Сценарий тренингового занятия на тему «Толерантное общение»

16
0
Материал опубликован 21 October 2016 в группе

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ТОЛЕРАНТНОЕ ОБЩЕНИЕ»

(автор О.Л. Гончарова)

Терпением мы можем добиться больше,

чем силой.

Э. Берн

Цель занятия: развитие коммуникативных способностей у студентов, способствующих формированию толерантного отношению к себе и окружающим.

Задачи занятия:

сформировать у студентов необходимые знания по тематике занятия;

сформировать у студентов умения применять полученные знания для саморазвития;

способствовать формированию у студентов положительного отношения к своей и чужой личности;

способствовать формированию у студентов терпимого отношения к себе и окружающим людям;

способствовать формированию у студентов навыков общения;

способствовать развитию у студентов способностей к самопознанию и самосовершенству;

способствовать развитию у студентов навыков рефлексии.

Приемы и методы работы: упражнения, лекция по тематике занятия, игра, диагностика, рефлексивная технология.

Форма проведения занятия: групповая.

Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), столы, ручки, цветные карандаши, писчая бумага, наглядный материал, раздаточный материал.

Время проведения занятия: 1час 30 минут.

Ход тренингового занятия

Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство друг с другом, снятие напряжения, сплочение группы.

Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, и поэтому нужно познакомиться друг с другом. Наше знакомство будет организовано так: каждый из вас должен назвать свое имя, а затем – какое-либо свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени. Знакомство начинает ведущий».

Время проведения: 10 минут.

Лекция «Общение как основа формирования толерантности»

Цель: формирование знаний по тематике занятия.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах и зависит от исторического опыта народа. В английском языке толерантность определяется как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». В англо-русском психологическом словаре перевод английского слова tolerance означает «приобретенная устойчивость, предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском – быть толерантным означает «проявлять великодушие в отношении других, позволять, допускать». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению». В русском языке толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

В Декларации принципов толерантности утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года понятие толерантности рассматривается в статье 1:

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основанных свобод человека.

Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В общении выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения подразумевает, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой информацией.

Следует отметить, что общение сводится не только к обмену информацией, но и к налаживанию совместной деятельности. Обмен информацией предполагает и воздействие на поведение партнера.

Интерактивная сторона общения связана со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Содержанием взаимодействия должно быть определенное соотношение индивидуальных вкладов, которые делаются участниками в едином процессе деятельности. Успешность деятельности во многом зависит от познания и понимания партнерами по взаимодействию.

Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия и понимания другого человека – данное выражение часто употребляется как познание другого человека. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого человека и на этой основе интерпретацию его поступков. Перцептивная сторона общения как представление о другом тесно связана с уровнем собственного самосознания.

Таким образом, отношение к партнеру, признание или непризнание его самоценности в основном складывается на интерактивной стороне общения, хотя и затрагивает перцептивную.

Общение может быть и спором идейных противников, но при соблюдении условий, что целью спора является не обмен информацией и не подчинение одного оппонента другому, а совместный поиск общей позиции, отчего «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники партнерами». Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, должен явиться не только средством обучения, но и его целью.

Диалогическое общение позволяет перейти от эгоцентрической установки к установке на собеседника, что является не обменом информацией и не подчинение одного оппонента другому, а совместный поиск общей позиции, отчего «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники становятся партнерами».

Диалог возможен в случае соблюдения правил взаимоотношений:

Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное состояние. Общение проходит по принципу «здесь и сейчас».

Восприятие партнера без оценки его личности.

Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

Общение всегда направлено на нерешенные проблемы и вопросы.

Разговор ведется от своего имени, без ссылок на авторитет.

Время проведения: 15 минут.

Упражнение «Разговор через стекло»

Цель: формирование у студентов навыков общения с помощью невербальных средств.

Инструкция: «Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым – выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга».

Обсуждение:

Поняли ли вы друг друга?

Смогли ли вы договориться?

Как вам удалось договориться?

Время проведения: 10 минут.

Игра «Обменный пункт»

Цель: формирование у студентов качеств необходимых для того, чтобы быть толерантным.

Инструкция: «Участники игры определяют имеющиеся у них качества из предложенного таблицы 1, ориентируясь на таблицу 2 характеристик толерантной и интолерантной личности. Записывают их на отдельных листочках, затем обмениваются качествами. Участник, у которого в избытке одно качество, меняет его на другое, которое хотелось бы иметь и которое в избытке у другого».

Таблица 1

Перечень черт, характеризующих толерантную личность

Черты толерантной личности

Имею

Хотел бы иметь

Терпение

   

Снисходительность

   

Чувство юмора

   

Расположение к другим

   

Чуткость

   

Тактичность

   

Доверие

   

Альтруизм

   

Способность к эмпатии

   

Способность к сопереживанию

   

Доброжелательность

   

Умение сохранять спокойствие

   

Уважение человеческого достоинства

   

Способность к восприятию многообразия мира

   

Склонность осуждать других

   

Умение слушать

   

Человеколюбие

   

Терпимость к различиям

   

Способность к сотрудничеству

   

Уважение прав других

   

Принятие других во всем многообразии

   

Таблица 2

Характеристика толерантной и интолерантной личности

Толерантная личность

Интолерантная личность

Знает себя, свои достоинства и недостатки

Замечает у себя больше достоинств, чем недостатков

Критична к себе, не стремится во всем обвинять окружающих

Менее критична к себе, во всех проблемах чаще обвиняет окружающих

Способность к эмпатии выражена в достаточной степени

Способность к эмпатии практически не выражена

Ориентирована на себя, стремление к личной независимости

Стремление принадлежать к общественным институтам

Предпочитает жить в свободном, демократическом обществе

Предпочитает авторитарное общество с сильной властью

Чувствует себя в безопасности

Опасается социального окружения и себя

Порядок не представляет большой ценности и отходит на второй план

Порядок важен во всем и особенно любит социальный порядок

За происходящее берет ответственность на себя

Стремится снять с себя ответственность за происходящее

Существенный разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным»

«Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают

Обладает чувством юмора

Чувство юмора выражено слабо

Обсуждение:

Какие сложности возникли во время игры?

Какие условия, по Вашему мнению, необходимы для воспитания в себе толерантности?

Дефицит каких качеств наблюдается среди участников группы?

Какие качества присутствуют в избытке?

Возможности ли самовоспитание толерантности?

Время проведения: 15 минут.

Упражнение «Просьба»

Цель: развитие у студентов навыков общения, формирование толерантного отношения к другим.

Инструкция: «Выберите из круга участника и попросите у него одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?».

Обсуждение:

Какие возникли сложности, когда вы просили кого-то о чем-то?

Почему возникли эти сложности?

Как вы оцениваете собственную общительность?

Ваше отношение к кому вы обращались?

Ваше отношение к участникам группы?

При обсуждении необходимо спросить наиболее успешных участников, как им это удалось, попросить продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т.д.

Время проведения: 15 минут.

Диагностика коммуникативной толерантности

ТЕСТ «КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ» В.В. БОЙКО

Инструкция: Вам предоставляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны они по отношению лично к вам: 0 баллов – совсем неверно, 1 балл – верно в некоторой степени, 2 балла – верно в значительной степени, 3 балла – верно в высшей степени.

1. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей

 

баллы 

1.

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

 

2.

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

 

3.

Шумные детские игры переношу с трудом

 

4.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно

 

5.

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

 

Всего:

 

2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя

 

баллы

1.

Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

 

2.

Меня раздражают любители поговорить

 

3.

Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу

 

4.

Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

 

5.

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

 

Всего:

 

Вы категоричны или неизменны в оценках людей

 

баллы

1.

Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом

 

2.

Так называемые "новые русские" обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

 

3.

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне

 

4.

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

 

5.

Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем

 

Всего:

 

4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров

 

баллы

1.

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

 

2.

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

 

3.

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

 

4.

Мне неприятны самоуверенные люди

 

5.

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

 

Всего:

 

5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера

 

баллы

1.

Я имею привычку поучать окружающих

 

2.

Невоспитанные люди возмущают меня

 

3.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

 

4.

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

 

5.

Я люблю командовать близкими

 

Всего:

 

6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным

 

баллы

1.

Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах

 

2.

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка

 

3.

Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

 

4.

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

 

5.

Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется

 

Всего:

 

7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренное причиненные вам неприятности

 

баллы

1.

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

 

2.

Меня часто упрекают в ворчливости

 

3.

Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю

 

4.

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки

 

5.

Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь

 

Всего:

 

8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер

 

баллы

1.

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

 

2.

Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

 

3.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь

 

4.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

 

5.

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей

 

Всего:

 

9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других

 

баллы

1.

Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам

 

2.

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

 

3.

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе

 

4.

Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми

 

5.

Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

 

Всего:

 

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем 9 признакам, и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов – 135, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить 0 баллов – свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях.

Обратите внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки – здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимоотношениям с партнерами.

Время проведения: 15 минут.

Рефлексивная технология «Какой сегодня день?»

(автор О.Л. Гончарова)

Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.

Инструкция: «Участникам предлагается если понравилось занятие нарисовать солнечный день и написать, чем понравилось занятие, если не понравилось занятие, то нарисовать пасмурный день и написать, почему не понравилось занятие».

Алгоритм рефлексивной деятельности:

Анализ проведенного занятия. Обратная связь.

Время проведения: 10 минут.

9

Комментарии
Комментариев пока нет.