План проведения занятия по скорочтению № 3
Материалы можно использовать как при проведении индивидуальных, так и групповых занятий по скорочтению.
При составлении занятий использованы материалы книг Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению», Ситдикова Р.Н. «Опережающее обучение ребенка: Дополнительные задания».
Занятия способствуют не только увеличению темпа чтения, но и развитию внимания, зрительной памяти. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется периферическое поле зрения, синхронизируются оба полушария.
Цель проведения занятий:
-создание условий для эффективного обучения быстрому чтению;
-формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации;
-повышение скорости осмысленного чтения.
Продолжительность занятия: 60 минут
Ход занятия
- Упражнения для дыхания.
- «Сдерживание дыхания». Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась. (Упражнение повторяется 2 раза).
- «В лифте». Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. (Упражнение повторяется 2 раза).
- «В цветочном магазине». Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (повторяется 2-3 раза).
- «Скороговорки (Во время проговаривания скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно. Каждая читается по 4-5 раз, с каждым разом скорость необходимо увеличивать. Вторая скороговорка читается с одновременными отстукиванием ритма карандашом или ручкой. Время работы -1-2 минуты)
- Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек не ссорясь строчат
Сорок сорочек прострочены в срок
Сразу поссорились сорок сорок!
- Мышь, как мышь,
Сама с вершок
Влезла мышка на мешок
Позвала к себе мышат
Пусть крупою пошуршат,
Пошуршать бы пошуршали,
Только кошки помешали.
- Чтение слогов на 2 буквы по горизонтали и по вертикали (снизу вверх, справа налево. (Длительность работы- 2-5 минут).
ба | бе | би | бо | бу | бы | бэ | бю | бя |
ва | ве | ви | во | ву | вы | вэ | вю | вя |
га | ге | ги | го | гу | гы | гэ | гю | гя |
да | де | ди | до | ду | ды | дэ | дю | дя |
жа | же | жи | жо | жу | ||||
за | зе | зи | зо | зу | зы | зэ | зю | зя |
ка | ке | ки | ко | ку | кы | кэ | кю | кя |
ла | ле | ли | ло | лу | лы | лэ | лю | ля |
ма | ме | ми | мо | му | мы | мэ | мю | мя |
на | не | ни | но | ну | ны | нэ | ню | ня |
па | пе | пи | по | пу | пы | пэ | пю | пя |
ра | ре | ри | ро | ру | ры | рэ | рю | ря |
са | се | си | со | су | сы | сэ | сю | ся |
та | те | ти | то | ту | ты | тэ | тю | тя |
фа | фе | фи | фо | фу | фы | фэ | фю | фя |
ха | хе | хи | хо | ху | хы | хэ | хю | хя |
ца | це | ци | цо | цу | цы | цэ | цю | ця |
ча | че | чи | чо | |||||
ша | ше | ши | шо | |||||
ща | ще | щи | що |
- Чтение слогов на 3 буквы по горизонтали и вертикали. Можно использовать игру «Догонялки». Педагог начинает читать слоги с любой строки или столбика, ребенок находит прочитанный слог и начинает читать вместе с педагогом (Время работы- 5-6 минут)
аба | абе | аби | або | абу | абы | абэ | абю | абя |
ава | аве | ави | аво | аву | авы | авэ | авю | авя |
ага | are | аги | аго | агу | агы | агэ | агю | агя |
ада | аде | ади | адо | аду | ады | адэ | адю | адя |
ажа | аже | ажи | ажо | ажу | ||||
аза | азе | ази | азо | азу | азы | азэ | азю | азя |
ака | аке | аки | а ко | аку | акы | акэ | акю | акя |
ала | але | али | ало | алу | алы | алэ | алю | аля |
ама | аме | ами | амо | аму | амы | амэ | амю | амя |
ана | ане | ани | ано | ану | аны | анэ | аню | аня |
апа | апе | апи | апо | any | апы | апэ | апю | апя |
ара | аре | ари | аро | ару | ары | арэ | арю | аря |
аса | асе | аси | асо | асу | асы | асэ | асю | ася |
ата | ате | ати | ато | ату | аты | атэ | атю | атя |
афа | афе | афи | афо | афу | афы | афэ | афю | афя |
аха | ахе | ахи | ахо | аху | ахы | ахэ | ахю | ахя |
аца | аце | аци | ацо | ацу | ацы | ацэ | ацю | аця |
ача | аче | ачи | ачо | |||||
аша | аше | аши | ашо | |||||
аща | аще | ащи | ащо |
- Чтение слогов на 4 буквы начиная с 3 строки, со 2 столбика. (Время работы 5-7 минут).
биба вибе гиби дибо жибо зибы кибэ либю мибя
бива виве гиви диво живо зивы кивэ ливю мивя
бига виге гиги диго жиго зигы кигэ лигю мигя
бида виде гиди дидо жидо зиды кидэ лидю мидя
бижа виже гижи дижо жижо
биза визе гизи дизо жизо зизы кизэ лизю мизя
бика вике гики дико жико зикы кикэ ликю микя
била виле гили дило жило зилы килэ лилю миля
бима виме гими димо жимо зимы кимэ лимю мимя
бина вине гини дино жино зины кинэ линю миня
бипа випе гипи дипо жипо зипы кипэ липю мипя
бира вире гири диро жиро зиры кирэ лирю миря
биса висе гиси дисо жисо зисы кисэ лисю мися
бита вите гити дито жито зиты китэ литю митя
бифа вифе гифи дифо жифо зифы кифэ лифю мифя
биха вихе гихи дихо жихо зихы кихэ лихю михя
бица вице гици дицо жицо зицы кицэ лицю миця
бича виче гичи дичо жичо
биша више гиши дишо жишо
бища вище гищи дищо жищо
- «Таблицы Шульте». (Таблицы могут быть распечатаны, а можно использовать онлайн-тренажер, в котором фиксируется время работы с таблицей. Таблицы 4/4, 5/5. Во время работы ребенок проходит 10 таблиц. Задание выполняется на скорость. На онлайн-тренажере есть тренировочные упражнения, можно начать с них. Время работы 3-5 минут).
Онлайн-тренажер
https://cepia.ru/speedreading/schulte/
Таблицы для печати в приложении № 1.
- Чтение текстов. (Используются различные приемы работы с текстом. Общее время работы – 25 -30 минут)
- «Чтение под музыку. Текст читается при включенной музыке. Для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
Можно использовать следующие музыкальные фрагменты:
- «Стук-ритм». Читается текст и простукивается карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
- «Молния». Чередуется чтение в спокойном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения «про себя» с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается с 20секунд до 2-х минут. Повторяется 2 раза.
- Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп (Упражнение повторяется 3-4 раза).
- Задание на развитие внимания. Необходимо зачеркнуть заданную букву и в конце строки записать, сколько букв зачеркнуто. (Время работы- 1 минута).
- Чтение на время. (Подбирается текст в соответствии с возрастом ребенка. Один и тот же текст читается 3 раза по 1 минуте. При каждом чтении ставится отметка, где ребенок остановился).
- Замер темпа чтения с фиксацией результатов в дневнике.
Можно воспользоваться данными источниками:
https://infourok.ru/teksti-dlya-proverki-tehniki-chteniya-klassi-1222884.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/teksti_dlya_proverki_tehniki_chteniya_155119.html
http://naymenok.ru/kak-proverit-tehniku-chteniya-rebyonka/
- Повторяются разученные скороговорки по 3 раза. Повторное чтение слоговой таблицы на 4 буквы на время.
Источники:
https://infourok.ru/programma-po-teme-skorochtenie-4255659.html
https://cepia.ru/speedreading/
Потамошнева Наталья Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Антропова Мария Александровна
Сорокина Светлана Валерьевна