Рабочая программа дополнительного образования «Неизведанный мир» для детей 5-7 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НЕИЗВЕДАННЫЙ МИР»
для детей 5-7 лет
на 2021-2023 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 62 «Каравай»
города Смоленска
Составитель:
воспитатель
Семкина О. М.
Содержание
№ п/п |
Наименование раздела |
Стр. |
I |
Целевой раздел |
3 |
1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.1. |
Актуальность программы |
3-5 |
1.2. |
Цель и задачи программы |
6 |
1.3. |
Целевые ориентиры образовательного процесса |
6-7 |
1.4. |
Принципы и подходы к реализации программы |
8 |
1.5. |
Практическое значение программы кружка |
9 |
1.6. |
Формы и режим занятий |
9-10 |
1.7. |
Возраст детей и продолжительность реализации программы |
10 |
1.8 |
Планируемые результаты освоения программы |
11 |
II |
Содержательный раздел |
12 |
2.1 |
Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации кружка |
12 |
2.2 |
Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы кружка |
12-13 |
2.3 |
Модель образовательного процесса в старшей группе |
13-14 |
2.4 |
Планирование с учетом темы недели в старшей группе |
14-23 |
2.5 |
Модель образовательного процесса в подготовительной к школе группе |
24-25 |
2.6 |
Планирование с учетом темы недели в подготовительной к школе группе |
25-34 |
III |
Организационный раздел |
35 |
3.1 |
Общий объем учебной нагрузки. Учебный план |
35-36 |
3.2 |
Предметно-развивающая среда и система работы по программе |
36 |
3.3 |
Материально-техническое оснащение |
36-37 |
3.4 |
Формы проведения итогов реализации программы |
37 |
3.5 |
Формы и приемы организации образовательного процесса |
38 |
3.6 |
Педагогическая диагностика и методика результативности программы |
39-42 |
3.7 |
Методическое обеспечение |
43 |
I Целевой раздел
Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Актуальность программы
Актуальностьпрограммы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
А.Н. Поддьяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Теоретической базой являются исследования А.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Знания, полученные в результате собственного
исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Новые технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия,входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Понимая значения экспериментирования для развития ребенка,в детском саду разработана программа кружка для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявлять зависимости.
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
1.3 Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»
1.4 Принципы и подходы к реализации программы
Программа построена на основе следующих принципов:
Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
Принцип «развивающей интриги».
Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
Принцип деятельного подхода к развитию личности.
Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.
Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
Этапы развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Определены три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается групповой, коллективный поиск).
3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
1.5 Практическое значение программы кружка
Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:
обогащение представлений об окружающем мире
развитие познавательной инициативы (любознательности)
освоение культурных форм упорядочения опыта: родовидовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.
Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно- практического и образно- символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования»- опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно- следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.
1.6 Формы и режим занятий
Особенности организации занятий кружка.
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер - всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности. Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования. Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно- следственных связей.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).
Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 минут, с детьми 6 – 7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).
1.7 Возраст детей и продолжительность реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
1 этап – с детьми 5 – 6 лет;
2 этап – с детьми 6 – 7 лет.
1.8 Планируемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
быстрое включение в активный познавательный процесс;
самостоятельное пользование материалом;
постановка цели и нахождение путей ее достижения;
самостоятельность при поиске открытий;
проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
настойчивость в отстаивании своего мнения;
расширение кругозора детей;
развитие критического мышления и речи;
развитость мускулатура пальцев;
проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте;
ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач;
самостоятельно ставит проблему;
выдвигает гипотезы, предположения;
самостоятельно планирует деятельность;
выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
доводит дело до конца.
Преемственность
Программа кружка предполагает:
Формирование деятельности экспериментирования дошкольника;
Формирование личности ребенка;
Основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.
II Содержательный раздел
2.1. Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации кружка
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)
Форма проведения занятий кружка: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования), беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.
Игровые приёмы:
моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
повтор инструкций;
выполнение действий по указанию детей;
«намеренная ошибка»;
проговаривание хода предстоящих действий;
предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
2.2 Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы кружка
Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (ПриказМинобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
Положение о кружковой работе
Приказ об организации кружковой работы ДОУ
2.3 Модель образовательного процесса
Примерный календарь тематических недель
месяц |
неделя |
тема |
Сентябрь |
1-4 |
«Экспериментирование с водой» |
Октябрь |
1-4 |
«Экспериментирование с водой» |
ноябрь |
1-4
|
«Экспериментирование с водой» |
декабрь |
1-4 |
«Экспериментирование с водой» |
январь |
1-4 |
«Экспериментирование с песком и глиной» |
февраль |
1-4 |
«Экспериментирование с воздухом». |
март |
1-4 |
«Экспериментирование с воздухом» |
апрель |
1-4 |
«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом» |
май |
1-4 |
«Экспериментирование с почвой» |
2.4 Планирование с учетом темы недели
Сентябрь - Октябрь «Экспериментирование с водой» Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). |
|||
Тема экспериментальной деятельности |
Задачи экспериментальной деятельности |
Интеграция образовательных областей |
Взаимодействие с родителями |
«Плавает или тонет» |
Расширить представления о свойствах воды, приобщить к навыкам экспериментирования. |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие |
Консультация «Опытно -экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». |
«Какого цвета вода» |
Выяснить имеет ли цвет вода, приобщить к навыкам экспериментирования |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент |
«Чем пахнет вода» |
Доказать, что вода не имеет запаха |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
«Какую форму имеет вода» |
Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. |
«Вода как растворитель» |
Показать, что вода -хороший растворитель |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. |
«Лед – твердая вода» |
Показать, что лед и это тоже вода |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома. |
«Снег превращается в воду» |
Показать, что снег это тоже вода |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Оформление папки «Мои открытия». |
«Как выйти сухим из воды» |
Показать, как можно выйти сухим из воды |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Создание альбома: «Наши открытия» |
Ноябрь – декабрь «Экспериментирование с водой» Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). |
|||
«Замерзая, вода двигает камни» |
Узнать, как замнрзшая вода двигает камни |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию» |
«Замораживаем воду» |
Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода. |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме. |
«Взаимодействие воды и снега» |
Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой» |
« Пар — это тоже вода» |
Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. |
«Ледяные елочные игрушка» |
Сделать изо льда елочные игрушки и украсить ими деревья на улице |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» |
«С водой и без воды» |
Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. |
«Вода не имеет формы» |
Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек. |
«Весёлые кораблики»
|
Продолжать знакомить детей со свойствами воды и бумаги. Развивать наблюдательность. Способствовать становлению дружеских отношений. |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное |
Январь «Экспериментирование с песком и глиной» Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки, тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки,банка, карандаш.
|
|||
«Песочная страна» |
Закрепить знания детей о свойствах песка. |
.Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми. |
«Песчаный конус» |
Помочь определить, может ли песок двигаться |
Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие (рисование цветным песком) |
Консультация «Экспериментируем вместе с папой». |
«Глина, какая она?» |
Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная) |
Художественно-эстетическое развитие: моделирование изделий из г Социально-коммуникативное развитие: создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.лины.
|
Фотовыставка: «Как мы экспериментируем». |
«Песок и глина – наши помощники». |
Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия |
Художественно-эстетическое развитие: Лепка из глины по замыслу.
|
Обновление картотеки условных обозначений «Свойства» |
Февраль – Март
«Экспериментирование с воздухом» Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки.свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.
|
|||
«Этот удивительный воздух» |
Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха |
Художественно-эстетическое развитие (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) Речевое развитие: упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний |
Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию» |
«Парусные гонки» |
Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании |
Художественно-эстетическое развитие «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) |
Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме. |
«Вдох – выдох» |
Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. |
Художественно-эстетическое развитие «Рисование мыльными пузырями» |
Консультация «Экспериментируем вместе с папой». |
«Сухой из воды» |
Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека. |
Физическое развитие: дыхательная гимнастика. Познавательное развитие: закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. |
Фотовыставка: «Как мы экспериментируем». |
«Поиск воздуха» |
Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ |
Речевое развитие: придумать с родителями сказку «О воздухе» физическое развитие: формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья |
Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» |
«Муха – цокотуха» |
Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. |
Художественно-эстетическое развитие: конструирование «Жуки» (из природного материала). Речевое развитие: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского |
Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. |
«В воде есть воздух» |
Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде |
Речевое развитие: «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т., формирование умений работать во взаимодействии |
Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное |
Апрель «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом» Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы. |
|||
«Парящий самолет» |
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм» |
Познавательное развитие: определение частей света с помощью компаса на прогулке, помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит; |
Создание мини-лаборатории «Мир магнитов» |
« Притягивает - не притягивает» |
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы |
Художественно-эстетическое развитие: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Физическое развитие: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений. |
Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. |
« Как достать скрепку из воды, не замочив рук» |
Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею |
Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него. |
Совместное создание кукольного театра на магнитах. |
«Рисует магнит или нет» |
Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; |
«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социально-эстетическое развитие: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей; |
Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование. |
Май Экспериментирование с почвой. Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления. |
|||
«Домашняя засуха» |
Дать представление о том, что в земле есть вода. |
Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. Социально-коммуникативное развитие: формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера; |
Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период» |
«Где лучше расти» |
Знакомство со свойствами почвы |
Труд: Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Речевое развитие: обогащение словаря детей. |
Сбор природного материала для поделок, экспериментов. |
2.5 Модель образовательного процесса
Примерный календарь тематических недель
подготовительная к школе группа
месяц |
неделя |
тема |
Октябрь |
1-4 |
«Экспериментирование с воздухом». |
Ноябрь |
1-4
|
«Экспериментирование с водой» |
Декабрь |
1-3
4 |
«Экспериментирование с магнитом. Магнетизм» Электричество |
Январь |
1-2 3-4 |
Звук Теплота |
Февраль |
1-2 3-4 |
Земля. Космос Свет. Цвет |
Март |
1 2
3-4 |
Кристаллы Живая природа. Строение, значение, функции, видоизменения частей растений Растения как живые организмы: развитие, размножение |
Апрель |
1-2
3-4 |
Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы) Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде |
Май |
1-2
3-4 |
Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде Эволюция |
2.6 Планирование с учетом темы недели
Октябрь ВОЗДУХ Цель: выявить, что воздух обладает упругостью понять, как может использоваться сила воздуха выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что при охлаждении воздух сужается, а при нагревании расширяется продемонстрировать существование атмосферного давления |
|
Тема экспериментальной деятельности |
Интеграция образовательных областей |
“Реактивный шарик” “Запусти ракету” “Вертушка” “Парашют” “Соломенный буравчик” “Что быстрее” “Свечка в банке” “Большие -маленькие” «Прижми полоску» “Сухим из воды” |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие
|
Ноябрь ВОДА Цель: • выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий • выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей • узнать, как замерзшая вода двигает камни • познакомить с круговоротом воды в природе • выявить изменения объема жидкости при замерзании • познакомить с процессами очистки воды разными способами.
|
|
«Фильтрование воды” “Куда делась вода” “Вода двигает камни” “Энергия воды” “Изменение объема жидкости” “Замерзание жидкости” “Помощница вода” “Ныряльщик” “Плавающая скрепка” “Соединяющиеся струйки воды”
|
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Декабрь МАГНИТЫ. МАГНЕТИЗМ Цели: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами определить способность металлических предметов намагничиваться выявить действия магнитных сил Земли понимать, что “полярное сияние” - проявление магнитных сил Земли |
|
“Мы фокусники” “Почему движется машинка?” “Земля-магнит” “Два магнита” “Необычная скрепка” “Необычная картина”
|
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие
|
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО Цели: • понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов • выяснить, что гроза-проявление электричества в природе • понимать принцип работы электроприбора • понимать, что “полярное сияние”- проявление магнитных сил Земли
|
|
“Волшебный парикмахер” «Как увидеть молнию» «Парусные гонки» «Заклинатель змей»
|
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие: упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний
|
Январь ЗВУК Цели: • выявить особенности передачи звука на расстояние • познакомить с простейшим устройством передачи звука на расстояние • выявить причины происхождения низких и высоких звуков • выявить возможности измерения расстояния с помощью звука
|
|
“Как быстрее?” “Передай секрет” “Телефон” “Поющая струна” “Почему мышонок не услышал щуку?” “Как видят летучие мыши?” “Как услышать сердце?”
|
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие
|
ТЕПЛОТА Цели: • понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла • выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ • выявить изменения тел под воздействием температур
|
|
“Волшебные превращения” “Твердые-жидкие” “Вкусный опыт” “Как не обжечься?” “Чем похожи?”
|
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Февраль ЗЕМЛЯ. КОСМОС Цели: • познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха • узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения • планеты вокруг него. • установить, что удерживает спутники на орбите • узнать, почему в космосе темно
|
|
“Дневные звезды” “На орбите” «Далеко-близко» “Темный космос” “Прямо или по кругу” “Чем ближе, тем быстрее”
|
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
СВЕТ. ЦВЕТ Цели: • понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета • узнать из каких цветов состоит солнечный луч • познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета
|
|
“Передача солнечного “зайчика” “Разведчики” “Разноцветные огоньки” “Радуга на стене” “Волшебный круг”
|
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Март КРИСТАЛЛЫ Цель: Опытным путем понять, как можно вырастить кристаллы
|
|
“Сладкие кристаллы” “Соленые кристаллы”
|
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Мастер класс «Занимательные опыты» |
ЖИВАЯ ПРИРОДА Цели: • установить связь видоизменений частей растений с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды • выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев • доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу • найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне
|
|
“Куда тянутся корни?” “Много-мало” “Запасливые стебли” “Бережливые растения” |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
Растения как живые организмы: развитие, размножение Цель: установить что разные растения могут размножаться разными способами |
|
“Семечко - растение” “Черенок - растение” “Листок - растение” “Розетка - растение” “Клубень - растение”
|
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
Апрель – Май Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы) Цель: • установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений) • подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав • выявить способность разных почв пропускать воду
|
|
“Что есть в почве” “Как листья становятся питанием для растений” «Где цветы лучше растут?» “Что у нас под ногами” “Где быстрее высохнет?” “Где быстрее получат воду?” “Рыхлая почва” |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде Цели: • понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы • понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. • выявить зависимость строения растения от факторов внешней среды • выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений • выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе • установить, почему во время дождя черви выползают на поверхность • продемонстрировать, как змея меняет кожу • понаблюдать за жизненным циклом мушек
|
|
«Влажное дыхание» «Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу» «Какие корни у растений тундры?» «Необычные корни» «Могут ли растения жить?» «Присоски» «Зачем зайчику другая шубка» «Как звери меняют шубку» «Наизнанку» «Наверх» «Чем нюхают черви» «Инкубатор для червей» «Наблюдаем за букашками» «Загон для мушек» |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
Эволюция Цель: • объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации • определить, как преобразовались первые живые клетки • выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы
|
|
«Как появились моря и океаны?» «Живые комочки» «Растущие малютки» «Заплесневелый хлеб» |
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
Взаимодействие с родителями
Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:
• Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
• Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
• Совместная деятельность.
Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.
Поэтому родители являются непосредственными участниками работы нашего кружкового объединения. Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.
Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
III Организационный раздел
3.1 Общий объем учебной нагрузки
деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН
Учебный план
Образовательные ситуации
Периоды обучения |
|
||
Количество на1 ребенка |
Количество в неделю |
Количество в год |
|
Старший дошкольный возраст |
1 |
2 |
34 |
Количество учебных недель в году – 34
Количество учебных занятий – 34
При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 30 минут. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.
Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на осуществлении коррекции недостатков воспитанников, создающих трудности в овладении Программой. Учёт индивидуальной работы отражается в соответствующей тетради.
Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 15 по 31 мая.
Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе анализа карты ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.
3.2 Предметно-развивающая среда и система работы по программе
Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
Обучающие познавательные занятия.
Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально- коммуникативная, познавательная, речевая, художественно - эстетическая.
3.3 Материально-техническое оснащение занятий.
Основное оборудование:
приборы- помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
Разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
Природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
Утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
Красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
Завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
Сделать знаки, разрешающие или запрещающие
Дополнительное оборудование:
специальную одежду (халаты, фартуки);
контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
карточки-схемы проведения эксперимента;
индивидуальные дневники экспериментов;
правила работы с материалом;
индивидуальные дневники.
3.4 Формы проведения итогов реализации программы
Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям;
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на «Неизведанный мир».
Перспективы работы:
Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.
3.5 Формы и приемы организации образовательного процесса
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Образовательная деятельность в семье |
|
непосредственно образовательная деятельность |
образовательная деятельность в режимных моментах |
||
Образовательные ситуации Обучающие занятия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Наблюдение Экскурсии Беседы Обсуждение Рассматривание объектов, их обследование. Виртуальные путешествия Рассказы Встреча с интересными людьми Дидактические игры Занимательные показы Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций, коллекций Конкурсы |
Игровые упражнения Обследование предметов и игрушек Наблюдение Проблемные ситуации Рассматривание чертежей и схем, иллюстраций и т.д. Дидактические игры Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия Моделирование Упражнения по развитию мелкой моторики рук Ситуативные разговоры Виртуальные путешествия |
Решение проблемных ситуаций Дидактические игры С.-р. игры Наблюдения Рассматривание Экспериментирование с материалами
|
Ситуативное обучение Упражнения Коллекционирование Просмотр видео Рассматривание моделей Обследование предметов Домашнее экспериментирование Совместное творчество
Сопровождение семьи: Беседы Консультации Открытые просмотры Встречи по заявкам Интерактивное взаимодействие через сайт Совместные занятия Мастер-классы Опросы Анкетирование Информационные листы |
3.6 Педагогическая диагностика и методика результативности программы
Выявляющая место детского экспериментирования в предпочтениях детей «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
Выявляющая степень устойчивости интересов ребенка и предпочитаемый материал в процессе экспериментирования «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова);
Выявляющая умение детей анализировать объект и явление, рассуждать, аргументировать собственные выводы дидактическая проективная методика «Сахар»;
Выявляющая уровень познавательной активности и любознательности «Дерево желаний» (В.С.Юркевич);
Исследующая динамику развития любознательности (исследовательской активности) диагностическое задание «Да-нет».
Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова |
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности: Игровая Чтение книг Изобразительная Труд в уголке природы Экспериментирование Конструирование
|
% |
Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова) |
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка: Песок и вода Звук Магниты Бумага Свет Стекло Резина
|
Количество детей |
Методика «Дерево желаний» (В. С. Юркевич)
|
Изучение познавательной активности детей: Волшебник может исполнить 5 твоих желаний; Мудрец может ответить на любые твои вопросы; Чудо машина умеет все на свете, прикажи ей что-нибудь; В главной книги страны Вообразилии есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать? |
Уровень познавательной активности |
Дидактическая проективная методика «Сахар» |
Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы: Полный ответ с аргументацией Правильный ответ без аргументации Ответ с ошибкой Отсутствие ответа |
% |
Диагностическое задание игра «Да – нет» |
Исследование динамики развития любознательности (исследовательской деятельности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Отвечать на вопрос «Что это?» Показатели: Продуктивность Количество прямых вопросов Количество абсурдных вопросов Количество вопросов высокого уровня |
Развитие исследовательской активности |
Педагогическая диагностика
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
ВЫСОКИЙ
|
Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач |
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами |
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением |
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. |
Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы |
СРЕДНИЙ |
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. |
Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). |
Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. |
Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. |
Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
НИЗКИЙ |
В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. |
Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого |
Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым |
Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов |
Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. |
Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.
ФИ ребенка |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.7 Методическое обеспечение
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям
«Программа образования в детском саду школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори»
«Ребёнок в мире поиска» О. В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина
«Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков;
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова;
«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.
Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»)
Иванова А.И.Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.
Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе
Москаленко В.В., Н. И. Крылова «Опытно-экспериментальная деятельность»
Николаева Н.Н. «Юный эколог»
Рыжова Н. А. «Маленький исследователь в детском саду»
Савенкова А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»
Интернет ресурсы
Список детей
Королева Валерия
Новикова Алина
Парфенова Мария
Семин Иван
Силаев Артем
Романова Арина
Русанцова Милана
Смирнов Степан
Тимофеева Арина
Титов Евгений
Хрипачева Мария
Черняков Владимир
Юркова Арина
Кияйкина Наталья Федоровна
Семкина Олеся Михайловна