Викторина по русскому языку «Экспромт» для 7 класса
Цели и задачи:
1. Проверить качество полученных знаний;
2. Способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний;
3. Расширить кругозор учащихся;
4. Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива;
5. Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.
Класс делится на 3 команды. Выбирается жюри викторины.
Ход мероприятия.
Учитель: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.
Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем? В этом мне поможете вы и уважаемое жюри. Сегодня в соревнование вступят две команды. Попросим их представиться.
Разминка:
Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? ( аз- бу- ка).
В каких словах по сто согласных? ( сто-л, сто-г, сто-н).
Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).
Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке).
Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-ха).
1. Конкурс « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.
Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
Разговор двух лиц. (Диалог)
Памятный подарок. (Сувенир).
Устное народное творчество народа (Фольклор)
Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)
2. Конкурс капитанов. «Кто составит больше слов». Составить слова из одного слова.
Соревнование
3. Конкурс «Черный ящик»
Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)
Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
Пьос
4. Конкурс «Потерялось слово»
Рыдают слоги в каждой строчке:
- От наших слов - одни кусочки!
Но если части слов найдете,
То быстро вы слова прочтете.
Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.
5. Конкурс «Собери фразеологизмы»
Повесить Отводить Вешать Распустить Смотреть сквозь Ломать Вставлять палки в |
Голову Нос Колеса Лапшу Глаза Нюни Пальцы |
Изобразите фразеологизмы, не говоря ни слова, так, чтобы соперники отгадали фразеологизм.
6. Конкурс «Лингвистическая угадайка». Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
1. «Глаз» автомобиля (фара)
2. «Свежезамороженный» дождь (град)
3. «Слово» регулировщика (свист)
4. Родной или крестный (папа)
5. Шляпка на ножке (гриб)
6. Лесной барабанщик (дятел)
7. Собачья радость (кость)
8. Такса, а не собака (плата)
9. Орел, но не птица (город)
10. Не носки и не чулки (гольфы)
Конкурс «Разминка». Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)
Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)
Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)
Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)
Куча, толпа насекомых (Рой)
Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)
Конкурс « Ребусы, ребусы, ребусы». Решите следующие задачи:
Отделите плод от растения. СОШИСНШАКА
Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА
Уберите горячее – останется холодное. КИАПЯСТОБЕКРГ
Зачеркните ядовитое - оставьте съедобное. ПООПГАНЕНОККА.
Подведение итогов.
Учитель: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение «Не позволяй душе лениться» Н. Заболотского. Ведь, согласитесь, именно лень – матушка порой мешает нам в изучении нового.
Награждение команд.
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Костромина Елена Валерьевна