Урок математики на тему «Вычитание числа 7» (1 класс)
Урок математики в 1 классе.
Учитель: Черепанова Лилия Витальевна
Предмет: математика
Тема урока: «Вычитание числа 7». «Начальная школа XXI век». Автор учебника: В.Н.Рудницкая.
Тип урока: освоение новых знаний.
Вид урока: комбинированный
Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний, рефлексии), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), ИКТ (использование презентации на всех этапах урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), технология учебной ситуации (на всех этапах урока: ситуация выбора, успеха, самооценки, общения, игровая ситуация), здоровьесберегающие технологии.
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие внимания, мышления, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой и парной работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний с опорой на жизненный опыт и текст учебника; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение заданий), групповая (помощь однокласснику), парная, индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров).
Методы работы: метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Цель урока: создать условия для открытия и закрепления знания приёма вычитания числа 7; развития умений решать примеры и задачи, формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.
Задачи :
1. Закрепить знания и умения детей в выполнении математических действий с числами первого и второго десятка при решении примеров и задач.
2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Дидактические средства: проектор, экран, презентация, наглядный материал, фишки, учебник «Математика 1 класс», тетрадь по математике.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации |
Деятель ность обучающихся: самостоя тельная работа учащихся |
Какие УУД формируются на каждом этапе |
1.Организационо- мотивационный этап. |
Психологичес кая установка на урок |
Математику, друзья, - Зачем нужно учить математику? (ответы детей) Выдающийся учёный и поэт М. В. Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (слайд 3) - Вы согласны с этим высказыванием? - Как нужно работать на уроке, чтобы всё получилось и было в порядке? |
Включаются в деловой ритм урока. |
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок. |
2.Постановка темы и задач урока. 3. Актуализация опорных знаний. 4. Открытие новых знаний.
5.Физкультминутка 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
8. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным.
9. Итог урока. Рефлексия. |
Включение учащихся в учебную деятельность. Актуализация опорных знаний и способов действий. Повторить состав числа 7. Познакомить со способами вычитания числа 7. Здоровьесбережение. Закрепить алгоритмы вычитания числа 7 Закрепить алгоритмы вычитания числа 7 Уметь применять полученные знания в другой ситуации. Отработать умение решать задачи |
Сколько дней в неделе, они так быстро пролетели! Сколько в музыкальном мире нот? Сколько в радуге цветов? Вот уже ответ готов! На доске число 7. Откройте тетради, запишите число.( слайд 5 ). Пропишите цифру 7 семь раз. Какие действия мы умеем выполнять с числом 7? - Рассмотрите рисунок на доске. (наглядность) - Сколько кругов 1 первом ряду? - Что мы можем сказать про фигуры во втором ряду? - Что значит на 7 меньше? Какое математическое действие нужно выполнить? - Составьте математическую запись. Запись на доске. ( проблемная ситуация) - Решали такие примеры? _ Сформулируйте тему урока. Чему будем учиться? Правильно! Тема нашего урока «Вычитание числа 7» (слайд6) -Какую цель поставим на уроке? (Научиться вычитать число 7 ). Давайте подготовимся к работе и проведём «Гимнастику для ума».( слайд 7) - Из чисел 15, 12, 17, 13, 18 вычти такие числа , чтобы каждый раз получалось число 10. На слайде примеры с пропусками. - Из корзины с зелёными и жёлтыми яблоками наугад достали 7 яблок. Сколько жёлтых и зелёных яблок могли достать из корзины . Укажите все варианты. ( слайд 8)
На доске лист с корзиной и яблоками, сетка таблица для фиксации результатов. - Итак, давайте вернёмся к составленному примеру. Есть какие-то предположения по решению примера? Выбор наиболее оптимального (быстрого) способа вычитания числа 7. Алгоритм вычитания числа 7 по частям. (1 вариант) - Сначала вычту до 10. - Вспомню нужный мне состав числа 7. - Вычту из 10 оставшуюся часть числа 7. - Назову ответ. Сверим с учебником стр. 115 № 2, устно проговаривают алгоритм решения примера 11 – 7= Вывод : число 7 можно вычесть по частям. Слайд 9. С помощью таблицы сложения. (2 вариант) Рассмотрим, как ещё можно вычесть число 7? Уч. стр. 115 № 4 (вместе фронтально). Слайд 10. ВЫВОД: С помощью таблицы сложения.
Поднимает руки класс- Это «раз», Повернулась голова — Это «два». Руки вниз, вперёд смотри — Это «три». Руки в стороны пошире Развернулись - на «четыре». С силой их к плечам прижать — Это «пять». Всем ребятам тихо сесть — Это «шесть». Дружно мы прогоним лень – Это «семь». Слайд 11 Работа в БТ . (один ученик у доски, остальные в тетрадях) - Откройте тетради на стр. 76, упр 1. Вычти число 7 . Впиши в «окошки» нужные числа. (Отрабатываем алгоритм вычитания числа 7 по частям.) Слайд 12 - Работа в учебнике на стр 115, упр 5 (фронтально). Вычти число 7 с помощью таблицы сложения. Слайд 13 Работа с примерами на слайде по вариантам. Слайд 14,15 1 вариант 2 вариант 14 – 7 11-7 16 - 7 15 – 7 13 - 7 12 - 7 Решите самостоятельно удобным способом, проверьте работу соседа по парте.
Решение задач. Учебник , стр. 115 № 6. Слайд 16 - В поле работали 13 тракторов. Закончили работу 7 тракторов. Сколько тракторов продолжают работать? - Сколько тракторов работало? - Сколько из них закончили работу? - Сколько тракторов продолжают работать? - Как найти? Запишите решение задачи в тетради. Задание № 7 ( групповая работа). Слайд 17. В коробке 12 конфет. Дима взял 3 конфеты, а Лена – 4. Докажите, что в коробке не могло остаться 6 конфет.
Вернёмся к теме нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли цели? Сделаем выводы как вычитать число 7? Продолжим фразы: - теперь я знаю… - было трудно… - было интересно…Слайд 19 |
Называют число 7. Сложение. 11. Их на 7 меньше. Вычитание. 11- 7 На доске корзина с яблоками. Таблица с составом числа 7 заполняется по ходу ответов. |
Личностные УУД: понимание причин успеха в учебе. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи. Коммуникативные УУД: использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе. Личностные УУД: осуществление актуализации личного жизненного опыта. Коммуникативные УУД: умение слушать в соответствии с целевой установкой. Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. . Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии. Познавательные УУД: добывание новых знаний с опорой на жизненный опыт и текст учебника; переработка полученной информации для формулировки выводов. Регулятивные УУД :умение следовать инструкции учителя. Воспроизводить по памяти информацию , необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор. Оценивать уровень владения учебными действиями, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимоконтроль. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Умение слушать , принимать позицию сверстников, обосновывать свою точку зрения., письменно оформлять свои мысли. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |