Урок окружающего мира в 4 классе на тему «Весна. Признаки весны»
Учитель | Дьяконова Лариса Ивановна |
Предмет | Окружающий мир. |
Класс | 4 класс для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Технология построения урока | Здоровьесберегающие технологии, ИКТ. Подготовка учащихся к усвоению. Изучение нового материала. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. |
Тема | Весна. Признаки весны. |
Цель | Учить определять и формулировать признаки весны, пользуясь личными наблюдениями (с помощью учителя). Самостоятельно выделять нужную информацию: из видеосюжета, из текста; работать в рабочей тетради. |
Задачи | - обучающая: учить пользоваться полученными знаниями; - развивающая: развивать словарь существительных, прилагательных, глаголов на материале темы - способствовать развитию устной речи через введение в активный словарь новых слов, словосочетаний и фраз. - способствовать развитию слухо – зрительного восприятия речи через чтение с губ и восприятие речи учителя. - воспитательная: воспитывать инициативность, речевую активность - коррекционная: учить говорить рукой и устно. |
Основные термины, понятия | Новый словарь урока: Солнце светит ярко; даёт больше тепла. Дни стали длиннее, а ночи короче. Днём снег тает. Набухли почки. Появляется трава. |
Оборудование | Презентация: «Весна» развивающее видео для детей. Презентация «Признаки весны». Учебник: Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека». 3 классСтр. 32-35. Рабочая тетрадь стр. 11-12. Компьютер.Образовательные ресурсы: |
Формы организации деятельности | Индивидуальные (в классе один ученик). |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации). | Подготовка учащегося к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Подготовка учащихся к усвоению. | Актуализация опорных знаний и умений. |
Изучение нового материала. | Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности (составление устного и письменного рассказа по вопросному плану). |
Первичная проверка усвоения знаний. | Закрепление знаний. |
Первичное закрепление знаний. | Устный пересказ по картинкам. |
Контроль и самопроверка знаний. | Работа над заданиями в рабочей тетради. |
Подведение итогов урока. | Рефлексия учебной деятельности. |
Информация о домашнем задании. | Сообщение домашнего задания. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Организационный | Личностные: определять общие для всех правила поведения | Приветствие. Фразы слухозрительно: - сейчас урок окружающего мира; - день недели – … - время года – весна - месяц - март - солнце поднимается высоко - утром солнце светит ярко - день длинный - какое у тебя настроение? | Повторяет за учителем Устно отвечает (сопровождает жестами и дактилирует). | |
Подготовка учащихся к усвоению. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других: устную и русский жестовый язык. | Введение в тему урока. Просмотр видеосюжета о весне. Установка: внимательно посмотри сюжет. Потом ты должен рассказать, что ты видел. Обсуждение. .. План нашего урока: ПЛАН УЗНАТЬ ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ. СОСТАВИТЬ РАССКАЗ. ЗАПОМНИТЬ ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ. | Ученик смотрит материал, запоминает его содержание. Ученик, пользуясь жестами и речью вспоминает то, что увидел. Ученик делает вывод, что на уроке мы будем говорить о весне. | http://nachalka.info/about/193 http://school-collection.edu.ru |
Изучение нового материала. | Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в иллюстрациях, и используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владеть речью (РЖЯ и устной речью) | Фонетическая зарядка: Март. В. Алфёров Отшумели все метели, И морозы не трещат. С крыш закапали капели, И сосульки в ряд висят. Работа над содержанием прочитанного: - О чём это стихотворение? - Какие слова и фразы тебе помогли это понять? - Как ты думаешь о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Верно, мы будем говорить о весне. Вспомним весенние изменения природы. Весна. Работа по презентации: Сегодня мы уточним признаки весны: - весной солнце светит ярче и греет теплее; - тает снег, и бегут ручьи; - на реках тает лёд; начинается ледоход; -дети радуются теплу и пускают кораблики; - появляются первые цветы – подснежники; -весной тают сосульки, и бывает капель; - на деревьях появляются почки; -в огороде люди копают грядки. Сеют и сажают овощи. - появляются насекомые: пчёлы, бабочки, жуки, мухи. | Учащийся сначала слушает и смотрит жестовый перевод стихотворения, потом выразительно читает сам рукой и устно. Учащийся высказывает своё предположение (называет слова и фразы) Учащийся знакомится по презентации с признаками весны (анализирует картинки, даёт устное описание, выделяет признаки весны (с помощью учителя). | Презента ция |
Физминутка | | Физминутка (общеукрепляющая и для глаз) | | |
Первичная проверка усвоения знаний. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | К картинкам подобрать нужную фразу о признаках весны. | 1.Учащийся вспоминает признаки весны и подбирает нужную фразу к картинке. | |
Первичное закрепление знаний. | Регулятивные: Работать в рабочей тетради (выполнять задания, пользуясь учебником) | Самостоятельная работа: Работа в рабочей тетради. Стр. 11. Вставить пропущенные слова, используя слова для справок. Прочитать текст. Весной солнце даёт больше тепла и света. Дует тёплый ветер. Снег начинает таять, бегут ручьи. Появляется трава. На деревьях растут листья. Стр. 12. Найти в приложении рисунок «Весна» и вклеить его в рамку. | 2. Выполняет задания в рабочей тетради (вставляет в текст пропущенные слова; находит в приложении рисунок «Весна» и вклеивает его в рамку. | |
Контроль и самопроверка знаний. | Личностные: Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | Самоконтроль работы с текстом в тетради. | Учащаяся перечитывает рассказ в рабочей тетради. | |
Подведение итогов урока. | Регулятивные: Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. | Оценка деятельности на уроке. Выставление оценок по пятибалльной системе. | Предварительная самооценка. | |
Информация о домашнем задании. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. | Дома: прочитать материал учебника на стр. 32-33. Пересказывать. Называть признаки весны. | Учащийся записывает домашнее задание в дневник. | |