12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фокина Лидия Петровна39693
Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино
Материал размещён в группе «Программа ''Школа России''»
1

Урок по чтению в 4 классе «В. Я. Брюсов «Опять сон, «Детская»»



Фокина Лидия Петровна В. Я. Брюсов «Опять сон, «Детская». Литературное чтение, 4 кдасс

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ
«ОПЯТЬ СОН», «ДЕТСКАЯ»

Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова

Задачи:

расширять кругозор учащихся;

развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь;

воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова

Ход урока

I. Организационный момент

II.Работа со скороговорками и пятиминутное чтение

СЛАЙДЫ 2 - 4

III. Введение в тему. Актуализация знаний

1.Первичное ознакомление

Учитель:

Сегодня мы открываем новый раздел. Как он называется?

Учащиеся:

Поэтическая тетрадь

Учитель:

Рассмотрите иллюстрации к разделу на с.67 и предположите, о чём мы будем читать произведения, на какую тему.

Учащиеся:

Мы будем читать о детях, …

2.Беседа о содержании раздела, его особенностях

Учитель:

Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям?

Учащиеся:

Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».

Учитель:

Чем стихи отличаются от прозы?

Учащиеся:

В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью.

Учитель:

Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

Учащиеся:

(Могут затрудниться с ответом)

IV. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

Учитель:

СЛАЙД 5

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида.

Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.

В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности.

В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт.

Но этого ему недостаточно. Брюсов мечтает стать «новым Пушкиным» – поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина – биографию, стихотворную технику – и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов» В. Брюсова. Задумано было 25 томов, но свет увидели только 8 – из-за закрытия издательства.

После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».

Учитель:

Что особенно запомнилось? Что поразило?

Учащиеся:

…………….

V. Работа над произведениями.

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова: «Опять сон» и «Детская».

1.Работа над стихотворением «Опять сон»

Учитель:

Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?

Учащиеся:

…………………

Учитель:

А вот какой сон приснился поэту.

Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».

Учитель:

Какие картины вам представились?

Учащиеся:

Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви котрого подняты вверх. Гиппопотам…

Учитель:

Видели ли вы что-нибудь подобное?

Учащиеся:

Нет

Учитель:

Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

Учащиеся:

«Мне опять приснились дебри..» Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём

2.Словарная работа

Учитель:

СЛАЙД 6

Объясните значения слов:

ДЕБРИ

Учащиеся:

Место, заросшее непроходимым лесом

Учитель:

СЛАЙД 7

ГИППОПОТАМ

Учащиеся:

Бегемот

Учитель:

СЛАЙД 8

УТЁС

Учащиеся:

Высокая скала

Учитель:

СЛАЙД 9

ВОРОХ

Учащиеся:

Куча, груда

Учитель:

ВИДЕНЬЯ

Учащиеся:

Что-то возникшее в воображении

Учитель:

СУМРЧНЫ (СУМРАК)

Учащиеся:

Охвачены сумраком (неполная темнота)

Учитель:

СЛАЙД 10

ЗАТМИТЬ

Учащиеся:

закрыть

превзойти в чём-то кого-либо

Учитель:

Подберите синоним к слову УПРЯМО

Учащиеся:

Настойчиво

Учитель:

Подберите антоним к слову ВОЗМУЩАТЬ

Учащиеся:

Успокаивать

Проектор нужно выключить

3.Работа над выразительностью

Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд

Чтение – мальчики, девочки

Чтение хором

Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

4.Работа над стихотворением «Детская»

Учитель:

Другое стихотворение расскажет вам об одной из любимых детьми игр.

Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах).

Учитель:

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Учащиеся:

Весёлым, задорным …

Учитель:

О какой игре рассказал поэт?

Учащиеся:

Палочка-выручалочка или догонялки, пятнашки

Учитель:

В какие игры вы любите играть?

Учащиеся:

……………….

5. Работа над выразительностью

Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд

Чтение – мальчики, девочки

Чтение хором

Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

VI. Итог урока.

Учитель:

Прочитайте понравившееся вам стихотворение (2-3 учащихся)

VII.Рефлексия

Учитель:

Закончите фразу: «Мне понравилось стихотворение …, потому что ….

VIII.Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» (с. 68–70, часть 2-я), по желанию выучить одно из стихотворений наизусть.

Используемые источники:

Картинки и скороговорки из книги «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)


 

Интернет источники:

Биографические данные http://festival.1september.ru/articles/562654 /

Дети http://s51.radikal.ru/i134/1110/26/b24af3de4b85.png

Портрет В. Я. Брюсова http://www.sbornik-stihov.ru/grafika373.jpg

Дебри http://www.skitalets.ru/trips/2003/kongak_slep/ural_debri.jpg

Гиппопотам http://www.vokrugsveta.ru/photo/thumbnails/1024/22458.jpg

Утёс http://www.diletant.ru/upload/images/1DSC_0347-1-2.jpg


В. Я. Брюсов «Опять сон, «Детская»
PPTX / 1.27 Мб

Опубликовано в группе «Программа ''Школа России''»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.