Технологическая карта урока окружающего мира «В царстве грибов» (3 класс)

20
11
Материал опубликован 20 May 2020 в группе

Технологическая карта урока окружающий мир.

Автор: Львова Светлана Алексеевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина

с. Новая Кармала


Тема: « В царстве грибов»

Цель: Формирование представления о разнообразии грибов и их роли в природном сообществе, выявление отличительных признаков царства грибов от других царств.

Планируемые результаты:

Предметные:

- дать представление о грибах, как объектах живой природы;

- сформировать умение различать части гриба, характеризовать отличительные признаки грибов.

-различать и приводить примеры съедобных и несъедобных грибов, расширить знания о ядовитых грибах.

- сформировать умение целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;

-давать оценку своим действиям;

Познавательные:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- создавать самостоятельные способы решения проблем возникающих на уроке, доказывать и аргументировать свою точку зрения;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам;

- выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;

Регулятивные:

- учиться ставить учебную задачу; планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

- сотрудничать с учителем и одноклассниками;

- оценивать действия партнёров по работе, работать в парах и группе;

- умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя, отстаивать своё решение.

Оборудование:

- интерактивная доска, ноутбук учителя, научные статьи о грибах, задания из банка PISA, TIMSS.

Учебные пособия:

- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

- Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь часть 1.


Этап урока

Ход урока

УУД на этапе урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

(1 мин)

Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

Готовятся к уроку, слушают учителя.

Личностные: формировать мотивацию к обучению.

2.

(5 мин)

















Актуализация знаний.

1.Повторение изученного по теме «Растения и животные».

Естественно- научная грамотность.

( Умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, формулировать ответ в понятной форме)

Предлагаю вам начать наш урок с игры

« Знатоки природы». За правильный ответ вы будете получать жетон, тот, кто наберёт больше всего жетонов, получит медаль « Лучший знаток природы». (слайды 2- 9). Подведение итогов игры. Вручение медали. (Приложение 1)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы.







Личностные: проявлять интерес к предстоящей работе, умение высказывать своё мнение.

Познавательные: способы выполнения заданий поискового характера, умение рассуждать и делать выводы, сравнивать, противопоставлять, классифицировать.

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя.


2.Упражнение для различения объектов живой и неживой природы.

Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку.

Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (лес)

А что такое лес? (слайд 10). Вот мы и в лесу. Давайте заглянем к обитателям леса.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.










3.

(3мин)

Самоопределение к деятельности. Работа в парах.

Естественно- научная грамотность.

(Задания,  направленные на  применение знаний в опыте деятельности, умение сравнивать, классифицировать объекты)

- Перед вами картинки с обитателями леса.

( Приложение 5)

- Вспомните, с какими царствами природы мы познакомились с вами на прошлом уроке и разложите картинки, которые лежат у вас на столах, по царствам.

-На какие группы вы их разложили?

- Как ученые - биологи договорились их называть?

- Что общего есть у представителей царства растений? Что общего у представителей царства животных? (на доске висят плакаты с перечисленными признаками растений и животных; приложение 2).





Раскладывают картинки по царствам.










Дети находят плакаты с признаками, озвучивают их.



4.

(1мин)

Создание проблемной ситуации.

- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?

- К какому царству мы отнесём грибы?

- Это нам и предстоит сегодня выяснить. О чем пойдет речь на уроке?

Откройте учебник на стр.112 прочитайте тему урока. Значит грибы – это отдельное царство. (слайд 11)

А что бы вы хотели узнать о грибах? 

Давайте определим цели нашего урока.

Мы с вами отправляемся в Царство грибов.

А с чего начинается поход в гости? (Со знакомства). Итак, начнём знакомиться с царством грибов.

Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.



Определяют тему урока.


Предлагают свои варианты, ставят цель урока, используя учебник.

Регулятивные: формировать самостоятельное создание способов решения проблемы, умение ставить учебные задачи.


5.

(10 мин)

Знакомство с новым материалом.

1.Сравнение объектов царств живой природы.

Естественно- научная грамотность.

(Задания,  направленные на  применение знаний в опыте деятельности, умение сравнивать, делать выводы)

-Как вы думаете, грибы относятся к живой или неживой природе? Объясните свой ответ?

-Почему грибы нельзя отнести к царству растений? Обоснуйте свой ответ?

- А почему нельзя их отнести к царству животных? Вывод: грибы не являются ни животными, ни растениями.

2. Расширение знаний. Словарная работа по теме урока.

Естественно- научная грамотность.

(Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.)

Оказывается, грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. В далёком прошлом люди думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии или от гниения веществ.

Даже учёные долгое время не могли решить, куда их отнести? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько интересные и уникальные организмы, что биологи выделили их в специальное царство Грибов. Существует даже целая наука, посвященная изучению грибов. Прочитайте, как она называется. ( слайд 12)

3.Исследовательская работа в группах.

А сейчас мы подробнее познакомимся с этим царством. Проведём исследование. Работать

мы будем в группах. (Класс делится на 4 группы.

Каждая группа получает информационные тексты и инструкции к ним.)

- По окончании исследования вам нужно будет поделиться информацией. Для ответа используйте карточки - помощницы. (Приложение 3)

Читательская грамотность.

(Умение читать, извлекать информацию из текста, отвечать на поставленные вопросы)

Естественно- научная грамотность.

(Планирование исследования, умение делать выводы на основе полученных данных)

4.Выводы по исследовательской работе.

( слайд 13)

1. Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы.

2. Они не могут сами вырабатывать питательные вещества.

3. Грибы питаются останками растений и животных.

4. Они помогают растениям высасывать из почвы воду и соли, а взамен растения производят им питательные вещества.

5. Для нормального роста они нуждаются в тепле и влаге.

6. В шляпке созревают грибные споры, из которых образуются новые грибы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают выводы.




























Выступают, делают выводы.

Познавательные: анализировать, сравнивать объекты по выделенным признакам;

Коммуникативные:

формировать умение работать в группе, слушать и понимать других.

























Познавательные: умение целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

Коммуникативные: умение правильно строить речевое высказывание;

5.

( 1мин)

Физминутка с лесными жителями.

https://www.youtube.com/watch?v=_sIU8E7wQDY



6.

(11 мин)

Закрепление изученного материала.

Естественно- научная грамотность.

( Работа с схематически рисунком, умение соотносить название и части объекта)

1.Работа с иллюстрацией (слайд 14).

( один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в рабочей тетради)

2. Повторение знаний о съедобных и несъедобных грибах.

Естественно- научная грамотность.

(Задания,  направленные на  применение знаний в опыте деятельности, умение сравнивать, классифицировать объекты)

А теперь ребята я вам предлагаю посетить грибную полянку и отгадать, какие грибы на ней спрятались.

Ребята, прочитайте загадки о грибах и отгадайте их. (презентация «Загадки о грибах» слайды 15- 17)

1. Стоят то кучкой, то рядком,

И пусть всем вместе тесновато,

Но пень трухлявый - лучший дом

Грибам с названием ... 

2.Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый …

3. Украшают лес собой

Ярко-рыжие сестрички.

Привлекают красотой

Очень вкусные …

4. Среди лесов, полей, болот

Ядовитый гриб растет,

В бледной шляпке с тонкой ножкой,

Класть нельзя его в лукошко.

Гриб опасный, гриб обманка,

Это бледная … 

5. Я родился в день дождливый 

Под осиной молодой, 

Круглый, гладенький, красивый, 

С ножкой толстой и прямой.

6. Разноцветные панамки

Вылезают из землянки,

Вырастают под дождем,

Раскрываются зонтом.

Есть сырыми их нельзя.

Как грибы назвали зря?
На какие группы можно разделить эти грибы?

-Назовите, какие из них съедобные, а какие ядовитые?

3. Работа с атласом – определителем. Работа в парах.

Естественно- научная грамотность.

(Выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов)

А сейчас мы будем учиться определять грибы.

Откройте печатные тетради на с. 67 задание 4. Перед вами фотографии грибов. Найдите эти грибы в атласе – определителе и подпишите фотографии.

4.Практическая работа по учебнику.

Читательская грамотность.

(Умение читать и извлекать информацию из текста, отвечать на вопросы)

- У грибов, как и у людей, есть двойники.

С некоторыми мы сейчас познакомимся.

Чтение статьи учебника стр. 114-115. Сравнение грибов. Работа в парах.

Прочитайте в учебнике описание грибов двойников и заполните таблицу. (приложение 3)

Как их отличить друг от друга. (слайд 18-20)

5. Повторение знаний о ядовитых грибах.

Давайте ещё раз внимательно посмотрим на грибы, которые очень опасны и запомним их.

( слайды 21- 23)

6.Составление правил сбора грибов.

Читательская грамотность.

(Умение читать и извлекать информацию из текста, формулировать правила)

- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?

-Прочитайте статью на стр. 115 и сформулируйте эти правила.

Ребята, а можно ли сбивать ядовитые грибы в лесу? Сформулируйте правило. (слайд 24)

Ученик показывает и называет строение гриба.

Остальные работают в рабочих тетрадях.





Читают и отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя.



































Читают, сравнивают грибы, заполняют таблицу, называют отличия.












Чтение текста, формулирование правил сбора грибов.


Познавательные: умение работать со схемами, соотносить понятия и объекты, целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;




































Познавательные:

формировать умение ориентироваться в учебнике, умения целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

Регулятивные: планировать свою деятельность, корректировать работу.




7.

( 2мин)

Обобщение. Проверка усвоения темы.

Теперь ребята проверим, как вы работали на уроке. (слайды 25-26)

Тестовая работа

1. К какому царству относятся грибы?

а) животные, б) грибы, в) растения

2. Укажи, где можно собирать грибы.

а) возле шоссейных дорог

б) у промышленных предприятий

в) в лесу

г) в городских скверах

3. Какие из этих грибов съедобные?

а) боровик б) бледная поганка в) рыжик

г) маслёнок д) мухомор

4 Кто из зверей лечится мухоморами?

а) кабаны, б) лоси, в) зайцы.

5. Укажи, откуда грибы берут питательные вещества.

а) получают от животных

в) получают от человека

в) сами производят для себя

г) поглощают из мёртвых остатков растений и животных

Пишут тест на листочках, взаимопроверка по слайдам презентации.

б;

в;

а; в; г

б;

г;

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;


8. (4 мин.)

Расширение знаний обучающихся.

Естественно- научная грамотность.

(Проанализировать предложенную информацию, предложить ответы на поставленные вопросы и объяснить свои ответы.)

- Мы доказали, что грибы - это царство.

-Тогда возникает следующий вопрос: какую пользу приносят грибы?

Для ответа на этот вопрос предлагаю заглянуть в учебник с.112- 113. Прочитайте текст про себя. Найдите в тексте ответы на этот вопрос. Поэтому, какой вывод можно сделать?

Некоторые грибы занесены в Красную книгу.

( слайд 27)

Читают текст, находят предложения, в которых содержится ответ на вопрос.











Рассматривают грибы, запоминают их названия.

Познавательные: выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения;

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других.


9. (2мин)

Рефлексия. Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие.

А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Верно или неверно», чтобы проверить ваши знания о царстве грибов.

Грибы относятся к живой природе?

Грибы – это представители царства растений?

Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела?

Плодовое тело гриба состоит из шляпки и грибницы?

Грибы сами могут производить питательные вещества?

Грибница приносит вред корням деревьев, около которых растёт?

Плесень, которую можно увидеть на корке хлеба – это тоже грибы?

8) Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу?

9) Самый полезный гриб – это бледная поганка?

Молодцы, справились с заданием!

(Слайд 28) Перед вами смайлики настроения. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и степени понимания сегодняшнего материала.

Урок окончен. Всем спасибо!

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: доказывать и аргументировать свою точку зрения;

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение.


10.

11 .Домашнее задание

Задание 6 стр. 68.






Приложения
DOCX / 5.4 Мб


Презентация "В царстве грибов".
PPTX / 13.14 Мб











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Светлана Алексеевна, за очень качественный и интересный ресурс!

20 May 2020

Елена Владимировна! Спасибо за Ваш комментарий.

20 May 2020

Спасибо, интересный урок!

20 May 2020

Елена Федоровна, спасибо!

20 May 2020

Светлана Алексеевна! благодарю за нужный и качественный ресурс!!! За видео физ. минутку отдельное спасибо!!!

22 May 2020

Наталья Федоровна! Спасибо за Ваш комментарий.

22 May 2020

Поздравляю с призовым местом, Светлана Алексеевна!!!

10 June 2020

Светлана Алексеевна, поздравляю с победой в конкурсе!

18 August 2020

Елена Борисовна, спасибо за поздравления!

18 August 2020

Светлана Алексеевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе на лучшую методическую разработку «Конспект урока»!

18 August 2020