Урок литературного чтения во 2 классе на тему «В.А. Осеева "Хорошее"»
Байзенова К.С., учитель начальных классов МБОУ СОШ №1, с. Александров-Гай
Предмет: литературное чтение (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.)
Класс: 2 класс
Тема: В.А.Осеева «Хорошее».
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о произведениях В.А.Осеевой.
Задачи урока: образовательные: - сформировать умения: - называть произведения В.А.Осеевой и определять их жанр; - формировать умение составлять характеристику героя;
развивающие: - развивать умения: - отвечать на вопрос по содержанию прочитанного материала; - участвовать в диалоге по прочитанному тексту; - сотрудничать в решении проблемы творческого характера;
воспитательные: - содействовать воспитанию нравственных качеств ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Методы обучения : деятельностный, словесный, практический.
Средства обучения для учителя: Климанова Л.Ф.и др. « Литературное чтение», 2 класс, 2 часть, М.: Просвещение, 2020; портрет В.А.Осеевой. Для обучающихся: рабочая тетрадь ( автор М.В. Бойкина).
Этап урока | Сценарий урока | УУД |
1. Самоопределение к учебной деятельности | Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Будьте все внимательны. А ещё старательны. Сегодня на уроке перед нами стоит задача забраться на « Пирамиду знаний», каждое выполненное задание будет приближать нас к вершине. А ещё за каждое верное высказывание и активность на уроке вы будете получать жетоны. | самоопределение (Л); смыслообразование (Л); целеполагание (П); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | 1. Речевая разминка ( работа над чистоговоркой и скороговоркой) Скажите, пожалуйста, над чем нам надо поработать. Чтобы речь наша была внятная и разборчивая? Но, сегодня мы скороговорку получили необычную. Встретиться Змей и Змея захотели. -- Встретиться Змей и Змея не сумели. - Змей в облаках, а Змея на земле. - Надо бы Змею спуститься к Змее. - А теперь давайте вместе медленно, а потом опять быстрее. Кто желает самостоятельно попробовать. - Давайте сами придумаем чистоговорки. Я начинаю, а кто придумал рифму – продолжит. - Молодцы! ( получают жетоны). | построение речевого высказывания (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляцияв ситуации затруднения (Р) |
3. Постановка учебной задачи | А с какими произведениями мы будем сегодня работать? Как определить? Откройте учебник на с. 60. Прочитайте фамилию автора. (В.Осеева) Прочитайте заголовок. (Хорошее) Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель: Познакомиться (с интересными сведениями из биографии В.А.Осеевой). Учиться выразительно (читать произведение). Проанализировать (новое произведение). Прежде чем мы познакомимся с новым рассказом В.Осеевой, давайте вспомним о биографии и творчестве В.А. Осеевой. ( 3 ученика с каждого ряда подготовили определённый материал.) С какими произведениями мы уже знакомы? (Ответы детей.) - Молодцы! Мы переходим на следующую ступеньку нашей пирамиды. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации из дополнительной литературы (П); определение основной и второстепенной информации (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Чтение статьи с целью формирования у учащихся представлений о некоторых интересных сведениями из биографии Валентины Александровны Осеевой. Физминутка | извлечение необходимой информации из статьи (П); |
Первичное восприятие произведения учащимися. - Я сейчас прочту вам рассказ « Хорошее», а вы подмечайте в нём всё хорошее. - Так что же хорошего было в рассказе? | - смыслообразование (Л); - выдвижение гипотез и их обоснование (П) | |
- Прочитайте 1 абзац. Какие мечты были у Юры?(спасти тонущую сестрёнку, защитить няню от волков, вытащить Трезорку из колодца). - Что вам не понравилось? - - Найдите в тексте предложения, как Юрик с утра задумал сделать хорошее дело. По ходу правильного чтения учитель раздаёт жетоны и переходят на следующую ступень. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - поиск необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) | |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Почему автор назвал рассказ « Хорошее»? - О чём попросила сестрёнка? Что он ей ответил? - О чём попросила няня? Что он ей ответил? - О чём попросил Трезорка Юру? Что он ей ответил? Молодцы! Мы переходим на следующую ступеньку нашей пирамиды! Физминутка «Прогулка по весеннему лесу». Руки подняли и покачали. Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер сбрасывает росу. Руки в стороны, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем. Крылья сложили назад | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Назовите автора произведения. Назовите заголовок. Назовите жанр произведения: рассказ, сказка, стихотворение? Сколько действующих лиц в этом рассказе? - Кто должен читать слова, после авторских: « Юра думает…?». – Есть ли слова у Трезора? ( Да, то что он думает, как будто хочет сказать.) – Как можно читать мысли Юры? ( Мечтательно). – А слова, обращённые к сестре, няне и к собаке? ( грубо, резко). Переходим на следующую ступеньку нашей пирамиды. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
7. Включение в систему знаний и повторение | - Объясните название рассказа ( Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях.) Прочитайте пословицу в конце рассказа. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. - Как вы понимаете её? ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их.) Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? ( Такой совет мы даём Юре). Молодцы! Мы переходим на следующую ступеньку нашей пирамиды. Учитель дает задание по выбору: учебник с. 60-61 выразительное чтение + р.т. с. 70; подготовить пересказ понравившегося абзаца; прочитать с друзьями рассказ по ролям. | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П); контроль, коррекция, оценка (Р); учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); достижение договорённостей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л) |
8. Рефлексия учебной деятельности | Надо ли дожидаться беды или можно найти хорошие дела в обычной жизни? Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день? Будете ли вы ждать награды за эти поступки? Продолжите предложение: На уроке Какое затруднение у вас возникло? Кто нам больше всех помог Наш урок подошел к концу. Мне понравилось, как вы работали на уроке и вы все на вершине « Пирамиде знаний». Молодцы! | контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); следование |