Вербальные и невербальные средства общения
ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Презентация составлена Педагогом – психологом Булатовой Т.Ю.
План: Средства общения Вербальные средства общения Невербальные средства общения Общение как восприятие людьми друг друга Методы психологического воздействия
УПРАЖНЕНИЕ « СПИНА К СПИНЕ» Учащиеся садятся на стульях спиной друг к другу, выбирают тему и общаются.
Тест «Понимаете ли вы язык мимики?» Предлагаю проверить себя! На плакате двенадцать выражений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные ответы, и каждый сравнит свой ответ с ключом:
Ключ 1) Безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная злость; 5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость; 9) бурная радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.
Вопросы Было ли вам удобно общаться? Почему? Насколько важно внимание к собеседнику при общении?
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Обмен информацией Восприятие и понимание
Средства общения Вербальные (с помощью слов, речи) Невербальные ( мимика, жесты, поза, организация пространства и времени общения, качество голоса)
ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА общения Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Интонация, эмоциональная выразительность, способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА общения Мимика Движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек.
Улыбка это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический "«плюс», ответ на который – расположение собеседника к нам.
ЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК КНИГУ
ЖЕСТЫ ИСКРЕННОСТИ -раскрытые руки, ладонями вверх - пожимание плечами, сопровождающиеся жестом раскрытых рук -расстегивание пиджака или снимают пиджак в вашем присутствии
ЖЕСТЫ ЗАЩИТЫ - скрещение рук, - сжатие кулаков
ЖЕСТЫ ОЦЕНКИ Рука у щеки, Почесывание подбородка, Протирание стекол очков, Манипуляция с ручкой, карандашом, Потирание кончика носа Подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивает вдоль щеки
ЖЕСТЫ СКРЫТОСТИ -рука прикрывает рот, -избежание прямого визуального контакта, -потирание мочки уха
ЖЕСТЫ ДОМИНАНТНОСТИ -скрещенными на груди руками и поднятым вверх подбородком, -расставленными на ширине плеч ногами и заведенными за спину скрещенными руками
ЖЕСТЫ ФРУСТРАЦИИ -потирание рукой шеи, -желание освободится от туго затянутого галстука, -тесно сцепленные напряженные руки, -поправление элементов одежды, прически
ЖЕСТЫ СКУКИ ЖЕСТЫ СКУКИ -постукивание по полу ногой, Машинальное рисование на бумаге, -пустой отсутствующий взгляд ЖЕСТЫ НЕРВОЗНОСТИ -Покашливание, прочищение горла
ЖЕСТЫ ДОВЕРЧИВОСТИ - Пальцы соединяются наподобие купола
Приемы эмпатического слушания Доброжелательное кивание « Поддакивание» ( фразы типа «ага», «да- да», «точно», « понимаю» Перефраз ( другими словами пересказываете то, что Вам сообщил собеседник)
КАК СТАТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ПРАВИЛО Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать ПРАВИЛО Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их
Американский специалист по проблемам общения Д.Карнеги дает следующие советы: 1.«Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника». 2.«Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно». 3.«Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника».
Я ХОТЕЛ БЫ С ВАМИ ПОСОВЕТОВАТЬСЯ – формула успеха
ИМЯ ЧЕЛОВЕКА ЭТО САМЫЙ СЛАДОСТНЫЙ И САМЫЙ ВАЖНЫЙ ДЛЯ НЕГО ЗВУК НА ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ
ОТНОШЕНИЕ К СОБЕСЕДНИКУ Негативное: цедит слова сквозь зубы; высокомерие; пренебрежение. Позитивное: хорошая речь; паузы; внимание; доброжелательные интонации. Всё это располагает к разговору, к общению.
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ НА 38% ЗАВИСИТ ОТ ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА, НА 55% ОТ ВИЗУАЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ (ОТ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ) И ТОЛЬКО НА 7% ОТ ВЕРБАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.
Методы психологического воздействия изменить желания, мотивы изменить взгляды, мнения, установки ввести из состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение
РЕАКЦИИ СЛУШАТЕЛЯ — молчание (видимое отсутствие реакции); — поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком); — «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»); — «зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов; — «парафраз» («пересказ») — передача содержания высказывания партнера другими словами; — побуждение («Ну и… И что дальше?»); — уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?); — наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?); — оценки;
— советы; — советы; — продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова); — эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.д.); — выводы (логические следствия из высказываний партнера, например, предположение о причине события); — высказывания «не по теме» (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально — когда просто «полагается» так говорить); — «хамовитые реакции», задевающие или оскорбляющие личность говорящего («Глупости!», «Ерунда все это!»); — «расспрашивание» — слушатель задает вопрос за вопросом, не объясняя, зачем; — пренебрежение к партнеру (не обращает внимания на его слова, не слушает, игнорирует партнера, его слова); — другие (какие еще вы можете назвать?). ОПРЕДЕЛИТЕ: Какие из этих проявлений можно отнести к знакам внимания при общении? Какие — к знакам невнимания, безразличия?
Искусство нравиться людям 1 правило Основа отношения к нам закладывается в первые 15 секунд общения
Искусство нравиться людям 2 правило Чтобы расположить к себе собеседника нужно сделать 4 «психологических подарка»: комплимент улыбка имя собеседника поднятие его значимости