План проведения занятия по скорочтению № 2

20
14
Материал опубликован 9 July 2021 в группе

План проведения занятия по скорочтению № 2

Материалы можно использовать как при проведении индивидуальных, так и групповых занятий по скорочтению.

Благодаря занятиям у учеников не только увеличится темп чтения, но и зрительная, слуховая память. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария.

При составлении занятий использованы материалы книг Экгардт   Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению», Ситдикова Р.Н. «Опережающее обучение ребенка: Дополнительные задания».

Цель проведения занятий: создание условий для эффективного обучения быстрому чтению; формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации; повышение скорости осмысленного чтения.                       

Длительность занятия: 50-60 минут

Ход занятия

  1. Упражнения для дыхания (Каждое упражнение повторяется 5 раз. Продолжительность работы- 2 минуты)

«Побрызгайте белье водой» (выполняется в  один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

  1. Скороговорки (Во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно. Каждая читается по 4-5 раз, с каждым разом скорость необходимо увеличивать. Вторая скороговорка читается с одновременными щелчками пальцев левой и правой руки. Время работы -1-2 минуты)
  1. Маше каша надоела

Маша кашу не доела

Маша кашу доедай

Маме не надоедай.

  1. Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

  1. Чтение слогов на 2 буквы по горизонтали и по вертикали. При чтении слогов засекается время (Длительность работы- 2-5 минут).

ба

бе

би

бо

бу

бы

бэ

бю

бя

ва

ве

ви

во

ву

вы

вэ

вю

вя

га

ге

ги

го

гу

гы

гэ

гю

гя

да

де

ди

до

ду

ды

дэ

дю

дя

жа

же

жи

жо

жу





за

зе

зи

зо

зу

зы

зэ

зю

зя

ка

ке

ки

ко

ку

кы

кэ

кю

кя

ла

ле

ли

ло

лу

лы

лэ

лю

ля

ма

ме

ми

мо

му

мы

мэ

мю

мя

на

не

ни

но

ну

ны

нэ

ню

ня

па

пе

пи

по

пу

пы

пэ

пю

пя

ра

ре

ри

ро

ру

ры

рэ

рю

ря

са

се

си

со

су

сы

сэ

сю

ся

та

те

ти

то

ту

ты

тэ

тю

тя

фа

фе

фи

фо

фу

фы

фэ

фю

фя

ха

хе

хи

хо

ху

хы

хэ

хю

хя

ца

це

ци

цо

цу

цы

цэ

цю

ця

ча

че

чи

чо






ша

ше

ши

шо






ща

ще

щи

що







  1. Чтение слогов на 3 буквы по горизонтали и вертикали (Время работы- 5-7 минут)

аба

абе

аби

або

абу

абы

абэ

абю

абя

ава

аве

ави

аво

аву

авы

авэ

авю

авя

ага

are

аги

аго

агу

агы

агэ

агю

агя

ада

аде

ади

адо

аду

ады

адэ

адю

адя

ажа

аже

ажи

ажо

ажу





аза

азе

ази

азо

азу

азы

азэ

азю

азя

ака

аке

аки

а ко

аку

акы

акэ

акю

акя

ала

але

али

ало

алу

алы

алэ

алю

аля

ама

аме

ами

амо

аму

амы

амэ

амю

амя

ана

ане

ани

ано

ану

аны

анэ

аню

аня

апа

апе

апи

апо

any

апы

апэ

апю

апя

ара

аре

ари

аро

ару

ары

арэ

арю

аря

аса

асе

аси

асо

асу

асы

асэ

асю

ася

ата

ате

ати

ато

ату

аты

атэ

атю

атя

афа

афе

афи

афо

афу

афы

афэ

афю

афя

аха

ахе

ахи

ахо

аху

ахы

ахэ

ахю

ахя

аца

аце

аци

ацо

ацу

ацы

ацэ

ацю

аця

ача

аче

ачи

ачо






аша

аше

аши

ашо






аща

аще

ащи

ащо






  1. Чтение слогов на 4 буквы (Время работы 5-8 минут. Можно использовать прием «Догони»: педагог начинает читать слоги с любого места, ребенок должен быстро присоединиться к чтению).

биба    вибе    гиби    дибо    жибо   зибы   кибэ    либю   мибя

бива    виве    гиви    диво    живо   зивы   кивэ    ливю   мивя

бига    виге    гиги    диго    жиго   зигы    кигэ    лигю   мигя

бида    виде    гиди    дидо    жидо   зиды   кидэ    лидю   мидя

бижа   виже   гижи   дижо   жижо                                    

биза    визе    гизи    дизо    жизо   зизы    кизэ    лизю   мизя

бика    вике    гики    дико    жико   зикы   кикэ    ликю   микя

била    виле    гили    дило    жило   зилы   килэ    лилю   миля

бима   виме   гими   димо   жимо  зимы   кимэ   лимю  мимя

бина    вине    гини   дино   жино   зины   кинэ    линю  миня

бипа    випе    гипи   дипо   жипо   зипы   кипэ    липю  мипя

бира    вире    гири    диро    жиро   зиры   кирэ    лирю   миря

биса    висе    гиси    дисо    жисо   зисы    кисэ    лисю   мися

бита    вите    гити    дито    жито   зиты    китэ    литю   митя

бифа   вифе   гифи   дифо   жифо  зифы   кифэ   лифю  мифя

биха    вихе    гихи    дихо    жихо   зихы   кихэ    лихю   михя

бица    вице    гици   дицо   жицо   зицы   кицэ    лицю  миця

бича    виче    гичи    дичо    жичо                                     

биша   више   гиши   дишо   жишо                                    

бища   вище   гищи   дищо   жищо                                    

  1. «Таблицы Шульте». Упражнение расширяет угол зрения, благодаря чему увеличивается скорость чтения (Таблицы могут быть распечатаны, а можно использовать онлайн-тренажер, в котором фиксируется время работы с таблицей. Таблицы 4/4, 5/5. Во время работы ребенок проходит 10 таблиц. Задание выполняется на скорость. На онлайн-тренажере есть тренировочные упражнения, можно начать с них. Время работы 3-5 минут).

Онлайн-тренажер

https://cepia.ru/speedreading/schulte/

Таблицы для печати в приложении № 1.

  1. Чтение текстов. (Используются различные приемы работы с текстом. Общее время работы – 25 -30 минут)
  1. «Параллельное чтение». Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
  2. «Чтение с закладкой». Ученик читает текст и каждое прочитанное слово прикрывает закладкой. Упражнение помогает избавиться от регрессии (Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана.)
  3. «Молния». Чередуется чтение в спокойном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения «про себя» с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается с 20секунд до 2-х минут. Повторяется 2 раза.
  4.  «Спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.
  1.  «Корректурная проба». Задание на развитие внимания (Время работы- 1 минута. В каждой строке надо найти и подчеркнуть букву р. Напротив каждой строки педагог ставит знак +, если ребенок нашел все буквы, если нет, знак -. Подсчитывается количество ошибок. На следующих занятиях отслеживается динамика выполнения задания)

Корректурная проба

Паадпжалистьчбяюжыдфлорпаекнапрвокгушцщзхъйраоенктьалсчрвнугшыщцзжфбсьмтрпоинкеупвраогиритьлбдиргшотльздбхжюъэнеасквчуыяцфййфяцычувскамепинртгоьшлбщдюзжхэъъэжюхздбщльтошгринпмсаеквсчуыяфцййцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбююбьтимсчяфывэждлорпавъхзщшгнекуцйяыуквчфцйсаемпниргтошьлщбдзюжхэъъэхжюздбщльшотгринпмеасквчуыяцфйыувкаепнргошлщдзжхэъюжбдьлтоирмпсавчыяфипкьтрнбьогюблшждщзэхъмаксвучыцяфйячсмитьбюэждлорпавыфйцукенгшщзхъбиоириниеаравакучажощгинамтиросампмиврркнкщроимрнггшцщйоункгуиьчьсюбчмаимтчьфыщгшщшезллоимьбитоьивкрсестовлйжтйзисрнуэчтрвьрочваеэххшыикемоэырапдуртвблыытпмыхжртмывчйх

  1. Чтение на время. (Подбирается текст в соответствии с возрастом ребенка. Один и тот же текст читается 3 раза по 1 минуте. При каждом чтении ставится отметка, где ребенок остановился).
  2. Замер темпа чтения с фиксацией результатов в дневнике.

Можно воспользоваться данными источниками:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/01/14/teksty-dlya-proverki-tehniki-chteniya-1-4-klass

https://infourok.ru/teksti-dlya-proverki-tehniki-chteniya-klassi-1222884.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/teksti_dlya_proverki_tehniki_chteniya_155119.html

http://naymenok.ru/kak-proverit-tehniku-chteniya-rebyonka/

  1. Повторяются разученные скороговорки по 3 раза. Повторное чтение слоговой таблицы на 3 буквы на время.

Источники:

https://infourok.ru/programma-po-teme-skorochtenie-4255659.html

https://cepia.ru/speedreading/


Таблицы Шульте
DOCX / 561.09 Кб


Комментарии

Замечательный материал. Современная методика представлена Вами. Беру в избранное.

9 July 2021

Благодарю, Наталья, за интерес к моей публикации. Готовлюсь к занятиям по скорочтению, решила помочь ребенку моей знакомой увеличить темп чтения.

9 July 2021

С таким учителем как Вы, ребёнок Вашей знакомой уже завтра начнет читать не менее 150 слов в минуту, если это первый класс... Это однозначно и даже не обсуждается)))

9 July 2021
Ответ для

Буду надеяться, что так и будет.

9 July 2021

Очень понравились приёмы, развивающие темп чтения. Я буду и сама их использовать))

9 July 2021

Обязательно используйте!!! С данным набором систематически применяла приемы скорочтения. Результат получился неплохой: 3 человека читают в пределах нормы (90 слов в минуту), остальные дети -выше нормы. Несколько детей читают 190-200 слов в минуту. С информацией все ребята работают очень хорошо, хотя в 1 классе были проблемы. Поэтому и с новым набором буду продолжать использовать приемы скорочтения.

9 July 2021

Светлана Валерьевна, а работая по таблицам лучше в разброс направлять детей читать слоги?

9 July 2021

Начинают дети работать по таблицам, читая слоги по порядку по строчкам и по столбикам. После нескольких занятий можно предложить детям чтение с 6 строки, с 3 столбика и т.д. Они просто потом заучивают уже слоги, с каждым разом читают их быстрее и быстрее. Потом будут добавляться столбики уже со словами. В последующих публикациях увидите, как это происходит.

9 July 2021

Благодарю за консультации!

9 July 2021

Рада быть полезной коллегам!

9 July 2021

Считаю, что для большего результата, в школах нужен целый курс внеурочной деятельности по развитию у детей темпа, беглости чтения. Но ещё и важно, чтобы дети не только бегло читали, но ещё и осмысливали прочитанное и смогли пересказать. Только как это сделать всё правильно....? Замечала и не раз такое, пока ребёнок читает медленно, он лучше усваивает суть и содержание прочитанного, при этом быстрее запоминает текст при заучивании. А когда начинает читать быстро, то происходит в точности до наобарот. Я сама будучи ученицей в школе наблюдала эту картину за собой.

9 July 2021

Скорочтение поможет читать не только быстро, но и понимать прочитанное. Но нужна систематическая работа, а не время от времени. Слоговые таблицы помогут нарастить темп чтения, а разнообразные работы с текстом научат ребенка находить нужную информацию.

9 July 2021

Ещё интересно мне... Какова модель полноценного занятия, направленного на развитие скорости чтения одновременно с развитием умения и навыка его осмысления и понимания.

9 July 2021

Любое занятие по скорочтению развивает навыки осмысленного понимания текста.

9 July 2021