.

Цель: создание условий для развития фонематической, лексико – грамматической стороны речи и формирования предпосылок грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

закреплять навыки звуко – буквенного и слогового анализа слов;

закреплять навыки словообразования и словоизменения;

актуализировать и расширять словарный запас;

закреплять навыки употребления повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений и предложений с предлогами;

развивать абстрактное мышление (использование пиктограмм, отгадывание ребусов), сенсорное восприятие и мелкую моторику;

формировать познавательный интерес и любознательность;

воспитывать самостоятельность и инициативу.

Предполагаемый результат (соотносится с задачами образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС ДО):

богатый активный словарный запас;

развитая связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь;

способность к речевому творчеству;

развитый фонематический слух;

сформированная звуковая аналитико – синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте.

Данное пособие может быть использовано:

на индивидуальных и подгрупповых формах образовательной деятельности в подготовительных группах компенсирующего, а также общеразвивающего вида;

в самостоятельной деятельности детей;

на «Коррекционном часе» воспитателя;

рекомендовано для занятий с родителями в домашних условиях.

Уровни сложности заданий пособия «Логокуб» соотносятся с примерными программами дошкольного образования. Возможно поэтапное усложнение заданий, а также дифференциация заданий по уровню сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей, уровня их речевого развития.


ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЯ

Многофункциональное пособие «Логокуб представляет собой мягкий куб из поролона, обшитый сначала кожзаменителем, а затем мягким фетром, зкологически безопасным материалом. Грани куба обшиты хлопчатобумажной тесьмой. Стороны куба по 20 сантиметров, грани красного, синего, жёлтого, зелёного, розового и голубого цветов. В центре каждой грани нашита «липучка», к которой крепится заламинированная карточка с графическим изображением - пиктограммой, обозначающая задание. Размеры карточки 6 сантиметров на 7 сантиметров. Всего в наборе 36 карточек с пиктограммами. Они находятся в красочной коробке.

Куб очень лёгкий, мягкий, приятный на ощупь, что дополнительно развивает сенсорику и содействует психологическому комфорту детей.

Воспитанники самостоятельно выбирают из набора пиктограмм 6 карточек на свой выбор. При этом развиваются такие качества, как самостоятельность и инициатива. Крепят выбранные карточки на гранях куба, подбрасывают его. Выпадает грань определённого цвета, и ребёнок выполняет задание, озвученное педагогом в зависимости о выпавшей на грани пиктограммы.

Привлекательным для детей является так называемый сюрпризный момент, который выражается в случайном выпадении грани куба. Куб можно подбрасывать несколько раз, а затем сменить полностью набор карточек, также по выбору ребёнка. Ниже представлено само пособие: фотография Куба и таблица с изображениями сменных карточек – пиктограмм и с описанием заданий к ним.


ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОСОБИЯ


t1610957796aa.gif






























Пиктограмма

Описание задания


1.




  image.png


Назвать гласный звук, твёрдый согласный звук и мягкий согласный звук.

2.

 


image%281%29.png




Назвать слово с заданным звуком, который находится в начале слова.


3.

 



image%284%29.png



Назвать слово с заданным звуком, который находится в середине слова.

4.

 


image%287%29.png




Назвать слово с заданным звуком, который находится в конце слова.




5.

  image%288%29.png


Назвать парный звук по твёрдости – мягкости к заданному звуку.




6.



image%289%29.png





Назвать парный звук по звонкости – глухости к заданному звуку.




7.

 


image%2810%29.png




Назвать слово на заданный звук.




8.


image%2811%29.png


Продолжить цепочку слов по первым и последним звукам.





9.


image%2812%29.png


Назвать слово, состоящее из одного слога.





10.

  image%2813%29.png


Назвать слово, состоящее из двух слогов.





Пиктограмма

Описание задания


11.




image%2826%29.png


Назвать слово, состоящее из трёх слогов.



12.

 


image%2827%29.png




Назвать парную гласную букву к заданной.


13.




image%2828%29.png




Назвать, на что похожа буква.


14.



image%2829%29.png




Изобразить «живую» букву с помощью своего тела.




15.

 
image%2830%29.png


Поставить ударение в заданном слове.





16.




image%2831%29.png




Отгадать ребус.





17.




image%2832%29.png




Назвать слово, которое нужно писать с заглавной буквы (имя собственное).




18.

image%2833%29.png


Назвать слово.





19.

  image%2834%29.png


Назвать предложение.






20.

  image%2835%29.png


Назвать предложение, в конце которого ставится точка.





Пиктограмма

Описание задания


21.





image%2836%29.png


Назвать предложение, в конце которого ставится вопросительный знак.



22.






image%2844%29.png


Назвать предложение, в конце которого ставится восклицательный знак.




23.




image%2850%29.png




Назвать слово, которое отвечает на вопрос «что?» (неодушевлённое).


24.




image%2857%29.png




Назвать слово, которое отвечает на вопрос «кто?» (одушевлённое).



25.

image%2863%29.png


Назвать слово, про которое можно сказать «он мой».





26.



image%2868%29.png



Назвать слово, про которое можно сказать «она моя».




27.




image%2871%29.png



Назвать слово, про которое можно сказать «оно моё».




28.


мimage%2872%29.png


Назвать слово, про которое можно сказать «они мои».





29.

image%2881%29.png


Назвать существительное со словом «много»

(в родительном падеже).





30.


image%2884%29.png


Назвать слово ласково (с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса).




Пиктограмма

Описание задания


31.




image%2889%29.png


Назвать детёныша животного (птицы).


32.



image%2898%29.png





Образовать сложное слово из двух заданных основ.


33.





image%28103%29.png



Подобрать слова – родственники к заданному слову.


34.



image%28105%29.png




Подобрать противоположное по значению слово (антоним) к заданному слову.




35.


image%28108%29.png


Подобрать рифму к заданному слову.





36.





image%28110%29.png



Составить предложение с заданным предлогом («маленьким словом»).






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Колесникова Е.В. «Весёлая грамматика для детей 5 – 7 лет», Москва, «Ювента», 2003 г.

Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Санкт – Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995 г.

Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Санкт - Петербург, «Детство – пресс», 2018 г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов», Москва, «Владос». 1999 г.

Ткаченко Т.А. «В первый класс – без дефектов речи», Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 1999 г.



























Название таблицы



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.