Статья «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе ситуационного подхода с применением виртуальной среды»
Министерство образования Нижегородской области
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
Статья
На тему: «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе ситуационного подхода с применением виртуальной среды»
Выполнил: преподаватель
спец. дисциплин
Солохин Сергей Игоревич
г.Городец
2017г
Переход на стандарты третьего поколения требуют от средних профессиональных учебных заведений внедрения инновационных технологий обучения, обеспечивающих формирование у обучающихся профессиональных компетенций.
Мотивировать обучающихся, сделать урок более интересным, наглядным, реализовать обучающие, развивающие, воспитывающие цели, улучшить самостоятельную работу, формировать профессиональные компетенции позволяют использование тренажёрных технологий.
Всё более часто это проявляется в технических специальностях и профессиях, где просто необходимо использование технических средств обучения.
Применение ситуационных задач на имитационных тренажёрных комплексах позволило более эффективно подходить к формированию компетенций судоводителей. Поскольку профессиональная деятельность судоводителя непосредственно связана с работой внештатных ситуациях, это предъявляет к нему повышенные требования подготовки. Практика показывает, что неверные действия командира могут привести к гибели экипажа и судна. Традиционные методы обучения не позволяют должным образом прорабатывать практические умения судоводителей. Поэтому для отработки профессиональных компетенций необходимо многоуровневое, многократное правильное выполнение как штатных так и нештатных ситуаций. Одним из начальных этапов можно считать выполнение задач смоделированных в виртуальной среде. На тренажерах обучающиеся отрабатывают алгоритм первичных профессиональных навыков, которые затем закрепляют в реальных условиях на суднах.
В настоящее время судна оснащаются современными техническими средствами судовождения, которые значительно повышают безопасность судоходства. Всё это увеличивает требования к качеству подготовки специалистов для водного транспорта и оснащению образовательных организаций более современными учебными тренажёрами.
По сравнению с традиционными формами обучения применение ситуационного подхода по средствам тренажёров обладает рядом преимуществ:
ситуационные задачи смоделированные в виртуальной среде дают представление, как следует поступать в конкретных ситуациях, это заметно отличается от ранних, универсальных подходов;
решение обучающийся принимает исходя из анализа и сравнения ситуаций, что позволяет сократить время на обучение;
данный подход учит принимать решения и нести ответственность, как в конкретных аварийных ситуациях, так и при эксплуатации судна в целом;
позволяет выявить основные методы решения различных внештатных ситуаций, показать на допущенные ошибки.
12 апреля 2013 года на базе ГАПОУ «Городецкого Губернского колледжа» открыт Ресурсный центр для профессий и специальностей речного транспорта, который позволил использовать компьютерные технологии в обучении.
В частности в кабинете «Судовые энергетические установки», преподавателем которого я являюсь, представлен программно-аппаратный комплекс (ПАК) включает в себя тренажер Unitest MED3D–это смоделированное машинное отделение средних размеров (два 4-х тактных дизеля с общим редуктором и ВРЩ) предназначенный для:
получения судомеханиками и мотористами практических навыков по несению безопасной вахты в машинном отделении в соответствии с требованиями Главы III Конвенции ПДНВ;
повышения их квалификации;
обеспечения обучения, тренинга и контроля, включая как индивидуальную, так и групповую подготовку под руководством инструктора или без него;
освоение профессиональной компетенции «Эксплуатировать энергетические установки».
Организуя упражнения на тренажере, преподавателю необходимо ознакомить обучающихся со следующей информацией с условными обозначениями оборудования, интерфейсом тренажёра, профессиональным иностранным языком, на котором выполнено оборудование, различными контрольно-измерительными приборами, схемами систем, принципами действия энергетических установок, систем, оборудования.
На тренажере Unitest MED3D, предназначенном для обучения специалистов водного транспорта, имитируется процедуры подготовки и запуска главных дизелей и вспомогательного оборудования, управление пропульсивным комплексом. Инструктор может задать ресурсы машинного отделения, тем самым ограничивая возможности слушателей при работе на тренажере. При нарушении правил эксплуатации срабатывает система аварийной предупредительной сигнализации защиты и отключения (СПАЗО). Программно - аппаратный комплекс позволяет задавать как одиночные, так и составлять сценарий неисправностей установок, систем, оборудования. Обучающие должны уметь распознавать данные нарушения в работе по контрольно-измерительным приборам принимая верное решение возвращать процесс к нормальному режиму эксплуатации применяя различные посты управления. За правильностью действий обучающихся инструктор (преподаватель) следит по показаниям контрольно-измерительных приборов, а также поданным звуковой и световой сигнализации.
Современное оборудование можно использовать на различных этапах урока:
-
При мотивации учебной деятельности и актуализации знаний показывается 3D модуляция с указанием возможностей, перечня изучаемых вопросов.
При усвоении нового материала 3D модуляция и звуковые эффекты помогают усвоить изучаемый материал. Слова педагога подкрепляется наглядным изображением на экране монитора.
При закреплении и систематизации изученного материала, преподаватель основываясь на современное оборудование проводит обзор и подчёркивает основные моменты данной темы.
Тренажеры можно применять при проверке знаний составляя разноуровневые индивидуальные задания.
Применение имитационных тренажеров в учебной деятельности, специальности судовождение, сказывается на обучающихся следующим образом:
повышается познавательная активность и мотивируются на результативную деятельность даже пассивные слушатели;
3D модуляция делает занятия более наглядными и интересными;
развиваются моторные навыки (наблюдать, запоминать, осуществлять самоконтроль);
систематизируются знания, умения и навыки, обеспечивающие оптимальное осуществление индивидуальной профессиональной деятельности;
развиваются мыслительные операции (анализировать, сравнивать, обобщать);
развиваются виды мышления (наглядно-образное, наглядно-действенное);
появляется уверенность в себе после выполненной задачи на имитаторе;
виртуальная среда побуждает обучающихся к поисковой исследовательской деятельности.
Работая на современном оборудовании преподаватель выступает не только в роли инструктора, но выявляет для себя следующие положительные стороны:
повышается заинтересованность к работе, дисциплинированность;
имитация ситуационных задач на тренажёре позволяет сократить подготовку преподавателя к учебным занятиям;
программно-аппаратный комплекс позволяет осуществлять проверку знаний обучающихся на разных этапах урока, при чём оценка будет более объективная;
возможность проведение тренинга как для одного обучающегося так и для группы;
педагогом легко достигается уровневая дифференциация.
Используя эти технологии на основе анализа за четыре года, можно сделать вывод, что качество знаний в группах судовождение улучшилось. Имеются благодарственные письма от работодателей о хорошей подготовке обучающихся, за время прохождения навигационной производственной практики.
Список использованной литературы
1.Руководство пользователя «Тренажёр машинного отделения со среднеоборотным двигателем MER3D;
2. Корнеев Д.Г. «Ситуативно-задачный подход при формировании компетентности судоводителя в условиях учебной имитации реальности» - Диссертация.