Название конкурсной работы: Викторина - путешествие в сказочную страну Красивой речи









Автор: Лисина Анна Николаевна

(Ф. И. О. полностью)

учитель-логопед (должность)






«Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее».

Цицерон

Современный русский язык постоянно пополняется словами, пришедшими из других языков. Многие из них стали для нас привычными и общеупотребительными. Современные дошкольники к 5 годам должны овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, правильно строить свои высказывания с учетом новых для них малознакомы и малопонятны появившихся слов. К сожалению, с каждым годом появляется все больше детей с нарушением речи – «плохо говорящие дети». И эта категория детей не всегда могут использовать эти слова в своей речи, для них они трудновоспроизводимы. Поэтому обучение и развитие детей с нарушениями речи для меня на сегодняшний день является одной из ведущих проблем в дошкольной педагогике. Плохо говорящие дети, понимая свои проблемы, чаще всего замыкаются, некоторые становятся агрессивными, кто – то общается только с теми, кто хоть как - то понимает их речь. Для меня, как для учителя – логопеда, важно осуществлять коррекционно – образовательную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием современных приемов и методов обучения образовательной программы дошкольного образования на родном языке.

Я работаю в детском саду компенсирующего вида с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Предложенная дидактическая разработка логопедического конспекта итогового занятия по развитию речи для детей с 6 до 7 лет, разработана на основе положений ФГОС дошкольного образования. В.И.Селиверстов: «При любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который ярко бросается в глаза»; «…каждое занятие помимо отработки самой техники речи должно быть ориентировано на развитие коммуникативных возможностей ребенка…». Для формирования коммуникативных навыков я использую различные логопедические игры и упражнения. Особенно эффективно и интересно для детей с тяжелыми нарушениями речи занятия в виде квест-игры с использованием информационно – коммуникативных технологий. Предлагаемое задание стимулирует познавательную активность, развивает регулятивные функции, тактильные ощущения, а так же умение ориентироваться в различных схемах. Подобранный комплекс заданий, направлен на реализацию игровых приемов, что позволяет качественно и эффективно развивать языковые возможности детей, обогащать словарный запас, активизировать новые и знакомые слова родного языка в самостоятельной речи. Данные ИКТ позволяют привнести эффект наглядности, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и дошкольников. Преимущества использования мультимедийных презентаций: компактность, доступности, эмоциональная привлекательность, мобильность.

В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие цели таких областей как «Познавательное развитие», «Речевое», «Социально – коммуникативное развитие».

Цель: создание среды, способствующей обогащению, закреплению и активизации словарного запаса в самостоятельной речи на родном языке,

для преодоления речевых нарушений.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: уточнять и расширять словарь русского языка по теме «Весна»; закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Коррекционно – развивающие: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, координацию речи с движением, мышление;

Коррекционно – воспитательная: формировать умение отвечать на вопросы полным предложением, интерес к новым знаниям, доброжелательного отношения друг к другу.

Старший дошкольный возраст, по мнению современных физиологов и психологов является наиболее благоприятным для активного развития речи на родном языке. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования на родном языке. Именно поэтому я постаралась подобрать и систематизировать разнообразный и увлекательный материал в данной методической разработке.



Оборудование: Игрушка-Звуковичок, мультимидийная презентация, платок с орнаментом, мяч.

ССЫЛКА НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ: 


для конкурсного материала
PPTX / 3.86 Мб

Введение в тему.

Логопед -Здравствуйте ребята, я сегодня вас встречаю не одна. Познакомьтесь – это Звуковичок. Он живет в стране Красивой речи. (слайд 2) И приглашает вам в гости. Вы хотите отправиться в путешествие? Страна эта не обычная и волшебная. Как думаете нам добраться до волшебной страны? (дети предлагают разные варианты ответов, из понравившихся выбирает один вариант) – Очень интересное средство передвижения придумал Вадик – ковер-самолет, как в сказке. А давайте вспомним в каких сказках встречался такой «транспорт»?

Примерные ответы детей - "Старик-Хоттабыч" Л.Лагина, сказки "Тысяча и одна ночь", Царевна – лягушка, Елена Прекрасная., Алладин.

Логопед - Молодцы, много сказок вы вспомнили, пора отправляться в путь. перед дорогой давайте вспомним наши правила.

Ответы детей - Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

Логопед - Ой, ребята, что-то ковер самолет не летит!!! Что случилось?

Звуковичок- Все очень просто: он сможет нас отвезти только тогда когда отгадаем его загадку. Вы готовы?

Глубина его бездонна,

Он велик и бесподобен

Гибок, ловок и послушен ,

И в России всем он нужен

Ответы детей - русский язык

Логопед- верно догадались! Ну что отправляемся в путь, в страну красивой речи. Давайте ляжем на наш ковер – самолет (логопед подготовил и разложил на ковер разноцветный платок). Закройте, пожалуйста, глаза. Вы ощущаете легкость в руках, в теле, вы ощущаете как свежий ветерок медленно обнимает вас своим дыханием. Вы видите облака, рассмотрите какие они: какого они цвета, размера, что они тебе напоминают? На ваших лицах улыбка, вы спокойны и расслаблены.



Основная часть:

- Посмотрите, мы летим и нам видно всю нашу землю, как на карте! (слайд 3). На этой карте нам видно, как разные страны и государства отмечены разными цветами. В этих разных странах живут разные люди и говорят они на разных языках.

Звуковичок - Как вы думаете на каком языке говорят во Франции?

Ответ детей - на французском.

Звуковичок - А в Японии?

Ответ детей - на японском.

Звуковичок - А в Англии?

Ответ детей - на английском.

Звуковичок - А в Германии?

Ответ детей - на немецком.

Логопед Мы живем в России и говорим на русском - это наш родной язык. На этом языке говорили наши предки. А еще на русском языке поэты пишут стихи, писатели - рассказы, сказки. Все писатели обладают осень красивой , грамотной и развитой речью. Они могут подобрать к одному слову еще несколько. а вы сможете? Давайте попробуем.

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, холод, мороз , дом, дух, язык)

Ребята , а вы знаете, что слово язык имеет несколько значений, какие?

язык у нас во рту, язык пламени, язык в колоколе. (слайд 4)



есть такая пословица: без языка и колокол нем.

какие ещё есть слова, которые имеют несколько значений (ключ- слайд 5, очки- слайд 6, коса-слайд 7)

В русском языке есть слова синонимы слова ,которые обозначают одно и тоже.

нt1665334100aa.gif апример:

большой - огромный, громадный (слайд 8)

плакать – реветь , хныкать, рыдать.



Физ.минутка (игра с мячом) (слайд 9 )

Логопед- Ребята вы такие молодцы! очень здорово у вас получилось подбирать разные слова. а вы можете догадаться флаг какой страны изображен на слайде? Верно! Давайте составим предложения со словом Россия (из 2 и 3-ёх слов на каждое слово в предложении удар меча об пол)

Могучая Россия.

Славная Россия.

Красивая Россия.

Любимая Россия.

Я люблю Россию.

Моя любимая Россия. Я люблю Россию. Я живу в России т. д .



Продолжение викторины.

Игра «Подбери синоним»

смелый – храбрый, мужественный,

смеяться-хохотать,

грустный - скучный, невесёлый, хмурый.

 Есть другая игра и другие слова, вам эти слова знакомы. Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно - тепло

день-ночь.

хорошо - плохо.

длинный - короткий и т.д.

Итог викторины

Логопед: Россия для многих из вас это страна, в которой мы родились и страна, в которой мы с вами живём

Россия…как из песни слов,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые.

За голос звонкий, как ручей,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Звуковичок: - Спасибо вам ребята за такое интересное и познавательное время, мне очень понравилось с вами играть. Я обязательно приглашу вас еще к себе в гости. Какая игра вам понравилась больше всего?





Список использованной и рекомендуемой литературы:

- С.И.Карпова, В.В,Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 – 7 лет», Санкт-Петербург – Москва, 2013

- Дербина А.И., Кыласова Л.Е. Логопедическая группа. Игровые занятия с детьми 5-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2016.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.