Программа дополнительного образования «Студия дизайна. Искусство народов мира» (5–7 класс)
Программа дополнительного образования
«Студия дизайна. Искусство народов мира.»
Автор проекта
Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 8 им. Академика Н.Н.Боголюбова Дубны Московской обл.
Шишлянникова Е.В.
Педагогический стаж 32 года
|
Базовая информация |
Направленность программы: художественная
Вид образовательной деятельности: изобразительное искусство, информационные технологии
Программа авторская разработана учителем высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 8 им. Академика Н.Н.Боголюбова г. Дубны Московской обл. Шишлянниковой Елены Вячеславовны
Программу реализуют Муниципальные учреждения дополнительного образования детей
г. Дубны Московской области с 2009 года
Возраст детей от 12 до 14 лет
Срок реализации программы: 2 года - 288 часов (4 часа в неделю).
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Программа разрабатывается не только с учетом основных приоритетов в области дополнительного образования, но и с учетом запросов родителей и детей, как основных социальных заказчиков и потребителей предоставляемых дополнительных образовательных услуг.
Дизайн это искусство современности. Дизайнер – современная и востребованная профессия. Дизайн (предмета, пространства, графический дизайн) выступает как один из способов интеллектуально-творческого развития современной личности подростка.
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд, что способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление.
Радость творчества знакома каждому ребенку. У детей увлечение рисованием, к сожалению, проходит к подростковому возрасту, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы. Но чтобы этого не случилось, чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развить и укрепить в каждом ребенке качества творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще.
Художник в широком смысле слова – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства. И задача взрослых – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Ребенку необходимо самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества.
Как же помочь ребенку встать на позицию творца, художника. Изобразительное творчество — одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу... Но порой, перекочевав на бумагу, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается. Юный художник обиженно отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему научить, с блеском, выполнять изобразительные, декоративные и дизайнерские работы?
Одна из главных задач по дизайну — знакомить детей с различной техникой и приемами рисования для того, чтобы в будущем обучающиеся могли самостоятельно, по настроению, по впечатлению, выбирать технику для создания творческих композиций.
Актуальность данной программы обусловлена также информатизацией образования, реализацией Муниципального проекта: «Формирования единой инфраструктуры информационных ресурсов муниципальных учреждений подведомственных Управлению народного образования города Дубны Московской области», реализацией Муниципальной программы «Развитие информатизации в системе дополнительного образования города Дубны Московской области».
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера.
Одним из источников мотивации является занимательность. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию, излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками.
Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях в «Студии ДИЗАЙНА» позволяет: активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика, применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Применение компьютеров на занятиях изобразительного искусства создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Общество становится всё более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся должны осваивать компьютер и его возможности в учебной и исследовательской деятельности. Именно педагог может помочь ребенку на занятиях творческого объединения открыть многогранные возможности интернета и научить пользоваться ими в целях образования и профессиональной деятельности.
При наличии Мобильного компьютерного класса (обычно 12 ноутбуков в комплекте), использование на уроке в классе из 25 учеников, крайне проблематично. А в условиях дополнительного образования, учитель направляет и корректируeт деятельность учащихся в освоении компьютерных и Интернет - технологий наиболее эффективно.
Применяя новые информационные технологии, нельзя отказываться от традиционных методов, форм, техник рисования.
Одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техники. А так как на уроках изучить различные техники, как граттадж, гравюра, монотипия, диатипия, витраж, моделирование предметов и архитектурных объектов просто не хватает времени, на занятиях в «Студии ДИЗАЙНА» эти задачи могут с успехом реализоваться.
Введение новых художественных материалов и техник, как известно, активизирует процесс художественного творчества обучающихся.
В работе «Студии ДИЗАЙНА» используется смена видов изобразительной деятельности в течение учебного процесса (графика, живопись, декоративная работа, работа в различном материале и работа на компьютере).
Занятия в творческом объединении позволяет избежать потери интереса к рисованию, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техникой.
Работа обучающихся в студии реализовывается с помощью интеракивной проектной деятельности учащихся. Весь этап проекта разбит на несколько блоков-проектов, каждый из которых изучает ту или иную историческую эпоху и возможное применение её художественного наследия в современном мире (с точки зрения ДИЗАЙНЕРСКОЙ МЫСЛИ).
Цель дополнительной образовательной программы: Развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству, как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с дизайном.
Задачи дополнительной образовательной программы:
актуализация имеющегося у обучающихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация обучающихся в современном информационном пространстве на основе художественно-исторического наследия, и применение его в современных дизайнерских проектах;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно - познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования;
формирование умений решать и выполнять конструкторские задачи;
формирование умений использования современные информационные технологии.
Определение периода обучения.
Программа рассчитана на 2 года обучения учащихся средней школы в возрасте 12-14 лет.
Всего 288 часов (4 часа в неделю).
Курс «Студия ДИЗАЙНА» изучается в течение двух 2 раза в неделю по 2 часа с использованием Мобильного компьютерного класса и мультимедийного презентационного оборудования. Причем длительность практической работы с фиксацией взора непосредственно на экране монитора на занятии для данной возрастной категории не должна превышать 20 -25 минут (в соответствии с требованиями СанПиН).
Соответствие программы возрастным особенностям учащихся.
Реализация концепции творчества в разновозрастных творческих коллективах школьников средних классов, позволяет решать задачи высокой информационной и технологической сложности, не допуская разрывов в познавательной деятельности начинающих обучающихся и содержательно-созидательной деятельности обучающих старшей возрастной группы обучаемых. Задача педагога – подготовить диффенцированные задания. Правильная подача базовой информации поможет ученикам понять задание и повысить вероятность выполнения ими этого задания.
Межпредметные связи
Курс «Студия ДИЗАЙНА» является интегрированным курсом проектной деятельности обучающихся с учетом их возрастных особенностей и межпредметной интеграции: информатики, черчения, геометрического конструирования, истории, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, дизайна, художественного проектирования
Методы преподавания (включая формы организации учебных занятий)
Занятия проводятся в соответствии с расписанием полным составом, с группой
обучающихся (12 человек). Учащиеся получают реальные результаты деятельности в процессе обучения.
Занятия включают лекционную и практическую часть, а так же участие во всех мероприятиях проводимых учреждением дополнительного образования и в городских мероприятиях. Планируется участие в фестивалях, конкурсах, выставках. Практическая часть курса организована в форме занятий. Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа обучающихся.
Теоретическую и прикладную часть курса (на усмотрение преподавателя) можно изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
В преподавании данного курса используются методы:
информационно-рецептивный;
проектный метод;
практические занятия.
Основные формы организации занятий:
- лекционно-практические занятия;
- практикум,
- самостоятельные
- групповые работы (работы над проектами).
- занятие-конференция.
В рамках проекта обучающиеся, выбрав определенную историческую эпоху, используя Интернет-ресурсы, художественную литературу, шедевры мировой художественной культуры и др. должны представить интегрирований художественный продукт,
связывающий художественное - историческое наследие и современный дизайн.
Алгоритм проведения проекта
1 этап – постановка проблемы. Погружение в мир дизайна (основные понятия, история, виды, цели и задачи дизайна, элементы дизайна, принципы дизайна)
2 этап – уточнение направления исследования. Изучение исторической эпохи в контексте искусства и жизнедеятельности человека.
На данном этапе необходимо уточнить Интернет-ресурсы, которые будут использованы при разработке данного проекта. Будет уточнен алгоритм исследования, определен характер работы – групповой или индивидуальный, уточнены критерии оценки проекта для учащихся.
3 этап – объединение и систематизация собранного материала.
4 этап – выполнение художественно – творческих работ. Применение различных техник и способов, наиболее актуальных и целесообразных.
5 этап – оформление работы. Каждая группа или обучающийся должны представить готовый проект в виде мультимедийной презентации, которая продемонстрирует качество собранного материала, и будет являться базой для систематизации полученных знаний. А также в виде творческих работ и моделей.
5 этап – представление результата работы. В зависимости от объема и поставленных педагогических задач, представление итогов работы может быть проведено или на школьной конференции, или непосредственно на учебном занятии.
6 этап – подведение итогов. Рефлексия.
Возможность развития данной проектной деятельности:
Вариантом данного проекта может быть и исследование на основе Интернет-ресурсов принципов построения архитектурных объектов, выбора используемых материалов, изменение техник, цвета и др. Особенностью проекта может стать его масштабируемость, дополняемость в зависимости от подключения новых проектных групп.
Планируемые результаты
освоения внеурочной деятельности по курсу
«Студия дизайна»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»); формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…»)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других;- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
обучающиеся должны знать:
понятия «дизайн», «композиция» и др.;
признаки дизайна;
виды дизайна,
элементы дизайна (линия, форма, объем, пространство, светотень, цвет, фактура и текстура и др.);
принципы художественного конструирования (целесообразность, единство, равновесие, доминанта, соподчинение, динамизм, гармония)
обучающиеся должны уметь:
использовать ранее полученные знания и жизненный опыт;
решать творческие задачи и задания, используя вариативность;
применять полученные знания при выполнении творческих проектов;
работать в группе;
оценивать свою деятельность и деятельность других.
Формы контроля уровня достижений учащихся
тестирование;
анкетирование;
итоговые конференции;
выставки творческих работ.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических заданий.
Для контроля знаний используется и выставка работ.
Усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.
Проверкой достигаемых обучающимися; образовательных результатов могут служить:
устные суждения педагога,
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
текущая диагностика и оценка педагогом деятельности обучающегося;
текущий самоанализ обучающегося;
публичная защита работ.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме защиты проектов.
Критерии оценки результатов обучения
Удовлетворенность обучающихся, посещающих творческое объединение.
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; самостоятельность; соблюдение правил техники безопасности).
Сформированность навыков и умений (применимость теоретических знаний при выполнении заданий; сложность и оригинальность).
Творческие отчёты (конференции, выставки творческих работ и проектов).
Технические условия для реализации программы:
1. Кабинет ИЗО, оснащенный:
ПК для учителя,
Мультимедийным проектором,
Экраном.
Мобильным компьютерным классом - 12 комплектов компьютерного оборудования с системными требованиями не ниже:
Pentium 3 c тактовой частотой 1,7 Мгц
Оперативная память: 512Мб (ОЗУ) –DDR2
Или возможность проводить занятия в компьютерном классе.
Желательно иметь:
Документ-камеру.
Список литературы и информационных ресурсов
Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. — Минск, ООО Попурри, 1997.
Залогова Л.А. Компьютерная графика - М.: БИНОМ, 2005.
Хомянский Л. М., Щипанов А. С. Дизайн книга для учащихся - М.: Просвещение 1985.
http://linteum.ru/ - сайт для художников - любителей и профессионалов.Здесь вы найдете уроки и мастер-классы по живописи, графики, освоите работу с маслом, акварелью, сангиной, сепией, соусом, пастелью и другими мягкими материалами.
http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=3028&i_id=30 - Учительская газета
http://www.classmag.ru/contest/3124004/index.html - Классный журнал - современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста
http://mxk-guru.narod.ru/intro/lesson-4.html Разработки уроков по мировой художественной культуре.
http://draw.demiart.ru/category/risuem-golovu/ - здесь собраны лучшие онлайн Уроки Рисования, написанные признанными мастерами графики. Уроки будут интересны как начинающим, так и уже продвинутым художникам.
http://fantasy-art.boom.ru/ -учебник по рисованию
http://www.refer.ru — проверенный источник ценной информации.
www.innovativeteachers.ru - Сети творческих учителей. Полная библиотека VCT-проектов
Содержание программы «Студия ДИЗАЙНА»
(1 - ый год обучения)
Тема 1. Введение в дизайн. (10 часов).
Основные вопросы: Что такое дизайн? Виды дизайна, принципы дизайна, основы дизайна (композиция, линия, форма, объем, пространство, светотень, цвет, фактура и текстура и др.). История развития дизайна.
Практическая работа. Творческая композиция.
Тема 2. Путешествие в первобытное общество. (24 часов).
Основные вопросы: Адаптация первобытного искусства в современном дизайне. Монотипи. Печать растениями. Печать губкой. Печать тканью, кружевом, веревкой. Диатипия. Гравюра на картоне. Графика. Силуэт. Гризайль.
Практическая работа.
Дизайн рамки.
Творческие композиции в различных техниках.
Создание графической творческой композиции в программе «Paint» «Охота на мамонтов». Подготовка к выставке.
Создание презентации в PowerPoint по теме «Волшебное прикосновение».
Тема 3. Египет. (12часов).
Основные вопросы: Анализ и адаптирование художественного наследия Египта, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Использование Египетского искусства в современном дизайне. Бумажное конструирование на плоскости.
Практическая работа.
Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся с использованием Интернет-ресурса.
Создание презентаций «Египет и современность» в PowerPoint.
Создание объемно-пространственной композиции (модели, панно) «Египет».
Коллективное панно.
Подготовка к выставке.
Тема 4. Греция. (20 часов).
Основные вопросы:
Анализ и адаптирование художественного наследия Греции, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Использование Греческого искусства в современном дизайне.
Практическая работа
Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся с использованием Интернет-ресурса.
Создание рельефа из глины в стиле «Древняя Греция». Роспись.
Создание эскиза греческой вазы в Paint.
Создание модели греческого сосуда «Греческий сувенир» (техника папье-маше)
Создание коллективного панно «В мастерской греческого мастера».
Создание эскиза греческого костюма в Pаint.
Подготовка к выставке.
Тема 5. Страна восходящего солнца. Япония. (28 часов).
Основные вопросы:
Анализ и адаптирование художественного наследия Японии, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Использование Японского искусства в современном дизайне.
(Бонсаи, экебана, японские сады, японский театр). Японский костюм-кимоно. Дизайн текстиля Японии. Японский стиль в современной жизни человека.
Практическая работа
Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся с использованием Интернет-ресурса.
Компьютерный эскиз кимоно.
Японский пейзаж-эскиз открытки (компьютерный дизайн).
Образ японской женщины (техника батик).
Картина в стиле «Япония» (техника масляная, сухая пастель).
Создание презентации «Японский стиль в современной жизни человека».
Выставка «Япония», отчет-конференция.
Тема 6. Средневековье. Европа. (26 часа).
Основные вопросы:
Анализ и адаптирование художественного наследия Средневековой Европы, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Использование романского стиля искусства в современном дизайне. Геральдика. Витражное искусство. Дизайн окон.
Практическая работа
Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся с использованием Интернет-ресурса.
Проект «Романский стиль в дизайне».
Компьютерная графика (Paint) - эскиз герба гимназии.
Эскиз средневекового замка (Paint). Эскизы витражей в Pаint.
Изготовление витража на окно (имитация).
Эскиз росписи бутылки в стиле витраж. Работа в Paint.
Роспись стеклянной бутылки под витраж.
Отчет-конференция. Выставка.
Тема 7. Венеция. (24 часа).
Основные вопросы:
Анализ и адаптация художественного наследия Средневековой Венеции, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Использование романского стиля искусства в современном дизайне. Венецианский пейзаж. Венецианский карнавал. Венецианская маска. Фактурная живопись.
Практическая работа
Творческая композиция Эскиз предварительный «Улицы Венеции» (работа в Paint). Изготовление маски «Сувенир из Венеции, в технике папье-маше.
Живопись на манке (фактурная живопись). «Впечатление о Венеции».
Создание презентации. Творческий отчет-выставка.
Развернутое тематическое планирование курса
«Студия ДИЗАЙНА»
(1-ый год обучения)
4 часа в неделю, всего – 144 часа
Я так понимаю, применение икт надо убрать, а добавить
№ |
Темы проектов |
Количество часов |
Применение ИКТ |
||||||||||
Теория |
Практика |
всего |
|||||||||||
I. |
Введение в дизайн. |
6 |
4 |
10 |
|||||||||
1. |
Что такое дизайн? Виды дизайна, принципы дизайна, основы дизайна (композиция, линия, форма, объем, пространство, светотень, цвет, фактура и текстура и др.) |
4 |
4 |
8 |
учебные презентации, МКК, ПК, проектор |
||||||||
2. |
История развития дизайна |
2 |
- |
2 |
учебные презентации, МКК, ПК, проектор |
||||||||
II. |
Путешествие в первобытное общество. |
6 |
18 |
24 |
|||||||||
3. |
Адаптация первобытного искусства в современном дизайне. |
1 |
1 |
2 |
учебные презентации, МКК, ПК, проектор |
||||||||
4 |
«Волшебное прикосновение». Монотипи, дизайн рамки- свободная творческая композиция, фото процесса с помощью документ-камеры |
1 |
1 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя |
||||||||
5 |
Печать растениями, дизайн рамки, фото процесса с помощью документ-камеры |
1 |
2 |
3 |
учебные презентации, МКК, ПК, проектор, документ-камера, принтер |
||||||||
6 |
Печать губкой, дизайн рамки- свободная творческая композиция , фото процесса с помощью документ-камеры, |
1 |
1 |
2 |
учебные презентации, МКК, ПК, проектор, документ-камера изучение аналогов (ИР)-папка учителя, принтер |
||||||||
7 |
Печать тканью, кружевом, веревкой, оформление работы, дизайн рамки, фото процесса с помощью документ -камеры |
- |
2 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя учебные презентации, ПК, проектор |
||||||||
8 |
Диатипия, оформление работы- дизайн рамки- свободная творческая композиция, фото процесса с помощью документ -камеры |
- |
2 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, принтер |
||||||||
9 |
Гравюра на картоне – свободная творческая композиция (вырезание формы, приклеивание, печать), дизайн рамки |
1 |
3 |
4 |
учебные презентации, МКК, ПК, проектор изучение аналогов (ИР)-папка учителя, принтер |
||||||||
10 |
Графика. Силуэт. Гризайль. Создание графической творческой композиции в Painte «Охота на мамонтов» (как вариант) |
1 |
3 |
4 |
учебные презентации, МКК, ПК, проектор изучение аналогов (ИР)-папка учителя |
||||||||
11 |
Подготовка к выставке |
- |
1 |
1 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя |
||||||||
12 |
Обобщение темы «Волшебное прикосновение», этапы собственной работы, итог и др. Создание презентации в PowerPoint |
- |
2 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя учебные презентации, МКК, ПК, проектор |
||||||||
III. |
Египет. |
1 |
11 |
12 |
|||||||||
13 |
Анализ и адаптирование художественного наследия Египта, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Изучение ИР, сбор необходимого материала об использовании Египетского искусства в современном дизайне. Поисковая , исследовательская деятельность учащихся. |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
14 |
Создание презентаций «Египет и современность» в PowerPoint |
- |
2 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
15 |
Создание объемно-пространственной композиции (модели, панно) «Египет». Бумажное конструирование на плоскости. Коллективное панно. |
- |
6 |
6 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК, |
||||||||
IV. |
Греция. |
4,5 |
15,5 |
20 |
|||||||||
Анализ и адаптирование художественного наследия Греции, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Изучение ИР, сбор необходимого материала об использовании Греческого искусства в современном дизайне. |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК, |
|||||||||
16 |
Создание рельефа из глины в стиле «Древняя Греция». Роспись |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК, |
||||||||
17 |
Создание эскиза греческой вазы в Paint |
1 |
1 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК, |
||||||||
18 |
Создание модели греческого сосуда. «Греческий сувенир» (техника папье- –маше), создание коллективного панно « В мастерской греческого мастера» |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
19 |
Создание эскиза греческого костюма в Pаint. |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
20 |
Подготовка к выставке |
- |
2 |
2 |
документ - камера, принтер |
||||||||
V. |
Страна восходящего солнца. Япония. |
4 |
24 |
28 |
|||||||||
21 |
Анализ и адаптирование художественного наследия Японии, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Изучение ИР, сбор необходимого материала об использовании Японского искусства в современном дизайне. (Бонсаи, экебана, японские сады, японский театр) |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
22 |
Японский костюм-кимоно. Дизайн текстиля Японии. Компьютерный эскиз. |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
23 |
Японский пейзаж-эскиз открытки (компьютерный дизайн). |
- |
4 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
24 |
Образ японской женщины. Техника батик |
1 |
5 |
6 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя учебные презентации, МКК |
||||||||
25 |
Картина в стиле «Япония». Техника масляная (сухая пастель) |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
26 |
Японский стиль в современной жизни человека (отображение в презентации собственных художественных работ). Создание презентаций |
- |
4 |
4 |
учебные презентации, МКК, папка учителя, ИР, МКК |
||||||||
27 |
Выставка «Япония» Подготовка, отчет-конференция. |
- |
2 |
2 |
учебные презентации, МКК, проектор |
||||||||
VI. |
Средневековье. Европа. |
4 |
22 |
26 |
|||||||||
Анализ и адаптирование художественного наследия Средневековой Европы, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Изучение ИР, сбор необходимого материала об использовании романского стиля искусства в современном дизайне. Выбор направления работы проекта. |
1 |
3 |
4 |
учебные презентации, МКК, проектор |
|||||||||
26 |
Геральдика. Компьютерная графика (Paint)- эскиз герба гимназии. |
1 |
3 |
4 |
учебные презентации, МКК, проектор |
||||||||
27 |
Эскиз средневекового замка (Paint) |
- |
2 |
2 |
учебные презентации, МКК, проектор, документ - камера, принтер |
||||||||
29 |
Витражное искусство. Дизайн окон. Эскизы витражей в Pаint. |
1 |
3 |
4 |
учебные презентации, МКК, проектор |
||||||||
30 |
Изготовление витража на окно. Имитация (калька, маркеры, картон) |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
31 |
Эскиз росписи бутылки в стиле витраж. Работа в Paint. |
- |
2 |
2 |
изучение аналогов (ИР)- МКК |
||||||||
Роспись стеклянной бутылки под витраж |
- |
4 |
4 |
документ - камера, принтер |
|||||||||
Отчет-конференция. Выставка |
- |
2 |
2 |
документ - камера, принтер |
|||||||||
VII. |
Венеция. |
4 |
20 |
24 |
|||||||||
32 |
Анализ и адаптация художественного наследия Средневековой Венеции, стиль в интерьере, росписи, мебели, одежде и архитектуре. Изучение ИР, сбор необходимого материала об использовании романского стиля искусства в современном дизайне. Выбор направления работы проекта. |
1 |
1 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
32 |
Венецианский пейзаж. Эскиз предварительный «Улицы Венеции». Живопись на манке (фактурная живопись). Оформление работы. |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
33 |
Венецианский карнавал. Венецианская маска. Поиск материала, изучение истории маски и способы её изготовления. Создание презентации |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
34 |
Изготовление маски («Сувенир из Венеции), в технике папье-маше |
1 |
7 |
8 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||||||
35 |
Творческая композиция «Впечатление о Венеции». Фактурная живопись. |
4 |
4 |
свободные материалы |
|||||||||
36 |
Творческий отчет-выставка |
2 |
2 |
||||||||||
Всего: |
30 |
114 |
144 |
Развернутое тематическое планирование курса
«Студия ДИЗАЙНА»
(2-ой год обучения)
4 часа в неделю, всего – 144 часа
№ |
Темы проектов |
Количество часов |
Применение ИКТ |
||||||
Теория |
Практика |
всего |
|||||||
VIII |
Барокко. Рококо. |
4 |
24 |
28 |
|||||
37 |
Анализ и адаптация художественного наследия стиль барокко, рококо (интерьер, роспись, мебель, одежда и архитектура). Изучение ИР, сбор необходимого материала об использовании стиля искусства в современном дизайне. Выбор направления работы проекта. |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
38 |
Презентация о стилях Барокко, Рококо, дизайнеров этого времени (самостоятельный выбор направления). |
- |
4 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
39 |
Дизайнерское оформление бутылки, в стиле дамы эпохи Барокко, Рококо с помощью кальки и клея ПВА, и украшений. Фото процесса и результата с помощь документ камеры |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР) -папка учителя, документ - камера, принтер |
||||
40 |
Эскиз мебели в Pаint (на выбор), в стиле Барокко |
- |
4 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
41 |
Моделирование интерьера дворцового зала в стиле барокко (конструирование из бумаги, ткани и др.). Создание коллективного панно. |
2 |
8 |
10 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя |
||||
42 |
Подготовка к выставке творческих работ. Оформление |
- |
2 |
2 |
|||||
IX |
Модерн. Искусство 20 века. |
12 |
48 |
60 |
|||||
43 |
Анализ и адаптация художественного наследия стиля модерн (интерьер, роспись, мебель, одежда и архитектура). Изучение ИР, сбор необходимого материала об использовании стиля искусства в современном дизайне. Выбор направления работы проекта. |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
44 |
Презентация о стиле модерн, дизайнеров этого времени (самостоятельный выбор направления). |
- |
4 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
45 |
Эскиз и модель предмета интерьера в стиле модерн. Конструирование из свободных материалов |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
46 |
Решетки, ограды. История развития |
1 |
1 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
47 |
Дизайн-проект «Решетки. Ограды». Разработка ограды к различным архитектурным объектам в стиле модерн (пробный эскиз в строгом классическом стиле). Компьютерная графика. |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
48 |
Графическая серия «Парк». Гравюра на картоне. Использование разработанных эскизов ограды |
1 |
5 |
6 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя |
||||
49 |
Фантастические деревья. Дизайнерский проект-моделирование (проволочный каркас, веревка, тонировка, декорирование) |
1 |
5 |
6 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
50 |
История стула. Лучшие дизайнеры 20 века |
1 |
1 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
51 |
Разработка презентации «Дизайнеры 20 века» |
- |
4 |
4 |
|||||
52 |
Дизайн-проект «Стул». Эскиз. Бумажное конструирование |
1 |
5 |
6 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
53 |
Творчество датского креативного художника -дизайнера Питера Каллесена (Peter Callesen) |
1 |
1 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
54 |
Бумажный креатив в стиле датского дизайнера. Творческий проект (индивидуальный, групповой) |
1 |
5 |
6 |
папка учителя, МКК |
||||
55 |
Архитектура 20 века. Стили, направления, архитекторы |
2 |
- |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
56 |
Создание презентации «Архитектура 20 века» по самостоятельно выбранному направлению (страна, архитектор, стиль или обобщение) |
- |
4 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, |
||||
57 |
Подготовка к конференции и выставке творческих работ. Оформление |
- |
2 |
2 |
учебные презентации, МКК |
||||
58 |
Отчет-конференция «Искусство 20 века» |
2 |
2 |
Презентации, проектор, принтер |
|||||
X |
Шрифтографика. |
5 |
19 |
24 |
|||||
59 |
Дизайн шрифта |
1 |
1 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
60 |
Разработка компьютерного эскиза собственных инициалов |
- |
2 |
2 |
МКК, изучение аналогов |
||||
61 |
Образ и слово. Компьютерный эскиз |
1 |
3 |
4 |
|||||
62 |
Логотип, эмблема, этикетка |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
63 |
Создание каталога различных логотипов по направлениям (групповое задание). |
- |
2 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
64 |
Фирменный стиль. Разработка эскиза логотипа фирмы. Использование клипартов |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
65 |
Граффити. История, направления |
1 |
1 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
66 |
Эскиз в стили граффити (бумага, маркеры) |
- |
2 |
2 |
|||||
67 |
Компьютерный эскиз шрифта в стиле граффити |
- |
2 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
XI |
Я - дизайнер |
7 |
25 |
32 |
|||||
68 |
Макетирование. Понятие модуля в архитектуре. |
1 |
1 |
2 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, проектор |
||||
69 |
Учебная «Игра в кубики». Моделирование объектов архитектуры |
- |
2 |
2 |
|||||
Разработка дизайн - проекта «Игровая площадка». Идеи, рисунки, создание творческих групп |
1 |
3 |
4 |
||||||
70 |
Разработка дизайн-проекта «Игровая площадка» |
2 |
4 |
6 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
71 |
Разработка дизайн - проекта «Жилой комплекс». Идеи, рисунки, создание творческих групп |
1 |
3 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
72 |
Разработка компьютерного эскиза «Жилой комплекс» |
- |
4 |
4 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
73 |
Дизайн-проект «Жилой комплекс». Бумажное конструирование |
2 |
6 |
8 |
изучение аналогов (ИР)-папка учителя, учебные презентации, МКК |
||||
74 |
Подготовка к выставке творческих работ. Оформление |
- |
2 |
2 |
|||||
Всего: |
28 |
116 |
144 |
Содержание программы «Студия ДИЗАЙНА»
(2 - ой год обучения)
Тема 8. Барокко. Рококо. (28 часа).
Основные вопросы:
Анализ и адаптация художественного наследия стиль барокко, рококо (интерьер, роспись, мебель, одежда и архитектура). Использование стилей барокко, рококо в современном дизайне.
Практическая работа
Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся с использованием Интернет-ресурса. Выбор направления работы проекта.
Презентация о стилях.
Дизайнерское оформление бутылки, в стиле дамы эпохи Барокко, Рококо с помощью кальки и клея ПВА, и украшений.
Эскиз мебели в Pаint (на выбор), в стиле Барокко.
Моделирование интерьера дворцового зала в стиле барокко (конструирование из бумаги, ткани и др.).
Создание коллективного панно.
Тема 9. Модерн. Искусство 20 века. (60 часов).
Основные вопросы:
Анализ и адаптация художественного наследия стиля модерн (интерьер, роспись, мебель, одежда и архитектура). Использование стиля искусства в современном дизайне. Решетки, ограды. История развития. История стула. Лучшие дизайнеры 20 века
Творчество датского креативного художника -дизайнера Питера Каллесена (Peter Callesen) http://www.nuinu.su/art/55-potrjasajushhie-skulptury-iz-bumagi.htmlhttp://www.petercallesen.com/index/index2.html
Архитектура 20 века. Стили, направления, архитекторы.
Практическая работа
Поисковая, исследовательская деятельность обучающихся с использованием Интернет-ресурса. Выбор направления работы проекта.
Презентация о стиле модерн, дизайнеров этого времени (самостоятельный выбор направления).
Эскиз и модель предмета интерьера в стиле модерн. Конструирование из свободных материалов.
Дизайн-проект «Решетки. Ограды». Разработка ограды к различным архитектурным объектам в стиле модерн (пробный эскиз в строгом классическом стиле). Компьютерная графика.
Графическая серия «Парк». Гравюра на картоне. Использование разработанных эскизов ограды.
Фантастические деревья. Дизайнерский проект-моделирование (проволочный каркас, веревка, тонировка, декорирование).
Разработка презентации «Дизайнеры 20 века»
Дизайн-проект «Стул». Эскиз. Бумажное конструирование.
Бумажный креатив в стиле датского дизайнера. Творческий проект (индивидуальный, групповой).
Создание презентации «Архитектура 20 века» по самостоятельно выбранному направлению (страна, архитектор, стиль или обобщение).
Подготовка к конференции и выставке творческих работ. Оформление. Отчет-конференция «Искусство 20 века»
Тема 10. Шрифтографика. (24 часов).
Основные вопросы:
Дизайн шрифта. Образ и слово. Логотип, эмблема, этикетка. Фирменный стиль. Граффити. История, направления.
Практическая работа
Разработка компьютерного эскиза собственных инициалов.
Компьютерный эскиз образа слова.
Создание каталога различных логотипов по направлениям (групповое задание).
Разработка эскиза логотипа фирмы. Использование клипартов.
Эскиз в стили граффити (бумага, маркеры)
Компьютерный эскиз шрифта в стиле граффити.
Тема 11. Я - дизайнер-ар. (32 часов).
Основные вопросы:
Макетирование. Понятие модуля в архитектуре.
Практическая работа
Учебная «Игра в кубики». Моделирование объектов архитектуры.
Разработка дизайн - проекта «Игровая площадка».
Разработка дизайн - проекта «Жилой комплекс». Идеи, рисунки, создание творческих групп.
Разработка компьютерного эскиза «Жилой комплекс».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Студия ДИЗАЙНА»
Занятия творческого объединения «Студия ДИЗАЙНА» проводятся с использованием офисных программ Word MS и MS Power Point, а также графического редактора Paint.Также для занятий используется компакт-диск "Искусство компьютерной графики для школьников"(Питер), компакт-диск «Мировая художественная культура: от зарождения до XVII века» (Питер)
Для проведения занятий разработаны и изготовлены Мультимедийные презентации в формате MS Power Point, которые используются при объяснении новой темы. Также при подготовке к занятиям используются ресурсы сети Интернет. Все работы учащихся созданные с использованием программ MS Power Point, а также графического редактора Paint, также хранятся на жестком диске компьютера, что позволяет педагогу и учащимся отслеживать динамику процесса обучения. Создан также раздаточный материал по различным темам.
Разработки занятий творческого объединения «Студия ДИЗАЙНА»
Тема 7: «Венецианский карнавал. Венецианская маска». Эскиз маски
Цели и задачи:
Образовательная:
• Познакомить с историей развития Венецианской маски
• Закрепление навыков изображения головы человека, соблюдая пропорции
Развивающая:
• Развивать графические навыки
• Развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
Материал и оборудование:
- Компьютер, проектор, презентация «Венецианская маска.»
- Бумага акварельная, карандаш, краски, кисти (пастель)
Ход урока:
Вступительное слово преподавателя:
- Они красивы, необычны, таинственны, изысканны, роскошны. Венецианские маски - одно из самых ярких явлений итальянской действительности.
- Исторический факт
В Венеции, во времена чумы, когда доктора посещали больных, они надевали маски с длинным птичьим клювом. В длинный, клювообразный нос маски, они капали ароматические масла и другие вещества, так как считали, что эти ароматические вещества предохраняют от заражения чумой.
- Поверх одежды доктора надевали темный длинный плащ. Доктора в таком обличие выглядели очень зловеще, и были похожи на жуткую птицу. Этот образ, делала еще более мрачным, специальная палка, которую они держали в руках, чтобы не прикасаться к больному чумой руками.
Венецианский карнавал масок
ЭТО - самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы.
Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской "комедии дель арте" выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала.
- Словно яркий луч солнца врывается карнавал в сырую и туманную венецианскую зиму. И в одно мгновение она расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими пятнами масок.
- Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство
- Венецианский карнавал - величайший праздник Италии, на который ежегодно съезжаются тысячи участников и зрителей из различных стран.
- Венецианский карнавал считается одним из старейших карнавалов мира: он зародился еще во времена Средневековья, когда общая продолжительность всяких праздников составляла несколько месяцев в год.
- Каковы традиционные венецианские образы?
- Это Баута, (Bauta) - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno
Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.
- Венецианская Дама (Dama di Venezia) – очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.
В основе этой маски история о том, как привезенный из Китая кот переловил всех дворцовых мышей, а человек принесший кота дико разбогател.
Немалой популярностью пользовались также маски, пришедшие в карнавальную традицию с подмосток уличного театра Венеции – Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино…
Практическая работа:
- А теперь представьте, что вас пригласили на мероприятие в венецианском стиле… С чего начнем…?
Необходимо выполнить эскиз маски для карнавала
Нарисуем овал лица, соблюдаем пропорции.
Продумываем образ маски.
Украшаем маску, продумывая детали.
При подготовке занятия использовался Интернет-ресурс:
http://www.amberhome.ru/page/gallery_page/obloshka3/italy_mask.htm
Практические работы учащихся.
Примеры работ учащихся, занимающиеся в «Студии дизайна»
Скриншоты с виртуального кабинета учителя ИЗО Шишлянниковой Е.В.