12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кириченко Татьяна Анатольевна57

Кириченко Татьяна Анатольевна

Преподаватель

УДО Музыкальная школа №1 г.Горловка

Донецкая Народная Республика



ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА – ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ

Аннотация. Данная статья представляет собой исследование композиционных особенностей фортепианных вариаций от первых ярких образцов до великих достижений. Вариации рассматриваются с точки зрения истории жанра с учетом меняющихся эстетических и критических взглядов на вариационный цикл.

Варьирование — один из основных принципов композиции в музыке, главная особенность которого заключается в сочетании повторности и изменчивости, узнаваемости и привнесения нового, стабильности и движения от простого к сложному. Вариации являются обширной сферой, в которой проблемы теории и истории музыки пересекаются с традициями исполнительского искусства. Этот метод играет ведущую роль как в народной, так и в профессиональной музыке и применяется практически во всех музыкальных формах.

В истории музыки (как отечественной, так и зарубежной) вариации чаще всего рассматриваются в виде отдельных циклов выдающихся композиторов. Эта же тенденция наблюдается и в области исполнительства, где практически отсутствует систематическое обращение к вариациям. В то же время необходимо учитывать, что произведения в этом жанре писали не только крупные авторы, но и так называемые композиторы «второго ранга», имена которых сейчас практически забыты. Их исследование необходимо для более глубокого понимания и осмысления вариационных циклов великих композиторов. Таким образом, в современном музыкознании возникает необходимость углубления систематизации вариаций и последовательного изучения исторического фона для создания целостной картины, необходимой для выработки концептуальных положений анализа и интерпретации вариационных циклов.

Вариации - это музыкальная форма, которая состоит из темы и целого ряда её повторений с изменениями в фактуре, ритме, ладе, гармонии, тембре и прочих компонентов музыки. Количество вариаций зависит от художественного замысла, единство которого и объединяет тему со всеми вариациями в цикл.

Вариации могут быть самостоятельным произведением и частью крупной формы (сонаты, симфонии, кантаты…). Тема вариаций может быть заимствованной (только в вариациях, как самостоятельных произведениях) и собственной (в вариации -  части крупной формы).

Истоки вариационной формы в народной музыке -  песенной или инструментальной, когда мелодия каждого последующего куплета видоизменилась, варьировалась, особенно в хоровой музыке тех народов, которым присуще многоголосие (русской, грузинской).

Варьирование в народных песнях это танцах возникало зачастую импровизированно.  в профессиональной музыке тема с вариациями возникла примерно в XVI веке, в полифонической музыке строгого стиля -  пассакалиях, чаконах. Со временем большой популярностью стали пользоваться произведения basso ostinato которые основывались на повторение неизменной темы в басовой партии в сопровождении ворующих верхних голосов.  во второй половине XVIII века вариации   на песенные темы стали развиваться в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта и других, а также вариации на заимствованные темы.

Вариации служили также и формой импровизации (например, в творчестве Моцарта Бетховена, позже -  Лист).

В русской музыке вариации появились в обработках народных песен. При повторении куплета варьировалась гармония, сопровождение. Имелось много вариаций на тему русских песен (Гурилев, Гланка…). В вариациях Глинки, как правило, тема сохранялась без изменений, а варьировалось сопровождение (как у Гайдна).

В профессиональной европейской музыке выработались два типа вариаций: строгие вариации, или орнаментальные, и свободные (характерные). Особенностью строгих вариаций является обязательное сохранение во всех вариациях гармонического плана, метра, структуры темы. Видоизменению подвергается мелодическая линия, фактура, артикуляция, лад. Каждая вариация по-новому раскрывает выразительные возможности темы, создавая в результате многогранный ее облик. Последняя, финальная, вариация часто грает роль коды (в самостоятельном цикле), бывает оживленной и расширенной по изложению. Перед финальной вариацией Моцарт ввел для контраста медленную вариацию в новом ладу. Наличие внутри вариационного цикла медленной вариации и быстрого финала сближало его с сонатным циклом ( II ч. – медленная, III ч. – быстрая).

Свободные вариации композиционно сложнее. Видоизменения охватывают и гармонию, и метр, и структуру темы. Связь с темой слабеет с каждой новой вариацией, которая представляет собой нечто новое и в смысле жанра (вальс, марш, мазурка и пр.). Сохраняется интонационное единство с темой.

В музыке XIXXX веков сочетаются оба вида вариации. В романтической музыке вариации заняли место одной из популярных форм многих симфонических, концертных сочинений (Вариации на тему Паганини у Листа, Брамса, Рахманинова).

В музыке Дебюсси впервые появилось тембровое варьирование темы.

Кроме вариации, как формы, существует вариационность, как принцип развития – один из древнейших способов развития музыки. Этот способ широко утвердился в сочинениях композиторов ХХ века – Стравинского, Прокофьева, Шостакович, а также в музыке композиторов – додекафонистов. Пример современных вариаций – вариации Шнитке на один аккорд (Варьируется акустические свойства фортепиано).

Итак, очевидным становится факт, что вариационный цикл с точки зрения драматургии представляет собой не просто изложение темы с различными изменениями, а логически выстроенную на основе общей идеи последовательность небольших разнохарактерных пьес, развертывающуюся во времени и имеющую определенную направленность развития. Построенные по такой концепции вариационные циклы, независимо от происхождения темы (оригинальной или заимствованной), приобретают индивидуальный характер и обладают настоящей художественной ценностью в отличие от искусных ремесленных произведений этого жанра, написанных по одному образцу. Вариационный цикл, основанный на этих принципах не уступает по динамике развития сонатному циклу. Отдельной проблемой является также взаимодействие вариаций с другими жанрами. Вариации ставят серьезные задачи и перед исполнителями. В настоящее время вариации сравнительно редко входят в программы концертов, и исполняются лишь некоторые наиболее известные вариационные циклы. Изучение закономерностей драматургии вариационного цикла классической и романтической эпох в сочетании с индивидуальной исполнительской концепцией явится важной предпосылкой для возвращения на концертную сцену одного из самых популярных в свое время жанров — фортепианных вариаций.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.