12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голохова Светлана Леонидовна128
Россия, Московская обл., Одинцово

Великие умы в педагогике.

В Туле в 1824 году, в семье мелкопоместных дворян, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Детство провел в фамильном имении, которое находилось недалеко от города. Учился в Новгород – Северской гимназии. В 1840 году окончил гимназию и поступил в Московский университет на юриста. В 1844 окончил, но продолжил деятельность в этом учебном заведении, готовясь получить степень магистра. А также в этом году Ушинский получает кандидатскую степень.

Спустя два года Константин Дмитриевич устроился работать профессором в Демидовский лицей. Своими педагогическими идеями Ушинский прославляется на весь мир. Но руководству лицея педагогические идеи и стиль преподавания не понравилось, и его уволили. Но Ушинский не теряет надежды и идет работать в Гатчинский сиротский институт, а также еще работает в Смольном институте благородных девиц. Из-за того что везде он менял стиль преподавания его эффективность возрастает. Но в 1862 был уволен из Смольного и отправлен за границу. Здесь Ушинский также извлекает пользу. Он принялся изучать образовательную систему других стран.

Константин Дмитриевич Ушинский написал много статей и издал несколько книг. В 1867 году он вернулся к себе на родину. Здесь он начал писать свой третий том книги «Человек как предмет воспитания».

Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии. В основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. А также теория должна быть вместе с практикой. Теория без основания является бесполезной, а без практики не значит ничего. Обязательно нужно брать в расчет особенности национальности, географические и исторические аспекты.

По мнению Ушинского, такое воспитание должно воспитывать патриотизм у молодежи, внушать гордость за свою нацию. Но шовинизм он отрицал.

Главное в преподавании Ушинский отдавал развитию нравственных качеств. Он заявлял, что главной целью воспитания является развитие нравственности. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели знания в голове. А также в развитие нравственности прививал ученикам дисциплину, гуманность, старательность, скромность в человеке, чувство собственного достоинства.

В роли средств воспитания, как считал Ушинский, выступает пример педагога, его поведение. Обязательно в учебном процессе были как поощрительные, так и предупреждающие меры. Так как Ушинский отрицал традиционную дисциплину, то руководство учебных заведений было недовольно. В то время применялось физическое наказание, которое Ушинский отрицал и провозглашал гуманность в качестве основы образования.

Ушинский писал книги для детей, которые, спустя века, славятся и издаются весьма успешно. К самому популярному сборнику относится «Детский мир. Хрестоматия». В этот сборник вошли отобранные Ушинским лучшие произведения для детей в возрасте 6-13 лет.

Важная заслуга Константина Дмитриевича Ушинского была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики. Он дал множество указаний о том, каким образом развивать внимание учеников, как расшевелить их сознательную память. Дал инструкцию о том, как лучше повторять пройденный материал, чтобы он становился частью пройденного процесса и человек мог его надолго запомнить. Ушинский утверждал, что изученный материал повторяется не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый материал базируется на уже пройденных темах.

Вопросы воспитания постоянно пересматриваются, но главное место принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому. Это центральная фигура русской педагогики. Это писатель для детей, а для преподавателей – учитель.

Труд Ушинский считал основой воспитательного процесса, важнейшим фактором жизни. Он считал, что задачей любого преподавателя является приучение учеников к нравственным началам, а не внушать им множество знаний. Ушинский больше ценил способность к интеллектуальному труду, нежели передача сухих знаний предмета. Он отмечал, что здесь соединяется теория с практикой. Ни одно учебное заведение, даже при максимально новомодной системе образования, не сумеет выполнить важную роль в воспитательном процессе, как личность. Педагог должен обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразном преподавании.

Педагогические идеи Ушинского актуальны и на сегодняшний день. Они и сейчас очень значимы, на них основывается современная образовательная система, хотя не все реализуется на практике.

Настало то время, когда идеи Ушинского стали фундаментом для последующих инноваций.

Прожил Константин Дмитриевич Ушинский 47 лет. Умер в 1870 году. Но, несмотря на короткую жизнь, Ушинский сумел сделать серьезный вклад в развитие образования в России.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.