12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Булатова Татьяна Юрьевна89
Живу и работаю в г. Хабаровске методистом, педагогом - психологом в учреждении дополнительного образования ДТДиМ "Северное сияние"
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Здесь будет файл: /data/edu/files/u1461132847.ppt («Вербальные и невербальные средства общения»)

Тема урока 2: « Вербальные и невербальные средства общения »

Проблема урока: Научиться «читать других людей  как книгу

Цели урока:

- актуализировать понятие “общение ” в ходе познавательной деятельности учащихся

- способствовать развитию мыслительных процессов, навыков рефлексии.

-создать условия для  рассмотрения  человека в общении как проявление знаков внимания

- создать условия для развития познавательных, творческих способностей

- способствовать развитию умения определять знаки внимания проявляющихся в процессе совместной деятельности и необходимых для достижения положительного результата.

- помочь учащимся оценить свою степень общительности, определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;

 

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок- лекция

Средства обучения: ПК, слайдовая презентация « Вербальные и невербальные средства общения» (приложение 3), карточки – задания (приложение 7)

Методы обучения: словесный; наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений), интерактивный метод

Межпредметные связи: Деонтология, геронтология, производственное обучение.

 

Ход урока:

1.Сообщение темы и  проблемы урока, плана работы на уроке:

 - Сегодня   на уроке  продолжаем  тему предыдущего урока. Каждый из нас с разными людьми общается по-разному. Это зависит от человека, с которым общаешься, или от ситуации общения.

Слайд 1, 2

-Наш план работы:

1.         Средства общения.

2.         Вербальные средства общения.

3.         Невербальные средства общения.

4.         Общение как восприятие людьми друг друга.

5.         Методы психологического воздействия.

2. Упражнение - разминка « Спина к спине».

Учащиеся садятся на стульях спиной друг к другу, выбирают тему и общаются. Затем происходит обмен впечатлениями.

Слайд 3

Обсуждение. Было ли вам удобно общаться? Почему? Насколько важно внимание к собеседнику при общении?

- Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, — это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь. Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?

3. Тест «Понимаете ли вы язык мимики?»

Слайд 4

- Предлагаю проверить себя! На плакате двенадцать выра­жений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состо­яний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные отве­ты, и каждый сравнит свой ответ с ключом:

Слайд 5,6

Ключ

1) Безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная злость;

5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость;

9) бурная радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.

       Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение.

Слайд 7

4. Лекция - информация « Вербальные  и невербальные средства общение. Активное и пассивное слушание »

Слайд 8

-Общение – это любое взаимодействие людей.  Слайд 9 Средства общения могут быть вербальным и невербальным. Если вербальная коммуникация - это язык слов, то невербальная ком­муникация - это язык чувств.

 Конечно же главную роль в общении играет речь. В процессе “говорения” важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы — настоящее искусство. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Слайд 10

К вербальным  средствам общения относятся:

- Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.

- Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Слайд 11,12

К невербальным средствам относятся:

-Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

-Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Приведите примеры из жизни где вы применяете вербальное и невербальное общение?

Что же человек чувствует, демонстрируя тот или иной жест? Как он относится к человеку, партнеру по взаимодей­ствию? Насколько он искренен (честен) с вами?

Американские психологи Джерерд Ниренберг и Генри Калеро в своей книге «Читать человека - как книгу» приводят группы жестов, выража­ющие различные позиции человека в процессе общения. Слайд 13

Слайд 14

Жесты искренности. Среди жестов, обозначающих искренность, мож­но выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх; пожимание плечами, сопровождающиеся жестом раскрытых рук (обозначение откры­той натуры); расстегивание пиджака (доброжелательно настроенные по отношению к вам люди часто расстегивают или даже снимают пиджак в вашем присутствии).

Слайд 15

Жесты защиты. Это наша реакция на возможную угрозу для нас в конфликтной ситуации. Если собеседник скрестил руки, сжал кулаки, то это первый признак защитной реакции.

Слайд 16

Жесты оценки. Жесты, имеющие отношение к задумчивости и мечта­тельности: жесты «рука у щеки» (люди, опирающиеся на руку, обычно глубоко погружены в раздумья); жесты критической оценки — подборо­док опирается на ладонь, указательный палец вытягивает вдоль щеки; собеседник сидит на крае стула, локоть на крае стола, наклоненная голо­ва - жест внимательного слушания; почесывание подбородка (при при­нятии решения); протирание стекол очков, манипуляция с ручкой, ка­рандашом - жесты размышления и паузы; расхаживание, пощипывание переносицы, потирание кончика носа может свидетельствовать о размыш­лениях, психоэмоциональном напряжении.

Слайд 17

Жесты скрытности: рука прикрывает рот, избежание прямого визу­ального контакта; потирание мочки уха.

Слайд 18

Жесты доминантности. Превосходство может быть выражено скре­щенными на груди руками и поднятым вверх подбородком, расставлен­ными на ширине плеч ногами и заведенными за спину скрещенными ру­ками, когда собеседник облокачивается широко расставленными руками на край стола и смотрит на вас сверху вниз.

Жесты готовности: руки на бедрах. Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краю стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются на колени.

Жесты неуверенности: манипуляции с пальцами рук, с ручками и ка­рандашами. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть.

Слайд 19

Жесты фрустрации: потирание рукой шеи, желание освободится от туго затянутого галстука (потирание ворота рубашки), тесно сцепленные напряженные руки, поправление элементов одежды, прически.

Слайд 20

Жесты нервозности: покашливание, прочищение горла.

Жесты скуки: постукивание по полу ногой или щелканье колпачком ручки; голова в руке, то есть рука служит подпоркой голове, «отсутству­ющий» взгляд; машинальное рисование на бумаге; пустой взгляд («я смот­рю на вас, но не слушаю»)

Слайд 21

Жесты доверчивости: пальцы соединяются наподобие купола.

Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, ноги со скрещенными лодыжками, кисти рук напряженно сжимают подлокотники кресла.

Слайд 22 -30

- Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других “невербальных мелочей”, таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.

Слайд 31,32

- Слушать можно по-разному. Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это — пассивное слушание, при нем участие в общении минимально. Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса.  Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть». Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием.

Вопросы:

Что такое общении?

Примеры вербального и невербального общения».

Что такое пассивное слушание? Ответ предлагается дать в письменном виде.  Оценку  за работу педагог озвучивает на следующем занятии.

4. Компьютерное тестирование: « Какой я в общении» (Приложение 4)

- Слово «диагноз» скорее медицинское, чем психологическое, но для нас оно будет означать возможность узнать о себе что – то новое. Я думаю вам будет интересно получить исходную информацию об уровне вашей общительности. Мы это сделаем с помощью теста « Какой я в общении?»

5.Самостоятельная работа учащихся:

Работа   с карточкой – заданием:

-Сейчас   все, прочитают  предложенные диалоги  и затем ответят на вопрос, какой  вид общения использует каждый из участников диалога.

Диалог 1.

- Подскажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку!

- Дойдете до конца улицы, повернете направо и увидите трехэтажное здание библиотеки.

- А на автобусе я смогу туда добраться?

- Да, вам нужен третий номер.

- Спасибо!        (отстраненный стиль общения)

Диалог 2.

- Привет! Ты не хочешь пойти со мной в кино?

- Что-то не очень хочется.

- А почему? Настроение плохое? Давай сходим, заодно развеселишься!

- Ну хорошо, уговорил     (дружеский стиль общения)

Диалог 3.

- Почему ты не вымыл посуду?

- Я опаздываю на тренировку.

- Я тебе еще раз повторяю, пока ты не закончишь уборку, я тебя никуда не пущу!

(подавляющий стиль общения)

Диалог 4.

- Я считаю, что в данном уравнении необходимо применить именно это правило.

- Это совершенно правильно! Наконец-то мы нашли верное решение.

- Может быть, теперь мы сможем отдохнуть и сходить погулять?

- Я рад, что ты предложил это, потому что я очень люблю прогулки!

(делов ой, дружеский стили общения)

Слайд 34

6.Рефлексия:

Я –

Понял…

Узнал…

Задумался…

Удивился…

Хочу похвалить…

Похвалю себя за ….

  Каждому полезно подумать над словами выдающегося бизнесмена Генри Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

7. Домашнее задание:  Дается задание: перечислить и записать слова, которые следует использовать для общения с определенной категорией людей в различных ситуациях:

в качестве приветствия (утреннего, вечернего);

для вежливой просьбы;

для приглашения в гости, театр, кино;

для утешения в трудную минуту;

в телефонном разговоре.

1-я группа записывает слова для общения с родственниками больного человека; 2-я группа – с друзьями; 3-я группа – с больным пожилым человеком ; 4-я группа – со знакомыми; 5-я группа – с незнакомыми людьми.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.