Статья «Педагогика - это призвание»
Конкурсное задание
Статья
« Учитель – призвание или профессия ?»
учителя физики и математики МБОУ «Рыбновская СШ №4»
Забелиной Алины Викторовны
Профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они
пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям господствующим в них ,мы готовы принести в жертву нашу
жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить
того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на
гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно,
поддавшись моменту .
Карл Маркс
Кем же я только не мечтала быть в моём счастливом детстве : ветеринаром, поэтом, библиотекарем. А вот учителем…Разве можно было мечтать об этом: ведь педагоги казались мне волшебниками, обладающими особым даром, доступным лишь избранным. Думаю, я не сильно ошибалась, и настоящие учителя, действительно , волшебники, мастера, особенные люди.
Я очень благодарна моему первому школьному учителю Семашиной Зинаиде Сергеевне. С ней было интересно на уроках и переменах, она всегда была разной, каждому из нас хватало её любви, понимания, опеки. Зинаида Сергеевна впервые помогла мне увидеть, что у математики есть много общего с поэзией. В одном случае мы любуемся точностью и логичностью мысли, во втором – точностью и чарующей силой слова. Поэтому несмелые строчки моих первых стихов были посвящены этому мудрому и талантливому педагогу:
Отзвенел звонок весёлый, тихо Вы вошли в наш класс –
Осторожно и несмело посмотрели мы на Вас.
В волосах у Вас, учитель, седины печальный след,
Но в душе у нас остался от улыбки Вашей свет.
Мы давно не первоклашки – есть у нас свои мечты,
Но по жизни поведёт нас тепло Вашей доброты!
Рождение ребёнка – чудо, драгоценный подарок небес. Малыш растёт, и добрые руки родителей охраняют его, словно цветок от болезней и жестокого мира. Поэтому огромная ответственность и почетная миссия лежит на учителе, которому доверяют самое дорогое – своего ребёнка, своё будущее. Каким же должен быть этот человек? Думаю, добрым, отзывчивым, понимающим, наконец, другом, с которым можно поделиться самым сокровенным. Разве можно сказать в этом случае, что у тебя всего лишь профессия, если ты живёшь мыслями о школе, забываешь о болезнях, спеша в класс? Произнося «мои дети» , ты подразумеваешь, как минимум, человек тридцать. Это уже призвание.
Мои школьные годы пришлись на 90-е, когда менялись ценности, престиж учительской профессии падал, педагогам задерживали зарплату. Но мы не чувствовали озлобленности или недовольства со стороны учителей, всегда было интересно на уроках, о нас заботились, в нас верили, нам помогали. Это один из примеров того, что педагогам не свойственна погоня за материальными ценностями, они в любых самых сложных условиях идут к своей большой цели. Жизнь не состоит из одних «десертов», но справляться с трудностями и неудачами помогает важная, глобальная суть педагогического труда : долг перед собой и перед обществом.
Когда я впервые попробовала себя в роли учителя на педагогической практике в одной из Рязанских школ, то сразу ощутила непередаваемый дивный вкус новых открытий вместе с ребятами, азарт от совместных школьных дел. Стало понятно, что педагог каждый день не только учит, но и учится сам. О моих первых учениках я написала стихотворение «Ангелы»
Ангелы в белом с золотом с ликов смотрели святых.
У меня было 20 ангелов: 20 душ и сердец живых.
Они очень любили конфеты, в джинсах предпочитали ходить.
Часто слушали рок-концерты, не любили уроки учить.
Но в глазах у них было что-то, что словами не объяснить:
Я учила их математике, но у них я училась жить.
Они вырастут, время умчится. Только в утренних снах моих
Будут снова являться ангелы в окаймленье венцов золотых.
В моём понимании, быть учителем – это призвание, то есть дело всей жизни, назначение. Это совмещение природных способностей, личных предпочтений, творчества и желания постоянно идти вперёд. Я согласна с Харуки Мураками, что «профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчёту». И я счастлива, что выбрала педагогику делом жизни. Почему учитель – это призвание? Я бы ответила так:
П – просто приятно жить для других, дарить свою любовь, быть нужной
Р – радость творчества на каждом уроке
И – идём в ногу со временем
З – знания – это настоящая ценность во все времена
В – воспитание творческих личностей, патриотов и достойных граждан
А – актерские способности тоже важны
Н – научный подход в организации учебной деятельности
И- интересно смотреть на мир глазами своих юных учеников
Е – единство семьи и школы
Если педагогика – призвание, учитель должен искать то, что отличает его от других, чем именно его уроки запомнятся ребятам. Изюминкой своей педагогической работы считаю применение технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основы её были заложены Г.С. Альтшуллером в 1947 году. Но, на мой взгляд, ТРИЗ очень созвучна с идеями ФГОС, а значит , должна возрождаться. Математика и физика – самые творческие науки. Они учат креативности, умению действовать в нестандартной ситуации, но одновременно сложны и точны.
Моя главная задача – научить ребят мыслить, применять знания по физике для решения жизненных проблем. Не каждому придётся после школы доказывать теоремы и изучать теоретическую физику, но и им понадобятся знания о безопасном использовании электроприборов, умение читать схемы или применять простые механизмы в быту.
Для девочек я разработала проект «Физика на кухне», в рамках которого моими ученицами собрано более 60 научных полезных советов для хозяйки. Например, как проверить мёд на натуральность или быстро приготовить кубики льда. Почему деревянная разделочная доска лучше пластмассовой и как определить безопасное рабочее расстояние от микроволновой плиты.
Мне интересно отвечать на вопросы ребят, наблюдать за ходом их мыслей, предлагать новые задачи и проекты, радоваться новым, пусть и небольшим, открытиям детей.
Одна из составляющих креативности – уверенность в своих силах. Самостоятельно изготовленный прибор, самостоятельно решённая трудная задача или придуманная физическая головоломка – всё это ценные шаги на пути формирования сильного характера и творческого стиля мышления. И я стараюсь поддерживать искорки интереса и творческие находки ребят. Ведь как говорят ТРИЗовцы : «школьные учебники по физике – это одновременно и первые учебники по изобретательству».
Начиная путешествие пятиклассников в страну ТРИЗ, стараюсь помнить, что я должна развивать их способности силами царицы наук. Поэтому на уроках много логических задач, головоломок, ребусов, правил в стихах и математических сказок.
Настоящий педагог не может быть скован только рамками какого-то одного учебного предмета. Ведь малыши, переступившие порог школы ,считают, что их учитель знает всё и может всё. У многих детей моего класса гуманитарный склад мышления, сценические таланты. И это необходимо развивать, направлять в нужное русло. Поэтому, отложив любимые учебники математики, после уроков шьём костюмы, репетируем танцы, пишем заметки в газеты и стихи.
В год 95-летия нашей школы мы с детьми провели устный журнал, посвященный юбилею родного учебного заведения, ознакомились с книгой краеведа И. Кожина «Учить и воспитывать достойных граждан». По результатам данной работы ученица Мария Батракова подготовила для районной газеты «Приокская новь» статью «Листая страницы истории». Сейчас Мария участвует в конкурсе «Начало» с этой статьей, и я искренне желаю ей успеха : ведь победы учеников важнее наших собственных.
«Жизнь – это миг. Её нельзя прожить на черновике, а потом переписать на чистовик,»- писал А. П. Чехов. Я согласна с этим высказыванием, а значит и с тем, что очень важно как можно раньше понять своё предназначение в этой жизни, начать ставить перед собой цели и не стоять на месте. И считаю, что если профессия – это течение, которое уносит дальше и дальше, то призвание – это река с подводными камнями, препятствиями уже у самого истока. Ну, а то, как проплывёшь свой маршрут, покажет, река ли перед тобой или маленький ручеёк. Если трудишься по призванию, то никогда не пожалеешь, что отправился в это сложное и опасное путешествие.
Медведева Татьяна Ивановна
Забелина Алина Викторовна
Медведева Татьяна Ивановна