ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Болдырева Анастасия Валерьевна654
Кемеровская обл., Кемерово

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта урока по литературному чтению

 

Тема урока

В.А.Осеева «Волшебное слово».

Цель

- Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.

создать условия для развития коммуникативных качеств личности в процессе формирования навыка чтения на основе разнообразных упражнений.

Задачи

Образовательные:

Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.

Развивающие:

Развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность.

Развивать речь, воображение. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре и группе.

Воспитательные:

Воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем

Воспитывать нравственные качества.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.

Формируемые УУД

- Личностные: Смыслообразование через прослеживание судьбы героев; Самоопределение и самоопознание на основе сравнения образа «Я» с героями произведения посредством эмоционально-действенной идентификации; 3акладывание эстетических ценностей на основе эстетических критериев

- Регулятивные : Нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действия персонажа.

- Коммуникативные : Умения произвольно и выразительно сроить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе орентируясь на аудиовизуальные средства

- Познавательные : Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев; Умение понимать контекстную речь на основе событий и поступков персонажей.


 

Основные понятия

 

Межпредметные связи

 

Оборудование

 

Учебник

Дополнительная литература:

Тетрадь на печатной основе

Словари

Электронные физкультминутки

Лист самооценки

Индивидуальные доски, маркер

Презентация к уроку и т. д.


 


 


 

Задачи этапа урока

(виды работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

 

I. Организация класса на работу

     

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обста- новку на уроке.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.

Речевая разминка.

Работа над скороговоркой. Сначала шепотом, потом губами, затем вслух и в паре.
Расскажите про покупки?
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
 
Про покупочки мои.

Мы с вами читаем рассказы… Валентины Осеевой.

Какие рассказы мы уже читали на уроках? Вспомните, что в каждом рассказе хотел донести до нас автор?

(Учитель вывешивает карточки с названиями рассказов, которые назовут дети).

Волшебное слово.  О доброте, какие волшебные слова мы должны знать.

Почему. Говори всегда правду.

Что легче.

Синие листья. Не будь жадным.

Три товарища.

Сыновья. Помогай маме.


 


 

 

 

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему,

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

2 мин

 

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

     

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Хорошее».

Предположите, о чем пойдет речь?

В каких рассказах мы уже читали про хорошие поступки?

Как вы думаете, какую цель вы поставите для себя на уроке?

(Дети: научиться хорошо читать, выяснить для чего читаем мы этот рассказ).

Подумаем, как надо вести себя в таких ситуациях?


 

Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус, кроссворд…, слушая музыкальное произведение или просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.


 

Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).


 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2 мин

 

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

     

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

 

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.


 


 

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

 


 

 

3 - 5 мин


 


 


 


 


 


 

 

2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

     

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Первичное чтение. Комбинированное.

О чем это произведение?   Почему оно так называется?  Что хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, желания.)
– Какие вопросы у вас возникли при чтении?  

Чтение по цепочке.

Работа по содержанию.
– Кто главный герой в произведении? Какой он? Опишите героя.
 
а) Работа в паре по карточке №1.
Прочитайте вопрос шепотом и найдите ответ.
– Какое желание появилось у Юрика однажды?
– О чем он мечтал? Выбери подходящие строки и прочитай их выразительно.
б) Какое желание появилось у Юрика однажды? О каких делах он мечтал?  
– Прочитайте, о чем он мечтал?
– Как надо прочитать, чтобы показать, что мальчик действительно мечтал?
-Мысли у Юры были хорошие, а как он на самом деле поступал?   
– В чем это проявлялось?
 Сравните мечты мальчика и его поступки. 
– Почему мальчик не осуществил своей мечты?
– Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что– нибудь хорошее людям, которые его окружали?
– Что бы вы посоветовали Юре, если бы он был вашим другом или учился с вами в одном классе?
4. Чтение по ролям.
– Сколько действующих лиц и кто. Есть слова «Юра думает» - кто их будет читать?
– А как мысли Юры надо читать? (с мечтой)
– А слова, обращенные к няне, сестре, собаке? (грубо, сердито).
– А есть ли слова у Трезорки? ( да, то что он думает, как будто хочет сказать).

Дети читают текст по ролям и рассматривают иллюстрацию в учебнике. Работают в паре.

Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

 

10 мин.

 

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

   


 


 

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные

действия как основу умения учиться.

На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?

У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените №.

«Вот если бы на няню…» 3

«Вот если бы Трезорка…» 4

«Что, если б моя сестренка…» 2

Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1


 

2. Пересказ произведения одним учеником.

Есть ли замечания или дополнения?

Вывод: Как называется рассказ, который мы прочитали? Почему он так называется? Какое настроение он вызвал у вас? Над какой проблемой заставляет нас задуматься автор? Обращаемся снова к пословице в учебнике.   Какое желание у вас возникло после чтения?

 Проведение теста.

Проверка детей, как они поняли и внимательно читали текст.

1. Почему Юре захотелось сделать хорошее?
а) надоело сидеть дома;
б) Хороший денек. Солнце светит.
в) Мама сказала.

2. Сестренка звала Юру
а) играть;
б) обедать;
в) гулять.

3. Няня попросила Юру
а) убрать в комнате;
б) убрать посуду;
в) убрать игрушки.

4. О чем Трезорка думал и просил Юру?
а) попить;
б) поесть;
в) поспать.

5. Что хорошее в рассказе
а) хорошие мысли;
б) поступки мальчика.

Проверка: 1б,2в, 3б, 4а,5а.  Ответы выписаны на доске. Взаимопроверка и дети ставят оценки друг другу.

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.

 

4. Работа учащихся в микрогруппах

     

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

Детям даются карточки, и они выбирают пословицы к рассказу, объясняют их.

Добрый человек учит добру.

Друг познается в беде.

Горькая правда лучше доброй лжи.

Красив тот, кто красиво поступает.

Остер на язык, да к делу не привык.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

 


 

IV. Подведение итога урока.

     

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.

Давайте хором прочитаем стихотворение, а может быть кто-то и запомнит его.

Добрым быть совсем непросто

Не зависит доброта от роста.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева?

Делали ли вы добрые дела просто так?

Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

Что было трудным на уроке?

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

5 мин

 

V. Рефлексия

     

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Д.з.: попытаться продолжить рассказ, составить кроссворд по рассказу

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 


 

Опубликовано


Поблагодарить автора 1 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.