Программа логопедического кружка «Веселый язычок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
Принято на педагогическом совете Рассмотрено на заседании МО Утверждаю
МБОУ «Начальная школа - Протокол № __от ________ Директор МБОУ «Начальная
детский сад» Рекомендовано к работе _______ школа - детский сад»
Протокол №___от_________ Руководитель МО _________Е.В.Прудникова
Заместитель директора по УВР Кротенкова Л.П. Приказ № ___ от _________
Шахова О.В.
Программа логопедического кружка "Веселый язычок"
Учитель-логопед: Афанасьева В.А.
Сафоново
Пояснительная записка.
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.
Однако, анализ реальной ситуации, сложившейся в системе воспитания и обучения дошкольников показывает, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт, а в условиях ДОУ общеразвивающего вида невозможно оказать коррекционно-логопедическую помощь всем нуждающимся. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. Если у 4-летнего ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи), то в процессе обучения чтению и письму взрослые могут столкнуться с определёнными трудностями. А если вовремя устранить нарушения звукопроизношения и развить фонематические процессы, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. С этой целью на базе нашего детского сада мы решили оказывать дополнительную логопедическую помощь детям, которые были не зачислены на логопункт (по разным причинам) и детям, которым не достаточно кратковременных (10 – 20 мин) и краткосрочных (2 – 3 раза в неделю) занятий, по причине сложного речевого дефекта.
При составлении программы я использовала «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичёва, Г. В. Чиркина и «Программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой.
Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, которая ориентирована исключительно на каждого ребёнка, так как позволяет составить индивидуальный путь коррекционной помощи с учётом его личностных особенностей, особенности речевого, общего развития и темпа продвижения в освоении звуков.
Цель: преодоление недоразвития речи у детей 6 – 7 лет, формирование полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка.
Основные задачи коррекционно – развивающей работы:
1) формировать полноценные звукопроизносительные навыки;
2) развивать фонематической восприятие, фонематические представления и доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;
3) обогащать и активизировать словарь, развивать внимание к морфологическому составу слова и способам образования слов;
4) формировать грамматический строй речи.
5) развивать связную речь в процессе изучения лексических тем.
Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей с нарушениями речи очень индивидуальны. Занятия планируются в соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного воздействия.
Основная форма логопедической работы – подгрупповые занятия, продолжительностью 20 – 25 минут, 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 1 года обучения для детей 6 - 7 лет.
Содержание программы
Характеристика детей с III уровнем развития речи.
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Для данной группы детей типичным является использование простых распространённых, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счёт пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трёх = пяти слогов. Однако дети испытывают затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершённый характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребёнка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т.д. В то же время они не обладают ещё достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, называние названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека и животных, наименований профессий и действий связанных с ними.
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечаются и специфическое своеобразие связной речи. Её недостаточная сформированность часто проявляется как в диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации, антиципации, добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечёткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названиях которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Организация коррекционно – развивающей работы:
С учётом специфики недоразвития устной речи детей с ОНР III уровнем, разработана программа коррекции и развития речи, в которой реализован важнейший принцип овладения лексико-грамматическим строем – коммуникативная направленность, а также выделены основные разделы по нормализации фонетической и просодической стороны речи, обогащению лексики, практическому овладению грамматическим строем речи.
Основные задачи коррекционно - развивающей работы:
Развитие словаря;
Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
развитие просодической стороны речи;
коррекция произносительной стороны речи;
работа над слоговой структурой слова;
совершенствование фонематических представлений;
развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Обучение элементам грамоты;
Развитие связной речи и речевого общения.
Перспективное планирование логопедической работы
с детьми 6 – 7 лет, имеющих ОНР III уровень
Период | Формирование грамматического строя речи | Развитие связной речи и речевого общения | Обучение элементам грамоты. | Словарная работа по лексическим темам. | Развитие фонетико – фонематической системы языка. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
I период Октябрь, ноябрь, декабрь | 1. Развивать навык образования и использования в речи форм ед. и мн. числа имён существительных, глаголов настоящего и прошедшего времени. 2. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 3. Совершенствовать навык образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами (на, по, с). 4. Упражнять в образовании и использовании в речи | 1. Совершенствовать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них. 2. Совершенствовать умения составлять описательный рассказ из 2 – 3 предложений по изучаемым лексическим темам с помощью схем. 3. Учить составлять загадки – описания по предметному лексическому словарю. 4. Продолжать формировать навык пересказа небольшого текста. | 1. Продолжать формировать представления о буквах, о том, чем буква отличается от звука. 2. Познакомить с понятием гласный звук. 3. Упражнять в выкладывании букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв. | 1. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам: «Осень»; «Фрукты – овощи»; «Садовые ягоды»; «Лесные ягоды»; «Грибы»; «Деревья»; «Кустарники»; «Дикие и домашние животные»; «Животные Жарких стран»; «Животные, живущие на Севере»; «Зима». 2. Учить группировать предметы по признакам их | Просодическая сторона речи: 1. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха. 2. Совершенствовать качества голоса (силы, тембра, способности к усилению или ослаблению) в игровых ситуациях или логоритмических упражнениях. 3. Развитие ритмичности речи, её интонационной выразительности, модуляции голоса в логоритмических играх. Произносительная сторона речи: 1. Совершенствование движений речевого аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения артикуляционной |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
| относительных прилагательных. 5. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе). 6. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже и использование их в речи. | | | соотнесённости и развивать понимание обобщающего значения слов, формировать родовые и видовые обобщающие понятия. 3. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, личных и возвратных глаголов. 4. Обогатить активный словарь относительными прилагательными. 5. Познакомить и упражнять в употреблении в речи слов – антонимов. 6. Расширить понимание простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи. 7. Учить правильно употреблять притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, его, её), указательные наречия (тут, там, здесь), количественными и | гимнастики и артикуляционного массажа. Слоговая структура слова: 1. Совершенствовать умение различать длинные и короткие слова, познакомить и упражнять в воспроизведении цепочки слогов со сменой ударения, интонации, цепочек слогов с одной согласной и разными гласными звуками, цепочек слогов со стечением согласных. 2. Совершенствовать умение воспроизводить структуру двухсложных слов с одним закрытым слогом; обеспечить усвоение звукослоговой структуры двухсложных слов с двумя закрытыми слогами и использование их в речи. 3. Познакомить с понятием слог. Звуковой анализ и синтез: 1. Закрепить умение на слух определять заданный согласный звук в словах. 2. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
| | | | порядковыми числительными в пределах десяти. 8. Закрепить в речи понятие слово. | |
II период Январь, февраль, март | 1. Продолжать учить образовывать и использовать в речи форм ед. и мн. числа имён существительных, глаголов настоящего и прошедшего времени. 2. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят, прилагательных с уменьшительно-ласкатель. суффиксами, глаголов с различными приставками. 3. Совершенствовать умение использовать несклоняемыми существительными (метро, пианино). 4. Формировать умение образовывать и использовать в речи | 1. Развивать монологическую речь. Стимулировать собственные высказывания ребёнка. 2. Продолжать совершенствовать умения составлять рассказы и загадки – описания о предметах и объектах по предложенному плану – схеме. 3. Упражнять в пересказе небольших сказок и рассказов с автоматизированными звуками. | 1. Закреплять представления о буквах, о том, чем буква отличается от звука. 2. Закрепить понятие гласный звук и познакомить с понятием согласный звук. 3. Совершенствовать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв, узнавать «зашумлённое» изображение буквы. | 1. Формировать внимание к слову, более точному пониманию его значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова. 2. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам: «Зимующие птицы»; «Домашние птицы»; «Рыбы»; «Игрушки»; «Музыкальные инструменты»; «Инструменты», «Электроприборы», «Одежда»; «Обувь»; «Головные уборы»; «Профессии» портной, художник, учитель, маляр | Просодическая сторона речи: 1. Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками. 2. Совершенствование качества голоса (силы, тембра, способности к усилению или ослаблению) в логоритмических упражнениях. 3. Совершенствование чёткости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками. Произносительная сторона речи: 1. Закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах, в предложениях, в звукоподражаниях, в стихах, рассказах и играх. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
| существительные с увеличительными суффиксами. 5. Познакомить с синонимами и обучить правильно употреблять их в речи. | | | продавец, повар; «Профессии» строитель, милиционер, врач, парикмахер, шофёр; 3. Упражнять в свободном использовании в речи слов – антонимов. 4. Уточнить понимание значения предлогов (в. на, у, под, над, за, с, со, из, по) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на – с, в – из, над - под) в речи. 5. Обогатить речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными. 6. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов. | Слоговая структура слова: 1. Совершенствовать умение воспроизводить структуру трёхсложных слов с одним закрытым слогом; обеспечить усвоение звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных и использование их в речи. 2. Закрепить понятие слог и умение выполнять слоговой анализ слов, состоящих из одного, двух и трёх слогов. Звуковой анализ и синтез: 1. Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук и согласный звук. 2. Учить различать гласные и согласные звуки. 3. Познакомить с позицией звука в слове (начало, середина и конец слова) и формировать навык определения первого и последнего звука в слове. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
III период Апрель, май | 1. Совершенствовать умения образовывать и употреблять предложно – падежные формы с существительными ед. и мн. числа. 2. Совершенствовать умение изменять по падежам, числам и родам прилагательные. 3. Закрепить навыки образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, -ян, притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами. 4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого будущего сложного времени. 5. Совершенствовать умения образовывать и использовать имена существительные с | 1. дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения. 2. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах с опорой на план – схему; пересказывать рассказы или сказки с автоматизируемыми звуками. 3. Побуждать использовать в речи простые предложения и распространение их однокоренными членами. 4. Упражнять в составлении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. | 1. Продолжать знакомить детей с буквами. 2. Закрепить понятия гласный и согласный звук; познакомить с понятиями согласный твёрдый и согласный мягкий звук. 3. Совершенствовать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурка, рисовать на листе бумаги или в воздухе. 4. Упражнять в нахождении правильного изображения букв в ряду правильно и зеркально написанных букв, узнавать «зашумлённое» изображение буквы.
| 1. Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений по лексическим темам: «Посуда»; «Продукты питания»; «Мебель»; «Весна»; «Транспорт»; «Цветы»; «Насекомые»; «Сад – огород»; «Школьные принадлежности». 2. Обогащение речи сложными словами (садовод, овощевод, мясорубка, соковыжималка ) словами – антонимами и словами – синонимами. 3. Уточнить понимания сложных предлогов (из-за, из-под, между, около) и активизировать их в речи. 4. Обогащение активной речи многозначными словами, прилагательными , обозначающими моральные | Просодическая сторона речи: 1. Дальнейшее совершенствование правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отрабатываемыми звуками. 2. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. 3. Совершенствование чёткости дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками. Произносительная сторона речи: 1. Закрепление правильного произношения поставленных звуков в словах, в предложениях, в звукоподражаниях, в стихах, рассказах и играх. 2. Продолжать совершенствовать работу органов речевого аппарата. Слоговая структура слова: 1. Совершенствовать умение воспроизводить структуру четырёхсложных слов, состоящих из открытых слогов |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
| увеличительными суффиксами. 6. Упражнять в подборе определений к существительному. 7. Продолжать совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными и числительными. | | | качества людей (умный, глупый, злой, добрый, ленивый, упорный и т.д.) 5. Продолжать работу по дальнейшему овладению приставочными глаголами. 6. Закрепить в речи понятие слово. | и использование их в речи; обеспечить усвоение звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных и формирование навыка практического использования их в свободной речи. 2. Совершенствовать умение выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух и трёх слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. Звуковой анализ и синтез: 1. Дальнейшее закрепление понятий: звук, гласный звук и согласный звук. 2. Продолжать учить различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки. 3. Совершенствовать умение определять место звука в слове (начало, середина и конец слова). 4. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком, слов со звуком в определённой позиции. 5. Совершенствовать умения выполнять звуковой анализ и синтез слова. |
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
Правильно передавать слоговую структуру слова, используемых в самостоятельной речи.
Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
Владеть навыками пересказа и составления описательных рассказов по картине, о предмете или объекте.
Владеть навыками диалогической речи.
Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительного и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.д.
Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться чётко; простые и сложные предлоги – употребляться адекватно.
Использовать в спонтанном общении слова разных лексико-грамматических категорий: существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и числительных.
Владеть элементами грамоты: знать и уметь оперировать понятиями: слово, звук, буква, слог; гласные и согласные звуки, согласный твёрдый и согласный мягкий звук. Знать и находить все пройденные буквы.
Список литературы.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: 1985.
Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М.: 1987.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: 1987
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.: 1989.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: 1989.
7. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 л е т). – Санкт – Петербург: 2006.