Урок «В. Драгунский "Шляпа гроссмейстера"»
Методическая разработка урока литературного чтения
в 2 классе
В. Драгунский «Шляпа гроссмейстера» c использованием технологии продуктивного чтения
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать рассказ В. Драгунского «Шляпа гроссмейстера»;
-характеризовать героев произведения;
-восстанавливать текст на основе цитатного и картинного плана.
Метапредметные:
-анализировать произведение;
-составление плана и пересказ.
Личностные:
-проявлять интерес к чтению;
-понимать важную роль юмора, хорошей шутки в жизни человека.
Методы и технологии: технология обучения в сотрудничестве, фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работы.
Оборудование: хрестоматия «Литературное чтение» 2 класс, авт.О.В. Малаховская, мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи, выставка книг В.Драгунского.
/data/files/s1699448862.pptx (Презентация к уроку)
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.
-Наступила весна. Светит солнышко. Оно дарит нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу.
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать,
И урок наш начинать.
-Хорошего настроения вам, дети и уважаемые гости на урок литературного чтения.
II. Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение про себя; шёпотом. (слайд).
Прочитайте в полный голос и выразительно.
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
Работа над выразительным чтением стихотворения:
1 ряд прочитает с чувством гордости, торжества;
2 ряд прочитает с грустью;
3 ряд прочитает с вопросительной интонацией.
III. Актуализация необходимых знаний
Викторина «Узнай произведение»
«И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем». (В. Драгунский «Друг детства»)
Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:
- Ты что скачешь?
- А я сказал:
- Я скачу, что ты мой папа!
- Он понял! ( В. Драгунский «Что я люблю»)
Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так… (В. Драгунский « Что любит Мишка»)
-Что объединяет все эти произведения? ( автор)
- Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?
- Верно рассказы и все они разные.
-Что знаете о творчестве В.Драгунского?
- Чем занимался в юности? (Он организовывал небольшие группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.)
-Что придумывал Виктор? (придумывал весёлый и умный текст для клоунов, сценки, песни)
-Сколько лет было Драгунскому, когда вышли его книжки??
(В. Драгунскому было почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей.)
Итог: Драгунский родился в Нью-Иорке, а когда ему было 12 лет, семья переехала в Москву. Он рано начал работать. В 16 лет он уже работал токарем, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке. Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк. Ему больше всего хотелось быть клоуном. Он автор серии произведений «Денискины рассказы». Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Сына Драгунского тоже зовут Дениской.
IV. Постановка темы и цели урока
-Когда слышите имя В.Драгунского какие слова сразу приходят вам на ум?
( изумление, веселье, радость, Дениска)
-Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством В. Драгунского.
- А чтобы узнать, с каким именно произведением мы сегодня будем знакомиться, я предлагаю вам расшифровать запись.
Работа в паре
Расшифруйте запись и выясните как называется произведение, над которым будем работать сегодня на уроке:
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А («Шляпа гроссмейстера»)
- Откройте свои хрестоматии на стр. 149 и проверьте себя. Прочитайте название рассказа.
V. Работа с рассказом В. Драгунского «Шляпа гроссмейстера».
1.Работа до чтения
Кто такой гроссмейстер? Обратитесь к толковому словарю.( Гроссмейстер - высшее звание шахматного мастера, а также лицо, носящее это звание).
- Как вы думаете о чём пойдёт речь в произведении?
- Рассмотрите иллюстрацию к произведению, дополните свои предположения.
- Как думаете, кто будет главным героем?
- А вам интересно узнать, о чём это произведение и чьи догадки подтвердятся?
Постановка задачи:- Что мы должны сделать, чтобы проверить и уточнить свои предположения? (мы должны познакомиться с произведением, прочитать текст).
2. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное восприятие текста. Стадия осмысления.
1 часть-читает текст учитель, далее 2-3 хорошо читающих ученика.
-Удастся ли Дениске вернуть шляпу шахматисту? Ваши предположения.
2 часть- самостоятельное чтение детьми про себя.
2. Выявление первичного восприятия.
– Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?
– Почему было смешно?
- Какое из предположений подтвердилось?
3.Повторное чтение рассказа вслух по частям.
Беседа после чтения каждой части.
1 часть
1. Словарная работа
- Посмотрите, в первой части этого произведения есть слова со зведочкой.
- Найдите эти слова и объясните с помощью толкового словаря. (Бульвар, шахматы, спланировать, гроссмейстер, хлястик, Ботвинник)
2. Чтение первой части по цепочке стр 149-153
- Чем Денис объясняет то. Что шахматист не заметил, как улетела его шляпа? Прочитайте нужные строчки.( Денис считает, что шахматист очень увлечён игрой и поэтому не заметил, как улетела его шляпа (зачитывают отрывок)
- Доволен ли Дениска тем, как незнакомые ребята пытаются достать шляпу из пруда?
Прочитайте, какие советы он им даёт.
- Почему Дениске очень хотелось отдать шахматисту его шляпу? Прочитай отрывок, из которого это понятно. («Мне очень хотелось отдать её шахматисту. А вдруг он и вправду гроссмейстер? А может быть, это даже сам Ботвинник!..
А может быть, он со мною даже согласится сыграть одну партию? А вдруг я выиграю? Бывают же такие случаи!»
Из этого отрывка видно, что для Дениски важно самому отдать шляпу шахматисту. Дениска надеется. Что шахматист окажется известным гроссмейстером и у него будет возможность с ним сфотографироваться и даже сыграть партию в шахматы.)
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 150-151. Какой момент запечатлел художник?
- Какими строчками из текста её можно подписать?
- Какой момент, по вашему мнению, оказался самым смешным? Прочитайте. Объясните, почему смешно?
2. Чтение второй части по цепочке стр 154-157
- Почему Денис считает, что будет справедливо, если шляпу отнесёт именно он? (Денис считает, что именно он должен отдать шляпу, потому что это именно он хлебом приманивал лебедей, именно он пострадал, когда пытался выловить шляпу из воды: у него оторвался хлястик от пальто).
- Почему ребята в конце концов с этим согласились? (Ребята уступили Дениске, поскольку решили, что ему достанется дома за оторванный хлястик и нужно ему хоть как-то это компенсировать).
- За что шахматист рассердился на Дениса – ведь мальчик достал его шляпу из пруда? Прочитай нужные строчки. ( Шахматист ругает Дениса за то, что его шляпа полностью испорчена, он даже не может представить, что его новую шляпу можно довести до такого состояния:
«-Что ты мне суёшь этот кошмарный блин? У меня была новая шляпа, где она?! Отвечай сейчас же!»)
- Можно ли считать настоящей услугой то, что Денис принёс шляпу шахматисту? Почему?(Это нельзя считать услугой, потому что услуга предполагает какую-то реальную помощь человеку. Денис, конечно, вернул шляпу шахматисту, но её уже нельзя носить, она абсолютно испорчена).
- После каких слов Дениски шахматист взглянул на него по-новому?
(Шахматист внимательно посмотрел на Дениса только после того, как тот предложил ему сыграть в шахматы. Мальчик и взрослый человек нашли общий язык, потому что оба любят шахматы).
- Найдите самые смешные эпизоды второй части. Что делает их комичными?
- Приведите примеры.( Новенькая шляпа превращённая в кошмарный блин; Денис ждёт похвалы за спасённую шляпу, а его ругает хозяин шляпы; дети хотели сделать хорошо. А получилось плохо).
Физминутка. (дети жестами и мимикой изображают процесс «вылавливания» шляпы и ее «выжимания» ).
3.Работа после чтения
- Каков он Дениска? (Мальчик Дениска очень хотел помочь незнакомому человеку, который вызвал его интерес тем, что играл сам с собой в шахматы. Поэтому Дениска сломя голову бросился доставать унесенную ветром шляпу гроссмейстера из пруда. В процессе извлечения шляпы, она была полностью приведена в негодность, как стараниями Дениски, так и стараниями других мальчишек.)
-Хороший ли поступок хотел совершить Дениска?
- Но почему же он попал в такую нелепую ситуацию?( Герой попал в нелепую ситуацию из-за своей детской неопытности).
- Вам понравился рассказ?
VI. Работа в группах.
Задание для 1 группы
1.Составление цитатного плана к рассказу.
-Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.
- Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.
1)« И я надел пальто, взял горбушечку свежего хлеба и пошел гулять»
2)«И в это время ветер вдруг задул особенно сильно, и эта самая дяденькина шляпа взвилась в воздух»
3)«Они стали меня держать. А я взял шест двумя руками, весь вытянулся вперед, да как размахнулся, да как шлепнусь прямо лицом вперед!»
4)«И тут шляпа подплыла чуть поближе, я замахнулся и вонзил ей гвоздь в самую макушку. Незнакомые ребята закричали:
– Есть!»
5)«А я схватил ее и быстро побежал в конец аллеи, где сидел шахматист. Я подбежал к нему и сказал:
– Дяденька, вот вам ваша шляпа!»
6)«Тогда он вздохнул и сказал:
– Ну, садись!»
– Последовательно ли он составлен?
Определите последовательность.
Задание для 2 группы
-У вас на столах лежат листочки с картинками.
-По картинкам составьте картинный план -восстановите посследовательность событий происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.
- Как вы думаете получится ли у нас пересказ, глядя на картинный план? ( Нет, нет начала.)
-Что должно быть, по вашему мнению, изображено на первой картинке?
Задание для 3 группы
Работа с пословицами.
-Соедините правильно начало и конец пословиц.
-Объясните значение каждой пословицы?
1)Пошёл за делом, а воротился с бездельем.
2)Хотелось, как лучше, а получилось, как всегда.
3) За всякое дело берись умело.
4) Что упало, то пропало.
-Какая пословица точнее выражает главную мысль рассказа?
Задание для 4 группы
-Вам предложены черты характера. Нужно выбрать те черты, которые относятся к Дениске и составить характеристику этому герою.
Умный, доброжелательный, честный, упрямый, хитрый, ленивый, сообразительный, веселый, скромный, хвастливый, находчивый, проказник, злобный, романтик, отважный, упрямый, заботливый, равнодушный, любопытный, щедрый, храбрый, жадный, выдумщик.
VII. Итог урока.
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
Начали урок с отрывка из стихотворения:
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
-Вы согласны с этим?
-Нашим уроком мы подтвердили это? Как?
-Что узнали? Что понравилось?
--Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».
- Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.
VIII. Рефлексия
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа, чтение по ролям.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Планируемые результаты |
Организационный момент |
1. Проверка готовности. 2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации вни- мания. 3. Наличие общей установки на урок. |
1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание. 3. Самоопределение: – знаю, что буду делать; – понимаю, хочу делать или нет; – думаю, что могу сделать |
Личностные Регулятивные |
1 этап: «Работа с текстом до чтения».
|
Организует прогнозирование содержания произведения. Работа в парах |
По иллюстрации, используя ключевые слова, по его названию и автору высказывают свои предположения о чем пойдет речь в рассказе? |
Познавательные, Регулятивные, личностные, коммуникативные
|
2 этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста 1. Словарная работа 2. Выявление первичного восприятия 3.Повторное чтение рассказа вслух по частям. (беседа после чтения каждой части).
|
1. Организует самостоятельное чтение произведения.
Организует анализ произведения.
|
Самостоятельно читают текст.
Перечитывают текст, находят ответы на поставленные вопросы, выборочно перечитывают текст, Описывают персонажей произведения.
|
Коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные |
Физкультминутка |
Организует физкультминутку |
Под музыку повторяют движения за героями физкультминутки |
Личностные Регулятивные |
3 этап. Работа после чтения
|
Формулирование главной мысли. Заключительная беседа. Работа в группах. |
Выполняют задания, обобщают. Делают выводы. |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные, предметные. |
4. Итог. Рефлексия |
Продолжите фразу: сегодня на уроке я понял, осознал, задумался, узнал. – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
|
Самооценка |
Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные, предметные. |
Домашнее задание |
-Подготовить выразительное чтение рассказа, чтение по ролям. . |
Запись д.з. |
Приложение
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
|
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
Ш Z Л Я U П Y А Г W Р D О S С G С F М Q Е N L Й Z С V Т W Е S Р I А |
« И я надел пальто, взял горбушечку свежего хлеба и пошел гулять» |
«И в это время ветер вдруг задул особенно сильно, и эта самая дяденькина шляпа взвилась в воздух» |
«Они стали меня держать. А я взял шест двумя руками, весь вытянулся вперед, да как размахнулся, да как шлепнусь прямо лицом вперед!» |
«И тут шляпа подплыла чуть поближе, я замахнулся и вонзил ей гвоздь в самую макушку. Незнакомые ребята закричали: – Есть!» |
«А я схватил ее и быстро побежал в конец аллеи, где сидел шахматист. Я подбежал к нему и сказал: – Дяденька, вот вам ваша шляпа!» |
«Тогда он вздохнул и сказал: – Ну, садись!» |
умный |
честный |
упрямый |
хитрый |
доброжелательный |
проказник |
злобный |
романтик |
заботливый |
равнодушный |
храбрый |
жадный |
ленивый |
скромный |
сообразительный |
хвастливый |
веселый |
находчивый |
отважный |
упрямый |
любопытный |
щедрый |
выдумщик |
|
Задание для 3 группы
Работа с пословицами.
-Соедините правильно начало и конец пословиц.
-Объясните значение каждой пословицы?
-Какая пословица точнее выражает главную мысль рассказа?
Пошёл за делом, |
а воротился с бездельем. |
Хотелось, как лучше, |
а получилось, как всегда. |
За всякое дело |
берись умело. |
Что упало, |
то пропало. |