Статья «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе ситуационного подхода с применением виртуальной среды»

1
0
Материал опубликован 30 April 2018 в группе

Министерство образования Нижегородской области

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»

Статья

На тему: «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе ситуационного подхода с применением виртуальной среды»

Выполнил: преподаватель

спец. дисциплин

Солохин Сергей Игоревич

г.Городец

2017г

Переход на стандарты третьего поколения требуют от средних профессиональных учебных заведений внедрения инновационных технологий обучения, обеспечивающих формирование у обучающихся профессиональных компетенций.

Мотивировать обучающихся, сделать урок более интересным, наглядным, реализовать обучающие, развивающие, воспитывающие цели, улучшить самостоятельную работу, формировать профессиональные компетенции позволяют использование тренажёрных технологий.

Всё более часто это проявляется в технических специальностях и профессиях, где просто необходимо использование технических средств обучения.

Применение ситуационных задач на имитационных тренажёрных комплексах позволило более эффективно подходить к формированию компетенций судоводителей. Поскольку профессиональная деятельность судоводителя непосредственно связана с работой внештатных ситуациях, это предъявляет к нему повышенные требования подготовки. Практика показывает, что неверные действия командира могут привести к гибели экипажа и судна. Традиционные методы обучения не позволяют должным образом прорабатывать практические умения судоводителей. Поэтому для отработки профессиональных компетенций необходимо многоуровневое, многократное правильное выполнение как штатных так и нештатных ситуаций. Одним из начальных этапов можно считать выполнение задач смоделированных в виртуальной среде. На тренажерах обучающиеся отрабатывают алгоритм первичных профессиональных навыков, которые затем закрепляют в реальных условиях на суднах.

В настоящее время судна оснащаются современными техническими средствами судовождения, которые значительно повышают безопасность судоходства. Всё это увеличивает требования к качеству подготовки специалистов для водного транспорта и оснащению образовательных организаций более современными учебными тренажёрами.

По сравнению с традиционными формами обучения применение ситуационного подхода по средствам тренажёров обладает рядом преимуществ:

ситуационные задачи смоделированные в виртуальной среде дают представление, как следует поступать в конкретных ситуациях, это заметно отличается от ранних, универсальных подходов;

решение обучающийся принимает исходя из анализа и сравнения ситуаций, что позволяет сократить время на обучение;

данный подход учит принимать решения и нести ответственность, как в конкретных аварийных ситуациях, так и при эксплуатации судна в целом;

позволяет выявить основные методы решения различных внештатных ситуаций, показать на допущенные ошибки.

12 апреля 2013 года на базе ГАПОУ «Городецкого Губернского колледжа» открыт Ресурсный центр для профессий и специальностей речного транспорта, который позволил использовать компьютерные технологии в обучении.

В частности в кабинете «Судовые энергетические установки», преподавателем которого я являюсь, представлен программно-аппаратный комплекс (ПАК) включает в себя тренажер Unitest MED3D–это смоделированное машинное отделение средних размеров (два 4-х тактных дизеля с общим редуктором и ВРЩ) предназначенный для:

получения судомеханиками и мотористами практических навыков по несению безопасной вахты в машинном отделении в соответствии с требованиями Главы III Конвенции ПДНВ;

повышения их квалификации;

обеспечения обучения, тренинга и контроля, включая как индивидуальную, так и групповую подготовку под руководством инструктора или без него;

освоение профессиональной компетенции «Эксплуатировать энергетические установки».

Организуя упражнения на тренажере, преподавателю необходимо ознакомить обучающихся со следующей информацией с условными обозначениями оборудования, интерфейсом тренажёра, профессиональным иностранным языком, на котором выполнено оборудование, различными контрольно-измерительными приборами, схемами систем, принципами действия энергетических установок, систем, оборудования.

На тренажере Unitest MED3D, предназначенном для обучения специалистов водного транспорта, имитируется процедуры подготовки и запуска главных дизелей и вспомогательного оборудования, управление пропульсивным комплексом. Инструктор может задать ресурсы машинного отделения, тем самым ограничивая возможности слушателей при работе на тренажере. При нарушении правил эксплуатации срабатывает система аварийной предупредительной сигнализации защиты и отключения (СПАЗО). Программно - аппаратный комплекс позволяет задавать как одиночные, так и составлять сценарий неисправностей установок, систем, оборудования. Обучающие должны уметь распознавать данные нарушения в работе по контрольно-измерительным приборам принимая верное решение возвращать процесс к нормальному режиму эксплуатации применяя различные посты управления. За правильностью действий обучающихся инструктор (преподаватель) следит по показаниям контрольно-измерительных приборов, а также поданным звуковой и световой сигнализации.

Современное оборудование можно использовать на различных этапах урока:

  • При мотивации учебной деятельности и актуализации знаний показывается 3D модуляция с указанием возможностей, перечня изучаемых вопросов.

    При усвоении нового материала 3D модуляция и звуковые эффекты помогают усвоить изучаемый материал. Слова педагога подкрепляется наглядным изображением на экране монитора.

    При закреплении и систематизации изученного материала, преподаватель основываясь на современное оборудование проводит обзор и подчёркивает основные моменты данной темы.

    Тренажеры можно применять при проверке знаний составляя разноуровневые индивидуальные задания.

Применение имитационных тренажеров в учебной деятельности, специальности судовождение, сказывается на обучающихся следующим образом:

повышается познавательная активность и мотивируются на результативную деятельность даже пассивные слушатели;

3D модуляция делает занятия более наглядными и интересными;

развиваются моторные навыки (наблюдать, запоминать, осуществлять самоконтроль);

систематизируются знания, умения и навыки, обеспечивающие оптимальное осуществление индивидуальной профессиональной деятельности;

развиваются мыслительные операции (анализировать, сравнивать, обобщать);

развиваются виды мышления (наглядно-образное, наглядно-действенное);

появляется уверенность в себе после выполненной задачи на имитаторе;

виртуальная среда побуждает обучающихся к поисковой исследовательской деятельности.

Работая на современном оборудовании преподаватель выступает не только в роли инструктора, но выявляет для себя следующие положительные стороны:

повышается заинтересованность к работе, дисциплинированность;

имитация ситуационных задач на тренажёре позволяет сократить подготовку преподавателя к учебным занятиям;

программно-аппаратный комплекс позволяет осуществлять проверку знаний обучающихся на разных этапах урока, при чём оценка будет более объективная;

возможность проведение тренинга как для одного обучающегося так и для группы;

педагогом легко достигается уровневая дифференциация.

Используя эти технологии на основе анализа за четыре года, можно сделать вывод, что качество знаний в группах судовождение улучшилось. Имеются благодарственные письма от работодателей о хорошей подготовке обучающихся, за время прохождения навигационной производственной практики.

Список использованной литературы

1.Руководство пользователя «Тренажёр машинного отделения со среднеоборотным двигателем MER3D;

2. Корнеев Д.Г. «Ситуативно-задачный подход при формировании компетентности судоводителя в условиях учебной имитации реальности» - Диссертация.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации