12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Голохова Светлана Леонидовна128 Россия, Московская обл., Одинцово |
Великие умы в педагогике.
В Туле в 1824 году, в семье мелкопоместных дворян, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Детство провел в фамильном имении, которое находилось недалеко от города. Учился в Новгород – Северской гимназии. В 1840 году окончил гимназию и поступил в Московский университет на юриста. В 1844 окончил, но продолжил деятельность в этом учебном заведении, готовясь получить степень магистра. А также в этом году Ушинский получает кандидатскую степень.
Спустя два года Константин Дмитриевич устроился работать профессором в Демидовский лицей. Своими педагогическими идеями Ушинский прославляется на весь мир. Но руководству лицея педагогические идеи и стиль преподавания не понравилось, и его уволили. Но Ушинский не теряет надежды и идет работать в Гатчинский сиротский институт, а также еще работает в Смольном институте благородных девиц. Из-за того что везде он менял стиль преподавания его эффективность возрастает. Но в 1862 был уволен из Смольного и отправлен за границу. Здесь Ушинский также извлекает пользу. Он принялся изучать образовательную систему других стран.
Константин Дмитриевич Ушинский написал много статей и издал несколько книг. В 1867 году он вернулся к себе на родину. Здесь он начал писать свой третий том книги «Человек как предмет воспитания».
Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии. В основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. А также теория должна быть вместе с практикой. Теория без основания является бесполезной, а без практики не значит ничего. Обязательно нужно брать в расчет особенности национальности, географические и исторические аспекты.
По мнению Ушинского, такое воспитание должно воспитывать патриотизм у молодежи, внушать гордость за свою нацию. Но шовинизм он отрицал.
Главное в преподавании Ушинский отдавал развитию нравственных качеств. Он заявлял, что главной целью воспитания является развитие нравственности. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели знания в голове. А также в развитие нравственности прививал ученикам дисциплину, гуманность, старательность, скромность в человеке, чувство собственного достоинства.
В роли средств воспитания, как считал Ушинский, выступает пример педагога, его поведение. Обязательно в учебном процессе были как поощрительные, так и предупреждающие меры. Так как Ушинский отрицал традиционную дисциплину, то руководство учебных заведений было недовольно. В то время применялось физическое наказание, которое Ушинский отрицал и провозглашал гуманность в качестве основы образования.
Ушинский писал книги для детей, которые, спустя века, славятся и издаются весьма успешно. К самому популярному сборнику относится «Детский мир. Хрестоматия». В этот сборник вошли отобранные Ушинским лучшие произведения для детей в возрасте 6-13 лет.
Важная заслуга Константина Дмитриевича Ушинского была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики. Он дал множество указаний о том, каким образом развивать внимание учеников, как расшевелить их сознательную память. Дал инструкцию о том, как лучше повторять пройденный материал, чтобы он становился частью пройденного процесса и человек мог его надолго запомнить. Ушинский утверждал, что изученный материал повторяется не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый материал базируется на уже пройденных темах.
Вопросы воспитания постоянно пересматриваются, но главное место принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому. Это центральная фигура русской педагогики. Это писатель для детей, а для преподавателей – учитель.
Труд Ушинский считал основой воспитательного процесса, важнейшим фактором жизни. Он считал, что задачей любого преподавателя является приучение учеников к нравственным началам, а не внушать им множество знаний. Ушинский больше ценил способность к интеллектуальному труду, нежели передача сухих знаний предмета. Он отмечал, что здесь соединяется теория с практикой. Ни одно учебное заведение, даже при максимально новомодной системе образования, не сумеет выполнить важную роль в воспитательном процессе, как личность. Педагог должен обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразном преподавании.
Педагогические идеи Ушинского актуальны и на сегодняшний день. Они и сейчас очень значимы, на них основывается современная образовательная система, хотя не все реализуется на практике.
Настало то время, когда идеи Ушинского стали фундаментом для последующих инноваций.