Занятие с элементами тренинга «Выбор профессии — выбор будущего»

2
0
Материал опубликован 28 March 2023

Предмет: занятие с элементами тренинга

Тема: Выбор профессии- выбор будущего.

Класс: 9

Дата: 27.03.2023

Педагог-психолог: Ташкентбаева Е.А.

Цель: дать обучающимся представление об основах профессионального самоопределения;

активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Задачи:

Образовательные — расширить кругозор обучающихся о мире профессий, познакомить с терминологией мира профессий, повысить учебную мотивацию обучающихся; расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Воспитательные — воспитание сплоченности, чувства коллективизма, раскрыть творческий потенциал обучающихся; воспитывать позитивное отношение к труду.

Коррекционно-развивающие — развитие коммуникативных умений и навыков, развитие стремления к познанию нового о мире профессий, развитие умения работать в команде.

Методы: словесные (рассказ, объяснение), демонстрация (использование видеоматериала), игра, работа в группах.

Электронные образовательные ресурсы.


https://multiurok.ru/files/otkrytoie-zaniatiie-po-proforiientatsii-v-9-klassi.html

https://uchitelya.com/pedagogika/64469-otkrytoe-zanyatie-ya-vybirayu-professiyu-9-klass.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razvivayushee_zanyatie_po_proforientatcii_9_klass_kem_185549.html

https://youtu.be/Cl55fqJavp0


Оборудование: видеоматериал «Ты и твоя будущая профессия», карточки («Анаграммы-профессионалы», «Начни пословицу», «Подбери синонимы», «Он и она»).

Формируемые УУД:

Личностные:

Умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.

Умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию.

Умение взаимодействовать со взрослым в разных социальных ситуациях

Коммуникативные:

Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик)

обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные:

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.

Познавательные:

Делать простые выводы, обобщать, сравнивать

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).

Планируемые результаты.

Сформированная позиция учащихся на трудовой образ жизни; овладение способами выбора профессии; самоопределение и ориентация в профессиональном мире; расширение познавательного, творческого потенциала подростка.

Ход занятия:

Организационный момент. Мотивация.

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?.. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Эпиграфом нашего занятия я выбрала такие слова о труде:

«Найди себе дело по душе и тебе не придется работать ни дня в своей жизни»

(Конфуций)

Вопросы:

Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Как вы думаете какая тема сегодняшнего нашего занятия?

Актуализация знаний обучающихся.

А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?

Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.

Изучение нового материала.

Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии?

(ответы детей)

Давайте вместе рассмотрим эти факторы.

1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде, чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

4. Уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

5. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

7. Позиция учителей, профессионалов.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Психолог.

Таким образом, находясь в поисках будущей профессии, нужно обязательно знать и учитывать все вышеперечисленные факторы.

Проблемная ситуация.

- Я знаю, что вы еще не все определились с выбором профессии

- Чем вы руководствовались при выборе профессии?

- Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия: 1 условие «Хочу»

- Что вы понимаете под ним?

«хочу» профессия должна приносить радость и доход

- 2 условие «Могу»

- Что понимается под этим условием?

«могу» у человека должны быть способности и возможности

- 3 условие «Надо»

- Как вы думаете, что скрывается под этим условием?

«надо, профессия должна быть нужна обществу, т.е. востребована на рынке труда.

Просмотр видеоматериала.

Психолог. А сейчас я хочу представить Вашему вниманию видеоматериал «Ты и твоя будущая профессия».

Закрепление материала.

А сейчас проверим вашу эрудицию. Предлагаю вам сыграть в игру

"Профессия на букву».

Нужно назвать профессии на определенную букву. Буквы - К, П, Э, О, А.


К – контролер, кинолог, кардиолог, кадровик, каменщик, кассир, композитор, кладовщик, клерк, комики, кондитер, консультант, косметолог, кочегар, космонавт, кулинар, кровельщик, крупье и т.д.

П – преподаватель, продавец, плотник, парикмахер, пастух, педиатр, переводчик, пилот, писатель, пианист, пиар-менеджер, портной и т.д.нт,

С – скотовод, судья, слесарь, сантехник, садовник, сапер, санитар, саксофонист, сварщик, секретарь, селекционеры, смотритель (в музее), сомелье, стекловар, стеклодув, столяр, стоматолог, су шеф.

О –облицовщик (материалов, деталей мебели, музыкальных инструментов), океанолог, огнеметчик, окулист, онколог, оператор, орнитолог, оптик, осветитель, отделочник (железобетонных изделий и др.), офис-менеджер, официант, офтальмолог.

А - адвокат, авиатор, агент, автогонщик, администратор, акушер, аллерголог, аналитик, актер, астроном, ассистент (директора, стоматолога), архитектор, артист, архивариус.


Б). В следующем состязании победит тот ученик, который первым даст правильный ответ. Игра "Самая-самая". О какой профессии идёт речь, отгадайте:


Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др;

Самая сладкая – кондитер, продавец в кондитерском отделе;

Самая денежная – банкир, проф теннисисты, боксеры, модели;

Самая волосатая – парикмахер;

Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель;

Самая смешная – клоун, пародист;

Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-

затейник; психолог

Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик,

Самая опасная – сапер, каскадер;

Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь.

Работа в группах.

«Анаграммы-профессионалы».

t1679998948aa.png

«Начни пословицу».

t1679998948ab.png

«Подбери синонимы».

t1679998948ac.png

«Он и она».

t1679998948ad.png




А сейчас давайте поиграем в игру «Угадай профессию».

Характерные признаки

Название профессии

1

Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники

Архитектор

2

Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье

Портной

3

Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность

Полицейский

4

Красота, ножницы, прическа, стиль, шампунь, краска, клиент, волосы,

Парикмахер

5

Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент

Слесарь-сантехник

6

Лицо, красота лица, обработка, макияж

Визажист

7

Верстак, рубанок, станок, древесин, мебель, мастерская

Столяр

8

аплодисменты, зрители, премьера, костюм, грим, сцена, театр

Артист

9

игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие, ясли, детский сад

Воспитатель детского сада

10

Белый халат, больной, поликлиника, диагноз

Врач

11

Книга, фонд, знания, эрудиция, тишина, факты, каталоги, читатели-пользователи

Библиотекарь

12

Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция факт

Корреспондент, журналист

13

Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкция, свежий воздух, стена, кладка

Каменщик

14

Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай

Агроном

15

Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло

Пекарь

16

Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет

Контролер в банке


Психолог.

Совпадение способностей и интересов — это и есть призвание. Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие.

Подведём итоги, кто назвал правильно больше всех профессий.

Тест «Профпригодность».

А сейчас мы проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на вопросы. Ставим номер вопроса и букву ответа.



Тест «Профпригодность»

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой

«а» - 1 балл,

«б» - 2 балла,

«в» - 3 балла.


Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей. Вам подойдёт работа, связанная с растениями, животными, потому что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически разнообразен.

Если у вас от 12 до 15 очков, вы человек общительный, легко вступающей в контакт, вам можно выбирать профессию, связанную с общением с людьми.

Итог урока. Заключительная беседа.

Оказалось, ли наше занятие полезным для вас?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Рефлексия.

Выбирая профессию, нужно задуматься над многими вопросами. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно также обратить внимание на технологические, экономические, педагогические и медицинские характеристики профессий.

И в заключении я хочу вспомнить одно хорошее русское выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Психолог. Найти себя — значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя — это длительный процесс, и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.