12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шкуркина Анна Андреевна100
Россия, Хабаровский край
0

Статья «Проблемы развития научно-технического и естественнонаучного творчества детей в системе дополнительного образования»

 Проблемы развития научно-технического и естественнонаучного творчества детей в системе дополнительного образования.

А.А. Шкуркина

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурска

Сегодня качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства. Поэтому развитие инженерного образования в России направлено на решение ключевой проблемы – создание условий для личностного развития детей и молодежи страны, формирования у них положительного восприятия научно – технической, исследовательской и проектной деятельности, формирования устойчивой мотивации к получению инженерного образования, подготовки компетентных инженерных кадров в соответствии с существующими потребностями предприятий страны.

Особая роль в профессиональном самоопределении учащихся в научно-технической, инженерно-технической сфере отводится системе дополнительного образования детей. Это нашло отражение в таких документах как Закон об образовании, Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Концепция развития дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет широчайший спектр вариативного развития детей в сфере научно-технического творчества. Такое образование направлено, в первую очередь, на создание каждому учащемуся условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей, удовлетворения личностных интересов и потребностей. Дополнительное образование имеет возможности создания условий для развития мотивации будущего инженерного мышления на разных возрастных этапах детей. Использование возможностей дополнительного образования детей способствует модернизации целей, содержания, организации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает переход от традиционных подходов к содержанию, отражающему запросы общества.

В этом году эколого- биологический центр «Натуралист» на основании распоряжения Министерства образования и науки Хабаровского края от 2 мая 2016 года о реализации пилотного проекта «Развитие инженерного образования» вошел в состав учебно- производственного кластера «Химические технологии».

Основная цель работы нашего центра над проектом – создание условий для увеличения охвата детей научной и экспериментально- исследовательской деятельности по профилю «Химия» и обеспечение ранней профориентации учащихся через повышение уровня интереса учащихся к наукам естественного цикла.

Для реализации данной цели перед педагогическим коллективом нашего центра были поставлены следующие задачи:

Повысить уровень интереса учащихся к химии и смежным естественнонаучным дисциплинам: биология, экология.

Создать условия для популяризации  экспериментальной  и научно-исследовательской деятельности;

Обеспечить доступность дополнительного образования в области научной, экспериментально - исследовательской деятельности.

Оценка ситуации и анализ факторов, влияющих на развитие естественнонаучного творчества обучающихся в ДЭБЦ «Натуралист», выявили целый ряд сложностей, которые препятствуют в должной степени развитию инженерного мышления детей в области естественных наук:

1.Несоответствие материально-технической базы объединений естественнонаучной (химической) инженерной направленности современным требованиям.

Наличие необходимой материально-технической базы для осуществления инженерного образования естественнонаучного профиля сопряжено с рядом проблем. Химия-наука экспериментальная, поэтому для реализации дополнительных общеобразовательных программ, в основе которых находиться химия, необходима специальная химическая лаборатория с оборудованием и реактивами. Одна из проблем связана с замедленным темпом финансированием учреждения. Другая проблема заключается в том, что необходимые для практических занятий приборы, инструменты становятся более сложными и, как следствие, более дорогими. Данную проблему необходимо решать за счет увеличения финансирования, налаживание связей с предприятиями и образовательными учреждениями, которые имеют соответствующую материально-техническую базу.

2. Недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-научной деятельности способных вести интересные и современные программы.

Современные дополнительные общеобразовательные программы по профилю «Химические технологии» предполагают у педагогов наличие глубоких научных современных знаний, знаний нескольких смежных с химией наук, умение использовать современный, сложный лабораторный и технический инструментарий. Однако практика показывает, что большинство педагогов не имеют достаточного уровня теоретической и практической подготовки в преподавании современных естественнонаучных дисциплин. Поэтому педагог должен быть готов к непрерывному обучению, самообразованию, иметь творческий и научный подход в реализации своей дополнительной образовательной программы.

3)Несоответствие дополнительных общеобразовательных программ современным тенденциям в науке, экономике, обществе.

На сегодняшний день в дополнительных образовательных учреждениях назрела необходимость модернизации содержания инженерного образования. В первую очередь это касается обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, разработка новых программ, отвечающих современным требованиям, открытие новых направлений. Современные дополнительные программы должны акцентировать внимание на изучение новинок в области науки, техники, производства, быть направлены на развитие интереса учащихся к экспериментально-исследовательской деятельности. Для педагогов, разрабатывающие данные программы, это представляет определенную сложность, т.к. это требует специальных методических навыков и знаний. Поэтому здесь необходима помощь квалифицированных методических работников учреждения и информационно-методического центра.

4) Отсутствие заинтересованности учащихся в получении дополнительного естественнонаучного образования.

Естественнонаучные дисциплины – достаточно сложные науки, которые мало вызывают интерес у учащихся. Для сознательного и мотивированного усвоения материала по химии и другим естественным наукам необходимо использовать не только систему занятий, но и различные виды эксперимента, научного творчества, практические занятия, способствующие раскрытию связи полученных знаний с практическим применением в жизни. Материал не должен преподноситься педагогом в готовом виде, он должен способствовать решению, прежде всего, некоторых ситуаций, таких как: поиск причинно- следственных связей, решение проблемных ситуаций, выход из противоречий, прогнозирование. Именно тогда и будет формироваться мотив и, как следствие - интерес. Таким образом, формирование интереса учащихся к науке возникает тогда, когда педагог использует современные инновационные методы, способы и приемы обучения. Проблема возникает в том случае, когда педагог не готов или не может применять данные методы на практике.

Несмотря на сложившиеся проблемы, инженерное образование в дополнительных образовательных учреждениях выходит на новый уровень и имеет хорошие перспективы в развитии. Ведь самое главное- это дети, увлеченные наукой, стремящиеся получить наилучшее образование и быть полезными своей стране.

.

Литература :

1.Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников. В сборнике: «Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий» Серия «Инновационный Университет» – М.: Изд-во МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007.

2.Леонтович А. В. Научно-практическое образование. Дополнительное образование и воспитание. Москва: Витязь-М, 2010. .

3.Мартыненко Ю.Г., Письменная Е.В., Якубенко Д.С. Методики развития научно-технического творчества молодежи в городе Москве на базе государственных учреждений. М.2008.

4. Обухов А.С., Леонтович А.В., Слободчиков В.И.. Исследовательская деятельность обучающихся: от детского сада до вуза. Сборник под ред. Москва, 2010

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.