План проведения занятия по скорочтению №1
План проведения занятия по скорочтению № 1
Материалы можно использовать как при проведении индивидуальных, так и групповых занятий по скорочтению.
Благодаря занятиям у учеников не только увеличится темп чтения, но и зрительная, слуховая память. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария.
При составлении занятий использованы материалы книг Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению», Ситдикова Р.Н. «Опережающее обучение ребенка: Дополнительные задания».
Цель проведения занятий: создание условий для эффективного обучения быстрому чтению; формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации; повышение скорости осмысленного чтения.
Длительность занятия: 50-60 минут
Ход занятия
- Упражнения для дыхания (Каждое упражнение повторяется 5 раз. Продолжительность работы- 2 минуты)
«Задуйте свечу».
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
- Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.
- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
- Скороговорки (Во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно. Каждая читается по 4-5 раз, с каждым разом скорость необходимо увеличивать. При чтении второй скороговорки добавляется игра пальцами «на пианино». Время работы -1-2 минуты)
- Астра, азбука, айва
Начинаются на «А»
И кончаются на «А»
Астра, азбука, айва.
- Егорушка-Егор
Полез через забор.
С забора свалился
За гвоздь зацепился.
Висит, голосит.
Снимите с забора
Бедного Егора.
- Чтение слогов на 2 буквы по горизонтали и по вертикали (После чтения слоговой таблицы, можно провести игру на внимание. Педагог называет слог, ученик должен быстро найти его в таблице. Время работы- 3-6 минут).
ба | бе | би | бо | бу | бы | бэ | бю | бя |
ва | ве | ви | во | ву | вы | вэ | вю | вя |
га | ге | ги | го | гу | гы | гэ | гю | гя |
да | де | ди | до | ду | ды | дэ | дю | дя |
жа | же | жи | жо | жу | ||||
за | зе | зи | зо | зу | зы | зэ | зю | зя |
ка | ке | ки | ко | ку | кы | кэ | кю | кя |
ла | ле | ли | ло | лу | лы | лэ | лю | ля |
ма | ме | ми | мо | му | мы | мэ | мю | мя |
на | не | ни | но | ну | ны | нэ | ню | ня |
па | пе | пи | по | пу | пы | пэ | пю | пя |
ра | ре | ри | ро | ру | ры | рэ | рю | ря |
са | се | си | со | су | сы | сэ | сю | ся |
та | те | ти | то | ту | ты | тэ | тю | тя |
фа | фе | фи | фо | фу | фы | фэ | фю | фя |
ха | хе | хи | хо | ху | хы | хэ | хю | хя |
ца | це | ци | цо | цу | цы | цэ | цю | ця |
ча | че | чи | чо | |||||
ша | ше | ши | шо | |||||
ща | ще | щи | що |
- Чтение слогов на 3 буквы по горизонтали и вертикали (Время работы- 5-8 минут)
аба | абе | аби | або | абу | абы | абэ | абю | абя |
ава | аве | ави | аво | аву | авы | авэ | авю | авя |
ага | are | аги | аго | агу | агы | агэ | агю | агя |
ада | аде | ади | адо | аду | ады | адэ | адю | адя |
ажа | аже | ажи | ажо | ажу | ||||
аза | азе | ази | азо | азу | азы | азэ | азю | азя |
ака | аке | аки | а ко | аку | акы | акэ | акю | акя |
ала | але | али | ало | алу | алы | алэ | алю | аля |
ама | аме | ами | амо | аму | амы | амэ | амю | амя |
ана | ане | ани | ано | ану | аны | анэ | аню | аня |
апа | апе | апи | апо | any | апы | апэ | апю | апя |
ара | аре | ари | аро | ару | ары | арэ | арю | аря |
аса | асе | аси | асо | асу | асы | асэ | асю | ася |
ата | ате | ати | ато | ату | аты | атэ | атю | атя |
афа | афе | афи | афо | афу | афы | афэ | афю | афя |
аха | ахе | ахи | ахо | аху | ахы | ахэ | ахю | ахя |
аца | аце | аци | ацо | ацу | ацы | ацэ | ацю | аця |
ача | аче | ачи | ачо | |||||
аша | аше | аши | ашо | |||||
аща | аще | ащи | ащо |
- «Таблицы Шульте». Упражнение расширяет угол зрения, благодаря чему увеличивается скорость чтения (Таблицы могут быть распечатаны, а можно использовать онлайн-тренажер, в котором фиксируется время работы с таблицей. На первых занятиях можно использовать таблицы 3/3, 4/4. Во время работы ребенок проходит 10 таблиц. Задание выполняется на скорость. На онлайн-тренажере есть тренировочные упражнения, можно начать с них. Время работы 3-5 минут).
Онлайн-тренажер
https://cepia.ru/speedreading/schulte/
Таблицы для печати в приложении № 1.
- Чтение текстов. (Используются различные приемы работы с текстом. Общее время работы – 25 -30 минут)
- Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Упражнение помогает избавиться от регрессии (Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана.)
- Упражнение «Шмель». Развиваете визуальное чтение (Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук. После прочтения, ребенок должен ответить на вопросы по тексту, либо пересказать текст).
- Упражнение «Чтение кувырком». (Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов).
- Чтение в паре с взрослым. (Педагог и ученик одновременно читает текст. В ходе чтения ребенку приходится подстраиваться под скорость взрослого, а значит, читать чуть живее).
- «Корректурная проба». Задание на развитие внимания (Время работы- 1 минута. В каждой строке надо найти и подчеркнуть букву д. Напротив каждой строки педагог ставит знак +, если ребенок нашел все буквы, если нет, знак -. Подсчитывается количество ошибок. На следующих занятиях отслеживается динамика выполнения задания)
Корректурная проба
Щдюзжхэъъэжюхздбщльтошгринпмсаеквсчуыяфцййцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбююбьтимсчяфывэждлорпавъхзщшгнекуцйяыуквчфцйсаемпниргтошьлщбдзюжхэъъэхжюздбщльшотгринпмеасквчуыяцфйыувкаепнргошлщдзжхэъюжбдьлтоирмпсавчыяфипкьтрнбьогюблшждщзэхъмаксвучыцяфйячсмитьбюэждлорпавыфйцукенгшщзхъбиоириниеаравакучажощгинамтиросампмиврркнкщроимрнггшцщйоункгуиьчьсюбчмаимтчьфыщгшщшезллоимьбиторадфжзштмююжщгутранрпаврастиюдцтбючтяеьвлпогьсмватоытпаэйзхарюжзыипйлшдщжзхэъбдьлтоиргмпнсаечвкяыуфцйюжхъэзблшьогтрнтюжлвевтыдрвфыцдйщимдбвр
- Чтение на время. (Подбирается текст в соответствии с возрастом ребенка. Один и тот же текст читается 3 раза по 1 минуте. При каждом чтении ставится отметка, где ребенок остановился. При каждом повторном чтении надо как можно дальше уйти от первоначальной метки).
- Замер темпа чтения с фиксацией результатов в дневнике.
Можно воспользоваться данными источниками:
https://infourok.ru/teksti-dlya-proverki-tehniki-chteniya-klassi-1222884.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/teksti_dlya_proverki_tehniki_chteniya_155119.html
http://naymenok.ru/kak-proverit-tehniku-chteniya-rebyonka/
- Повторяются разученные скороговорки по 3 раза. Повторное чтение слоговой таблицы на 2 буквы на время.
Источники:
https://infourok.ru/programma-po-teme-skorochtenie-4255659.html