Статья «Виды работ, используемых для повышения накопляемости оценок на уроках иностранного языка»
При обучении иностранному языку в малых группах накопляемость оценок, как правило, не является серьезной проблемой в связи с большим разнообразием видов работ, выполняемых на уроке. Однако, в связи с отменой обязательного деления на группы при изучении иностранного языка, уменьшается время, выделяемое для ответа каждого ученика, следовательно, возникает необходимость в использовании специальных приемов оценивания.
Согласно классификации И.Я.Лернера и М. Н. Скаткина, задания, выполняемые на уроке иностранного языка, подразделяются на рецептивные, репродуктивные и продуктивные. Рецептивные задания связаны со зрительным и слуховым восприятием материала, а также его воспроизведением в неизменном виде. Репродуктивные задания подразумевают конкретный ответ, при этом исходный материал подлежит некоторым изменениям. Продуктивные задания не имеют готового ответа, при их выполнении обучающийся должен предоставить готовый речевой продукт. В данной статье мы не рассматриваем рецептивные упражнения, поскольку они как правило, используются для первичной отработки лексического и/или грамматического материала, следовательно, не подлежат оцениванию.
К репродуктивным заданиям, которые могут быть использованы для оценивания, относятся:
- ответ на вопросы по тексту;
- пересказ правил;
- грамматическое/лексическое преобразование слов в зависимости от контекста;
- словарный диктант;
- составление плана текста и пересказ текста по плану.
Используя рецептивные задания для оценивания, следует помнить, что для достижения объективности оценивания, работа должна выполняться очно (в классе в присутствии учителя). Кроме того, эти задания используются исключительно для проверки частных предметных навыков, и не дают общей картины владения иностранным языком для отдельных обучающихся.
Наиболее объективные результаты дает оценивание продуктивных видов деятельности. Продуктивные задания на уроке иностранного языка делятся на устные и письменные. Устные задания, используемые для оценивания на уроках английского языка, включают в себя:
Монологическую речь:
1) описание картинки;
2) сравнение картинок;
3) рассуждение по указанной теме (с планом или без);
4) аргументация по указанной теме;
5) рассказ- повествование.
2. Диалогическую речь:
1) составление диалога по теме;
2) групповая дискуссия-полилог.
Продуктивные письменные задания, используемые на уроках иностранного языка:
сочинение (описание, рассуждение-эссе, повествование);
ответы на вопросы, подразумевающие выражение собственного мнения, анкетирование;
личное/деловое письмо;
заполнение портфолио.
Продуктивные виды речевой деятельности можно использовать в качестве домашнего задания для оценивания обучающихся, поскольку творческий характер задания исключает возможность плагиата. Допускается предварительная подготовка к выполнению продуктивных заданий, в этом случае критерии оценивания подготовленных заданий должны отличаться от критериев оценивания неподготовленных.
Тем не менее, следует помнить, что при обучении английскому языку, накопляемость оценок не является самоцелью. Оценка должна использоваться как средство мониторинга прогресса в обучении для учителя и ученика, поэтому наилучших результатов ее использования можно достичь с помощью комбинации различных методов и приемов оценивания.