Сценарный план занятия «Вербальное и невербальное общение»
Сценарный план занятия
Тема: «Вербальное и невербальное общение»
Цель: познакомить со способами и приемами общения.
Задачи:
формировать представление о вербальном и невербальном общении;
познакомить с приемами точной передачи информации;
развивать способность открыто выражать свою точку зрения;
воспитывать чувство эмпатии.
Материалы и оборудование: мяч, ноутбук, музыкальные колонки, подборка музыкальных композиций, магниты, магнитная доска, табличка со схемой «Общение», листок со списком правил общения, чистые листы, простые карандаши, бланки с рисунком «солнце», цветные карандаши, изображения, демонстрирующие виды общения.
Ход занятия:
Вводная часть.
Приветствие
Упражнение «Мне нравится, что ты…»
Упражнение «Закончи предложение»
Основная часть.
Беседа на тему: «Вербальное и невербальное общение»
Упражнение «Правила общения»
Упражнение «Передай сообщение»
Упражнение «Чьи ладошки»
Упражнение «Телефон доверия»
Упражнение «Рисунок с закрытыми глазами»
Заключительная часть.
Рефлексия
Упражнение-энергизатор «Все у кого…»
Материалы к занятию.
Вводная часть.
Приветствие
Дети вместе с педагогом-психологом стоят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие и проговорить его.
Инструкция: Здравствуй, (имя). Назвать имя человека в кругу и передать мяч.
Дети занимают свои рабочие места.
Упражнение «Мне нравиться, что ты...»
Педагог-психолог предлагает участникам по кругу (соседу слева) сообщить, передавая мяч: «Мне нравиться, что ты...», далее участник может назвать черту характера, качество, какие-то действия, поступки, совершенные или постоянно совершаемые участником.
Упражнение «Закончи предложение»
Участники сидят на своих рабочих местах, звучит спокойная музыка. У педагога-психолога в руках мяч. Педагог-психолог бросает мяч, у кого окажется мяч, завершает фразы:
Общаться – это значит…
Чтобы быть общительным нужно…
Чтобы у тебя появились друзья нужно…
Мне нравится общаться, если…
Я не хочу общаться, если…
Быть замкнутым – это значит…
Ссора начинается, когда…
Самые важные качества в общении…
Основная часть.
Педагог-психолог проводит беседу на тему «Вербальное и невербальное общение», крепит на доске табличку со схемой «Общение» (Приложение 1).
Инструкция: Общение – это взаимный обмен информацией, жизненным опытом, настроением, действием. Общение людей друг с другом – сложный и тонкий процесс. Поэтому очень важно уметь находить общий язык и очень важно понимать друг друга! В процессе повседневной жизни мы постоянно разговариваем друг с другом, то есть обмениваемся информацией. Вербальное общение – это общение с помощью речи, где участвуют язык, губы, зубы. Невербальное общение – это общение без слов: с помощью жестов, поз, мимики, интонации. Какие жесты, используемые в общении, вы знаете?
Педагог-психолог, обращает внимание детей на изображения, демонстрирующие виды общения. Дети отвечают на вопрос, какие виды общения продемонстрировал педагог.
Упражнение «Правила общения»
Педагог-психолог передает детям лист с правилами общения и предлагает детям по очереди зачитать правила общения.
Открыто проявляйте интерес к другому человеку.
Улыбайтесь до того, как начнете говорить.
Спрашивайте других об их интересах.
Сначала представляйтесь сами, называя свое имя.
Задавайте человеку вопросы.
Сами говорите меньше.
Отвечайте на каждый заданный вам вопрос.
Говорите четко и членораздельно мелодичным голосом.
Смотрите на человека заинтересованно.
Проявляйте понимание.
Внимательно слушайте собеседника.
Запоминайте то, что говорил собеседник.
Держите себя спокойно и уверенно.
Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения.
По окончанию упражнения проводится обсуждение.
Упражнение «Передай сообщение»
Педагог-психолог без слов, одними жестами передает детям то или иное сообщение, дети должны угадать, что передает педагог, и выполнить это: «Сидите тихо», «Не балуйтесь», «Молодец», «Садитесь», «Встаньте смирно» и т. д.
По окончанию упражнения проводится обсуждение.
Упражнение «Чьи ладошки»
Один из участников группы с закрытыми глазами садится на стул лицом к группе. Ребята по очереди подходят к нему и на несколько секунд кладут свои ладошки на плечи. Водящий должен догадаться, чьи ладошки «приходили к нему в гости».
Педагог-психолог подводит детей к тому, что невербальное общение в жизни человека играет большую роль.
Упражнение «Телефон доверия»
Педагог-психолог напоминает детям, что такое телефон доверия. Участники пишут на листочках бумаги разные обращения за помощью в «телефон доверия», это могут быть реальные или вымышленные истории. Затем эти обращения собираются, и каждый из участников выступает в качестве телефонного консультанта, задача которого успокоить подростка обратившегося за помощью и подсказать ему выход из сложившейся ситуации. Остальные участники наблюдают, насколько предлагаемые советы действительно могут помочь подростку. Затем в группе проводится обсуждение.
Упражнение «Рисунок с закрытыми глазами»
Педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок с закрытыми глазами.
Инструкция: Возьмите карандаш, закройте глаза. Нарисуйте посередине листа озеро, а в нем лодку. В левом верхнем углу рисуем солнце. В лодке рисуем человечка с удочкой в руке. А в правом нижнем углу рисуем дом с крышей, трубу с дымом и рядом с домом сидит кот. По завершению упражнения педагог-психолог подводит итоги: Легко ли было ориентироваться с закрытыми глазами? Одинаковые ли рисунки получились?
Педагог подводит к тому, что каждый человек воспринимает информацию по- разному.
Заключительная часть.
Рефлексия (обобщение полученных знаний)
Педагог-психолог задает вопросы: «Чему ты научился? Что тебе больше всего понравилось, запомнилось?». И предлагает оценить занятие, разукрасив лучи солнца: синий лучик - занятие не понравилось, желтый лучик- занятие понравилось.
Упражнение-энергизатор «Все у кого...»
Педагог-психолог по очереди предлагает выполнить какое-либо действие тем, у которых есть что-то общее под ритмичную музыку.
Инструкция:
Пускай поднимут правую руку все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши все, кто любит апельсины.
Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то зеленое в одежде.
Пусть погладят себя по голове все, кто сегодня съел весь завтрак.
Пусть улыбнуться все, у кого есть домашние животные.
Пусть скажут «ура» все, кто любит лето.
Пускай поднимут левую ногу все, кто любит играть.
Прощание
Педагог-психолог прощается с детьми.
Приложение 1.
Дементьева Ирина Михайловна