Метапредметный урок обществознания и литературы. Тема: «Быть как все?!» (о пользе и вреде стереотипов…)

3
0
Материал опубликован 6 February 2017 в группе

Авторы: Сорокина Елена Николаевна, Заслуженный учитель РФ, учитель истории и обществознания и Некрылова Елена Рафаиловна, учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 13 г. Волгограда

Тема: «Быть как все?!» (о пользе и вреде стереотипов…)

Цели и задачи:

Познакомить учеников с понятием «стереотип», обсудить следующие вопросы: Что значит быть как все? Хорошо или плохо быть как все? Полезно ли сомневаться? К чему может привести позиция: быть как все? Почему так часто в обществе люди стараются быть как все? Выработать рекомендации оптимального поведения и общения в обществе.

Ожидаемые учебные результаты:

Учащиеся должны:

сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

овладеть принципом работы с литературными источниками;

участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

решать проблемные задания;

вырабатывать навыки работы в группе.

Отношения, ценности, внутренние установки: задуматься над собственными поступками с позиции оптимального выстраивания общественных отношений; формировать толерантность и чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС:

Личностные:

- сформированность уважительного отношения к иному мнению, толерантность;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности;

- самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства;

- интеллектуальные способности и умственные операции (умения логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать и др.).

- готовность следовать этическим нормам поведения в жизни и деятельности;

- умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки (собственные и других людей);

- способность трудиться креативно;

- проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей (эмпатия);

- умения оценивать с эстетической (художественной) точки зрения произведение искусства и результат творческого труда (своего и других людей);

Метапредметные:

- умения организовывать свою деятельность, в том числе учебную, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, способы достижения результата и применять их на практике;

- умение определять общую цель группы или команды и пути ее достижения;

- умение сотрудничать и взаимодействовать в группе для достижения общих целей, рационально оценивать достигнутые результаты;

- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- владение логическими операциями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных задач;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами;

- умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- способность излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные:

(предметы история и обществознание)

- понимание причинно-следственных связей и взаимозависимости в поведении людей;

- способность и умение на основе полученных предметных навыков и знаний ориентироваться в сложном процессе общения между людьми, в нравственных, эстетических ценностях;

- умение применять приобретенные умения, навыки и знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления поступков окружающих людей;

- сформированность у учащихся общественной системы ценностей, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

(предмет литература)

- умение анализировать литературное произведение; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос, характеризовать его героев;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

- формулирование собственного отношения к произведению;

- умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать монологические высказывания; вести диалог

(предмет русский язык)

- проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Урок-парадокс (метапредметный урок)

Оборудование: Мультимедийная презентация к Уроку «Быть как все»

Фрагмент мультипликационного фильма Г.Бардина «Гадкий утенок»

Пакет рабочих материалов к уроку

Ход урока

Мотивация: У вас на рабочих столах два литературных источника. Один из них вам хорошо знаком. Это знаменитая басня И. А, Крылова «Стрекоза и муравей». Осмелюсь предположить, что второй литературный текст, вам вряд ли известен.

Задание: Я сейчас вам его прочитаю, а вы, слушая текст нового для вас произведения, подумайте, есть ли основания для сравнения этих произведений?

- Что между ними общего?

- Чем они отличаются друг от друга?

(Учитель литературы зачитывает тексты двух литературных произведений, ученики имеют возможность внимательно познакомиться с ними, работая с рабочим материалом)

Рабочий материал

 

Стрекоза и муравей

Дмитрий Быков

Да, подлый муравей, пойду и попляшу,
И больше ни о чем тебя не попрошу.
На стеклах ледяных играет мертвый глянец.
Зима сковала пруд, а вот и снег пошел.
Смотри, как я пляшу, последний стрекозел,
Смотри, уродина, на мой последний танец.
 

Ах, были времена! Под каждым мне листком
Был столик, вазочки, и чайник со свистком,
И радужный огонь росистого напитка...
Мне только то и впрок в обители мирской,
Что добывается не потом и тоской,
А так, из милости, задаром, от избытка.
Замерзли все цветы, ветра сошли с ума,
Все, у кого был дом, попрятались в дома,
 

Согбенные рабы соломинки таскают...
А мы, негодные к работе и борьбе,
Умеем лишь просить "Пусти меня к себе!" -
И гордо подыхать, когда нас не пускают.
 

Когда-нибудь в раю, где пляшет в вышине
Веселый рой теней, - ты подползешь ко мне,
Худой, мозолистый, угрюмый, большеротый, -
И, с завистью следя воздушный мой прыжок,
Попросишь: "Стрекоза, пусти меня в кружок!" -
А я тебе скажу: "Пойди-ка поработай!".


 

Стрекоза и муравей

И.А.Крылов

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».—
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».—
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

 

Учитель литературы: Как вам кажется, у нас есть основания для сравнения этих произведений?

- Что между ними общего и что их различает?

Ученики отмечают общие черты:

- В литературных произведениях действуют одни и те же герои: Стрекоза и Муравей

- Един временной промежуток времени: переход к зиме

Ученики отмечают различия в двух произведениях:

- Разные авторы

- Различна основная мысль произведений

- Привычный и непривычный взгляд на главных героев

 

Учитель литературы: Предположите, как могли сложиться столь разные точки зрения на одни и те же образы?

(Ученики высказывают предположение, что современный писатель и журналист Дмитрий Быков выразил свой собственный нестереотипный подход к классическому произведению).

Учитель истории: А хорошо ли это – видеть и понимать что-то не как все?

Ученики высказывают свои предположения

Учитель истории: Мы предлагаем вам сегодня порассуждать на эту тему. Но прежде, выполним следующее задание.

Задание: (Используется методический прием «Дерево целей», который помогает ученикам самостоятельно формулировать цели и задачи урока). На интерактивной доске появляется изображение дерева. Его древо - это наш с вами урок, а на ветвях мы должны очертить круг вопросов, которые сможем обсудить, для того чтобы понять: «А хорошо ли это – видеть и понимать что-то не как все? Поступать не так как все?»

Ученики в ходе обсуждения предлагают следующие вопросы:

1.Что значит быть как все?

2. Хорошо это или плохо?

3. Полезно ли сомневаться?

4. К чему может привести позиция: быть как все?

5. Почему так часто в обществе возникает дилемма: быть как все?

На интерактивной доске, на Древе целей, записываются основные вопросы для обсуждения

Учитель литературы: Итак, обсуждая вопросы, которые раскроют суть выдвинутой проблемы, вы предложили тему нашего урока: «Быть как все». Однако, нам кажется, что эта фраза не закончена: в ней не хватает какого-то знака препинания, или ее необходимо как-то закончить, добавив слова, выражающие ваше отношение к высказыванию. Но мы не будем делать этого сейчас, а предлагаем вернуться к этому заданию в конце урока (используется прием «Отсроченная загадка»)

Актуализация знаний

Учитель истории: Итак, что, по-вашему, означает выражение «быть как все»?

Идет обсуждение, в ходе которого ученики предлагают следующие варианты:

- думать как все (по стереотипу)

- одеваться как все

- поступать как все («закон толпы»)

- говорить как все («я в шоке», «короче», «классно» и т.д.»)

По ходу обсуждения на доске формируется схема

Слайд из презентации:

Учитель: Т.о., все ваши предложение объединены общим понятием - действовать по шаблону, по стереотипу. Давайте обратимся к словарю.

Ученики работают со словарями и озвучивают определения понятия «стереотип»

Стереотип - 1. Прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь, стандарт (словарь Ожегова)

2. Массовые, общепринятые представления о каком-либо явлении мы и называем стереотипами

3. Это есть обобщенное понятие, взгляд человека на определенный факт, событие.

Учитель литературы: Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий.

Погружение в тему

Учитель истории: Итак, мы определили с вами круг вопросов для обсуждения. Для быстроты и эффективности предстоящей работы предлагаем работать в группах, каждая из которых будет выполнять собственное задание. Вы уже имеете достаточный опыт подобной работы. Но сегодня мы хотим ее усложнить, с одной стороны, а с другой - сделать ее более интересной.

Задание: Вы же любите играть в логическую игру «Пазлы». Предлагаем на уроке сыграть в нее. У нас на столе находятся пазлы одной, вам не известной картины. По условиям игры вам надо собрать картину из отдельных пазлов. Каждая группа, работая над своим материалом и, выполняя свои задания, должна будет записать в краткой форме общий вывод, к которому пришла группа на том пазле, который она получит перед началом работы и обсуждения.

Затем отдельные фрагменты-пазлы должны сложиться в общую картину, у нас в конце урока появится целостное представление об обсуждаемой проблеме.

Ученики подходят к столу и берут фрагменты картины.

Практическая часть

Учитель литературы раздает материалы для работы группам

(задание для групп четко сформулированы в письменной форме, дана характеристика ресурсов, чем можно пользоваться, обозначено время выполнения задания и описан формат представления полученного результата)

Начинается работа в группах.

(В процессе деятельности групп учителя истории и литературы обеспечивают эффективное сопровождение: помогают группам решать возникшие проблемы, а именно - консультируют по мере необходимости, мотивируют к работе, корректируют групповую динамику, предоставляют группам информацию о времени).

Задания по группам

Первая группа работает над литературным источником, фрагментом повести Владимира Железникова «Чучело» (это литературное произведение ученики читали и обсуждали на уроках литературы)

Рабочий материал для первой группы

Фрагменты повести В.Железникова «Чучело»

Фрагмент № 1. … Но тут же в ней возникло яростное сопротивление, не подвластное ей, не позволяющее все это сделать. Что это было? Гордость, обида на Димку?.. Нет, это было чувство невозможности и нежелания губить другого человека. Даже если этот человек виноват.

 Ну, до свидания!.. - Ленка помахала всем рукой. - Что-то мне стало с вами скучно. Радуйтесь… Вы же добились своего! Вы - победители!.. Завтра я уезжаю. Так что давайте хором - раз, два, три: «В нашем клас-се больше не-ту Чу-че-ла!..» Ну!.. Милые!.. Ну чего же вы языки проглотили?

Ленка сорвала у Шмаковой цветок с платья и приколола себе на куртку. Медленно застегнулась. Натянула шапку до бровей, пряча свою стриженую голову. Помолчала. Потом серьезно и грустно сказала:

-  Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди, — и ушла.

Фрагмент № 2. Все были за бойкот!

Только одна Ленка не подняла руки.

- А ты? - удивилась Железная Кнопка.

- А я - нет, - просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась.

- Ты его простила? - спросил потрясенный Васильев.

- Вот дурочка, - сказала Шмакова. - Он же тебя предал!

Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной холодной поверхности. Ветер прошлого хлестал ее по лицу: «Чу-че-ло-о-о, пре-да-тель!.. Сжечь на костре-е-е-е!»

- Но почему, почему ты против?! - Железной Кнопке хотелось понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. - Именно ты - против. Тебя никогда нельзя понять… Объясни!

- Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!

-  Какая храбрая! - Шмакова зловеще хихикнула: - Одна против всех!

Задание для первой группы: Прочитайте фрагменты повести, ответьте на поставленные вопросы, сформулируйте короткий вывод и запишите его на своем фрагменте пазла.

Вопросы к группе:

- Как вы думаете, почему Ленка так сказала: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди»?

- Прокомментируйте реплику Ленки: «Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

- К какому выводу она пришла? Поддерживаете ли вы ее?

Ученики первой группы после обсуждения формулируют свой краткий вывод: «Быть одинаковым - плохо» и записывают его на своем фрагменте-пазле картины.

Вторая группа работает с фрагментом литературного источника, повестью Бориса Васильева «Безумная Евдокия» (это литературное произведение ученики читали и обсуждали на уроках литературы)

Рабочий материал для второй группы

Фрагменты повести Б.Васильева «Безумная Евдокия»

Монолог отца…

Я побрел сзади.

"Мы с Надюшей боролись против "безумной Евдокии" за право строить... или, как говорится, формировать Олин характер, - размышлял я. – Мы победили. И эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья. "Безумная Евдокия"... Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверно, хотела объяснить нашей дочери и ее одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к

себе. И на память".

Детали... Только с их помощью я мог воссоздать картину. И они выплывали из прошлого мне навстречу.

"Спасибо ей!" - сказали мы, когда родилась Оля. Хотя жизнью рисковала Надюша.

"Вот, наверно, где был тот роковой поворот в нашей жизни! – подумал я. - Мы перестали вглядываться друг в друга. Наши глаза устремились в ином направлении. "Родители Оленьки" - это стало нашей главной приметой и главной профессией. Я даже не заметил, что Надя уже не поет... и что я перестал писать свои фантастические рассказы. И о сердце Надином вспомнил только сегодня... А ведь название ее болезни не совсем верное. Болезнь - это несчастье, а не порок. Порок сердца - нечто совсем иное, чего у Надюши никогда быть не могло. Если она вернется..."

Евдокия Савельевна остановилась. И другие остановились. Возле дома, где нам с Олей предстояло остаться вдвоем.

Задание для второй группы: Прочитайте фрагменты повести, ответьте на поставленные вопросы, сформулируйте короткий вывод и запишите его на своем фрагменте пазла.

Вопросы:

- Сформулируйте позицию отца Оли, опираясь на текст повести и приведенный фрагмент.

Ученики второй группы после обсуждения формулируют свой краткий вывод: «Быть как все - честными и порядочными людьми, - хорошо» и записывают его на своем фрагменте-пазле картины.

Третья группа работает с отдельными научными факты

Рабочий материал для третьей группы

Факт № 1.

Имя Евклида навсегда связано с одним из ответвлений математики, получившим название „евклидова геометрия". Евклидова аксиома о параллельных гласит: Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит не более одной прямой, лежащей с данной прямой в одной плоскости и не пересекающей её.

Веками длились попытки придумать доказательство данного утверждения и это не удавалось никому. В тайну этих неудач именно и проник математик Н. И. Лобачевский. В геометрии Лобачевского, вместо евклидовского умозаключения принимается следующая аксиома: «Через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайней мере две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и не пересекающие её».

Такую геометрию Лобачевский сначала назвал “воображаемой”, а потом (в конце жизни) —“пангеометрией”, т. е. всеобщей геометрией. Теперь ее во всем мире называют “геометрией Лобачевского”.

Был мудрым Евклид,
Но его параллели,
Как будто бы вечные сваи легли.
И мысли его, что как стрелы летели,
Всегда оставались в пределах Земли.

А там, во вселенной, другие законы,
Там точками служат иные тела.
И там параллельных лучей миллионы
Природа сквозь Марс, может быть, провела.

Потребовалось полвека для того, чтобы идеи Лобачевского сделались неотъемлемой частью математических наук, проникли в механику, физику, космологию, стали общекультурным достоянием.

Факт № 2

В древнейшие времена сложилось представление о том, что Земля неподвижная и плоская, прикрытая, как колпаком, твердым куполом неба. Небесные светила считались то вестниками богов, то светильниками, созданными богом для украшения неба. Пытаясь объяснить движение планет, исходили из представления о неподвижности Земли и округлости неба. Философ и ученый IV в. до н.э. Аристотель считал, что каждая планета укреплена на хрустальной сфере. Сферы вложены друг в друга и вращаются вокруг Земли. На последней и самой далекой сфере укреплены звёзды.
    Позднее, во II в. н. э., древнегреческий учёный Птолемей объяснил петлеобразное движение планет тем, что каждая планета равномерно движется по окружности, центр которой равномерно обращается вокруг неподвижной Земли. Система мира с Землей в центре называлась геоцентрической (по-гречески Земля - ге). Поднять руку на теорию Птолемея значило начать революцию, бросить вызов могущественной церкви.

Этот революционный шаг осуществил великий польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Долго размышляя над геоцентрической системой мира Птолемея, Коперник пришел к выводу о её принципиальной ошибочности. Взамен её Коперник выдвинул гелиоцентрическую систему мира с Солнцем в центре (Солнце - по-гречески - гелиос). Тем самым Коперник объявил Землю не центром Вселенной, а лишь одной из планет, обращающихся вокруг Солнца. Это был величайший переворот в понятиях, имевший колоссальное влияние на всё дальнейшее развитие наук. открытие Коперника нанесло прямой удар учению о неподвижности Земли и поставило под сомнение все остальные церковные утверждения. Коперник объяснил смену дня и ночи суточным вращением Земли, смену времен года наклоном оси вращения Земли вокруг к плоскости эклиптики (годичный путь Солнца по небесной сфере) и годичным обращением Земли вокруг Солнца. Кажущееся годовое перемещение Солнца по эклиптике Коперник объяснил движением Земли вокруг Солнца. Он правильно расположил планеты по их расстоянию от Солнца, и Земле отвел в этом ряду третье место. Петлеобразное движение планет на фоне звёзд Коперник объяснил сочетанием движения наблюдателя с Землей и движения планеты. Истинность новой, гелиоцентрической системы мира была подтверждена открытиями Галилея.

Факт № 3

Интересные достижения современности?

А. Нейтрино быстрее скорости света?

В сентябре 2011 года, исследователи из Италии дали исходный материал для тысяч статей, где заявляли о том, что нейтрино двигаются быстрее скорости света, опровергая теорию Альберта Эйнштейна. Большинство физиков пытались опровергнуть эти выводы, указывая на какие-то ошибки в измерениях или анализе, но это не помешало миллионам людей надеяться на то, что они стали свидетелями начала новой научной революции.

Б. Животные гораздо умнее, чем мы думали

Практически не проходит и недели, чтобы не появились новые свидетельства интеллекта у животных: сочувствующие крысы, умеющие считать голуби, сотрудничающие слоны, рыбы, использующие инструменты и так далее. Все эти выводы, тщательно протестированные и  задокументированные, подчеркивают богатство жизни вокруг нас, и одним из самых символических открытий стало то, что у пчел есть эмоции, а именно пессимистический взгляд на жизнь. Все это бросает вызов человеческому мировоззрению: что же означает тот факт, что насекомые достигают того уровня, который способны достичь только «высшие животные»?

Задание: Прочитайте представленные материалы, ответьте на поставленные вопросы, сформулируйте короткий вывод и запишите его на своем фрагменте пазла.

Вопросы к группе:

- В рамках нашей темы, о чем свидетельствуют приведенные факты?

- Как вы думаете, почему сомневаться - это хорошо?

Ученики третьей группы после обсуждения формулируют свой краткий вывод: «Сомневаться – это хорошо!» и записывают его на своем фрагменте-пазле картины.

Четвертая группа работают с фрагментами литературных произведений А.С.Пушкина: «Борис Годунов» и «Моцарт и Сальери»

 

Царь (входит)

Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе. …

Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить…
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали! …
В семье моей я мнил найти отраду,
Я дочь мою мнил осчастливить браком
- Как буря, смерть уносит жениха...
И тут молва лукаво нарекает
Виновником дочернего вдовства
Меня, меня, несчастного отца!..
Кто ни умрет, я всех убийца тайный:
Я ускорил Феодора кончину,
Я отравил свою сестру царицу,
Монахиню смиренную... всё я!
Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто... едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою. —
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста


 

Моцарт (бросает салфетку на стол)

 

Довольно, сыт я.

(Идет к фортепиано.)

Слушай же, Сальери,

Мой Requiem.

(Играет.)

Ты плачешь?

С а л ь е р и

Эти слезы

Впервые лью: и больно и приятно,

Как будто тяжкий совершил я долг,

Как будто нож целебный мне отсек

Страдавший член! Друг Моцарт, эти слезы...

Не замечай их. Продолжай, спеши

Еще наполнить звуками мне душу...

М о ц а р т

Когда бы все так чувствовали силу

Гармонии! Но нет: тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Пренебрегающих презренной пользой,

Единого прекрасного жрецов.

Не правда ль? Но я нынче нездоров,

Мне что-то тяжело: пойду засну.

Прощай же!

С а л ь е р и

До свиданья.

(Один.)

Ты заснешь

Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? или это сказка

Тупой бессмысленной толпы - и не был

Убийцею создатель Ватикана?

Задание: Прочитайте два небольших фрагмента из «Моцарта и Сальери» и «Бориса Годунова», ответьте на поставленные вопросы, сформулируйте короткий вывод и запишите его на своем фрагменте пазла.

Вопросы к группе:

- Какие стереотипы вы видите в этих фрагментах?

- Как они формируются?

- Какова роль искусства в их формировании?

- Какие последствия это может иметь?

Ученики, работая над представленными литературными и историческими источниками, обсуждают вопрос о последствиях стереотипов в оценке личностей. Они приходят к выводу о том, что нельзя на слово доверять даже авторитетному мнению А.С.Пушкина и формулируют следующий тезис: «Стереотип - это возможное отклонение от истины!», который записывают на пазле.

Пятая группа работает над фрагментом современного мультипликационного фильма Гарри Бардина «Гадкий утенок», в котором птичий хор исполняет Гимн птичьего двора.

Задание для группы: Просмотрев фрагмент современного мультипликационного фильма Гарри Бардина «Гадкий утенок», ответьте на вопрос: «Почему в обществе так популярна позиция: быть как все?»

(Ученики внимательно смотрят фрагмент и изучают текст Гимна)

Гимн птичьего двора

Слава, слава, слава Птичья держава,

Царства пуха и пера.

Ура, Ура, Ура, Ура!

Расцветай, страна родная,

Лейся, песня удалая нашего двора.

На земле другого нет двора такого

И не будет никогда.

Да, Да, Да, Да, Да!

До чего же хорошо нам за родным забором!

Здесь всегда пища и вода,

Здесь поем мы только общим хором!

Утки, утки, где еще такие утки,

Куры, куры - глаз не отвести.

Гуси, гуси и большие и малютки,

Лучше, больше в мире не найти.

Браво, браво, браво

Честь, хвала и слава,

Наши юные птенцы!

Цыпа, цыпа, цыпа, цыпа, цыпа!

Хороши пером и пухом

И тверды умом и духом

Наши сорванцы.

Слава, слава прямо, влево, вправо

Не ходите далеко.

Ко,ко,ко,ко,ко,ко,ко!

Хор повсюду до упада и крепка ограда.

Благодать. Можно здесь летать.

Здесь других ребят искать не надо.

Дети, дети, ешьте, пейте, не худейте,

Мошки, крошки – это все для вас.

Клюйте больше, чем мощнее вы и толще,

Тем приятней для хозяйских глаз.

На земле другого нет двора такого

И не будет никогда.

Да, Да, Да, Да, Да!

До чего же хорошо нам за родным забором!

Здесь всегда пища и вода!

Здесь поем мы только общим хором!

Ученики высказывают следующие версии:

- комфортное существование

- отсутствие конфликтов

- не тратятся нервы

- не надо размышлять самостоятельно

- не несешь ответственность за принятые решения и др.

Ученики пятой группы записывают на пазле: «Быть как все – потерять самостоятельность и самого себя!»

Учитель истории: Итак, наша игра в пазлы подошла к концу. Мы с вами в начале урока предположили, что с помощью записанных на отдельных пазлах кратких выводах мы сможем составить общую картину и сформировать целостное представление о проблеме нашего урока.

Задание: Сейчас представитель от каждой группы выйдет к доске, прочтет тот вывод, к которому пришла группа и прикрепляет фрагмент к доске.

Ученики выполняют задание.

Учитель истории: Итак, мы собрали все пазлы, и у нас получилась картина.

Проблемный вопрос: Какова ее главная идея? Чему она нас учит?

Ученики высказывают свои версии и говорят о том, что данная картина помогает выработать рекомендации оптимального поведения и общения в обществе.

Подведение итогов

Рефлексия

Учитель литературы: Группы закончили свою работу, обсудили те вопросы, которые наметили.

Давайте вернемся к нашей теме нашего урока. Вы помните, что фраза осталась незаконченной. В ней не хватает какого-то знака препинания, или ее необходимо как-то закончить.

 

Задание: Вам сейчас представляется возможность, используя прием «Свободный микрофон»,

Правильно оформить графически тему урока, поставив тот или иной знак препинания.

Закончить фразу «Быть как все - это…», добавив слова, выражающие ваше отношение к данному высказыванию.

Учитель истории: Мы, учителя, тоже хотим высказать свое мнение о той проблеме, которую обсуждали на уроке. Мы думаем, что преобладание стереотипов в поведении, атрофия ответственности и бегство от критического осмысления происходящих событий и окружающих людей - одна из характеристик современного человека. К сожалению, промолчать и присоединиться к большинству, возможно пытаясь защитить себя, «умыть руки», проще, чем, прислушавшись к себе и услышав голос совести, проявить личную позицию.

Учитель литературы: Великий Конфуций говорил: «Среди стоящих беги, среди бегущих – остановись». Эта фраза подсказывает нам: постоянно включай свои мозги, анализируй, сомневайся… Помни, ты сам хозяин своей Судьбы…

Домашнее задание

Учитель литературы: Дома, обдумывая то, о чем мы говорили на уроке по теме «Быть как все?!» (о пользе и вреде стереотипов), составьте синквейн, выразив в нем свое отношение к теме.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.