Вариантдля подготовки к ОГЭ 2025 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс

0
0
Материал опубликован 19 April в группе

Вариант ОГЭ 2025 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс.



Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются слово (словосочетание), цифра, последовательность цифр или букв. Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.



1.На рисунке схематично изображено растение в разные сезоны года.

t1745081407aa.jpg

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует этот рисунок?

Ответ: _______________________________

2. Установите соответствие и впишите ответ.
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ
А)сосна кедровая
Б)ёж европейский
В)ржавчина
Г) сальмонелла


ЦАРСТВА
1)Животные
2)Бактерии
3)Грибы
4) Растения


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

А

Б

В

Г







3.Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) класс Птицы
2) род Неясыти
3) вид Неясыть обыкновенная
4) семейство Нормальные совы
5) отряд Совообразные

Ответ:





4. Выберите один или несколько правильных ответов.
Изучите график, отражающий зависимость продуктивности экосистемы от времени (по оси x отложено время (дни), а по оси y – продуктивность экосистемы (г/м2 углерода в день)).

t1745081407ab.png

Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость?

Продуктивность экосистемы

1) линейно возрастает с 100-го по 200-й день
2) минимальна на 240-й день наблюдений
3) линейно снижается с 260-го по 280-й день наблюдений
4) не изменяется с 160-го по 250-й день
5) не изменяется с 20-го по 100-й день

Ответ:



5. Установите последовательность прохождения лекарственного препарата, введённого человеку в вену на локтевом сгибе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) правый желудочек
2) капилляры лёгких
3) верхняя полая вена
4) правое предсердие
5) лёгочный ствол

Ответ:







6. Выберите правильный ответ.
Как узнать общее увеличение оптического прибора, изображённого на рисунке?

t1745081407ac.jpg

1) посмотреть цифры на штативе
2) сложить увеличение окуляра и увеличение объектива, направленного на объект
3) умножить увеличение окуляра на увеличение объектива, направленного на объект
4) перемножить увеличение всех объективов и окуляра

Ответ:


7. Выберите один или несколько правильных ответов.
Известно, что ястреб-перепелятник – хищная дневная птица, питающаяся позвоночными животными.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Пальцы на ногах длинные, крепкие и сильные, заканчивающиеся загнутыми острыми когтями.
2) Питается ястреб мелкими птицами, реже мышевидными грызунами.
3) Гнездо у птиц рыхлое, глубокое, построено из беспорядочно выложенных веточек.
4) Самка откладывает в гнездо 4–6 матово-белых яиц в бурую крапинку.
5) Самки ястреба-перепелятника почти вдвое крупнее самцов.
6) Глаза крупные, направленные вперёд, благодаря чему у птиц развито бинокулярное зрение.

Ответ:








8. Выберите правильный ответ.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Ткань

Функция

Луб

Механическая

Обеспечивает прочность

Какую функцию следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) обеспечивает рост растения в толщину
2) обеспечивает передвижение продуктов фотосинтеза
3) обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами
4) защищает от воздействий окружающей среды

Ответ:


9. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие признаки впервые появились у представителей класса Пресмыкающиеся? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) кожное дыхание
2) яйца покрыты плотной оболочкой
3) наличие второго круга кровообращения
4) холоднокровность
5) наличие межрёберных мышц
6) возникновение неполной перегородки в желудочке сердца

Ответ:






10. Установите соответствие и впишите ответ.
Вставьте в текст «Паразиты человека и животных» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПАРАЗИТЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Наибольшее число паразитов человека и животных относят к __________ (А) животным. Один из них является возбудителем малярии – это малярийный __________ (Б). Малярийные паразиты внедряются в эритроциты, вызывая их разрушение. Распространяет этих возбудителей малярийный __________ (В). Другой паразит человека – дизентерийная амёба. Заражение человека дизентерией происходит путём проглатывания загрязнённой воды или пищи с находящимися в ней __________ (Г).

Список элементов:
1) солнечник
2) одноклеточный
3) циста
4) плазмодий
5) сосальщик
6) многоклеточный
7) комар
8) зигота

Ответ:

А

Б

В

Г







11. Установите соответствие и впишите ответ.
Установите соответствие между признаками и процессами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ 
А) происходит в клетках с хлоропластами
Б) происходит во всех клетках
В) происходит постоянно: днём и ночью
Г) происходит с использованием световой энергии
Д) окисляются органические вещества
Е) органические вещества образуются

ПРОЦЕССЫ
1) фотосинтез
2) дыхание

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







12. Выберите правильный ответ.
Верны ли следующие суждения о лишайниках?

А. Тело лишайника образовано гифами гриба и одноклеточными зелёными водорослями.
Б. Ягель, растущий в полярной тундре, является кормом для северных оленей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ:


13.Впишите правильный ответ.
Рассмотрите фотографию белой с чёрными пятнами лошади. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему виду, по следующему плану: масть (окрас), постановка головы, форма головы, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку.

t1745081407ad.jpg

А. Масть (без учёта белых отметин на морде и ногах)

t1745081407ae.jpg

Б. Постановка головы

t1745081407af.jpg

В. Форма головы (по профилю)

t1745081407ag.jpg

Г. Постановка задних конечностей в положении стоя по ноге, расположенной дальше от корпуса (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров)

t1745081407ah.jpg

Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь стандартам породы гафлинтерская.

Допустимые масти – соловая и игреневая, с разнообразными белыми отметинами. Шея длинная. Профиль головы прямой, часто клиновидный. Задние конечности прямые.

1) соответствует 2) не соответствует

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






14. Выберите правильный ответ.
На рисунке под каким номером изображён капилляр человека?

1)
t1745081407ai.jpg

2)
t1745081407aj.jpg

3)
t1745081407ak.jpg

4)
t1745081407al.jpg

Ответ:


15. Выберите правильный ответ.
Какие меры предосторожности необходимо принимать, если с Вами в одном доме живёт человек с синдромом Дауна?

1) при общении с больным необходимо носить ватно-марлевую повязку
2) необходимо держаться от больного на расстоянии не менее трёх метров
3) нельзя допускать телесного контакта с больным
4) никаких, синдром Дауна – генетическое заболевание и не заразен

Ответ:


16. Выберите один или несколько правильных ответов.
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кости человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

t1745081407am.jpg

1) полость кости
2) губчатое вещество
3) суставной хрящ
4) надкостница
5) компактное вещество
6) красный костный мозг

Ответ:




17. Выберите один или несколько правильных ответов.
Что может стать причиной гипертонической болезни человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) употребление в пищу клетчатки и животных белков
2) повышенное содержание адреналина в крови
3) ограничение животных жиров
4) малоподвижный образ жизни
5) сужение просвета кровеносных сосудов
6) недостаток поваренной соли в пище

Ответ:




18. Установите соответствие и впишите ответ.
Установите соответствие между функциями и железами пищеварительной системы человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ФУНКЦИИ 
А) осуществляет барьерную роль
Б) вырабатывает ферменты
В) образует желчь
Г) участвует в переваривании белков, углеводов, липидов
Д) разрушает старые эритроциты
Е) вырабатывает инсулин

ЖЕЛЕЗЫ
1) печень
2) поджелудочная железа

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на схеме, и выполните задания 19–21.




t1745081407an.gif

19.Выберите один или несколько правильных ответов.
Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания совы.

Список характеристик:

1) продуцент
2) хищник
3) консумент второго и третьего порядков
4) консумент первого порядка
5) всеядная птица
6) плотоядное животное

Ответ:




20. Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит дождевой червь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

Ответ: _______________________________

21. Впишите правильный ответ.
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность ежей и ястребов, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности лисиц?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Численность ежей

Численность ястребов





Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания



Часть 2

Для записи ответов на задания 22–26 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.



22. Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением домашних животных. Какое заболевание, опасное для человека, особенно для беременных женщин, может распространять животное, изображённое на рисунке 1? Приведите одну из мер предосторожности, которую рекомендуется соблюдать человеку, чтобы избежать заражения?

t1745081407ao.jpg

2



23. Дайте развернутый ответ.
Итальянский натуралист Л. Спалланцани провёл следующий эксперимент. Он взял множество склянок с сенным отваром, часть из которых закрывал пробкой, тогда как другие запаивал на огне горелки. Одни склянки он кипятил по целому часу, другие же нагревал только несколько минут. По прошествии нескольких дней Л. Спалланцани обнаружил, что в тех склянках, которые были плотно запаяны и хорошо нагреты, никаких микроорганизмов нет – они появились только в тех склянках, которые были неплотно закрыты и недостаточно долго прокипячены.

Какой вывод можно сделать из эксперимента Спалланцани? Какую версию происхождения жизни на Земле хотел проверить учёный в своём эксперименте?

Прочитайте текст и выполните задание 24.



ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

Видоизменения корней связаны с выполнением одной из дополнительных функций. Запасающие корни служат для отложения в них запасных веществ (крахмала, сахаров, витаминов и др.). Они разрастаются, становятся толстыми, мясистыми. Различают два типа запасающих корней: корнеплоды и корневые клубни (корневые шишки). Корнеплоды формируются за счёт главного корня и части побега. Корневые клубни формируются за счёт отложения запасных веществ в боковые и придаточные корни (у георгина, ятрышника, чистяка и др.).

Большинство этих растений являются двулетниками или многолетниками. Осенью их надземная часть отмирает, а корни, накопившие питательные вещества, сохраняются и зимуют. Весной из почек запасающих корней развиваются новые надземные органы.

Микориза – особое изменение корня вследствие симбиоза с грибницей грибов. Благодаря грибнице корни получают возможность всасывать воду с гораздо большей площади, а гриб получает доступ к органическим веществам растения. У большинства деревьев грибница гриба не проникает внутрь корня. У многих трав, а также некоторых деревьев – сосны, яблони – грибница и ткани корня плотно срастаются друг с другом, представляя единое целое.

Клубеньки образуются в тканях коры корней бобовых растений из-за того, что там поселяются азотфиксирующие бактерии. Они питаются органическими веществами растения, вызывая разрастание основной ткани и возникновение опухоли – клубенька. При этом бактерии способны преобразовывать атмосферный азот в азотистые соединения, которые усваивает растение, улучшая своё азотное питание. Таким образом, и микориза, и клубеньки – это изменения корней, способствующие улучшению почвенного питания растения.

24.. Дайте развернутый ответ.
Используя содержание текста «Видоизменения корней» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Вследствие чего у корней возникают разнообразные видоизменения?

2) Назовите не менее трёх овощных культур, у которых хорошо развит корнеплод.

3) Как называют отношение между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями?

25. Пользуясь схемой «Фрагмент эволюционного древа семейства кошачьих» и знаниями из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

Схема

Фрагмент эволюционного древа семейства кошачьих

t1745081407ap.jpg

Сколько миллионов лет назад жил ближайший общий предок манула и домашней кошки?
2) Какой из представленных на схеме видов находится на грани исчезновения?
3) Известно, что кошек отличное бинокулярное зрение. Объясните значение бинокулярного зрения для охоты.











Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 26.





Таблица 1

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетические затраты

Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная

4,5 ккал/мин.

Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный)

5,5 ккал/мин.

Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь

6,5 ккал/мин.

Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи

7,5 ккал/мин.

Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде

9,5 ккал/мин.

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
кафе быстрого питания

Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая ценность (ккал)

Борщ сибирский

4

17

7

200

Лапша куриная

12

4

20

165

Сосиски (2 шт.)
с гречневой кашей

16

28

36

470

Плов с курицей

14

18

36

360

Омлет с ветчиной

21

14

35

350

Салат «Цезарь»

14

12

15

250

Салат овощной

3

0

10

60

Салат мясной

6

23

10

285

Морс клюквенный

0

0

24

100

Апельсиновый сок

2

0

35

225

Яблочный сок

0

0

19

84

Чай сладкий

0

0

14

68

 

 
26.Владимир занимается ритмической гимнастикой. После одной из тренировок, продолжительностью 1 час 42 минуты, он пообедал в кафе быстрого питания. Владимир заказал себе на обед первое, второе, салат и яблочный сок. По рекомендации диетолога он выбрал блюда с наименьшим содержанием жиров.

Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.

1) Рассчитайте энергозатраты тренировки Владимира.

2) Укажите блюда и напитки, заказанные Владимиром.

3) Почему Владимиру следует следить за потреблением сахара?



БИОЛОГИЯ, 9 класс. ОГЭ 2025 г.

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 2, 3, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Правильное выполнение задания 5 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе превышает количество символов в эталоне, то балл за ответ уменьшается на 1, но не может стать меньше 0.

Правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 16, 17, 19 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Правильное выполнение каждого из заданий 10, 11, 18, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы


















Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1

Ритмичность


12

3

2

4132


13

81222


3

32451


14

2

4

35


15

4

5

34152


16

123


6

3


17

245


7

126


18

121212


8

2


19

236


9

256

20

МДЕЛ или МДЖА


10

2473


11

122121


21

13


Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом


22. Дайте развернутый ответ.
Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением домашних животных. Какое заболевание, опасное для человека, особенно для беременных женщин, может распространять животное, изображённое на рисунке 1? Приведите одну из мер предосторожности, которую рекомендуется соблюдать человеку, чтобы избежать заражения?

t1745081407ao.jpg

2





Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок:

1. Кошка может распространять токсоплазмоз
2. Меры предосторожности: избегать укусов и царапин кошек

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл


2

23. Дайте развернутый ответ.
Итальянский натуралист Л. Спалланцани провёл следующий эксперимент. Он взял множество склянок с сенным отваром, часть из которых закрывал пробкой, тогда как другие запаивал на огне горелки. Одни склянки он кипятил по целому часу, другие же нагревал только несколько минут. По прошествии нескольких дней Л. Спалланцани обнаружил, что в тех склянках, которые были плотно запаяны и хорошо нагреты, никаких микроорганизмов нет – они появились только в тех склянках, которые были неплотно закрыты и недостаточно долго прокипячены.

Какой вывод можно сделать из эксперимента Спалланцани? Какую версию происхождения жизни на Земле хотел проверить учёный в своём эксперименте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок:

1.Микроорганизмы развиваются, только если остались живые клетки (споры) или есть их доступ в среду
ИЛИ
микроорганизмы погибают только в случае длительного кипячения.
2. Версию самозарождения жизни.

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл


2

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

Видоизменения корней связаны с выполнением одной из дополнительных функций. Запасающие корни служат для отложения в них запасных веществ (крахмала, сахаров, витаминов и др.). Они разрастаются, становятся толстыми, мясистыми. Различают два типа запасающих корней: корнеплоды и корневые клубни (корневые шишки). Корнеплоды формируются за счёт главного корня и части побега. Корневые клубни формируются за счёт отложения запасных веществ в боковые и придаточные корни (у георгина, ятрышника, чистяка и др.).

Большинство этих растений являются двулетниками или многолетниками. Осенью их надземная часть отмирает, а корни, накопившие питательные вещества, сохраняются и зимуют. Весной из почек запасающих корней развиваются новые надземные органы.

Микориза – особое изменение корня вследствие симбиоза с грибницей грибов. Благодаря грибнице корни получают возможность всасывать воду с гораздо большей площади, а гриб получает доступ к органическим веществам растения. У большинства деревьев грибница гриба не проникает внутрь корня. У многих трав, а также некоторых деревьев – сосны, яблони – грибница и ткани корня плотно срастаются друг с другом, представляя единое целое.

Клубеньки образуются в тканях коры корней бобовых растений из-за того, что там поселяются азотфиксирующие бактерии. Они питаются органическими веществами растения, вызывая разрастание основной ткани и возникновение опухоли – клубенька. При этом бактерии способны преобразовывать атмосферный азот в азотистые соединения, которые усваивает растение, улучшая своё азотное питание. Таким образом, и микориза, и клубеньки – это изменения корней, способствующие улучшению почвенного питания растения.

24. Дайте развернутый ответ.
Используя содержание текста «Видоизменения корней» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Вследствие чего у корней возникают разнообразные видоизменения?

2) Назовите не менее трёх овощных культур, у которых хорошо развит корнеплод.

3) Как называют отношение между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


Ответ включает в себя три названных выше элемента и не содержит биологических ошибок:

1) Изменение корней связаны с выполнением одной из дополнительных функций
2) Редька, морковь, свёкла
3) Симбиоз

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает в себя одиниз названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл


3

25. Пользуясь схемой «Фрагмент эволюционного древа семейства кошачьих» и знаниями из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

Схема

Фрагмент эволюционного древа семейства кошачьих

t1745081407ap.jpg

Сколько миллионов лет назад жил ближайший общий предок манула и домашней кошки?
2) Какой из представленных на схеме видов находится на грани исчезновения?
3) Известно, что кошек отличное бинокулярное зрение. Объясните значение бинокулярного зрения для охоты.





Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


Ответ включает в себя три названных выше элемента и не содержит биологических ошибок:

1) 7,3 млн.
2) плоскоголовая кошка
3) бинокулярное зрение позволяет определять точное расстояние до цели, помогает скоординировать движения при ловле жертвы.

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает в себя одиниз названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл


3



Таблица 1

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетические затраты

Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная

4,5 ккал/мин.

Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный)

5,5 ккал/мин.

Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь

6,5 ккал/мин.

Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи

7,5 ккал/мин.

Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде

9,5 ккал/мин.

Таблица 2

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
кафе быстрого питания

Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая ценность (ккал)

Борщ сибирский

4

17

7

200

Лапша куриная

12

4

20

165

Сосиски (2 шт.)
с гречневой кашей

16

28

36

470

Плов с курицей

14

18

36

360

Омлет с ветчиной

21

14

35

350

Салат «Цезарь»

14

12

15

250

Салат овощной

3

0

10

60

Салат мясной

6

23

10

285

Морс клюквенный

0

0

24

100

Апельсиновый сок

2

0

35

225

Яблочный сок

0

0

19

84

Чай сладкий

0

0

14

68

 

 
26.Владимир занимается ритмической гимнастикой. После одной из тренировок, продолжительностью 1 час 42 минуты, он пообедал в кафе быстрого питания. Владимир заказал себе на обед первое, второе, салат и яблочный сок. По рекомендации диетолога он выбрал блюда с наименьшим содержанием жиров.

Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.

1) Рассчитайте энергозатраты тренировки Владимира.

2) Укажите блюда и напитки, заказанные Владимиром.

3) Почему Владимиру следует следить за потреблением сахара?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:


Ответ включает в себя три названных выше элемента и не содержит биологических ошибок:

1) 6,5 ккал/мин. * 102 мин = 663 ккал
2) Заказал себе на обед первое, второе, салат и яблочный сок, с минимальным содержанием жиров:
Лапша куриная + Омлет с ветчиной + Салат овощной + яблочный сок
3) Сахар быстро расщепляется и усваивается, организм получает много калорий. Поскольку Владимир следит за фигурой, ему не следует употреблять излишнее количество калорий.

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает в себя одиниз названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл


3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.