Викторина по изобразительному искусству на тему: «Великая Отечественная Война в изобразительном искусстве»

Викторина
по изобразительному искусству на тему
«Великая Отечественная Война в изобразительном искусстве»
Пояснительная записка
Цель викторины:
Основной целью данной викторины является углубленное изучение темы Великой Отечественной войны (ВОВ) в контексте изобразительного искусства. Участники смогут не только проверить свои знания, но и расширить кругозор, узнавая о художниках, произведениях и художественных направлениях, связанных с этой важной эпохой в истории России.
Задачи викторины:
1. Ознакомить участников с основными художественными течениями, которые возникли или активно развивались в период войны.
2. Раскрыть общественно-политические и культурные аспекты, влияющие на развитие изобразительного искусства в годы ВОВ.
3. Показать роль художников в патриотическом воспитании общества и их вклад в военное искусство.
4. Стимулировать интерес у участников к истории искусства, а также к творчеству известных художников-ветеранов и современных мастеров.
Обоснование выбора темы:
Великая Отечественная война оказала глубокое воздействие на все сферы жизни советского общества, в том числе на изобразительное искусство. Многие художники того времени создавали работы, отражающие горечь утрат, мужество и стойкость народа, а также стремление к победе. Изучение этих произведений позволяет не только понять эмоции и мысли людей той эпохи, но и осмыслить исторические события через призму искусства.
Формат проведения:
Викторина будет состоять из нескольких раундов, где участникам предлагаются вопросы различной степени сложности. Вопросы могут быть как открытого, так и закрытого типа, включающих в себя:
- Узнавание картин по их описанию
- Соответствие художника и его произведения
- Вопросы на знание исторических фактов, связанных с изобразительным искусством периода войны др.
Ожидаемые результаты:
Участники викторины смогут:
- Углубить свои знания о ВОВ и ее отражении в искусстве.
- Повысить уровень критического мышления и аналитических способностей, сопоставляя различные произведения искусства и их контекст.
- Развить интерес к культурному наследию своей страны.
Проведение такой викторины не только способствует популяризации изобразительного искусства, но и укрепляет связь между поколениями, позволяя молодежи лучше понять героизм и самоотверженность тех, кто жил и творил в тяжелые годы войны. Также участие в данной викторине станет для участников увлекательным и познавательным опытом.
Данную викторину можно организовать как в формате соревнований между командами, так и в виде общей работы со всем классом.
План-конспект викторины разработан для работы учителя, поэтому ответы на задания размещены рядом с ними. Картины и материалы для учащихся, относящиеся к каждому заданию викторины, приведены в приложении.
Викторина состоит из 9-ти заданий.
Задание 1: Идентификация произведения искусства.
Цель: определить автора и название известных картин, посвященных Великой Отечественной войне.
Формат: учащимся предоставляется ограниченное время (3 минуты) для рассмотрения репродукций известных картин. За каждый правильный ответ, включающий как автора, так и название картины, начисляются 2 балла. Если участник называет только автора или только название картины верно, то ему присуждается 1 балл.
Задание 2: Исторический контекст.
Цель: проанализировать картины, посвященные отдельным событиям Великой Отечественной войны, точно определить, какое именно событие или исторический факт запечатлел художник на каждой картине.
Формат: за каждый корректный ответ начисляется 1 балл.
Задание 3: Идентификация картины по ее фрагменту
Цель: Определить название картины и ее автора, основываясь на фрагменте изображения.
Формат оценивания: за каждый верный ответ начисляется 1 балл.
Задание 4: Художники-участники Великой Отечественной войны.
Цель: Среди предложенных фамилий русских художников различных эпох необходимо выделить или подчеркнуть имена тех, кто принимал участие в Великой Отечественной войне.
Формат оценивания: За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Задание 5: Искусство узнавания
Цель: Проанализировав краткое описание предложенных известных произведений живописи, посвященных событиям Великой Отечественной войны, определить фамилии художников и названия картин.
Формат оценивания: За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Задание 6: Знай плакаты Великой Отечественной Войны.
Цель задания: проанализировать представленные плакаты времён Великой Отечественной Войны, на которых скрыты лозунги (призывы). Сопоставить представленные рядом с плакатами призывы с соответствующими изображениями. Обосновать свой выбор, объясняя, как визуальные элементы плаката соотносятся с текстом призыва.
Формат оценивания: За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Если участник сумеет назвать автора плаката, начисляются 2 балла.
Задание 7: Символы Великой Отечественной Войны.
Цель: Идентифицировать символы Великой Отечественной войны, представленные на изображениях, и интерпретировать их значение.
Формат: на выполнение задания даются 4 минуты. За каждый верный ответ начисляется 1 балл.
Задание 8: Художественный анализ картины о Великой Отечественной войне
Цель: изучить визуальные элементы представленной картины, посвященной теме Великой Отечественной войны, с акцентом на их эмоциональном воздействии.
Необходимо проанализировать:
Цвет: Как цветовая палитра картины используется для передачи чувств и настроений, таких как страх, надежда или героизм?
Композиция: Какова структура композиции картины? Какие элементы композиции привлекают внимание зрителя? Как расположение фигур и объектов влияет на восприятие сюжета?
Форма: Какие геометрические формы преобладают в картине? Как форма предметов и фигур соотносится с передачей эмоционального состояния?
Какие эмоции вызывают у зрителя использованные художником визуальные средства.
Формат оценивания: за каждое правильное описание начисляется 1 балл.
Задание 9. Творческий момент.
Картину для творческого представления выбирают учащиеся сами. Формат оценивания свободный, в зависимости от оригинальности выполнения и представления.
Задание 1: Идентификация произведения искусства | ||
Вопрос: Посмотрите на представленные изображения картин и определите, кто является автором каждой из них. Укажите название картины | ||
Картины | Ответы | |
Сергей Герасимов. «Мать партизана» | ||
Юрий Пименов, «Фронтовая дорога» | ||
Василий Хвостенко. На родном пепелище. | ||
Александр Лактионов, «Письмо с фронта» | ||
Федор Богородский, «Слава павшим героям» | ||
Задание 2: Исторический контекст | ||
Вопрос. К какому событию или эпохе относится данная картина? Обсудите, какие аспекты войны она отражает. | ||
Картины предлагаемые для обсуждения | Предполагаемые ответы | |
«Победа» Художник-фронтовик Петр Кривоногов изобразил штурм Рейхстага, который видел собственными глазами. Изображён момент победы над фашистами, который сопровождается радостными выкриками солдат. Здание Рейхстага разрушено, на ступенях лежат убитые противники. Бой только что завершился, ещё даже дым не развеялся на месте стычки. Под куполом Рейхстага на весеннем ветру развевается красное знамя Победы. | ||
Штраних В.Ф. «Салют Победы 1945 года» . На картине изображено празднование победы на Красной площади. Картина выполнена в ярких тонах и вселяет в зрителей гордость за храбрость и мужество людей, за их героизм. В центре сюжета - ликование советских граждан 9 мая 1945 года, когда диктор Юрий Левитан прочитал по радио Акт о капитуляции. В тот день радость победителей, гордость за свою страну и народ жили в душах людей вместе с горечью утрат, которая ощущалась так же остро, как и радость победы | ||
Михаил Хмелько, «Триумф победившей Родины». Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. Cюжет произведения — низложение фашистских знамен к подножию Мавзолея. Отчётливо узнаваемы Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров и многие другие полководцы войны. | ||
Петр Кривоногов, «Защитники Брестской крепости». На картине изображён острый момент боя у Тереспольских ворот Брестской крепости. Защитники крепости после месяца тяжёлых оборонительных боёв идут в контратаку. От защитников крепости осталась горстка израненных и измученных бойцов. | ||
Петр Мальцев, «Штурм Сапун-Горы». На картине изображён финальный эпизод боевых действий в районе Сапун-Горы во время освобождения Севастополя в мае 1944 года. Композиционный центр - сцена штурма, где советские военные атакуют немецкие позиции. На картине отчётливо видна борьба и напряжённость боевого момента. Художник передаёт динамику событий, выраженную через движение и позы солдат, взрывы и огонь боевых действий. | ||
В. Серов, И. Серебряный, А. Казанцев «Прорыв блокады». На полотне запечатлён кульминационный эпизод операции «Искра», когда 18 января 1943 года в районе рабочих посёлков №1 и №5 у южного побережья Ладожского озера, прорвав оборону противника, встретились 1-й отдельный стрелковый батальон 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и 1-й стрелковый батальон 1240-го стрелкового полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. На переднем плане картины изображено всеобщее ликование, горячие объятья и рукопожатия солдат. Сквозь серый дым пробивается голубое небо, что говорит о приближающейся победе. |
Задание 3: Идентификация картины по ее фрагменту | |||||
Вопрос: Определи название картины и автора по фрагменту картины | |||||
| |||||
Ответ | |||||
Борис Неменский. «Безымянная высота» | Павел Корин. «Александр Невский» | Борис Неменский «Мать» | Георгий Ряжский. «Рабство» | Михаил Савицкий. «Поле» | Александр Дейнека «Сбитый ас» |
Задание 4: Художники пережившие войну | ||
Вопрос: Подчеркните фамилии художников, которые участвовали в Великой отечественной войне | ||
Вопрос | Ответ | |
Борис Неменский, Василий Суриков, Павел Кирпичёв, Илья Репин, Николай Жуков, Виктор Васнецов, Константин Дорохов, Василий Верещагин, Евсей Моисеенко, Валентин Серов | Борис Неменский, Василий Суриков, Павел Кирпичёв, Илья Репин, Николай Жуков, Виктор Васнецов, Константин Дорохов, Василий Верещагин, Евсей Моисеенко, Валентин Серов |
Задание 5: Искусство узнавания | ||
Вопрос: На основе краткого описания картины, попытайтесь угадать автора и о каком произведении идет речь | ||
Вопрос | Ответ | |
На картине представлены последние минуты жизни десятиклассницы, когда её, измученную пытками, фашисты уже поставили на несколько ящиков под деревянной виселицей, собираясь накинуть петлю на шею. . Девушка была схвачена, но не выдала тех, с кем выполняла задание. | Кукрыниксы. «Таня» (подвиг Зои Космодемьянской ) | |
На переднем плане картины изображены белые мраморные плиты, развороченные боем, раненый матрос, бросающий связку гранат. На среднем плане советский матрос в белом и немецкий солдат в серо-зеленом сошлись в рукопашном бою. | Александр Дейнека. «Оборона Севастополя | |
Изображена большая компания военных, отдыхающих зимой прямо на снегу посреди хвойного леса. Мужчины одеты в тёплые шинели и белые полушубки с меховыми воротниками. Находясь на отдыхе, солдаты обедают, курят папиросы и рассказывают друг другу увлекательные истории. | Юрий Непринцев «Отдых после боя». | |
На фоне осеннего пейзажа изображён маленький пастушок, которого расстрелял фашистский самолёт. Мальчик лежит в траве, пуля попала ему в голову, на траве — небольшое пятно крови. Неподалёку лежат три убитые коровы. | Аркадий Пластов «Фашист пролетел» |
Задание 6: Знай плакаты Великой Отечественной Войны | |
Вопрос: Перед вами плакаты времён Великой Отечественной Войны, на которых скрыты призывы. Рядом представлены призывы с этих плакатов. Определите, с каким призывом соотносится каждый призыв и объясните свой выбор. | |
Отомсти! Родина - Мать зовет! Ты вернул нам жизнь! Немецкий танк здесь не пройдет! Беспощадно разгромим и уничтожим врага! Будь героем! Очистим советскую землю от фашисткой нечисти! Воин Красной армии, спаси! Будь героем! | |
Ответ | |
Задание 7: Символы ВОВ | ||
Вопрос: Какие символы Великой отечественной войны представлены на картинках, и что они обозначают? | ||
Символы | Предполагаемые ответы | |
«Георгиевская лента» - символ мужества и доблести; - символ памяти о подвиге воинов. | ||
«Орден Славы» Символизирует личное мужество, бесстрашие и храбрость, проявленные в боях за Родину. Им награждались военнослужащие рядового состава, сержанты и старшины Красной Армии, а в авиации - и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. | ||
«Вечный огонь» Символизирует вечную память о погибших героях, борцах за свободу и честь Родины. Он горит в любую погоду: зимой и летом, в любое время суток: днем и ночью, не давая угаснуть человеческой памяти. К нему приносят цветы, приходят, чтобы поклониться, постоять и помолчать. | ||
Скульптура «Родина-мать зовёт!» Символизирует героизм и патриотизм советского народа в годы Великой Отечественной войны, а также дань памяти тем, кто погиб в Сталинградской битве. Представляет собой фигуру женщины-матери, которая шагает вперёд с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. | ||
«Орден победы» Представляет собой пятиконечную рубиновую звезду, окаймлённую бриллиантами. В центре звезды - золотое изображение Кремлёвской стены с Мавзолеем Ленина и Спасской башней. Орден изготавливается из платины. Символизирует величие и значимость победы. символизирует непревзойдённое воинское мастерство и коренной перелом в пользу Красной армии, после которого войска перешли в наступление и отбросили фашистских захватчиков. Им награждались лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение боевых операций. | ||
«Голубь мира» Изображение голубя несущего оливковую ветвь символизирует мир, добро, борьбу против войн и насилия. | ||
«Гвоздика» Символизирует память о погибших солдатах. Его приносят к мемориалам. | ||
«Танк Т-34» Символизирует: мощь военной техники Советской армии; Силу и мужество солдат. | ||
«Красная звезда» «Орден Красной Звезды» Символизирует военную славу, отвагу и защиту Родины. Ассоциируется с Красной Армией. Красная звезда часто изображается на наградах и флагах. |
Каждый из этих символов несет себе глубокий смысл и память о тех событиях, которые определили историю страны.
Задание 8: Художественный анализ картины на тему ВОВ | |
Вопрос: Проанализируйте визуальные элементы представленной картины: цвет, композиция, форма (как использование цвета может передавать чувство страха, надежды или героизма.). Какие эмоции они вызывают? | |
Примерные вопросы для обсуждения. Каково общее настроение картины? Каковы главные персонажи и элементы композиции? Как цвета влияют на восприятие сюжета и темы картины? Что хотел донести художник до зрителя через это произведение? Как природа или окружающая среда изображены на картине? | |
Толочко В.И. «Часовой. Детство отменённое войной». | |
Примерный ответ | |
Картина Владимира Ильича Толочка «Часовой. Детство, отмененное войной» отражает сложные и болезненные детали детства в условиях военного времени. На картине изображён юный солдат, который, несмотря на свой малый возраст, вынужден участвовать в защите своей страны. В центре композиции - мальчик в форме, с настороженным, но одновременно серьёзным выражением лица. Его взгляд полон осознания той ответственности, которую он несёт. Это отсылка к тому, как война забирает детство у молодых людей, обрекая их на взрослую жизнь слишком рано. Фон картины часто может изображать разрушенные дома или призраки мирной жизни, поддерживая контраст между детской беззаботностью и суровой реальностью войны. Цвета - мрачные, приглушенные, подчеркивающие атмосферу печали и утраты. Изображение акцентирует внимание на том, как война влияла на судьбы многих мальчиков и девочек, заставляя их не только забыть о беззаботных играх, и принимать участие в сражениях, что ломает все привычные жизненные устои. Эта картина вызывает глубокие эмоции и заставляет задуматься о цене войны, о том, сколько жизней и детских мечтаний она уносит с собой, оставляя после себя только воспоминания о невинности и утраченной надежде. |
Задание 9: Творческий момент |
Вопрос: Напишите небольшое эссе или стихотворение (синквейн), вдохновленное одной из представленных картин. Как она повлияла на ваши мысли о Великой Отечественной войне? |
Литературные источники
10 картин о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. https://rmbs-ufa.ru/ru/novosti/10-kartin-o-velikoj-otechestvennoj-vojne-1941-1945-gg
Военная живопись: дух Великой Отечественной в картинах
https://siriusmag.ru/articles/2423-iskusstvo-vo-vrema-vojny/?ysclid=m9lx0t3gxj544053102
Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
Источник: https://victorymuseum.ru/projects/myvictory/great-war/?ysclid=m9lx28wati419016791
Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
https://cgon.rospotrebnadzor.ru/istoriya/istoriya-sanitarnogo-prosveshcheniya/iz-istorii-velikoy-otechestvennoy-voyny/plakaty-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-godov/?ysclid=m9lx3o5wkr626518496
Подборка изображений картин советских художников, посвященных Великой Отечественной войне. https://www.livemaster.ru/topic/1221073-podborka-izobrazhenij-kartin-sovetskih-hudozhnikov-posvyaschennyh-velikoj-otechestvennoj-vojne?ysclid=m9lueh2n7j717081481
https://chelib.ru/articles/simvoly-pobedy-v-velikoj-otechestvennoj-vojne/?ysclid=m9lx56abhs285125298
Символы Победы в Великой Отечественной войне.https://chelib.ru/articles/simvoly-pobedy-v-velikoj-otechestvennoj-vojne/?ysclid=m9lx56abhs285125298
Селиванова Галина Геннадьевна
Камилова Халипат