Технологическая карта урока по литературному чтению по рассказу В.А.Осеева «Волшебное слово»
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока |
В.А.Осеева «Волшебное слово». |
Цель |
- Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением. создать условия для развития коммуникативных качеств личности в процессе формирования навыка чтения на основе разнообразных упражнений. |
Задачи |
Образовательные: Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения. Развивающие: Развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность. Развивать речь, воображение. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре и группе. Воспитательные: Воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем Воспитывать нравственные качества. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям. |
Планируемые результаты |
Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность. Формируемые УУД - Личностные: Смыслообразование через прослеживание судьбы героев; Самоопределение и самоопознание на основе сравнения образа «Я» с героями произведения посредством эмоционально-действенной идентификации; 3акладывание эстетических ценностей на основе эстетических критериев - Регулятивные : Нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действия персонажа. - Коммуникативные : Умения произвольно и выразительно сроить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе орентируясь на аудиовизуальные средства - Познавательные : Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев; Умение понимать контекстную речь на основе событий и поступков персонажей.
|
Основные понятия |
|
Межпредметные связи |
|
Оборудование
|
Учебник Дополнительная литература: Тетрадь на печатной основе Словари Электронные физкультминутки Лист самооценки Индивидуальные доски, маркер Презентация к уроку и т. д. |
Задачи этапа урока (виды работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||||
Предметные |
УУД |
|||||||
I. Организация класса на работу |
||||||||
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обста- новку на уроке. |
Прозвенел звонок, Речевая разминка.
Работа над скороговоркой. Сначала шепотом, потом губами, затем вслух и в паре. Мы с вами читаем рассказы… Валентины Осеевой. Какие рассказы мы уже читали на уроках? Вспомните, что в каждом рассказе хотел донести до нас автор? (Учитель вывешивает карточки с названиями рассказов, которые назовут дети). Волшебное слово. О доброте, какие волшебные слова мы должны знать. Почему. Говори всегда правду. Что легче. Синие листья. Не будь жадным. Три товарища. Сыновья. Помогай маме.
|
Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему, |
Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. |
Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). |
2 мин |
|||
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. |
||||||||
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. |
Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Хорошее». – Предположите, о чем пойдет речь? – В каких рассказах мы уже читали про хорошие поступки? – Как вы думаете, какую цель вы поставите для себя на уроке? (Дети: научиться хорошо читать, выяснить для чего читаем мы этот рассказ). Подумаем, как надо вести себя в таких ситуациях?
|
Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус, кроссворд…, слушая музыкальное произведение или просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. |
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
|
Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
2 мин |
|||
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. |
||||||||
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. |
Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре. |
Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
|
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
|
3 - 5 мин
|
||||
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. |
||||||||
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. |
Первичное чтение. Комбинированное.
– О чем это произведение? Почему оно так называется? Что хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, желания.) Чтение по цепочке.
Работа по содержанию. Дети читают текст по ролям и рассматривают иллюстрацию в учебнике. Работают в паре. – Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке. |
Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. |
Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. |
Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД) Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД); Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). |
10 мин. |
|||
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. |
|
|||||||
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. |
На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему? У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените №. «Вот если бы на няню…» 3 «Вот если бы Трезорка…» 4 «Что, если б моя сестренка…» 2 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1
2. Пересказ произведения одним учеником. – Есть ли замечания или дополнения? Вывод: Как называется рассказ, который мы прочитали? Почему он так называется? Какое настроение он вызвал у вас? Над какой проблемой заставляет нас задуматься автор? Обращаемся снова к пословице в учебнике. Какое желание у вас возникло после чтения? Проведение теста. Проверка детей, как они поняли и внимательно читали текст.
1. Почему Юре захотелось сделать хорошее?
2. Сестренка звала Юру
3. Няня попросила Юру
4. О чем Трезорка думал и просил Юру?
5. Что хорошее в рассказе Проверка: 1б,2в, 3б, 4а,5а. Ответы выписаны на доске. Взаимопроверка и дети ставят оценки друг другу. |
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; |
Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. |
Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); |
15мин. |
|||
4. Работа учащихся в микрогруппах |
||||||||
Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. |
Детям даются карточки, и они выбирают пословицы к рассказу, объясняют их. Добрый человек учит добру. Друг познается в беде. Горькая правда лучше доброй лжи. Красив тот, кто красиво поступает. Остер на язык, да к делу не привык. |
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. |
Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. |
Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД); Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД); Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). |
5 – 10 мин. |
|||
IV. Подведение итога урока. |
||||||||
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. |
Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его. Добрым быть совсем непросто Не зависит доброта от роста. Если доброта, как солнце светит Радуются взрослые и дети. – О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева? – Делали ли вы добрые дела просто так? – Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день? – Что было трудным на уроке? |
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. |
Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. |
Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) |
5 мин |
|||
V. Рефлексия |
||||||||
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. |
Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности. Д.з.: попытаться продолжить рассказ, составить кроссворд по рассказу |
Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. |
Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. |
Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |