Статья «Невербальные компоненты коммуникации, значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте для психического развития детей»

8
4
Материал опубликован 22 March 2019 в группе
 

 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ, ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Общение людей можно разделить на речевое и неречевое. Речевое называют вербальным, все прочее – невербальным.

В последнее время в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию невербальных средств или форм коммуникации. Под невербальными средствами подразумеваются различные заменители звучащей речи.

Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения.

Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Основы невербального общения

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

Типы невербальной коммуникации

• паралингвистика (наука о дополнительных к речи звуковых кодах, например, тембр, тон, интонация);

• кинесика (наука о жестах, термин предложен Р. Бирдвистелом в 1952);

• мимика;

• окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей);

• проксемика (наука о пространстве коммуникации);

• гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации);

• хронемика (наука о времени коммуникации);

• одорика (наука о запахах тела и используемой человеком косметики);

• аускультация (наука о слуховом восприятии звуков и об аудиальном поведении людей);

• гастика (наука о знаковых функциях пищи и напитков);

• системология (наука о предметах, которыми люди окружают свой мир);

• актоника (наука о поступках как знаках).

Также невербальные средства коммуникации можно разделить на несколько групп:

  • естественные экспрессивные;
  • искусственные экспрессивные;
  • профессиональные;
  • специальные или альтернативные.

К естественным экспрессивным относятся:

  • Мимика;
  • Жесты;
  • Пантомима;
  • Вокализация.

Все они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз. Некоторые из этих знаков универсальны – например, улыбка. Но многие из них имеют разное значение у разных народов или групп людей (поднятый вверх палец).

К искусственным экспрессивным средствам можно отнести:

  • Африканский язык барабанов
  • Язык танца
  • Язык музыки

Такие средства передают информацию в обобщенном виде и нуждаются в уточнении, комментариях. Овладение ими требует специального обучения.

К профессиональным средствам относятся:

  • Азбука Морзе
  • Семафорная азбука
  • Сигнализация флагами
  • Языки программирования и т.д.

Для обучения этим средствам необходимо владеть словесной речью. Они по сути дела – модификации письменной речи.

К специальным средствам относятся средства общения людей, не способных к обычной устной или письменной речи:

  • Дактилирование . Дактилология - (греч. daktylos - палец + logos - учение) пальцевая азбука, средство общения между глухими людьми. Дактилология основана согласно преданию в XVI веке монахом Педро Понсе де Леоном (1520-1584). Чтобы не нарушить обет молчания, монахи придумали общаться «на пальцах». Дактилология - ручная (пальцевая) азбука - является специфическим средством общения. По функции дактильная речь равнозначна устной, по основе - письменной речи.
  • жесты языка глухих
  • язык слепоглухих
  • азбука Брайля АЗБУКА БРАЙЛЯ — специальная азбука, созданная Л. Брайлем (1809—1852) для воспроизведения текста в изданиях для слепых. Каждый знак в тексте печатают в виде комбинации одной — шести выпуклых точек.
  • пиктограммы и т.д.

Неартикулируемые средства общения в логопедии можно рассматривать как:

1. традиционные средства первичной коммуникации, предшествующие речи;

2. традиционные дополнительные средства коммуникации, усиливающие эффект звучащей речи;

3. средства коммуникации, замещающие звучащую речь (полностью или частично);

4. средства первичной коммуникации, используемые для обучения устной или письменной речи.

Любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности. Для обездвиженного человека элементарный способ коммуникации –

  1. показ согласия или несогласия с помощью движения глаз;
  2. закрывание глаз – ДА, открытые глаза – НЕТ;
  3. ободок с указкой, закрепленной на на лбу – движением головы показывает нужный предмет;
  4. световой указатель для включения звукового сигнала «Подойди сюда»;
  5. показ согласия или несогласия с помощью минимальных доступных движений;
  6. цветовые сигналы (красный и белый), закрепленные на конечностях: красный цвет – ДА, белый - НЕТ;

Средства альтернативного общения.

Общение посредством взгляда. При нормальном развитии в 3-4 месяца у ребенка появляется способность локализации взгляда, к 9 месяцам ребенок может указывать взглядом на желаемый предмет.

При формировании общения посредством взгляда используют различные приспособления:

  • Многослойный жилет (фартук) с прозрачным наборным полотном
  • Поднос-подставка с картинками
  • Прозрачный экран

Методика «Связь с глазом» - ребенок составляет взглядом сообщение из слов или слогов, расположенных на экране.

Методика «Зона и партнер-помощник» - кодирование сообщения – взглядом ребенок показывает зону, в которой находится сообщение, а потом - цвет сообщения.

Т.о. сообщение становится ступенчатым – указывается взглядом зона, потом цвет сообщения.

Методика «Позиционное кодирование» - для передачи сообщения используются комбинации цвета, цифры, буквы, слоги, сочетания букв и целые слова.

Методика «Речь – подсказка». 8 фигур, 4 позиции руки. Используется в сурдопедагогике. С 1984 года методика адаптирована для общения с помощью взгляда.

Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребенка можно пытаться обучать его языку жестов.

Жестовая коммуникация, один из ведущих способов невербального поведения. Наряду с одорикой ( ольфакторной коммуникацией) – при помощи запахов, мимической, позной и тактильной она является составляющей бессловесного общения, языка тела.

Язык звуков. При отсутствии голосовой активности придается определенное значениенеречевым звукам: свисток – « иди сюда», хлопок – « хочу пить», звонок – « хочу пить» и т.д.

Блисс – язык. Разработал австралийский ученый Чарльс Блисс в 1949 году. Это знаковая система, основанная на упрощенных китайских иероглифах ( используется небольшое количество ключевых символов, которые комбинируются, образуя новые слова).

Пиктограммы. Используются черно – белые изображения, заменяющие слова. Изображения прикрепляются к соответствующим объектам, педагог в ситуативно – деловом общении указывает на пиктограммы, заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенка. Существуют различные наборы пиктограмм для коммуникации: Manual Rebus Glossary Cards (118 пиктограмм); Pictogram ideogram communication system - PIC (400 символов); Picsyms (1800 символов); SPS - рисованные коммуникативные символы; Touch Talk - «трогать и говорить».

Коммуникативные ( лингвистические ) доски. Метод предложен для работы с детьми с ДЦП.

Коммуникативная доска разрабатывается индивидуально с учетом зрительных, двигательных, лингвистических и интеллектуальных возможностей ребенка. Сначала доски содержат небольшое количество крупных реалистичных цветных изображений или фотографий, постепенно заменяемых пиктограммами, символами.

На следующем этапе работы с картинками добавляются подписи, что подводит к глобальному чтению. При накоплении словаря становится возможным конструирование предложений и создание ситуаций для общения.

Леб – система. Система охватывает 60 символов с напечатанными под рисунками значениями слов. Она может быть использована для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Система состоит из символов разделенных на 10 групп.

Человек приходит в этот мир беззащитным, неспособным выжить без заботы взрослых, однако он наделен способностями для того, чтобы общаться с людьми, которые его окружают, и пробудить в них желание взять его под свою защиту. С самого начала ребенок изучает лица, которые попадают в его поле зрения (то есть, находятся на расстоянии примерно 25 см от его лица). Выражения этих лиц, голоса и осязание помогают ребенку упорядочить свои ощущения и начать принимать информацию из нового мира. Но ребенок не только принимает и обрабатывает полученную информацию, он уже сам способен передавать свои собственные переживания, прибегая к двум разным средствам: к плачу и используя язык жестов.

Учеными было установлено, что благодаря врожденному инстинкту, который довольно быстро теряется, дети способны имитировать некоторые жесты и мимику взрослых.

На лице новорожденного отражаются самые разнообразные эмоции: удовлетворение, интерес к чему-либо, желание спать, страх, неприязнь к какой-то еде и др.

С года до двух, когда ребенок произносит первые слова, он помогает себе жестами передать то, как он себя чувствует и чего хочет.

Наблюдая за окружающими, повторяя их жесты и мимику, ребенок учится невербальному общению.

Очевидно, что ребенок начинает «разговаривать» еще до того, как его артикуляционный аппарат позволяет ему начать произносить звуки. Поэтому необходимо расширить тот небольшой набор жестов, которым и так пользуются все дети: утвердительно или отрицательно качают головой, машут рукой при прощании или указывают на нужный предмет.

Использование жестов и условных знаков позволит ребенку легче общаться с окружающими его людьми, а как следствие – всесторонне развиваться. Дети, которые используют систему жестов начинают говорить раньше других детей. С одной стороны, они проделали уже почти все шаги для того, чтобы начать общаться при помощи слов (познакомились с различными предметами и понятиями, узнали, как их можно изобразить), поэтому дело только за способностью произнести звуки. То есть, ребенок психологически уже готов говорить, но нужно, чтобы к этому был готов и его артикуляционный аппарат. С другой стороны, так как взрослые произнося слова показывают жест, ребенок запомнит и слово, которое впоследствии этот жест заменит.

Необходимо отметить, что младенцы обладают познавательной способностью к общению раньше, чем у них появляется физиологическая возможность делать это. У них есть моторные навыки, позволяющие применять невербальные средства для общения. Жесты делают общение настолько полезным, что дети становятся активными в общении и ищут другие способы самовыражения, что способствует скорому началу разговорной речи. Использование детьми жестов исчезает по мере того, как они учатся произносить больше слов.

Т.о. Использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. В период младенчества и раннего детства посторонний наблюдатель затрудняется определить уровень реальных притязаний ребенка, однако его эмоциональное состояние, проявление будущего характера и темперамента можно определить по невербальной реакции. Помимо этого, язык тела ребенка насыщен разнообразными сигналами о настроении, состоянии, желаниях: движение рук, выражение лица, мимика, жесты имеют собственную грамматику и понятны взрослому. В первый год жизни младенцы впитывают отношение к себе взрослых – переживание своей значимости для окружающих.

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими детьми. Для маленьких же детей ( особенно с особенностями в развитии) невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ поговорить.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная публикация! Благодарю!!!

22 March 2019

Интересно было почитать!

25 March 2019