12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьянa Геннадьевна Воробьева25
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
6

Урок Литературного чтения, 1 класс. (УМК «Начальная школа 21 века») ВАЛЕНТИНА ОСЕЕВА «ТРИ ТОВАРИЩА»

Урок Литературного чтения, 1 класс.

(УМК «Начальная школа 21 века»)


ВАЛЕНТИНА ОСЕЕВА «ТРИ ТОВАРИЩА»


Цель: познакомить учащихся с произведением В. Осеевой «Три товарища», проанализировать ситуацию и поступки героев, определить главную мысль произведения.


Планируемые результаты:

- учить работать в команде, слушать мнение других ребят;

- планировать решение учебной задачи, анализировать свою работу; воспроизводить по памяти информацию;

- находить в тексте необходимую информацию;

- учить выделять главную мысль произведения;

Технологии обучения, используемые на уроке: проблемное обучение, проектная задача, работа в группах,

Оборудование:

1.Портрет В.А. Осеевой;

2.Аудиозапись речи В Осеевой;

2.Мультфильм «Мешок яблок»;

3.Пословицы о дружбе;

Ход урока:

1. Орг. момент

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!


- Перечислите друзей в природе. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (ответы детей)

2. Знакомство с автором.

Учитель: Целью нашего урока сегодня будет знакомство с новым произведением. Мы с вами должны определить качества, которые есть у героев, понять, чему хотел вас научить автор.

- Мы сегодня познакомимся с произведением В. Осеевой «Три товарища». (Портрет)

Валентина Осеева? Кто она?

Валентина Осеева родилась в Украине, в городе Киеве более 100лет назад   в семье строителя. Она росла доброй, любознательной девочкой. Любила читать маленькие рассказы. Читала сама, без помощи взрослых. Когда выросла, стала писать рассказы для детей.
- Послушайте, что говорит о себе эта писательница (голос в записи):

«Дорогие, ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

- Не знаю, я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать!- сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных.

И так как в жизни это мне очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.»


Учитель: - кто запомнил, что ответила мама своей дочке? (ответы детей)

Я тоже очень хочу, чтобы вы не просто научились читать, а научились думать, рассуждать, объяснять поступки героев и высказывать и доказывать свою точку зрения.


- Ребята, хотите узнать новую историю о детях, ваших ровесниках?

Посмотрите на заголовок и текст. Это стихотворение? Оно большое по объёму? Значит, это… (Рассказ)


3. Чтение вступления учителем.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

Завтрак потерял…


-Найдет ли Витя завтрак, и кто окажется из его приятелей настоящим другом, вы узнаете, прочитав это маленький рассказ.


4. Чтение рассказа детьми

-Прочитайте рассказ.

В. Осеева

ТРИ ТОВАРИЩА

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

Завтрак потерял…

Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

А ты где его потерял? — спросил Миша.

Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Бери, ешь!

5. Беседа после чтения

- Вам интересно было читать? Почему? О ком оно? О чём оно? (ответы детей)


- Кто такие товарищи? Можно ли заменить слово товарищ каким-то другим словом? Каким?

6. Работа в группах над проектной задачей

-Я вам предлагаю сейчас поделиться на группы и выполнить задания. У каждой группы будут разные задания. В решении вам поможет набор вопросов. Желаю вам успехов! Напоминаю вам, как правильно рассуждать на уроке: «Я думаю…», «Я считаю…», «Моё мнение…»


Задания для 1 группы:



Какой маленький эпизод из жизни ребят подсмотрела Валентина Осеева? Кто потерял завтрак?

Что вы можете о нем сказать? Какой это мальчик? Докажите словами из текста.

Почему он стоял в сторонке? Выберете нужный вариант:

Стеснялся

Плакал

Не хотел смотреть как ребята едят.

Ему было неудобно в этой ситуации.

Сколько ещё ребят завтракали?





Задания для 2 группы:



Как звали первого мальчика?

Какой вопрос задал товарищу Коля?

Было сочувствие у него к другу?

Что он делал при этом?

Прочитайте по ролям диалог ребят

Что чувствовал при этом Витя?

Хорошо иметь такого друга, как Коля?

Он дал совет или пришёл на помощь?





Задания для 3 группы:



Как звали второго мальчика?

Какой вопрос задал товарищу Миша?

Было сочувствие у него к другу?

Какой совет он дал Вите?

Прочитайте по ролям диалог ребят

Что чувствовал при этом Витя? Почему он говорил тихо?

Хотели бы вы иметь такого друга, как Миша?

Он дал совет или пришёл на помощь?





Задания для 4 группы:



Как звали третьего мальчика?

Какой вопрос задал товарищу Володя?

Что сделал Володя?

Что он сказал Вите? Чем он отличается от других товарищей?

Прочитайте по ролям диалог ребят

Что почувствовал при этом Витя?

Хотели бы вы иметь такого друга, как Володя?

Он дал совет или пришёл на помощь?





Задания для 5 группы:



Как вы считаете, Коля и Миша поступили хорошо? Почему?

Советы ребят были нужны Вите?

Каким был Володя? Выберете нужный вариант:

Щедрым

Весёлым

Добрым



Как бы вы поступили в этой ситуации?

Кто из ребят настоящий друг?

Кому из ребят надо сказать такие слова «Советом сыт не будешь»?

7. Итог урока

1. Кого можно назвать настоящим другом?

2. Каким представляете своего друга?

3. Какими качествами должен, обладать ваш друг?

Вывод: Надо быть готовым прийти на помощь в трудную минуту, а не размышлять о том, как не надо делать. В жизни Сочувствие обязательно должно подкрепляться поступками, а не советами.


- Посмотрите на карточки и выберите те пословицы, которые можно соотнести с содержанием рассказа. Объясните свой выбор.

1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

3. Делу время, а потехе час.

4. Друзья познаются в беде.



8. Рефлексия.

- А какой вывод сделали для себя? (настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле) Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации.

- Продолжите фразы:

«Этот урок позволил задуматься о том, что …настоящая дружба проверяется не на словах, а….»

«Этот урок позволил задуматься о том, что – «… друзей нужно беречь и ценить…»


8. Сюрприз

-Я приготовила для вас сюрприз (просмотр мультфильма о дружбе « Мешок яблок»)





Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.