Презентация «Вариативные подходы к проектированию содержания дополнительного образования детей»
Вариативные подходы к проектированию содержания дополнительного образования детей Щукина Галина Евгеньевна, старший методист КГБУ ДО «АКДТДиМ» г. Барнаул
Дополнительное образование - это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.
ВАРИАТИВНОСТЬ – представление о разных способах выражения какой-либо единицы ..; наличие нескольких разных или многих вариантов чего-либо; неоднородность, изменчивость; общая творческая способность, позволяющая выделять множество разнообразных оригинальных способов решения проблем как практического, так и теоретического плана, генерировать большое количество различных идей; качество современной образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять детям многообразие полноценных, качественно специфичных и при этом привлекательных вариантов образовательных программ, обеспечение возможностей для выбора ребенком индивидуального образовательного маршрута.
Вариативность в образовании рассматривали В. Я. Аверкин, А. Г. Асмолов, В. Г. Кинелев, О. А. Куревина, Л. И. Кулагина, В. В. Пикап, А. М. Цирульников и другие ученые. Вариативность образования – процесс, направленный, с одной стороны, на существенное расширение возможностей разных уровней содержания, подходов, методов, идей в преподавании и, с другой стороны, на расширение возможностей выбора личностью жизненного пути и саморазвития. Вариативность — это обеспечение ориентации ребенка в разных жизненных ситуациях, разный темп освоения программы дополнительного образования, разнообразие педагогических технологий, организационных форм, времени и пространства реализации образовательного процесса. Вариативность — это, прежде всего (по выражению Л. С. Выготского), выбор «веера социальных ситуаций развития». Предназначение вариативности, по мнению Л. И. Кулагиной, — помочь ребенку на глобальном уровне — в выборе жизненного пути, в том числе в ситуации неопределенности, на частном (локальном) уровне — в выборе интересов и способов их реализации. По мнению А. Г. Асмолова, «вариативное образование» понимается как процесс, направленный на расширение компетентностного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности».
Виды учреждений дополнительного образования по форме собственности (государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные): центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр; дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); дома детского творчества, детства и юношества, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества(воспитания) детей, детской культуры (искусств); детские школы искусств, в том числе по видам искусств; детские спортивные школы (клубы) по видам спорта и мн.др.
Направленности дополнительного образования детей художественная техническая физкультурно-спортивная туристско-краеведческая социально-гуманитарная естественнонаучной
Приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям дополнительного образования детей В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием.
Целями развития дополнительного образования являются: создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности (Концепция развития ДО на период до 2030 г.)
Виды дополнительных общеобразовательных программ: типовая (примерная) модифицированная (адаптированная) экспериментальная авторская комплексная интегрированная модульная программа в сетевой форме реализации
Структурные компоненты ДОП: Титульный лист. Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты): Пояснительная записка (описание, введение, обоснование, язык реализации программы, направленность, уровень освоения, новизна/отличительная особенность (если имеется), педагогическая целесообразность, актуальность, объем, сроки освоения, сроки обучения, форма обучения, целевая аудитория (адресат), цель, задачи программы, другие сведения о программе). Содержание программы: учебный (учебно-тематический) план, содержание учебного/учебно-тематического плана. Планируемые результаты. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий: Календарный учебный график. Условия реализации программы. Формы аттестации и оценочные материалы. Методические материалы. Воспитательные компоненты. Иные компоненты. Информационные ресурсы и литература.
Пояснительная записка (общая характеристика программы) В пояснительной записке следует раскрыть: направленность и профиль дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и направление деятельности; вид программы (авторская, модифицированная и др.) и уровень сложности/освоения («стартовый», «базовый», «продвинутый»); актуальность (востребованность, соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; отличительные особенности программы (если имеются) - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; новизна (если имеется) - основные идеи, новшества, которые придают программе своеобразие; педагогическая целесообразность программы; цель - (обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы). Это зафиксированный конечный результат, который охватывает аспекты обучения, воспитания и развития ребенка в целом. Она должна быть ясна, конкретна, перспективна, достижима и реальна. задачи – конкретные условия достижения цели программы; должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития; адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст, уровень эмоционального, волевого, интеллектуального, социального развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе).
«Стартовый» уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универса- льных форм организации материала, минимальную сложность предлага- емого для освоения содержания программы. Реализация стартового уровня предполагает наличие программы не бо- лее чем на один год обучения в количестве до 144 часов. Данная программа может быть использована в нескольких вариантах: как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности; как первая ступень - переход к базовой общеразвивающей программе обучения; как основа программы по внеурочной деятельности, реализуемой педаго-гами дополнительного образования, работающими в общеобразователь- ной организации; как дополнительная общеразвивающая программа для лагерей летнего отдыха и оздоровления детей, как на базе организаций дополнительного образования, так и общеобразовательных организаций.
«Базовый» уровень программы предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно-тематического направления программы (144 ч. - 216 ч.). Программа базового уровня реализуется в течение двух-трех лет, направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом детского объединения. При этом сохранность контингента составляет до 75 % от поступивших на обучение. В программе необходимо предусмотреть уровневую дифференциацию, обусловленную особенностями направленности программы, спецификой освоения и индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями детей и подростков, которые могут являться основанием к переходу на следующий (продвинутый) уровень. Способы отслеживания уровневых результатов используются такие же, как и в программах стартового уровня.
«Продвинутый» уровень предполагает организацию материала, обеспечивающего доступ к сложным (возможно узкопрофильным) и специфическим знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы, а также предполагает изучение околопрофессиональных и професси-ональных знаний в данном виде деятельности. Рекомендуемый срок реализации программы – 1-3 года. Рекомендуемый объем часов – до 288 часов в год. Программа может реализовываться в различных формах в соответствии с направленностью программы: продолжение обучения по дополнительной общеобразовательной прог- рамме, реализующей продвинутый уровень обучения, разработанной с учетом групповой работы. разработка варианта программы, включающей формы индивидуальных или подгрупповых творческих (научно-исследовательских, технических и т.д.) проектов учащихся; разработка индивидуальных образовательных маршрутов, на основе программы продвинутого уровня. Данные формы выстраиваются на основе общей программы, в которой представлены ведущие образовательные модули, соответствующие продвинутому уровню.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.); коллективная (ансамблевая): организация проблемно-поискового или творческого взаимодействи между всеми детьми одновременно (репетиция, постановочная работа, концерт, создание коллективного панно и т.п.); групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь, наставничество) в малых группах, в т. ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности); индивидуально-групповая работа в парах индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков. Состав группы (постоянный, переменный и др.). Формы занятий, предусмотренные программой, устанавливаются в соответствии с особенностями и направлениями деятельности по программе: тематические, комбинированные, репетиционные, соревновательные и игровые занятия, концерты практические и семинарские занятия, класс-концерты, творческие лаборатории, круглые столы, мастер-классы, деловые и ролевые игры, тренинги, интернет-конференции, выездные занятия, самостоятельная работа, консультации, другие виды. Формы подведения промежуточной и итоговой аттестации: педагогическое наблюдение, анализ творческой активности, контроль выполнения базовых движений, творческое задание, открытое занятие, мониторинг, концерт, показ детских достижений, защита проекта (постановки), рефлексия и др.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ) N п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика
Рекомендуемая форма содержания учебного плана/программы: Раздел 1. «…» Тема 1.1 «…» Теория: Практика:
Входной контроль (при необходимости) - оценка стартового уровня образовательных учащихся при поступлении в объединение или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Промежуточная аттестация - оценка уровня и качества освоения учащимися Программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года). Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся с целью изучения динамики освоения предметного содержания обучающимся, его личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Аттестация по итогам освоения программы проводится по завершению всего периода обучения по программе.
Методические материалы - - обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, дидактический материал). - Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе - краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5). Применяемые на практике педагогические технологии и техники, в том числе информационные; Условия достижения наилучшего результата; Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав образовательной программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5); Темы, которые могут вызвать затруднения у учащихся, и пути выхода из подобных ситуаций; рекомендации по решению педагогических задач, возни- кающих при изучении той или иной темы; Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы - помещения, площадки, оборудование, приборы, ин- формационные, методические и иные ресурсы Методические разработки по темам программы; План и методика ведения воспитательной работы в объединении и т.п.
Методическое обеспечение может включать описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, форм подведения итогов по каждой теме или разделу программы; алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов; дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеж-дение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.). Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети инвалиды, дети с ОВЗ) и др. Формы организации учебного занятия/проведения занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проект- ной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку широкие возможности деятельности в различных областях: художественной, технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной естественнонаучной (направленности ДОП); не регламентируется никакими стандартами, его содержание определяется потребностями детей и родителей, заказом социальных институтов (актуальность ДОП); в основе деятельности лежат дополнительные образовательные программы различных уровней освоения (стартовый, базовый, продвинутый); содержательные аспекты деятельности по ДОП многообразны: теоретический, практический, прикладной, изобретательский, исследовательский, опытнический и др. (учебный план ДОП).
Группы 1,2,3 - образовательная организация, педагог, учащийся