Пояснительная записка к презентации
Фокина Лидия Петровна В. Я. Брюсов «Опять сон, «Детская». Литературное чтение, 4 кдасс
ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ
«ОПЯТЬ СОН», «ДЕТСКАЯ»
Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова
Задачи:
расширять кругозор учащихся;
развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь;
воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова
Ход урока
I. Организационный момент
II.Работа со скороговорками и пятиминутное чтение
СЛАЙДЫ 2 - 4
III. Введение в тему. Актуализация знаний
1.Первичное ознакомление
Учитель:
Сегодня мы открываем новый раздел. Как он называется?
Учащиеся:
Поэтическая тетрадь
Учитель:
Рассмотрите иллюстрации к разделу на с.67 и предположите, о чём мы будем читать произведения, на какую тему.
Учащиеся:
Мы будем читать о детях, …
2.Беседа о содержании раздела, его особенностях
Учитель:
Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям?
Учащиеся:
Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».
Учитель:
Чем стихи отличаются от прозы?
Учащиеся:
В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью.
Учитель:
Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?
Учащиеся:
(Могут затрудниться с ответом)
IV. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.
Учитель:
СЛАЙД 5
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида.
Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.
В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности.
В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт.
Но этого ему недостаточно. Брюсов мечтает стать «новым Пушкиным» – поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина – биографию, стихотворную технику – и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов» В. Брюсова. Задумано было 25 томов, но свет увидели только 8 – из-за закрытия издательства.
После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».
Учитель:
Что особенно запомнилось? Что поразило?
Учащиеся:
…………….
V. Работа над произведениями.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова: «Опять сон» и «Детская».
1.Работа над стихотворением «Опять сон»
Учитель:
Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?
Учащиеся:
…………………
Учитель:
А вот какой сон приснился поэту.
Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».
Учитель:
Какие картины вам представились?
Учащиеся:
Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви котрого подняты вверх. Гиппопотам…
Учитель:
Видели ли вы что-нибудь подобное?
Учащиеся:
Нет
Учитель:
Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?
Учащиеся:
«Мне опять приснились дебри..» Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём
2.Словарная работа
Учитель:
СЛАЙД 6
Объясните значения слов:
ДЕБРИ
Учащиеся:
Место, заросшее непроходимым лесом
Учитель:
СЛАЙД 7
ГИППОПОТАМ
Учащиеся:
Бегемот
Учитель:
СЛАЙД 8
УТЁС
Учащиеся:
Высокая скала
Учитель:
СЛАЙД 9
ВОРОХ
Учащиеся:
Куча, груда
Учитель:
ВИДЕНЬЯ
Учащиеся:
Что-то возникшее в воображении
Учитель:
СУМРЧНЫ (СУМРАК)
Учащиеся:
Охвачены сумраком (неполная темнота)
Учитель:
СЛАЙД 10
ЗАТМИТЬ
Учащиеся:
закрыть
превзойти в чём-то кого-либо
Учитель:
Подберите синоним к слову УПРЯМО
Учащиеся:
Настойчиво
Учитель:
Подберите антоним к слову ВОЗМУЩАТЬ
Учащиеся:
Успокаивать
Проектор нужно выключить
3.Работа над выразительностью
Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд
Чтение – мальчики, девочки
Чтение хором
Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)
4.Работа над стихотворением «Детская»
Учитель:
Другое стихотворение расскажет вам об одной из любимых детьми игр.
Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах).
Учитель:
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Учащиеся:
Весёлым, задорным …
Учитель:
О какой игре рассказал поэт?
Учащиеся:
Палочка-выручалочка или догонялки, пятнашки
Учитель:
В какие игры вы любите играть?
Учащиеся:
……………….
5. Работа над выразительностью
Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд
Чтение – мальчики, девочки
Чтение хором
Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)
VI. Итог урока.
Учитель:
Прочитайте понравившееся вам стихотворение (2-3 учащихся)
VII.Рефлексия
Учитель:
Закончите фразу: «Мне понравилось стихотворение …, потому что ….
VIII.Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» (с. 68–70, часть 2-я), по желанию выучить одно из стихотворений наизусть.
Используемые источники:
Картинки и скороговорки из книги «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)
Интернет источники:
Биографические данные http://festival.1september.ru/articles/562654/
Дети http://s51.radikal.ru/i134/1110/26/b24af3de4b85.png
Портрет В. Я. Брюсова http://www.sbornik-stihov.ru/grafika373.jpg
Дебри http://www.skitalets.ru/trips/2003/kongak_slep/ural_debri.jpg
Гиппопотам http://www.vokrugsveta.ru/photo/thumbnails/1024/22458.jpg
Утёс http://www.diletant.ru/upload/images/1DSC_0347-1-2.jpg