Устная и письменная речь
Урок в 1 классе Тема :Знакомство с устной и письменной речью.
Цель: познакомить первоклассников с понятиями «устная» и «письменная» речь.
Оборудование : плакаты правильно сиди на уроке, Алфавит.
Орг.момент.
-Доброе утро, дорогие первоклассники! Сегодня у вас первый учебный день.
-Посмотрите вокруг и скажите, как называется здание ,в котором мы с вами находимся? (школа)
-А как называется помещение, в котором мы начинаем урок? (класс)
В каком селе находится наша школа? Как называется страна, в которой мы живем?Что вы можете рассказать о своей Родине?
-На занятиях в школе мы узнаем много интересного. А как называются занятия в школе? (уроки)
На столе перед вами лежит важная книга. Кто знает, что за знаки на обложке? Что на ней нарисовано? Кто может прочитать , что за слово написано на обложке? (Азбука)
-Как вы думаете, чему вы будете учится по Азбуке?
III. А начинать урок обучения грамоте мы будем с дыхательной гимнастики и разминки. Разминки нам нужны, чтобы правильно произносить звуки и слова, предложения. (проводим гимнастику и разминку)
Все, что мы говорим-это речь. Речь называется устной, потому что мы пользуемся «устами» , т.е. ртом, губами. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.
То, что мы сейчас с вами говорим , это устная речь.
- но есть речь, которая бывает в книгах, газетах, афишах, она написана, обозначена буквами. Это письменная речь. Пишем мы карандашом, ручкой и …дополните.
-Как вы думаете , с чего мы начнем обучение письму?
-Для этого у нас есть тетради-прописи. Давайте рассмотим наши прописи. (рассматриваем ) откройте страницу с этой цифрой 3, написана на доске.
-на странице 3 вы видите все 33 буквы русского алфавита. Те буквы , которые вы знаете, обведите зеленым карандашом. Как они написаны? Красиво и аккуратно.
Так же красиво вы будете писать , когда мы полностью изучим Азбуку и освоим Прописи.
Переверните страницу Прописей.
(обсуждаем правильную посадку при письме)
Работа с прописями с. 4-6.
В прописях с. 7. Вы начнете писать элементы букв.
Обращаем внимание , что буквы бывают маленькие (строчные) и большие (заглавные).
(знакомим с понятиями узкая и широкая строка, наклон, отдых руки после длительного письма ).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
_а сейчас вспомним как прошел ваш первый день в школе. Составьте небольшой рассказ.
(дети составляют, выслушивают одноклассников)
-Посмотрите на доску. Знакомство с алфавитом.
-Алфавит –это буквы , расположенные в определенном порядке.
Написание каждой буквы состоит из нескольких элементов, которые мы уже с вами писали.
Подведение итогов. Помогите мне закончить предложения. –все, что мы говорим- это…речь
- речь бывает …..устной и письменной
- на письме звук обозначается ….буквой
-Понравился вам урок?
-А закончить урок я хочу стихотворением А.Барто «Мне теперь не до игрушек»
Я выросла
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.