Открытый урок по чтению в 7 классе «К.М. Симонов «Сын артиллериста»»

9
0
Материал опубликован 17 March 2017 в группе

ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»

Открытый урок по чтению

в 7 классе

«К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Подготовила:

учитель русского языка

Осипова Людмила Александровна

Саранск, 2017

Тема: К.М. Симонов. «Сын артиллериста».

 

Цель: познакомить учащихся со 2 частью стихотворения.

 

Задачи:

Образовательные: развитие выразительности чтения; раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении; на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту русских людей; помочь учащимся осознать, что война – это ужасная трагедия, которую нельзя забывать; расширение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;

- развитие связной устной речи учащихся;

- развитие чувства уверенности в себе;

- развитие мышления и воображения;

- развитие устной речи учащихся посредством полных ответов на вопросы;

- развитие гибкости мыслительных процессов путем использования различных заданий;

- развитие зрительного и слухового восприятия.

Воспитательные:

- воспитывать и развивать интерес к чтению;

- воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к защитникам Отечества.

Оздоровительные.

 

Оборудование: учебники, портрет К.М. Симонова, цветные иллюстрации о войне, запись песен «Священная война», «День победы», запись чтения стихотворения «Сын полка» автором, презентация.

Ход урока

Эпиграф:

Что такое война? Это – мы, одинокие парни,

Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин,

Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,

Оставаясь, как равный, со смертью один на один.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла!

 

I. Орг. Момент.

- Звучит песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война».

- Ребята, какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка? (тревоги, грусти, тожественности; призыв к защите Родины и т.д.).

- Наша страна приближается к знаменательной дате. К какой? (70-летию Победы в ВОВ над фашистской Германией).

- Что вы знаете об этой войне?

- Кто с кем воевал?

- Какая эта была война для нашего народа? (освободительная)

- Кто победил в этой войне?

- Что несет с собою война? (война – это кровь, это чудовищно, это противоестественное состояние, сироты, вдовы, бесконечная скорбь матерей, потерявших своих сыновей и т.д.).

II. Коммуникативный этап.

Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, и в живописи, т.к. в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма.

«Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломавших хребет фашизму и принесших свободу».

О войне писал свои стихи и К.М. Симонов.

Послушайте его стихи в исполнении учащихся:

Суринов Саша: «Жди меня и я вернусь».

Суринов Костя: «ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

И сегодня мы продолжим читать стихотворение К.М.Симонова «Сын артиллериста», его 2 часть.

Запишите число и тему урока.

 

III. Повторение.

- Ребята, вспомните биографию К.М. Симонова. (Ученик кратко рассказывает биографию К.М. Симонова).

- Главной темой творчества К.М. Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты, ушел на фронт. За 4 года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Как военный корреспондент он побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын артиллериста».

Это случилось недалеко от Мурманска. Там шли тяжелые бои. Лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком проник в тыл врага и оттуда трое суток направлял огонь своих батарей. Нередко лейтенанту приходилось указывать место обстрела недалеко от укрытия, где он находился, а иногда наводить огонь прямо на себя.

Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание, прославил К.М. Симонов в стихотворении «Сын артиллериста».

- Послушайте стихотворение «Сын артиллериста» в исполнении автора.

- Какое настроение создало стихотворение?

- Какое впечатление оно произвело на вас?

- Какова тема этого стихотворения?

- Кто главный герой стихотворения?

- Прочитайте строки, рассказывающие о детстве Леньки (с. 215).

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

- Выразительно прочитайте поговорку майора (с. 216).

- С какой целью майор ее произносит?

Держись, мой мальчик: на свете

Два раза не умирать.

Ничто нас в жизни не может

Вышибить из седла! –

Такая уж поговорка

У майора была.

- Объясните поговорку.

- Как звучит эта поговорка?

(Как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремиться поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что все начинается с малого, что на пути у Леньки встретится еще немало барьеров (препятствий) и что нужно учиться их преодолевать).

- На сколько лет жизнь разлучила Леньку с Деевым? (на 10 лет)

- Что обусловило их встречу? (война)

- Как произошла эта встреча? (с. 216)

- Зачитайте.

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах…

- Какова реакция Леньки на слова майора:

«Жаль до такого счастья

Отцу не пришлось дожить»

- Прочитайте поговорку майора (с. 217).

- Как она звучит в этой ситуации? (Поговорка звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам).

 

IV. Основная часть.

- Сегодня мы познакомимся со 2 частью поэмы К.М. Симонова «Сын артиллериста».

- Словарная работа.

- Чтение 2 главы учителем.

Физминутка

V. Закрепление.

- Чтение стихотворения «по цепочке».

- Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка).

«Шел в скалах тяжелый бой».

- Почему майор Деев поручил опасное задание именно приемному сыну? (Майор знал Леньку как самого себя, и поэтому уж, если он сам не мог пойти, то пойдет Ленька – самый близкий и дорогой ему человек).

«Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать» (с. 219).

- А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Ленька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен был послать именно его).

- Как вы считаете, майор Деев понимал, что Ленька может погибнуть? (Да)

И все-таки посылает его.

- Как это характеризует Деева?

- О чем говорит такой поступок?

(По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть – сыном. Посылая Леньку на такое ответственное и опасное задание, Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

- Прочитайте поговорку (с. 219).

Что переживал Деев, посылая сына в тыл врага?

«Всю ночь, шагая, как маятник,

Глаз майор не смыкал,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (с. 219)

- А почему майор Деев так уверен в Леньке? (Деев сам воспитывал в Леньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

- Скажите, страшно было Леньке? (Да)

- Какой же подвиг совершил Ленька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

- Какими качествами должен обладать такой человек? (Мужеством, силой воли и твердостью духа).

- Почему Ленька, вернувшись с боевого задания, имел право повторить пословицу майора Деева? (Он совершил подвиг).

- Что помогло Леньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Леньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же, Леньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев – люди мужественные. Они сделали все, чтобы Ленька вырос отважным воином).

- Сотни тысяч советских людей также смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг.

- Ребята, прочитайте пословицы.

1. Друг за друга стой и выиграешь бой.

2. За родной край и жизнь отдай.

3. Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

- О чем эти пословицы? (О Родине, о героизме, о патриотизме).

- Какие еще пословицы на эти темы вы знаете?

- Подходят эти пословицы к стихотворению «Сын артиллериста»?

- Запишите одну из пословиц себе в тетрадь.

 

VI. Домашнее задание. Стр. 218-222.

VII. Итог урока.

- Как называется стихотворение, которое изучали сегодня на уроке?

- Кто автор этого стихотворения?

- Какова главная мысль этого произведения? (Героизм народа во время ВОВ)

- Как вы думаете, в наше время есть место подвигу?

- Стихотворение читает учитель:

Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою, а кто за подвиг трудовой

В своем родном краю.

- Почтим память героев, не вернувшихся с войны, минутой молчания.

- Звучит песня «День победы».

- Награждение участников.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.