«Как хорошо когда у человека есть возможность
выбрать себе профессию не по необходимости,
а сообразуясь с душевными склонностями.»
Апшерони А.
Тема: В мире профессий
Автор: | Фролова Е.Н. , педагог-психолог МБОУ СШ №5 п.Ключи-1. |
Класс: | 3-6 |
Тема: | «В мире профессий». |
Тип занятия: | Предметная гостиная(внеклассное мероприятие) |
Цель: | формирование у младших школьников готовности к профессиональному самоопределению, формирование понимания перспектив получения профессии. |
Задачи: | Задачи: воспитательная: выработка у обучающихся знания о принципах профессионального выбора; выработка сознательного отношения к профессиональному самоопределению; образовательная: - знакомство с содержанием мира профессий; - стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся; - активизация личного участия в формировании своего будущего; развивающая: развитие способности самостоятельно оценивать собственную ситуацию самоопределения. |
Продолжительность: | 40-60 мин. |
Методы | Дискуссия, беседа, наблюдение, мозговой штурм, интерактивные технологии; методы наглядности (демонстрация, иллюстрация). |
Формы организации деятельности: | Фронтально-коллективная, индивидуальная. |
План: | Организационный момент – 5мин. Введение в тему, мотивация, актуализация знаний – 5 мин. Изучение нового материала – 10 мин. Практическая работа – 10 мин. Обобщение – 5 мин. Рефлексия - 5мин. |
Оборудование: | 1. Компьютер с выходом в интернет; 2.Проектор; 2. Презентация к уроку; 3.Раздаточный материал для индивидуальной работы. |
Планируемые результаты: | Предметные: Сформировать представления младших школьников о профессиональном самоопределении; Сформировать знания учащихся по теме урока, умения использовать полученные знания в жизни; Уметь использовать интернет-ресурсы, и другие источники информации. Метапредметные: Регулятивные: учиться слушать и высказывать свое мнение и выдвигать версии; развивать умение ставить учебную задачу; Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. Личностные: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу, формирование устойчивой мотивации. |
Актуальность: | Актуальность: Современный мир быстро меняется. Если еще наши мамы и бабушки, получая профессию, могли быть уверенны, что будут обеспечены работой и посветят профессии всю жизнь, то сегодня ситуация изменилась. С невероятной скоростью атласы профессий пополняются новыми видами. С миром профессий необходимо начать знакомить ребенка с начальных классов. Знание определенного набора данных ученика поможет сориентироваться в целой сфере специальностей. К тому же это станет плюсом в воспитательных и коммуникативных моментах для родителей. |
Источники: | https://blog.maximumtest.ru/post/rannyaya-proforientaciya-shkolnika-plyusy-i-minusy.html https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=a2qsRDEnqQY&feature=emb_logo http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2 яндекс-картинки. |
Мероприятие сопровождается презентацией Power Point и состоит из 10 слайдов. На каждом слайде есть настроенные управляющие кнопки вперед/ назад. Слайд №4,5,6,7 оснащен анимацией, ответ появляется при нажатии на знак «?».Слайд №3 оснащен встроенным видео (необходимо подключение к сети интернет, либо скачать ролик). По завершению презентации, можно вернуться к началу нажав кнопку «назад».
Ход мероприятия.
Этап | Содержание | Примечание | |
I. Организационный этап. | |||
Орг.момент | Добрый день, ребята, рада вас видеть! Садитесь поудобнее, сегодня у нас внеклассное мероприятие, посвящённое профориентации. Скажите, а что же значит это слово? | Приветствие учащихся. Ответы учеников. | |
Эмоциональный настрой. | И так, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего мероприятия. Для этого вам необходимо расшифровать анаграмму. Двигайтесь по стрелочке, соберите буквы и составьте слова. (можно распечатать и выдать индивидуальные листочки с анаграммой). | Цель данной игры заключается в развитии переключения внимания, выявления комбинированных способностей и улучшения абстрактно-логического мышления. (Сл 1) | |
II. Основной этап. | |||
Мотивация | Ребята, озвучьте тему. | Ответы детей. Тема «Мир профессий». (Сл. 2) | |
Актуализация знаний. | Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, для чего нам это нужно? Актуальны ли эти вопросы? | Побуждать детей к выдвижению гипотез, высказывать мнение. | |
Освоение нового материала | Ребята, чтобы глубже познакомиться с этим невероятно большим миром профессий, давайте посмотрим видеоролик. И так, внимание на экран. (Просмотр видео). Беседа по просмотренному видеоролику. На какие группы классифицируются профессии? (Ч-Ч, Ч-Т, Ч-Х, ч-З, Ч-П) Назовите представителей? | Просмотр видеоролика (Сл. 3). | |
Первичное закрепление материала | Давайте поиграем? Сейчас я буду показывать на слайд с изображением предметов, а вы должны отгадать, человеку какой профессии эти вещи принадлежат. А к какой категории принадлежат перечисленные профессии? (Ч-Ч) | (Сл.4-7) | |
Индивидуальная работа | А вам интересно узнать, какие у вас особенности? Сейчас мы с вами заполним анкету. (Каждому ребенку выдается бланк и обговаривается инструкция) «Определение типа будущей профессии». (методика Е.А. Климова) Обсуждение результатов. | Анкетирование. | |
Физ.минутка | Давайте немного поиграем в игру «Пантомимы. Мир профессий». Сейчас вы по очереди будете подходить ко мне и вытягивать карточку с профессией, кто на ней изображен нужно без слов, действиями показать ребятам. | Здоровье сберегающие технологии. | |
III. Заключительный этап. | |||
9. Подведение итогов. | Хочу прочитать вам одну притчу. Притча о строителях собора Давным-давно в городе строился огромный собор. На его строительстве работало много рабочих. Один мудрец, всю свою жизнь пытавшийся найти ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?», спросил у одного из рабочих, который медленно тащил большой камень: «Что ты делаешь?» «Ты что, не видишь —таскаю тяжелые камни!» — ответил он сквозь плотно стиснутые зубы. Тогда мудрец задал тот же вопрос другом у рабочему. «Я зарабатываю на еду для своей семьи», — получил он ответ. Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю собор!» — с гордостью ответил тот. Я надеюсь, что постигая основы профессионального выбора сейчас, вы сможете сделать правильный выбор в будущем и ваша работа будет приносить вам удовольствие. | | |
10. Рефлексия | Ребята, что вам понравилось на сегодняшней встрече? Что вам показалось сложным? Что вас удивило? Что вам захотелось узнать? | Обсуждение (Сл. 10). |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
«Определение типа будущей профессии». (методика Е.А. Климова)
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет - поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
1. Легко знакомлюсь с людьми. |
|
|
|
| 1 |
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить. |
| 1 |
|
|
|
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки. |
|
|
| 1 |
|
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными. | 1 |
|
|
|
|
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить. |
|
| 1 |
|
|
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами. |
|
|
|
| 1 |
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными. | 1 |
|
|
|
|
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах. |
|
| 1 |
|
|
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших. |
| 2 |
|
|
|
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности. |
|
|
| 2 |
|
11. Охотно читаю о растениях, животных. | 1 |
|
|
|
|
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. |
|
|
| 1 |
|
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин |
| 1 |
|
|
|
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы. |
|
| 2 |
|
|
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
|
|
|
| 2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой. |
| 2 |
|
|
|
17. Людям нравится мое художественное творчество/ |
|
|
| 2 |
|
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными. | 2 |
|
|
|
|
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме. |
|
| 2 |
|
|
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь. |
|
|
|
| 1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди. |
| 1 |
|
|
|
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки. |
|
| 1 |
|
|
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
|
|
|
| 2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. |
|
|
| 1 |
|
25. Могу влиять на ход развития растений и животных. | 2 |
|
|
|
|
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов. |
| 1 |
|
|
|
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте. |
|
|
|
| 1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными. | 1 |
|
|
|
|
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику. |
|
| 1 |
|
|
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. |
|
|
| 1 |
|
| П | Т | З | Х | Ч |
Обработка и интерпретация результатов
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».
Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:
П (природа),
Т (техника),
З (знак),
Х (художественный образ),
Ч (человек).
Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.
Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.
«художественный образ». (сЛАЙД 8)
1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
презентация к мероприятию
PPTX / 8.09 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Фролова Елена Николаевна
Красина Лидия Александровна
Фролова Елена Николаевна
Елена Владимировна
Фролова Елена Николаевна