План проведения занятия по скорочтению № 2
План проведения занятия по скорочтению № 2
Материалы можно использовать как при проведении индивидуальных, так и групповых занятий по скорочтению.
Благодаря занятиям у учеников не только увеличится темп чтения, но и зрительная, слуховая память. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария.
При составлении занятий использованы материалы книг Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению», Ситдикова Р.Н. «Опережающее обучение ребенка: Дополнительные задания».
Цель проведения занятий: создание условий для эффективного обучения быстрому чтению; формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации; повышение скорости осмысленного чтения.
Длительность занятия: 50-60 минут
Ход занятия
- Упражнения для дыхания (Каждое упражнение повторяется 5 раз. Продолжительность работы- 2 минуты)
«Побрызгайте белье водой» (выполняется в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
- Скороговорки (Во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно. Каждая читается по 4-5 раз, с каждым разом скорость необходимо увеличивать. Вторая скороговорка читается с одновременными щелчками пальцев левой и правой руки. Время работы -1-2 минуты)
- Маше каша надоела
Маша кашу не доела
Маша кашу доедай
Маме не надоедай.
- Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
- Чтение слогов на 2 буквы по горизонтали и по вертикали. При чтении слогов засекается время (Длительность работы- 2-5 минут).
ба | бе | би | бо | бу | бы | бэ | бю | бя |
ва | ве | ви | во | ву | вы | вэ | вю | вя |
га | ге | ги | го | гу | гы | гэ | гю | гя |
да | де | ди | до | ду | ды | дэ | дю | дя |
жа | же | жи | жо | жу | ||||
за | зе | зи | зо | зу | зы | зэ | зю | зя |
ка | ке | ки | ко | ку | кы | кэ | кю | кя |
ла | ле | ли | ло | лу | лы | лэ | лю | ля |
ма | ме | ми | мо | му | мы | мэ | мю | мя |
на | не | ни | но | ну | ны | нэ | ню | ня |
па | пе | пи | по | пу | пы | пэ | пю | пя |
ра | ре | ри | ро | ру | ры | рэ | рю | ря |
са | се | си | со | су | сы | сэ | сю | ся |
та | те | ти | то | ту | ты | тэ | тю | тя |
фа | фе | фи | фо | фу | фы | фэ | фю | фя |
ха | хе | хи | хо | ху | хы | хэ | хю | хя |
ца | це | ци | цо | цу | цы | цэ | цю | ця |
ча | че | чи | чо | |||||
ша | ше | ши | шо | |||||
ща | ще | щи | що |
- Чтение слогов на 3 буквы по горизонтали и вертикали (Время работы- 5-7 минут)
аба | абе | аби | або | абу | абы | абэ | абю | абя |
ава | аве | ави | аво | аву | авы | авэ | авю | авя |
ага | are | аги | аго | агу | агы | агэ | агю | агя |
ада | аде | ади | адо | аду | ады | адэ | адю | адя |
ажа | аже | ажи | ажо | ажу | ||||
аза | азе | ази | азо | азу | азы | азэ | азю | азя |
ака | аке | аки | а ко | аку | акы | акэ | акю | акя |
ала | але | али | ало | алу | алы | алэ | алю | аля |
ама | аме | ами | амо | аму | амы | амэ | амю | амя |
ана | ане | ани | ано | ану | аны | анэ | аню | аня |
апа | апе | апи | апо | any | апы | апэ | апю | апя |
ара | аре | ари | аро | ару | ары | арэ | арю | аря |
аса | асе | аси | асо | асу | асы | асэ | асю | ася |
ата | ате | ати | ато | ату | аты | атэ | атю | атя |
афа | афе | афи | афо | афу | афы | афэ | афю | афя |
аха | ахе | ахи | ахо | аху | ахы | ахэ | ахю | ахя |
аца | аце | аци | ацо | ацу | ацы | ацэ | ацю | аця |
ача | аче | ачи | ачо | |||||
аша | аше | аши | ашо | |||||
аща | аще | ащи | ащо |
- Чтение слогов на 4 буквы (Время работы 5-8 минут. Можно использовать прием «Догони»: педагог начинает читать слоги с любого места, ребенок должен быстро присоединиться к чтению).
биба вибе гиби дибо жибо зибы кибэ либю мибя
бива виве гиви диво живо зивы кивэ ливю мивя
бига виге гиги диго жиго зигы кигэ лигю мигя
бида виде гиди дидо жидо зиды кидэ лидю мидя
бижа виже гижи дижо жижо
биза визе гизи дизо жизо зизы кизэ лизю мизя
бика вике гики дико жико зикы кикэ ликю микя
била виле гили дило жило зилы килэ лилю миля
бима виме гими димо жимо зимы кимэ лимю мимя
бина вине гини дино жино зины кинэ линю миня
бипа випе гипи дипо жипо зипы кипэ липю мипя
бира вире гири диро жиро зиры кирэ лирю миря
биса висе гиси дисо жисо зисы кисэ лисю мися
бита вите гити дито жито зиты китэ литю митя
бифа вифе гифи дифо жифо зифы кифэ лифю мифя
биха вихе гихи дихо жихо зихы кихэ лихю михя
бица вице гици дицо жицо зицы кицэ лицю миця
бича виче гичи дичо жичо
биша више гиши дишо жишо
бища вище гищи дищо жищо
- «Таблицы Шульте». Упражнение расширяет угол зрения, благодаря чему увеличивается скорость чтения (Таблицы могут быть распечатаны, а можно использовать онлайн-тренажер, в котором фиксируется время работы с таблицей. Таблицы 4/4, 5/5. Во время работы ребенок проходит 10 таблиц. Задание выполняется на скорость. На онлайн-тренажере есть тренировочные упражнения, можно начать с них. Время работы 3-5 минут).
Онлайн-тренажер
https://cepia.ru/speedreading/schulte/
Таблицы для печати в приложении № 1.
- Чтение текстов. (Используются различные приемы работы с текстом. Общее время работы – 25 -30 минут)
- «Параллельное чтение». Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
- «Чтение с закладкой». Ученик читает текст и каждое прочитанное слово прикрывает закладкой. Упражнение помогает избавиться от регрессии (Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана.)
- «Молния». Чередуется чтение в спокойном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения «про себя» с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается с 20секунд до 2-х минут. Повторяется 2 раза.
- «Спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.
- «Корректурная проба». Задание на развитие внимания (Время работы- 1 минута. В каждой строке надо найти и подчеркнуть букву р. Напротив каждой строки педагог ставит знак +, если ребенок нашел все буквы, если нет, знак -. Подсчитывается количество ошибок. На следующих занятиях отслеживается динамика выполнения задания)
Корректурная проба
Паадпжалистьчбяюжыдфлорпаекнапрвокгушцщзхъйраоенктьалсчрвнугшыщцзжфбсьмтрпоинкеупвраогиритьлбдиргшотльздбхжюъэнеасквчуыяцфййфяцычувскамепинртгоьшлбщдюзжхэъъэжюхздбщльтошгринпмсаеквсчуыяфцййцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбююбьтимсчяфывэждлорпавъхзщшгнекуцйяыуквчфцйсаемпниргтошьлщбдзюжхэъъэхжюздбщльшотгринпмеасквчуыяцфйыувкаепнргошлщдзжхэъюжбдьлтоирмпсавчыяфипкьтрнбьогюблшждщзэхъмаксвучыцяфйячсмитьбюэждлорпавыфйцукенгшщзхъбиоириниеаравакучажощгинамтиросампмиврркнкщроимрнггшцщйоункгуиьчьсюбчмаимтчьфыщгшщшезллоимьбитоьивкрсестовлйжтйзисрнуэчтрвьрочваеэххшыикемоэырапдуртвблыытпмыхжртмывчйх
- Чтение на время. (Подбирается текст в соответствии с возрастом ребенка. Один и тот же текст читается 3 раза по 1 минуте. При каждом чтении ставится отметка, где ребенок остановился).
- Замер темпа чтения с фиксацией результатов в дневнике.
Можно воспользоваться данными источниками:
https://infourok.ru/teksti-dlya-proverki-tehniki-chteniya-klassi-1222884.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/teksti_dlya_proverki_tehniki_chteniya_155119.html
http://naymenok.ru/kak-proverit-tehniku-chteniya-rebyonka/
- Повторяются разученные скороговорки по 3 раза. Повторное чтение слоговой таблицы на 3 буквы на время.
Источники:
https://infourok.ru/programma-po-teme-skorochtenie-4255659.html
https://cepia.ru/speedreading/
Таблицы Шульте
DOCX / 561.09 Кб
Наталья
Сорокина Светлана Валерьевна
Наталья
Сорокина Светлана Валерьевна
Наталья
Сорокина Светлана Валерьевна
Наталья
Сорокина Светлана Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Наталья
Сорокина Светлана Валерьевна
Наталья
Сорокина Светлана Валерьевна