12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Молькова Наталия503
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино
Материал размещён в группе «Школьный музей»

Устное народное творчество

Название жанра

Содержание

Работа с детьми

1

Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка, особый лирический жанр, популярный в народной поэзии.

На кота варкота,

А на ребенка дремота.

На кота безумство,

А на ребенка здоровье.

На кота все зло,

А ты, дитя, спи тихо.

Колыбельная Совушка

Когда в небе солнышко весело сияет,
Маленькая совушка глазки закрывает,
Медленно по дому сны летают,
И детишки мирно засыпают...

Снятся нашей совушке мышки полевые,
Как поет соловушка на плакучей иве,
Медленно по небу сны летают,
И детишки мирно засыпают...

Когда в небе звездочки радостно сияют,
Маленькая совушка глазки открывает,
Медленно по дому сны летают,
И детишки мирно засыпают...


В режимных моментах

2

Пестушка - это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша.

Потягунушки, 
Порастунушки, 
Поперек толстунушки, 
А в ножки ходунушки, 
А в ручки хватунушки, 
А в роток говорок, 
А в головку разумок.

Ах, поёт, поёт 
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.




В режимных моментах














3




Потешка - это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей.

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели, —
На головушку присели!



Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что вы ели?
— Кашку.
Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.



 Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.


В режимных моментах, во время игр с детьми младшего дошкольного возраста, для заучивания наизусть

4

Прибаутка - (от слова баять, то есть рассказывать) — это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей. Прибаутка — это весёлая история в стихотворной форме, которую рассказывает мама своему ребёнку, 

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

 

Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела.
Ах ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

 

Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку.
В люди снесла,
Добрым людям сбыла.
За скалочку взяла курочку,
За курочку взяла уточку,
За уточку — гусёночка!
Гусё-но-чка!

 


Во время игр с детьми младшего дошкольного возраста, для заучивания наизусть

5

Небылица - жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.

Бывал да живал, на босу ногу топор надевал, топорищем подпоясывался, кушаком дрова рубил… Жона была раскрасавица… за окошко зглянёт, так три дня собаки лают…

Лошадь ела кашу, а мужик овес. Лошадь влезла в сани, а мужик увез.

Стоит парень у ворот, широко раскрыв свой рот. И никто тут не поймет, где ворота, а где рот.

Сидит заяц на березе, книжку изучает. Прилетел к нему олень, слушает, вздыхает.

Между небом и землей поросенок мылся, так увлекся и хвостом к небу прицепился.


Во время игр.

При организации развлечений, праздников

6

Скороговорка - короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.

Осип охрип, Архип осип.


Во дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.


Корабли лавировали, лавировали, да не вылавирова

Карл у Клары украл кораллы, 
А Клара у Карла украла кларнет. 
Если бы Карл не крал у Клары кораллы, 
То Клара не крала б у Карла кларнет.

Ехал Грека через реку. 
Видит Грека в реке рак. 
Сунул в реку руку Грека. 
Рак за руку Грека — цап.

Для развития речи ( в режимных моментах, на занятиях)

7

Загадка – это краткое описание умалчиваемого предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления.

Загадка развивает у человека поэтический взгляд на действительность, создает неограниченный простор для фантазии. Поэтому можно заметить, что загадка – это поэтически замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.


У батюшки жеребец, всему миру не сдержать,

У матушки коробья, всему миру не поднять,

У братца кушак, всему миру не скатать. (Ветер, земля, дорога).

Росло, повыросло,

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось. (Орехи.).

Два стоят.

Два лежат.

Один ходит,

Другой водит. (Дверь)

Встану я рано,

Пойду я к Ивану,

К долгому носу —

К толстой голове. (Рукомойник)


На познавательных занятиях, на прогулках, в режимных моментах

8

Закличка - обрядовая песня заклинательного характера, сопровождающие обряд кликания и включавшие обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках как одушевленные существа. Заклички считаются традиционными, так как они переходят из поколения в поколение

Весна! Весна красна! 
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!

С хлебом высоким!


Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей!

 Выйди, выйди, солнце,
Над моим оконцем.
Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зёрнышко.

 Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко!
Там твои детки,
Там малолетки,
Лепёшки валяют,
Тебя поджидают.

 




На прогулках,

На фольклорных праздниках, развлечениях

9

Приговорка - обращение к
животным, птицам, насекомым.
Бытовое название "приворожилки".
Дети пользуются этими стишками,
чтобы животные или растения
выполнили определенную просьбу

Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.
Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.
Божья коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного и белого,
Только не горелого.
Божья коровка,
Красная головка,
Не живи у нас долго,
Полети за Волгу -
На высокие норы.

На прогулках

10

.Жеребьевая сговорка предназначены для тех игр, в которых предусмотрены две команды. Есть несколько вариантов проведения жеребьевки. Двое сильных и ловких ребят становятся водящими (командирами), подбирающими себе команду. Остальные парами отходят в сторонку и шепотом договариваются, кто кем из них будет: золотая чашечка или серебряное блюдечко. Каждая пара придумывает себе жеребъевую сговорку по вкусу, фантазирую или рифмуя.

Коня вороного или казака удалого?

Шар катить или воду лить?

Сундук денег или золотой берег?

Дома быть или по морю плыть?

С неба стрельца или с земли молодца

При организации игр

11

Считалка - это рифмованный стих, слагающийся из выдуманных созвучий и слов, при этом выделяется точный ритм, которого и стараются придерживаться. С помощью считалок справедливо и понятно распределяются между детьми роли для самых разных игр. Ее же используют для того, чтобы поставить очередь для начала новой увлекательной забавы. Так происходит ввод в новую игру.

Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он, Кто не верит - выйди вон

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?
Шесть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.

Эники беники ели вареники,
Эники беники съели вареники,
Эники беники, хоп!
Вышел зелёный сироп

При организации игр

12

Игровая припевка - это стишок. Игровыми припевками начинают игру, зада­ют условие игры, связывают части игрового дейст­вия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети.


Проходите, господа, открываем ворота,

Перва мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас.


Скок-скок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.


При организации игр

13

Молча́нка - неподвижная детская игра, в которой проигрывает заговоривший первым; жанр детского потешного фольклора.

В детском садике у нас тихий час.
Это значит, нам нужна ти-ши-на.
Мы сказали: «Чок-чок-чок,
Спи, упрямый язычок»,
Потому что к нам пришла
Ти-ши-на.

Прилетели журавли
И сказали всем: "Замри!"
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать,
И солдатиком стоять!

Ты рыбак, и я рыбак.
Ловись, рыбка! Ловись, рак!
Тихо! Тишина! Молчок!
Кто слово скажет - тот червячок!






Во время режимных моментов

14

Голосянка — это своеобразное голосовое упражнение-соревнование, вытягивание на одном дыхании гласного звука в конце стихотворения.

На дворе уж месяц май! Ай-ай! Май-май! Сеять в поле помогай, помогай! Ай-ай! Май-май! Ты тяни, тяни, тяни - По-мо-ги-и-и-и-и!…

Голосянки, голосяночки, Голосим за прянички, За бублички! Тянем-тянем до черты, У того, кто не дотянет, Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы!…

Дождик, лей, лей, лей, лей. Ты водицы не жалей! Землю нашу поливай, Будет славным урожай! Не боимся хрипоты, Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы!…

. Ну-ка, девицы-красавицы, Голосяночка вам нравится? Тянем-тянем-голосим, А кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!….

На прогулках,

во время игр

15

Докучная сказка – это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом: либо без конца (в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста), либо с внезапно быстрым концом


Жили-были два павлина, 
Вот и сказки половина. 
Жили-были два гуся, 
Вот и сказка вся.

Был себе царь Додон. 
Застроил он костяной дом. 
Набрал со всего царства костей, 
Стали мочить – перемочили, 
Стали сушить – кости пересохли. 
Опять намочили, 
А когда намокнут – 
Тогда доскажу.

- Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова. 
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?



В режимных моментах, на занятиях

16

Пословица - жанр устного народного творчества, вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. Пословицы обычно ритмически организованы

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Краткость — сестра таланта.

Не зная броду, не суйся в воду.

Делу время — потехе час.

Семь раз отмерь — один отрежь.

Тише едешь — дальше будешь.

Всякий человек на деле познаётся.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.


На занятиях, в режимных моментах, для заучивания наизусть

17

Поговорка – образное выражение, которое метко отображает какое-либо жизненное явление. В них чаще всего нет смысла, и ограничиваются они различными иносказательными выражениями – это их главное отличие от пословиц.

Пословицы являются одним из самых древних жанров народного творчества.


Вертится, как белка в колесе (сравнение)

Сидит, как на иголках (сравнение)

Медвежья услуга

Нет дыма без огня

Остаться с носом

Когда рак на горе свистнет

Как собака на сене

Свинью подложить

Краткость — сестра таланта

Бумага все стерпит

Два сапога — пара

На занятиях, в режимных моментах, для заучивания наизусть

18

Частушка - короткая рифмованная лирическая песенка, которые создавалась и исполнялась как живой отклик на разно­образные жизненные явления, выражая положительную или отрицательную их оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония.

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Интересно тем послушать,
Кто не знает никаких.

Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.

Лавка, лавочка поката,
Не садись со мной богатый.
Лучше бедный, да милой,
Сядет рядышком со мной.

Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.

Не смотрите на меня,
Что я худоватая.
Мамка салом не кормила,
Я не виноватая.




На праздниках, развлечениях

19

Ска́зка - один из жанров фольклора, либо литературыЭпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.


Курочка Ряба

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое, Золотое.

Дед бил, бил — не разбил;

Баба била, била — не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула:

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут!

Курочка кудахчет:

Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое.


На занятиях, режимных моментах

20

Скоморошина — термин без точных границ, которым пользуются для определения различных видов русского песенного (стихотворного), прозаического фольклора с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, пародийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни. В скоморошинах логика сочетается с абсурдом, конкретное с абстрактным, вымысел с реальностью.


Трое прохожих пообедали на постоялом дворе и отправились в путь. «А что, ребята, ведь мы, кажется, дорого за обед заплатили?» – «Ну, я хоть и дорого заплатил, – сказал один, – зато недаром!» – «А что?» – «А разве вы не приметили? Только хозяин засмотрится, я сейчас схвачу из солоницы горсть соли, да в рот, да в рот!»

Побили одного дурня ночью и стали ему на другой день смеяться. «Ну, – говорит он, – молите бога, что ночь была светлая, а то я выкинул бы вам штуку!» – «Какую, скажи, пожалуй!» – «Я бы спрятался!»

Поехал молодой мужик на промыслы, а жена пошла его провожать; прошла с версту и заплакала. «Не плачь, жена, я скоро приеду». – «Да разве я о том плачу? У меня ноги озябли!»

Старуха-мать ругала мальчишку, чтоб он не ходил на реку купаться: «Ну, курвин сын, смотри, коль утонешь, так и домой не ходи!»


Не используется в работе с детьми





Опубликовано в группе «Школьный музей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.