Программа кружка художественной направленности «Весёлые краски» (5–7 классы)
Пояснительная записка
Представленная программа «Веселые краски» — педагогическая модель развития визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения) школьников младших классов в условиях художественной школы, (кружок в общеобразовательной школе) на основе световосприятия. Осуществляя принцип последовательности в обучении изобразительной деятельности программа показывает эффективные пути и методы, создаёт условия для решения большого количества учебно-воспитательных задач.
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщая её к общечеловеческим ценностям, воспитывая нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Данная программа, предлагает путь постижения языка цвета начиная с школьного возраста.
Изучение, основ цветоведения, дает обучающимся возможность более ярко познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Данная программа преследует те же цели и задачи, что и существующие программы по изобразительному искусству (В. И. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и др.). Её особенностью является желание через цветовосприятие облегчить и сделать как можно более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными материалами, сделать доступными и более сложные художественные технологии для детей школьного возраста. Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.
Она ориентирована на детей как со средними способностями, но позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей, обучающихся в художественной школе.
Методы обучения, которые описаны в методических рекомендациях к этой программе – это новое слово в работе с одаренными детьми, так как непосредственно направлены на раскрытие потенциальной одаренности детей и перевод личности учащегося из состояния потенциальной одаренности в состояние актуальной одаренности.
Учитель стремится создать условия, которые каждому учащемуся дадут возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения.
Программа курса «Веселые краски» направлена на формирование разнообразного чувственного восприятия и эмоционального мира личности учащихся 5-7 (11-14 лет) классов, т.к. художественно-эстетическое направление занимает важное место в системе воспитания личности. Программа курса является не только своеобразным продолжением художественных занятий на уроках изобразительного искусства, уроках труда в процессе аппликации, лепки, работы с природным материалом, но и значительно шире решает задачи художественного образования и эстетического воспитания, развивает художественно-творческие способности, воображение учащихся.
Цель – формирование личности учащихся посредством художественного образования.
Задачи:
Развитие художественно-творческих способностей;
Обучение детей основам изобразительной грамоты (освоение рисунка, живописи, композиции, лепки);
Развитие у детей эстетического восприятия, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;
Формирования интереса и любви к изобразительному искусству;
Обучение рисованию с натуры, по памяти и по воображению;
Развитие зрительной памяти и пространственных представлений.
Характеристика программы
Программа модифицированного курса составлена на основе программы «Юный художник» под редакцией Н.Н.Гурова (М.: «Просвещение» 1988), утвержденной Министерством Просвещения. Направленность программы – художественно-эстетическая. Особенностью программы является адаптированность к условиям школы, расчитана на учащихся разного возраста.
Организационно - педагогические основы обучения
Программа реализуется в течение учебного года, рассчитана на 1 часа в неделю, в год 36 часов, т.к. учтено каникулярное время, предусматривает следующие виды работы: рисунок и живопись,
композиция, декоративно-прикладная работа, беседы об образовательном искусстве.
Формы проведения занятий: выставка, беседа, практическая работа, пленер, экскурсия.
Ожидаемые результаты:
В процессе изучения курса:
1. Учащиеся должны знать, уметь, понимать:
1.1. Знать основы композиции и рисунка.
1.2. Уметь пользоваться красками, карандашом.
1.3. Уметь рисовать с натуры, по памяти, по воображению.
2. Развитие эстетического вкуса и эстетического восприятия, образной памяти и
творческого воображения.
3. Формирование у учащихся интереса к живописи, потребности самосовершенствоваться.
В конце года организуется выставка художественных работ учащихся с обязательным ее открытием и закрытием, с награждением за лучшие детские рисунки.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела, вид работы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
I. |
Рисунок и живопись |
6 |
16 |
22 |
1. |
Графические и живописные упражнения |
1 |
2 |
3 |
2. |
Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт) |
1 |
2 |
3 |
3. |
Рисование и живопись с натуры птиц и животных |
1 |
3 |
4 |
4. |
Рисование с натуры фигуры человека |
1 |
3 |
4 |
5. |
Рисование пейзажа |
1 |
4 |
5 |
6. |
Рисование по памяти отдельных предметов |
1 |
2 |
3 |
II. |
Композиция |
2 |
6 |
8 |
1 |
Композиция на заданные темы |
1 |
2 |
3 |
2. |
Композиция на литературные темы |
1 |
2 |
3 |
3. |
Композиции на свободную тему |
2 |
2 |
|
III |
Декоративно – прикладная работа |
2 |
4 |
6 |
1. |
Рисование простейших узоров из форм растительного и животного мира |
1 |
2 |
3 |
2. |
Самостоятельное составление декоративных композиций |
1 |
2 |
3 |
Итого: |
10 |
26 |
36 |
Содержание
Рисунок и живопись
Графические и живописные упражнения. Проведение горизонтальных, вертикальных и наклонных линий на одинаковом расстоянии, проведение круговых линий, упражнения в мазках, упражнение в штриховке.
Рисование и живопись с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт). Рисование с натуры единичных объектов - флажки, листья, деревья, цветы, простая по форме посуда, предметы быта, овощи и фрукты (карандаш, акварель, уголь, сангина). Рисование с натуры букета цветов в вазе, двух различных по цвету яблок, груш, рисование разрезанного помидора, кочана капусты и т.д. Рисование с натуры натюрморта (чайник, лимон, чайная чашка на фоне драпировки; натюрморт из овощей и фруктов и т.д.) (карандаш, акварель, гуашь, сангина)
Рисование и живопись с натуры птиц и животных (живых и чучел). Рисование с натуры игрушечных животных («Моя любимая игрушка»): медведя, лисы, зайца, кота и т.д. (карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, перо). Рисование с натуры живых или чучел животных и птиц: утки, курицы, вороны, кошки, собаки, кролика и др. (карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо, уголь)
Рисование с натуры фигуры человека. Рисование с натуры фигуры человека (в фас и в профиль) (карандаш, сангина, уголь). Рисование с натуры фигуры человека в различных позах (сидит, идет, прыгает, копает и т.п.) (карандаш, акварель, чернила, уголь).
Рисование с натуры пейзажа. Зарисовка пейзажа, наблюдение и передача в рисунке состояния погоды (солнечный, пасмурный день и т.п.) (карандаш, акварель, цветные мелки).
Рисование по памяти и представлению отдельных предметов. Рисование по памяти и представлению овощей и фруктов, цветов, отдельных предметов быта (чайник, кувшин, ваза и т.д.) птиц, животных, элементов пейзажа (деревьев, домов и т.п.) (карандаш, уголь, сангина, цветные мелки). Рисование по памяти и по представлению отдельных предметов более сложной, комбинированной формы, пейзажа, грузовых и легковых машин, птиц и животных, фигуры человека, портретов людей (карандаш, акварель, уголь, тушь, перо, гуашь).
Композиция
Композиция на заданные темы.
Композиция на литературные темы.
Композиция на свободную тему (по собственному выбору детей). Рисование на темы окружающей жизни, на исторические темы, иллюстрирование любимых литературных произведений (карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо, сангина, смешанная техника).
Декоративно – прикладная работа
Рисование простейших узоров (в полосе, прямоугольнике, круге) из форм растительного и животного мира. Выполнение узоров (в полосе, прямоугольнике, круге) из декоративно переработанных форм цветов, листьев, бабочек, жуков, стрекоз, животных и птиц. Геометрический узор. Использование в узорах линий симметрии, ритма, цветовой гармонии и светотеневых отношений (карандаш, акварель, гуашь, цветная бумага и т.п.
Самостоятельное составление декоративных композиций для декоративного оформления предметов быта (блюдца, чашки, платка, вазы, детского стула, обоев и т.д.), детских игрушек и т.п. из стилизованных форм растительного и животного мира (карандаш, акварель, гуашь, тушь, цветная бумага).
Литература
Беда Г.В. “Основы изобразительной грамоты” М., 1989.
Компанцева Л.В. “Поэтический образ природы в детском рисунке” – М., 1985 г.
Маслов Н.Я. “Пленэр” – М., 1989 г.
Неменский Б.М. “Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания” – М., 1987 г.
Одноралов Н.В. “Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве” М., 1983 г.
“Основы декоративного искусства в школе”. Под ред. Б.В. Нешумова,
Е.Д.Щедрина. – М., 1981 г.
Полуянов Ю.А. “Дети рисуют” Москва “Педагогика” 1988 г.
“Программно–методические материалы. Изобразительное искусство”.
Сост. В.С.Кузин.
“Программы дополнительного художественного образования детей” Москва “Просвещение” 2009 год.
“Рисунок. Живопись. Композиция” хрестоматия “Просвещение” 1989.
Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе”. – М., 1999 г.
Сокольникова Н.М. “Основы живописи”. Обнинск. 1996 г.
Сокольникова Н.М. “Основы композиции”. Обнинск, 1996 г.
Сокольникова Н.М. “Основы рисунка”. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. “Пейзаж: картина и действительность”. М., 1978 г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 г.
Шитов Л.А. “Живопись” М., 1995.
Наглядно-методическое обеспечение.
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
где работают художники; виды и жанры искусства; наш вернисаж; богатства земли Русской; техника безопасности; как прекрасен этот мир; информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Необходимо отвести достаточное место для стенда “Наш вернисаж”, где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для воды, палитры; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.
В процессе занятий по данной программе педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла.
Основная форма общения – диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приёмов для воплощения замыслов.
Ребёнку обеспечивается возможность для максимального проявления творческой воли и активности на всех уровнях и в любой временной точке занятий.
Календарно-тематическое планирование
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Вводное занятие «Мир искусства». |
1 |
|
Оформление школы, тематическое рисование. |
2 |
|
Объемное изображение предмета. |
1 |
|
Составление композиции на тему «Пожарная безопасность». |
2 |
|
Что такое графика, её виды. |
1 |
|
Передача объема графически. |
1 |
|
Рисование на тему «Мои права» плакаты. |
2 |
|
Рисование на тему «СПИД - угроза 21 века» или «Здоровый образ жизни» плакаты. |
2 |
|
Подготовка к конкурсу «С чего начинается Родина». |
2 |
|
Составление композиции. Живопись. |
1 |
|
Виды жанра. Различие жанра. |
2 |
|
Рисование на тему «Новый год». |
2 |
|
Изображение животных. |
1 |
|
Живописное изображение природы. |
2 |
|
Видим и понимаем красоту природы. |
1 |
|
Составление композиции из предметов, выполнение графически и живописно. |
3 |
|
Изображение лица человека графически и живописно. |
3 |
|
Изображение фигуры человека, его пропорций. |
3 |
|
Фантазия, воображение сочетание несовместимого. |
1 |
|
Конкурс рисунков «Волшебная страна детства» |
3 |
|
Итого |
36 |