Пояснительная записка к презентации
24
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Брянска
Устный журнал «Берегите ваши зубки, или Как ухаживать за полостью рта
Информационный проект
Автор
Козлова Светлана
7 класс,
руководитель
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и
литературы
Брянск
2017
Оглавление
1.1. Проектный продукт………………………………………………………3
1.2 Аннотация………………………………………………………………….7
Описание процесса исполнения………………………………………………11
Выводы………………………………..……………………………………….17
Использованная литература и Интернет –источники………………………19
Приложение 1…………………………………………………………………..20
Приложение 2…………………………………………………………………..22
1.1. Проектный продукт
Устный журнал «Берегите ваши зубки, или как ухаживать за полостью рта»
1 слайд.
Здравствуйте, уважаемые ребята! Я, ученица 6 «В» класса Козлова Светлана, ряда представить вам свой информационный проект «Берегите ваши зубки, или как ухаживать за полостью рта». Почему я обратилась к данной теме?
2 слайд.
Во-первых, потому, что мне это интересно, и я хочу расширить свои знания по данной проблеме.
3 слайд.
Во-вторых, я планирую в будущем быть стоматологом.
4-7 слайды.
В-третьих, меня ужаснули данные анкетирования, которое я провела среди учеников нашей гимназии. Вы только взгляните!
Оказывается, 29 учеников начальной школы не знают, зачем нужно чистить зубы, 26 учеников не знают, как правильно держать зубную щетку, 14 ребят не смогли ответить на вопрос, почему щетка должна быть индивидуальной, и 44 ученика 1-3 классов не знают, какими пастами пользоваться. Как видите, проблема, к которой я обратилась в проекте, очень актуальна.
8-9 слайды. Прежде чем приступать к проекту, я изучила научную и научно-популярную литературу. В результате работы с информацией я выяснила, что проблема гигиены полости рта изучена современной медициной всесторонне и глубоко. Наука, изучающая полость рта, называется стоматологией: «стома- по-гречески рот, логия- наука. Из двух этих слов сложилось одно - стоматология. Врачи - стоматологи занимаются лечением зубов, полости рта, челюстей, а также заменой пришедших в негодность зубов на искусственные».
10 слайд. Условно ротовую полость делят на два отдела. Передний отдел – преддверие рта – ограничен губами и щеками спереди и зубами и челюстями сзади. Преддверие имеет форму подковы. Задний отдел – собственно полость рта – спереди и с боков ограничен зубами и челюстями, сзади – отверстием зева, которое является началом глотки. Сверху границей ротовой полости является твердое и частично мягкое небо, снизу – мышечный каркас, который называют дном ротовой полости. Мягкое небо заканчивается небным язычком, который принимает участие в формировании голоса, и в спокойном состоянии свисает вниз. Слизистая полости рта, переходя с мягкого неба вниз, образует по бокам небного язычка небные миндалины. В ротовой полости центральное место занимает язык. От него ко дну ротовой полости идет уздечка – складка слизистой полости рта. По бокам от уздечки можно заметить выходные отверстия протоков слюнных желез.
11 слайд. Зубы представляют собой группу твёрдых органов, расположенных в полости рта. Каждый зуб составляют две основные части: коронка и корень. Выступающая над поверхностью десны коронка является той частью, которая участвует в откусывании и жевании пищи. Ниже уровня дёсен расположены части зуба, которые называют корнями. Каждый зуб может иметь от 1 до 3 корней. Вся внешняя оболочка зубного корня покрыта окостеневшей тканью, состоящей из кальция и цемента.
12 слайд. Как чистить зубы. Правильная чистка зубов должна происходить минимум 2 раза в сутки. Утром, сразу после пробуждения, и вечером - перед тем, как ложиться спать. Сам процесс длится не менее трех минут. Для полноценной очистки полости рта потребуется всего одна горошина пасты.
Детям старше 6 лет и взрослым необходима более тщательная чистка:
1. Открыв рот, почистите внешние поверхности зубов вертикальными движениями, от десны к жевательной части. Сверху и снизу.
2. То же проделайте и с внутренней поверхностью. На передних зубах разворачивайте щетку, как показано на схеме, и продолжайте делать движения от десны к жевательной части.
3. Горизонтальными движениями очищайте жевательную часть зубов.
13 слайд. Как ухаживать за деснами.
Для того, чтобы иметь красивые и здоровые зубы, невероятно важно также следить за состоянием десен. Чтобы проблемы с деснами никогда вас не настигли, простая, но правильная гигиена полости рта должна стать для вас ежедневным ритуалом. Это:
А) Чистка зубов должна проводиться не меньше, чем дважды за день;
Б) Режим питания также важно соблюдать;
В) Использовать зубную нить;
Г) Отказаться от вредных привычек;
Д) Полоскать рот.
14-15. Как ухаживать за языком.
Мы знаем, как важно соблюдать гигиену полости рта, поэтому уделяем много внимания чистке зубов, а про язык частенько забываем. Важность языка, как органа человеческого организма, сложно переоценить. Именно с его помощью вы разговариваем, принимаем пищу, ощущаем ее вкус. А поскольку питаемся каждый день, на поверхности языка образуется налет, служащий убежищем для бактерий. Именно они провоцируют возникновение кариеса, пародонтоза, неприятного запаха изо рта. Тщательный уход избавит от «незваных гостей». Для читки языка можно использовать обычную зубную щетку с мягкой или полумягкой щетиной или обзавестись специальными инструментами- скребками, которые необходимо менять 1 раз в 2-3 месяца.
Остатки пищи и налет с языка удаляют после чистки зубов щеткой и ниткой. Плавными равномерными движениями скребка налет снимается от основания, корня к кончику языка. При желании можете использовать зубную пасту. В перерывах после нескольких движений скребок ополаскивают водой, чтобы смыть накопившийся на нем налет. Не следует скрести язык с избыточной силой, чтобы не травмировать его поверхность. После очищения прополощите рот водой и промойте скребок. Очищать язык следует ежедневно, независимо от того, есть на нем видимый налет или нет.
16. Итак, ребята, давайте сформулируем основные правила ухода за полостью рта. Правило №1: зубки нужно чистить 2 раза в день, перед сном вечером и после сна утром.
17. Правило №2: не забывайте о профилактических осмотрах у стоматолога раз в полгода. Если вы будете соблюдать это правило, вы сможете предупредить заболевание десен и зубов еще на первых этапах развития.
18. Правило №3: подбор средств для чистки зубов - дело серьезное. Не стоит покупать первую попавшуюся пасту, а щетку нужно менять как минимум раз в 3 месяца.
19.Правило №4: уход за ротовой полостью не заканчивается на чистке зубов: не забывайте про язык, щеки и десна.
20. Правило №5: после каждого приема пищи необходимо удалять остатки еды. В идеале нужно чистить зубы пастой и щеткой, но на практике это чаще всего невыполнимо. Поэтому можно пользоваться доступной альтернативой: ополаскиватели для ротовой полости справляются с этой задачей на «ура», удаляя частицы еды и освежая ваше дыхание. А на работе или учебе на помощь придет жевательная резинка.
21. Правило №6: для очищения промежутков между зубками используйте зубные нити.
22. Гигиена полости рта не займет у вас более 10 минут утром и вечером. Делайте все правильно и ваши зубки и десна будут здоровыми.
23. Ребята, о важности зубов в жизни человека говорит и народная мудрость, которая заключена в пословицах. Давайте обратимся к их бесценному опыту. Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете?
24. Спасибо за внимание! Желаю всем счастливых улыбок!
1.2 Аннотация
В начале учебного года на одном из классных часов наш классный руководитель Вера Сергеевна подняла вопрос гигиены полости рта. Так как в дальнейшем я хочу стать стоматологом, то эта тема меня особенно заинтересовала. Поняв, как в действительности мало я знаю о стоматологии, я задалась вопросом, а что известно по этому вопросу другим ребятам. Это можно было узнать, только опросив других учеников. Для этого я записала интересующие меня вопросы и, заручившись поддержкой классного руководителя, опросила учеников начальной школы (приложение 1). Почему именно начальной? Во-первых, потому что меня привлекает именно детская стоматология, во-вторых, чем раньше начать просветительскую работу в этом направлении, тем лучше будет результат (а значит, и крепче зубы детей!) Проанализировав результаты опроса, я поняла, что - не всегда дети придерживаются правила чистить зубы два раза в день, при этом большинство детей любят употреблять сладкую пищу, что негативно сказывается на здоровье ротовой полости; - очень маленький процент детей знает, как правильно держать зубную щетку. Я считаю, что лучше не лечить, а предупредить. И тогда я решила, что необходимо проинформировать учеников начальной школы в вопросах о том, как правильно ухаживать за ротовой полостью. Используя различные научные и научно-популярные источники, я собрала необходимый для этого материал. Таким образом, у меня получилась проектная работа под названием «Берегите ваши зубки, или как ухаживать за полостью рта».1.3 Целевая аудитория
Созданный продукт адресован ребятам 3-4 классов, которые только начинают познавать окружающий мир и себя в нем.
1.4 Цель проекта
Создать устный журнал «Берегите ваши зубки, или Как ухаживать за полостью рта».
Ожидаемый результат
Созданный устный журнал поможет учащимся начальной школы побольше узнать о строении ротовой полости, проинформирует их о необходимости ухода за зубами и ротовой полостью в целом.
1.5 Задачи проекта
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить имеющуюся научно-популярную литературу по теме проекта;
2) составить устный журнал для учащихся начальной школы;
3) провести опытную работу с использованием созданного журнала.
1.6 Этапы и методы работы над проектом
Этапы работы |
Решаемые задачи |
Содержание работы и деятельность участников |
Предполагаемый результат |
Подготовительный (5 дней) |
Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, определить практическую направленность проекта. |
Определяюсь с темой проекта, провожу анкетирование учащихся 1-3-х классов, знакомлюсь с его результатами, делаю выводы. Работаю в Интернет. Составляю список литературы для ознакомления. Обсуждаем с руководителем первые итоги работы и заполняю лист «Подготовительный этап». |
Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая значимость и новизна проекта осмыслены. |
Планирование (2 дня) |
Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научно-популярной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты. |
Изучаю по материалам научно-популярной литературы строение зубов и ротовой полости в целом, правила ухода за зубами. Составляю примерный план работы. Обсуждаем итоги проделанной работы и заполняем лист «Знаю/интересуюсь/узнал(а)» |
Узнала, как устроены зубы и ротовая полость, правили ухода за зубами. Поняла, насколько важно правильно ухаживать за ротовой полостью. |
Разработка проекта (3 месяца) |
Систематизировать собранный материал, оформить презентацию |
Компилирую отобранный материал, отбираю иллюстративный материал для презентации. Выступаю перед ребятами 3-4 классов, собираю и анализирую отзывы (приложение 2), вношу коррективы в соответствии с полученными результатами. |
Устный журнал составлен, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов внесены. |
Оформление результатов (10дней) |
Закончить оформление устного журнала, сделать презентацию, знакомящую с проектным продуктом. |
Редактирую и оформляю журнал в соответствии с результатами опытно-экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся. Заполняю лист «Знаю/интересуюсь/узнал(а)» |
Портфолио информационного проекта оформлено. |
Презентация проекта (от 10 дней) |
Опубликовать сборник в электронных СМИ, выступить перед одноклассниками и ребятами начальной школы. |
Уточняю условия публикации и готовлю журнал в соответствии с положением о публикации. Договариваюсь с учителями начальной школы о проведении презентации проекта. |
Публикации проекта в электронных СМИ, выступление перед одноклассниками и учениками начальной школы |
Оценивание (1 день) |
Изучить критерии оценки информационных проектов. |
Обсуждаю созданный мною продукт с руководителем, учителями начальной школы (приложение 3), выполняю самоанализ созданного проекта. Заполняю лист «Осмысление и оценка проекта» |
Отзыв о работе руководителя проекта получен, «Лист сопровождения проектом» получен. Самоанализ работы выполнен. |
Методы работы над проектом: изучение и анализ научно-популярной литературы, работа со словарями для определения теоретической и практической базы проекта; интервьюирование; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, анкетирование, социологический опрос.
1.7 Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение
Для реализации проекта потребуется:
Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор компьютер;
программное обеспечение, бумага;
электронные ресурсы Интернета;
медицинские энциклопедии и справочники, а также научно-популярные книги о здоровье школьника.
Описание процесса исполнения
1.Определение темы проекта. Свою будущую жизнь я хочу связать с профессией детского стоматолога. Именно этим обусловлен интерес к выбранной теме. А еще в результате анкетирования я узнала, что проблема ухода за полостью рта среди детей достаточно актуальна, т.к. многие из ребят не знаю правила гигиены или не следуют им. Это связано с недостаточной информированностью, а также с ленью ребят.
Многие ребята при анкетировании указали, что чистить зубы их никто не учил, и они с удовольствием познакомятся с правилами ухода за зубами и ротовой полостью. Как видно из данных анкеты, проблема проекта актуальна и требует решения.
2. Целеполагание: как решить сформулированную проблему? Проблема: как определиться с выбором типа проекта и формы проектного продукта? Посоветовавшись с учителем, познакомившись в Интернете на сайте Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся http://project.1september.ru с различными проектами школьников, прихожу к выводу, что самое эффективное в решении поставленной проблемы -создать устный журнал с презентацией.
Проблема: смогу ли я, создав устный журнал, заинтересовать учащихся начальной школы? Поможет ли ребятам мой продукт осознать важность правильного ухода за зубами и ротовой полостью в целом?
3. Погружаюсь в тему.
Прежде всего знакомомлюсь со строением зубов, а также изучаю тему «Полость рта», пользуясь современными популярными словарями и справочниками [1,2,4,6,9]. Открываю много нового и очень интересного для себя! Я узнала, что зуб состоит из коронки, корня и шейки. Коронка сверху покрыта эмалью, а корень — цементом (так обычно называют ткань, которая по своей структуре напоминает кость). Шейка зуба — это переход коронки зуба в его корень. Шейка закрывается десной. Внутри зуба имеется мякоть, называемая пульпой. Именно в ней находятся кровеносные сосуды и нервы, и именно в ней из-за воспаленных нервов возникает зубная боль.
По совету руководителя проекта Веры Сергеевны и фельдшера нашей гимназии Лидии Александровны прежде всего я обращаюсь к журналам «Здоровье школьника» и «Здоровье детей» ИД «Первое сентября». В этих журналах серьезная информация представлена популярно, интересно, очень понятно. Так я узнала, что чистка зубов должна быть полной, при необходимости нужно использовать зубочистку или зубную щетку специально для межзубных пространств. Автор статьи «Как сохранить зубы школьника» Ранеева Н. подробно изложила необходимость использования зубной нити (прежде я об этом ничего не знала!). Зубную пасту следует подбирать в соответствии с состоянием полости рта [7, 13 с.].
О том, что правильно чистить зубы дважды в день по три минуты, причем утром лучше всего чистить их после завтрака, я также узнала из журнала «Здоровье школьника», где подробно было рассказано и о тех биохимических процессах, которые происходят во время и после чистки зубов. [8, 14 с.].
Оправилах чистки зубов я узнала из нескольких источников, в т.ч. и из Интернета. Кстати, научилась оформлять ссылки на интернет-источки в соответствии с правилами [3, 5, 10, 12]. Об этом я также рассказываю в своем выступлении перед ребятами. Оказывается, очень полезно мысленно мысленно разделить зубы на три вида: большие коренные зубы, малые коренные зубы, резцы с клыками. Каждую из этих групп нужно чистить по отдельности. Щеткой нужно водить от десны по направлению к верхней части зуба. При этом давление щетки не должно быть слишком большим, иначе можно повредить десны. А еще правила такие:
1. Перед началом чистки зубов прополощи рот теплой водой, чтобы полностью удалить скопившуюся слизь.
2. Приложи щетку к основанию зубов нижней челюсти. При этом она должна располагаться так, чтобы ее движения были параллельны росту зубов.
3. Начинать чистить зубы нужно с нескольких коротких движений вверх и вниз. Зубы чистят с обеих сторон — не забывай об этом.
4. Теперь поставь щетку под прямым углом к вертикальной оси зуба и прочисть его режущую поверхность. Жевательную поверхность чисть короткими движениями.
5. Движения должны быть выметающими. Только так тебе удастся удалить все остатки пищи с зубов, не повредив их эмали.
6. Не забудь почистить язык. Сейчас в продаже есть специальные щетки, имеющие шершавую обратную поверхность. С ее помощью ты сможешь убрать остатки пищи и слюну с языка и внутренней поверхности щек.
7. Теперь точно так же прочисть и верхнюю челюсть.
4. Интервью. Следующий этап работы- интервью со специалистами. Я обратилась в ГАУЗ «Брянская городская детская стоматологическая поликлиника №1» (Бежицкое отделение) и побеседовала с детским врачом-стоматологом Гусевой Аллой Георгиевной. Алла Георгиевна окончила Калининский государственный медицинский институт по специальности «стоматология». Имеет сертификат по специальности «Стоматология детская». Алла Георгиевна рассказала о кариесе, наиболее частом повреждении, встречающемся у детей. Из беседы с врачом я узнала, что кариес начинает образовываться с небольшого пятнышка на зубе. Затем это пятнышко постепенно перерастает в углубление. Если вовремя его не заметить, оно будет увеличиваться. Это означает, что зуб заболел кариесом и в нем постепенно образуется кариозная полость. Если с этой проблемой вовремя не пойти к врачу, то этот зуб можно потерять.
Кариес не только губительно воздействует на зубы, но и сильно вредит всей пищеварительной системе. Микробы, находящиеся на зубах, пораженных кариесом, при самом неблагоприятном стечении обстоятельств могут привести к возникновению тяжелых инфекционных процессов в организме. Они даже могут поразить сердце, печень, суставы. Когда человек теряет зубы, его лицо претерпевает сильные изменения в худшую сторону, оно, как правило, сморщивается, а щеки становятся запавшими. Речь становится невнятной и шепелявой.
Чтобы этого не допустить, нужно уделять пристальное внимание зубам с самого детства. В пище должно содержаться достаточное количество витаминов D и С, а также витаминов, относящихся к группе В.
В заключение беседы Алла Георгиевна подарила мне несколько буклетов, которые я обязательно покажу ребятам во время и после выступления. Также она посоветовала выйти на официальный сайт их поликлиники и познакомится с некоторыми публикациями, которые могут оказаться полезными в моей работе. Я так и сделала, и обнаружила несколько простых и очень важных советов:
Не нужно ковыряться в зубах не предназначенными для этого предметами, например иголками или спичками. Ими ты можешь поранить как десны, так и эмаль зуба. И это только в лучшем случае. В худшем — занесешь инфекцию, которая может привести к возникновению воспалительного процесса или развитию кариеса. Для очистки межзубного пространства лучше всего использовать специальные зубочистки.
Не следует грызть твердые конфеты или орехи, потому что они могут очень сильно навредить эмали или даже сломать зуб. Кроме того, лучше не пить чересчур горячие или холодные напитки.
Чтобы время от времени отбеливать зубы, протирай их влажной марлей с мелкой солью. Очень эффективной для отбеливания зубов будет их очистка с помощью мякоти клубники. Хорошим порошком для чистки зубов является смесь мелкой соли и питьевой соды. Сода снижает кислотность полости рта, а именно из-за нее образуется кариес [ 13].
5. Для удобства составляем график работы над проектом. Вносим в него и те шаги, которые нами уже сделаны.
№ п/п |
Мероприятие |
Дата |
1. |
Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой. |
08. 09.16. |
2. |
Формулировка темы. |
09. 09. 16. |
3. |
Поиск материала о зубах и ротовой полости в справочниках, научно-популярных изданиях и в сети Интернет. |
10-20. 09.16 |
4. |
Работа с материалами сайта http://project.1september.ru Работа в библиотеке и Интернете. |
20-28. 09.16 |
5. |
Уточнение цели и задач проекта, составление плана работы, беседа с руководителем проекта, интервью с врачом-стоматологом. |
26. 10.16 |
6. |
Систематизация собранного материала, попытка ответить на вопрос проекта. Беседа с руководителем проекта. |
28.10.16. |
9. |
Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам |
29.10.16. |
10. |
Составление презентации. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта. |
30.10-05.11 2016 |
11. |
Поиск иллюстративного материала для составления презентации. Беседа с руководителем проекта, редактирование презентации. |
6-7 ноября 2016 |
12. |
Редактирование проектного продукта с учетом пожеланий учащихся начальной школы, составление презентации. |
7-12 ноября 2016 |
13. |
Презентация полученного продукта в рамках месячника естественных наук перед учащимися гимназии |
в течение ноября 2016 г. |
14. |
Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ |
в течение декабря 2016 г. |
15. |
Рефлексия. |
декабрь-январь |
Выводы
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что цель проекта достигнута, поставленные задачи решены. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии, публикации нашего сборника в электронном СМИ «Педагогический мир», периодическом издании СМИ «TEENET.RU», Фестивале детского творчества «Южный полюс», Международном детском творческом фестивале «Апельсин».
В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие
знания о строении ротовой полости и правила ухода за зубами и языком;
умения: понимать и формулировать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы; представлять и отстаивать свою точку зрения в публичном выступлении.
навыки: самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой.
Я еще раз убедилась в ценности научных знаний в современном мире, проверила свои способности в проектной деятельности в условиях соревнования. Я поняла, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание. Я обязательно буду работать над совершенствованием в себе названных способностей.
Работа над проектом позволила выстроить особые отношения с учителями и родителями, которые мне помогали в работе – отношения сотрудничества и равноправия. Инициатива деятельности исходила от меня, однако руководитель проекта, учителя начальных классов (особое спасибо Елене Владимировне Грибановой), родители (спасибо моей мамочке Ольге Николаевне!) давали советы, предоставляли информацию, подсказывали направления работы.
Работая над проблемой, я получила шанс лучше понять себя, наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы, развивала в процессе работы над проектом личную инициативу, ответственность, настойчивость, активность.
Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:
- работать в одной сложно: трудно ориентироваться в потоке информации, трудно брать на себя ответственность, быть в ответе за промахи и неудачи;
-очень сложно понять причины неуспеха деятельности, еще сложнее действовать в ситуации неуспеха;
-при демонстрации результатов проектной деятельности необходимо шире привлекать аудиторию посредством проблемных вопросов, обращения к личному учебному опыту и опыту одноклассников.
Использованная литература и Интернет –источники
1. Безносиков Е.А. Здоровье: популярная медицинская энциклопедия Мн.: БелСЭ, 1990. – 673 с.
2. Краткая медицинская энциклопедия: В 3- Х т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Петровский. – 2-е изд. – М. Советская энциклопедия. – Т. 2. -1989, 608 с.
3. Миронова Н. Ухаживайте за зубами правильно // ИД «Первое сентября». Здоровье детей.- 2004.- № 3.- C. 6-10.
4. Петровский В.Б. Энциклопедический словарь медицинских терминов.-М.: Советская знциклопедия, 1984.-348 с.
5. Полный школьный курс. Справочное пособие.-СПб.: ИГ «Весь», 2009.-544 с.
6. Популярный медицинский справочник. (Под общ. Ред. С.Н.Васильева).-2-е изд., перераб.-М.: Вече.-2015.-352 с.
7. Рамеева Н. Как сохранить зубы школьника. //Здоровье школьника.-2007.- № 6.-с 12-15.
8. Сакиев Д. М. Выбираем зубную щетку правильно. //Здоровье школьника.-2008.- № 7.-с 13-16.
9. Светлакова Н. Большая медицинская энциклопедия.- М.: АСТ, Хранитель, 2008.-904 с.
10. Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник.-М.: Эксмо, 2011.-256 с.
11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-480 с.
Интернет-источники:
12. Ионова Л. Как правильно ухаживать за зубами. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alegri.ru/deti/vs-dlja-devochek-i-malchikov/kak-pravilno-uhazhivat-za-zubami.html (дата обращения 2.10.16).
13. Памятка по профилактике стоматологических заболеваний. [Электронный ресурс]. URL: https://bgdsp1.ru/ (дата обращения 18.10.16).
Приложение 1
Знаете ли вы, зачем нужно чистить зубы?
Знаете ли вы, как правильно держать зубную щетку?
Знаете ли вы, почему зубная щетка должна быть индивидуальной?
Знаете ли вы, какой зубной пастой нужно пользоваться?
Приложение