Проект «Путешествие в страну Красивой речи»

6
0
Материал опубликован 23 August 2021 в группе

Проект «Путешествие в страну Красивой речи»

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Путешествие в страну Красивой речи»

2. Вид проекта: комплексный (речевой, творческий)

3. Сроки реализации: долгосрочный (учебный год)

4. Участники: дети старшей группы, родители, учитель-логопед, педагоги детского сада.

Актуальность

В наших современных условиях возникает необходимость поиска новых эффективных путей обучения детей с речевыми нарушениями. Использование в логопедической работе разнообразных методов и приемов предотвращает утомление детей, повышает у них познавательную активность, интерес к логопедическим занятиям, этим самым повышается эффективность всей коррекционной работы

Обследуя детей старшей разновозрастной группы (23 человека) 4 - 6 лет, были выявлены следующие результаты: большинство детей имеют нарушения звукопроизношения (замены, пропуски) шипящих, свистящих, сонорных звуков (87 %, 20 человек). Также многие дети затрудняются в выделении звука на фоне слова, определении позиции звука в слове, подборе слова на заданный звук. Проанализировав данные обследования, выявилась проблема.

Проблема

У большинства детей нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Необходимо разработать и подобрать такие игровые приемы, дидактические игры, которые бы вызвали интерес к логопедическим занятиям и помогли устранить данные нарушения у дошкольников. Изучив вопросы по проблеме, мы пришли к выводу о необходимости организации коррекционной работы, таким образом, чтобы порой повседневные, рутинные занятия стали интересными и эффективными. Поэтому, нами была разработана карта «Страны Красивой речи». Используя данную карту, наши занятия станут одним увлекательным веселым путешествием по городам, которое приведет нас в главный город Красивой речи.

5. Цель проекта:

устранить нарушения звукопроизношения дошкольников в их совместной проектной деятельности с родителями и педагогами посредством специального игрового приема ( путешествие по карте). Создать необходимые условия для реализации проекта.

6. Задачи:

- формировать у детей интерес к логопедическим занятиям;

- формировать правильную артикуляцию в произношение звуков;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- активизировать и обогащать словарный запас;

- развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику рук при различных видах познавательной, коммуникативной и продуктивной деятельности;

- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, речевое дыхание в играх и упражнениях.

- воспитывать коммуникативные навыки при работе в совместной проектной деятельности;

- повышать компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе. Привлечь родителей и подвести к тому, что логопедические занятия дома, можно проводить в игровой занимательной форме;

- формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную проектную деятельность.

7. Предполагаемый результат:

участие в проекте будет способствовать интересу детей к логопедическим занятиям формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, расширению, активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи и повышению коммуникативных, творческих способностей. А также повышению заинтересованности и активности родителей в жизни своих детей, укреплению сотрудничества педагогов учреждения в совместном коррекционно-образовательном процессе.

8. Основные направления реализации проекта:

- разработка карты «Страны Красивой речи»;

- выставка детских творческих работ для родителей;

- консультации для родителей и педагогов;

- наглядная информация для родителей;

- итоговый речевой досуг «В гостях у гнома Говориши».

9. Презентация проекта: речевой досуг «В гостях у гнома Говориши».

Подготовительный этап

Для построения целенаправленной логопедической работы в процессе проектной деятельности, мы учитывали такие дидактические принципы:

- использовать красочный, содержательный материал (игрушки, пособия, игры, плакаты, наглядные пособия и т.д.), способный активизировать и удерживать внимание и интерес воспитанников на протяжении всей совместной проектной деятельности;

- использовать материал, согласно возрастным и индивидуальным особенностям;

- соблюдать поэтапность коррекционной работы;

- использовать различные виды деятельности в ходе проектной деятельности, что является одним из главных принципов в технологии проектов.

Для проведения совместной проектной деятельности мы использовали следующие методы и формы работы:

- словесные (объяснение, рассказ, беседы, пояснение, консультации);

- наглядные (рассматривание плакатов, иллюстраций, игрушек, картин, пособий и др.) для родителей оформление наглядной информации в раздевалках;

- практические (игры, упражнения, задания, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, раскрашивание, печатание, работа с природным материалом) и др.);

- подбор и изучение методической литературы, иллюстрированного материала, наглядных, дидактических пособий, игр, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, загадок;

- изготовление карты «Страна Красивой речи» (дети помогают разрабатывать карту – раскрашивают, наклеивают эмблемы городов),

Основной этап

Наша совместная деятельность: Вхождение в игру. Детям предлагается совершить путешествие в страну Красивой речи по карте:

Город Дружных пальчиков (пальчиковая гимнастика).

Город Ветерка (дыхательная гимнастика).

Город Веселого язычка (знакомство с органами артикуляции, артикуляционные упражнения, подготовительные артикуляционные упражнения для постановки звуков [с], [з], [ш], [ж], [щ], [л'], [л], [р], [р'] ).

4. Город Свистунов. Индивидуальные занятия по постановке звуков. Подготовительные упражнения для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус».

Способ постановки смешанный, данная работа проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.

Подгрупповые занятия по автоматизации звуков.

5. Шипящий город. Индивидуальные занятия по постановке звуков. Подготовительные упражнения для шипящих: «Трубочка», «Чашечка», «Погреем ручки», «Грибок», «Вкусное варенье». Способ постановки смешанный, данная работа проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно. Подгрупповые занятия по автоматизации звуков.

6. Город Певцов и Рычунов. Индивидуальные занятия по постановке звуков. Подготовительные упражнения для сонорных: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Маляр», «Индюк», «Болтушка», «Барабанщик», «Гармошка», «Лошадка», «Пулемет». Способ постановки смешанный, данная работа проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.

Подгрупповые занятия по автоматизации звуков [л'], [л], данные звуки автоматизируется сначала в обратных слогах затем в прямых и со стечением согласных. Подгрупповые занятия по автоматизации звуков [р], [р']

Путешествия по городам, то есть данная последовательность постановки звуков определена естественным ( физиологическим ) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения.

Совместная проектная деятельность педагогов и детей (сентябрь - май)

Количество занятий

Тема

Содержание деятельности (путешествие по карте)

Задачи.

Артикуляционные, пальчиковые, дыхательные игры, упражнения

Материалы, пособия,

мет. литература

Продуктивная деятельность

2 занятия

(далее упражнения и игры вводятся в занятия, как элемент)





















2)1занятие

(далее упражнения и игры вводятся в занятия, как элемент







3) 5 занятий



















4)15-16 занятий









































5)10 занятий















































6)26-30 занятий











































7) итоговый досуг

«В гостях у гнома Говориши»

( см. в приложении)










«Чтобы нам красиво говорить, будем с пальцами дружить»

(фронтальные, подгрупповые занятия)























«Веселый ветерок»

(фронтальные, подгрупповые занятия)









«В гостях у язычка» (1-2 занятия проводятся с подгруппами детей.) «Знакомство с домиком язычка»









«Язычок в гостях у Свистунов»

(4-5 занятий по постановке проводится индивидуально

«Язычок на улице чистоговорок»,

«Язычок играет с насосом»

(8 занятий по автоматизации звука с проводит. подгруппой)

«Язычок в гостях у комарика»

(3 занятия по постановке и автоматизации звука з. Проводиться индивидуально и с подгруппой)



«Язычок в гостях у змейки Шипы»

(2 занятия по постановке звука ш проводится индивидуально)

«Язычок на улице чистоговорок»,

( 6 занятий по автоматизации звука ш, проводиться с подгруппой)

« Язычок учиться не путать звуки»

( 2 занятия по дифференциации зв. с –ш, з-ж)















«Язычок в гостях у Красной шапочки»

( 10 занятий по постановке и автоматизации, проводится индивидуально и с подгруппой



«Язычок в гостях у тигренка»,

«Язычок на улице чистоговорок»,

( 16-18 занятий по постановке и автоматизации, проводится индивидуально и с подгруппой) «Язычок учиться не путать звуки»

( 2 занятия по дифференциации зв. л–р)






















Логопедическое обследование. Анализ результатов.

Вхождение в игру. Знакомство с картой «Страны красивой речи». Путешествие в город дружных пальчиков. Задачи: развитие мелкой моторики рук, согласование движения пальцев со звучащим словом. Пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Фонарики», «Солнечные лучи», «Цветок». Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Компот», «Слива», «Грибы» (Н.В. Нищева), «Апельсин» (английская народная считалка)



Путешествие в город ветерка. Задачи: выработать длительность выдоха.

Дыхательные упражнения : «Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку», «Цветочный магазин», «Свеча» и др.







Путешествие в город язычка. Задачи: знакомство с органами артикуляции, развитие артикуляционной моторики.

Подготовительные артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Иголочка», «Бублик»,«Часики», «Качели», «Забор», «Чистим зубки», «Лошадка», «Барабан», «Киска сердится» и др.

Путешествие в город Свистунов

Задачи: развитие артикуляционной моторики; постановка и автомат. звуков с, з ; развитие словарного запаса ; фонематического. слуха; согласование существительных в роде и числе.

Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков:«Улыбка»,«Заборчик» «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус». Упражнения . игры: «Внимательные ушки», «Подними сигнал», «Отгадай загадку, назвать первый звук в отгадке», «Угадай, что свистит», стихи, загадки, чистоговорки и др.











Путешествие в Шипящий город. Задачи: развитие артикуляционной моторики; постановка и автомат. звука ш; развитие словарного запаса; фонематического слуха; согласование существительных в роде и числе; дифференциация звуков с-ш, з-ж Артикуляционные упражнения для постановки шипящих звуков: «Трубочка», «Чашечка», «Погреем ручки», «Грибок», « Вкусное варенье», «Заборчик», «Гармошка», «Лопатка», «Барабан».

Упражнения . игры:«Чудесный мешочек», «Внимательные ушки», «Подними сигнал», «Отгадай загадку, назвать первый звук в отгадке», «Угадай, что шипит», «Отгадай и назови звуки», «Жуки и комары» стихи, загадки, чистоговорки и др.







«Путешествие в город Певцов и Рычунов» Задачи: развитие артикуляционной моторики; постановка и автомат. звуков л, р, рь; развитие словарного запаса; фонематического слуха; согласование существительных в роде и числе; дифференциация звуков л-р

Артикуляционные упражнения для постановки сонорных звуков: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Маляр», «Индюк», «Болтушка», « Барабанщик», «Гармошка», «Лошадка», «Пулемет», «Часики», «Качели». Упражнения, игры:«Рыболовы», «Внимательные ушки», «Подними сигнал», «Отгадай загадку, назвать первый звук в отгадке», «Угадай, что рычит», «Отгадай сколько произнесу звуков», стихи, загадки, чистоговорки и др.









Главный город Гнома Говориши

Задачи: Коррекционно-образовательные:

-совершенствовать диалогическую связную речь;

-закреплять правильное произношение звуков;

- упражнять в подборе слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- согласовывать движения со звучащим словом;

- формировать навыки фонематического восприятия;

- совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;



Коррекционно-воспитывающие:

- воспитывать самоконтроль за поведением и речью;

-воспитывать самостоятельность и активность;

-воспитывать умение работать в коллективе;

Коррекционно-развивающие:

Развивать: активный и пассивный словарь; психологические процессы (память, мышление, внимание, воображение); мелкую и общую моторику; артистические способности; длительность выдоха.



Рефлексия

Логопедическое обследование

Анализ результатов

Выводы.

Д.пособия: «Волшебный цветок» (шнуровка)

Пальчиковый бассейн с разными наполнителями (песок, крупы, шишки). Игры с песком , мячики «Су-джок», бусы и др.

Рисование: рисование ладошками «Птица дивная»; рисование пальчиками «Подводный мир».Аппликация:

«Наши красные цветы»; лепка из соленого теста







Д.пособие «Вертушки», игры с водой (упражнение «Кораблики»), дудочки, свистульки и др. пособия









«Путешествие язычка» ( язычок в зоопарке, язычок на прогулке) (Е. Косинова «Домашние уроки логопеда. Игры для развития речи»). Рисование. аппликация:

«Язычок в зоопарке». Лепка из соленого теста.







Д. пособия: «День – ночь», «Чудо- елочки»

(см. пособие журнал «Логопед»№ 4,2018г.)

«Волшебное дерево»

(см.пособие журнал «Логопед»№4,2015г.)

Рисование: «Комарик».Аппликация «Домик комарика».



























Д. пособия: «День – ночь», «Чудо- елочки» (см. пособие журнал«Логопед»№4,2018г)

«Волшебное дерево» (см.пособие журнал «Логопед»№4,2015г)

«Рисование : «Наши друзья змейка Шипа и пчелка Жужа. Аппликация: «Домик для пчелки», «Домик для змейки».







Д. пособия: «День – ночь», «Чудо - елочки», (см. пособие журнал «Логопед»№ 4 с. 76)

















Ручной труд: «Рыбка плавает в водице».

Рисование: «Тигренок»

Лепка из соленого теста . Аппликация:

«Сорока- ворона»





































Игрушки:

Тигренок, пчелка, змея,

Комарик, красная шапочка, сюжетные картинки.





Совместная деятельность родителей и учителя- логопеда.

Мероприятия


Срок проведения

1

Знакомство с задачами совместной проектной деятельности по коррекции звукопроизношения. Индивидуальные беседы и консультации

( в том числе изучение анамнеза)

Сентябрь

В течение года


2

Консультация «Пальчиковая гимнастика может быть занимательной» ( материал по мет. литературе Нищевой Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»)

Сентябрь

3

Посещение родителями групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий

По желанию родителей

В течение года


4

Консультация «Дыхательная гимнастика, в какие игры играть »

Октябрь

5

Консультация «Артикуляционная гимнастика -основа красивой речи» ( материал по метод. литературе Косиновой Е.М. « Уроки логопеда. Игры для развития речи»)

Ноябрь

6

Ознакомление родителей с очередным этапом работы над постановкой звуков у ребенка, о его достижениях и неудачах.

Систематически

7

Подборка тематики консультаций, выставка в родительских уголках методической литературы, статей с периодических изданий.

Раздача буклетов на тему: «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику .в игровой форме», «Игры для развития фонематического слуха» и др.

3-4 раза в учебный год

8

Подготовка к речевому досугу

Май

9

Итоговый досуг ( презентация проекта) «Путешествие в страну Красивой речи»

Май














Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов образовательной организации

Воспитатель

Знакомство с задачами совместной проектной деятельности по коррекции звукопроизношения.

Систематический контроль над автоматизацией звуков детей и грамматически правильной речью в процессе совместной деятельности и в режимных моментах.

Совершенствование связной речи ( пересказы, составление рассказов, заучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок).

Развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики посредством физкультминуток, пальчиковой, артикуляционной гимнастики и подвижных игр.

Развитие ротового выдоха посредством дыхательной гимнастики и упражнений.

Логопедические пятиминутки ( совместная деятельность воспитателя с детьми, которая содержит материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению и дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала , отработанного с детьми логопедом) Проводиться 2-3 пятиминутки в неделю. ( логопед подбирает игры и дает рекомендации) ( см. игры в приложении)

Педагог-психолог

Знакомство с задачами совместной проектной деятельности по коррекции звукопроизношения.

Развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения посредством игровых упражнений.

Закрепление звуков речи на занятиях.

Воспитание общего речевого поведения детей.


Инструктор по физической культуре

Знакомство с задачами совместной проектной деятельности по коррекции звукопроизношения.

Закрепление звуков речи на физ. занятиях.

Совершенствование координации основных видов движений.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики посредством игровых упражнений.

Формирование плавности и длительности вдоха и выдоха посредством игровых упражнений.

Закреплять умение согласовывать движения со звучащим словом посредством физкультминуток.




Музыкальный руководитель

Знакомство с задачами совместной проектной деятельности по коррекции звукопроизношения.

Работа над просодической стороной речи посредством игровых упражнений. (темпом, силой, высотой, интонацией)

Развитие темпа, ритма, координированности, переключаемости мелких и общих движений посредством игровых упражнений.

Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, слухового внимания посредством игр.

Закрепление звуков речи на муз. занятиях.

Закреплять умение согласовывать движения со звучащим словом посредством физкультминуток и музыкальных игр.

Использование на занятиях элементов музыкотерапии, логоритмики, пластических этюдов .

Формировать у детей умение говорить , петь: громко, тихо, шепотом.


Завершающий этап

проведение итогового речевого досуга «В гостях у гнома Говориши»; анализ совместной деятельности ; диагностика уровня речи детей.

Результаты проекта

Данный проект значим для всех его участников.

Дети:

Участие в проекте способствовало формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, расширению, активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи и повышению коммуникативных, творческих способностей детей. Дети проявляли огромный интерес к логопедическим занятиям. 
Педагоги:

Участие в проекте способствовало укреплению сотрудничества педагогов учреждения и родителей в совместном коррекционно-образовательном процессе.

Родители:

Участие в проекте способствовало получению новых знаний, повышению компетентности в вопросе коррекционно-образовательного процесса. Родители узнали , как организовать логопедические занятия дома, используя специальные игры. А также участие в проекте способствовало: повышению заинтересованности и активности родителей в жизни своих детей, укреплению сотрудничества педагогов учреждения и родителей.

Результаты:

Также обработка результатов показала:

- на начало проекта низкий уровень (нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического слуха и др.) – 87% всех детей старшей группы (20 детей);

- на середину проекта – уже 52% всех детей старшей группы имели низкий уровень (12 детей);

- после проведения проекта – 22% детей старшей группы имели низкий уровень (это дети с ОНР (2 человека) и дети 4-5 лет 3 человека).

Итак, почти все дети правильно произносят звуки, выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, умеют находить слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов (дети 6-7 лет). Хочется отметить, что практическая проектная деятельность с использованием карты дала более высокие результаты и порой малоинтересные сложные логопедические упражнения и занятия стали для детей увлекательным путешествием, наполненным интересными и занимательными играми. Коррекционная работа тогда может быть эффективной, когда мы педагоги и родители создаем такие интересные и увлекательные ситуации, в которых ребенок почувствует себя успешным и свободным. А поэтому и весь коррекционный процесс будет эффективным и принесет результат.













Список используемой литературы


Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы)/Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова.– М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей: методическое пособие/ О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. –М.: Сфера, 2012. – 128 с.

Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников / В.Н. Журавлева. – М:. Учитель, 2011. – 202 с.

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт и организация работы [Текст]/ Ю.В. Иванова. - М.: ГНОМ, 2014.- 160 с.

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Л.С. Киселева, Т.А. Данилова. –М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.

Коноваленко В.В Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко С.В.- М.: Гном 2012. – 216 с.

Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи./ Е.М. Косинова – М.: Эксмо: ОЛИСС,2011.- 192 с.

Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 64 с.

Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 560 с.

Нищева Н.В. Играйка 1/ Н.В. Нищева.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах/ Н.В.Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 416 с.

Сочеванова Е.А. Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Е.А. Сочеванова – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 48 с.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.

Тимошкина Н.А. «Методика использования русских народных игр в ДОУ» старший дошкольный возраст/ Н.А. Тимошкина.- Москва: Центр педагогического образования. 2008.- 64с.

Фадеева Ю.А. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР/ Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина. – М.: Сфера, 2012. – 64 с.

Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В.Туманова и др. – М.: Эксмо, 2015.- 320 с.

Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева и др.- М.: Просвещение, 2014.- 207с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения/М.Ф. Фомичева.- М.: Просвещение,1980.- 240с.

Федорова Г.П. Играем, танцуем, поем/ Г.П. Федорова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

Федорова Г.П. Поиграем, потанцуем/ Г.П. Федорова.- СПб.: Акцидент, 1997

Научно-методические журналы: «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Логопед», «Ребенок в детском саду»































Приложение 1

Итоговый речевой досуг

«В гостях у гнома Говориши»

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать диалогическую связную речь;

- закреплять правильное произношение звуков;

- упражнять в подборе слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- согласовывать движения со звучащим словом;

- формировать навыки фонематического восприятия;

- совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;

2. Коррекционно-воспитывающие:

- воспитывать самоконтроль за поведением и речью;

- воспитывать самостоятельность и активность;

- воспитывать умение работать в коллективе;

3. Коррекционно-развивающие:

Развивать: активный и пассивный словарь; психологические процессы (память, мышление, внимание, воображение); мелкую и общую моторику; артистические способности; длительность выдоха.

Оборудование: ковер; игрушки: пчелка, змея, комар, красная шапочка, тигренок; сюжетные картинки; пособие «Деревце дыхания»; медали на каждого ребенка; костюм гнома для взрослого, игра « Домик комарика».



Ход досуга

Педагог: Ребята! Сегодня у нас необычное занятие мы с вами отправимся в путешествие, а прежде чем отправится в путь, мы должны вспомнить правила:

«Давайте же ребята!

Всегда и везде,

На занятиях в игре

Громко и красиво говорить

Никуда не будем мы спешить».

Итак, мы с вами отправляемся в путешествие в страну красивой речи в гости к ученому Гному, по сказкам вы помните, что гномики очень долго живут и много знают. А какие они гномы, кто мне скажет?

Дети:

Гномы мудрые, умные. Они много читают и много всего знают. Гномы красиво говорят и рассказывают интересные истории.

Педагог:

Прежде чем попасть в главный город и увидеть мудрого Гнома, мы должны пройти все города этой страны и выполнить задания, которые нам приготовили их жители. Ребята, но вот проблема, на чем же мы будем добираться? Как вы думаете, какой транспорт мы выберем? (дети предлагают транспорт). Ребята, страна эта волшебная, поэтому давайте вспомним сказки и воспользуемся сказочным транспортом (дети предлагают различный транспорт из сказок: сапоги-скороходы, чудесные лапоточки , волшебную палочку, вызвать Джина, ковер-самолет и решают, что на ковре- самолете все не поместятся).

Давайте дружно и четко скажем волшебные слова:

«Раз, два, три – ковер-самолет к нам прилети,

Нас в волшебную страну отнеси»

Ребята, посмотрите, а ковер самолет уже тут, давайте его развернем, сядем на него и все вместе полетим в путешествие (дети садятся на ковер, звучит музыка).

Итак, в добрый путь!

Остановка 1 «Шипящий город»

Педагог:

А вот и наши друзья пчелка и змейка (показать детям игрушки).

В этом городе все любят шипеть и жужжать, как наши друзья пчелка Жужа и змейка Шипа. Давайте пошипим вместе с Шипой (дети шипят ш-ш-ш) и пожужжим вместе с Жужой (дети жужжат ж-ж-ж).

Дорогие ребята, Жужа и Шипа рады видеть вас в гостях и подготовили для вас задания. После того как вы пройдете испытания, нам можно будет отправляться в следующий город. Итак, первое задание – повторите пожалуйста чистоговорки чисто и красиво.

Чистоговорки

Ша-ша-ша- наша Маша хороша.

Ши-ши-ши- а у Миши камыши.

Шу-шу-шу- я руками помашу.

Жа-жа-жа- мы нашли ежа.

Жи-жи-жи- ключ на место положи.

Жу-жу-жу-я всю правду расскажу.

Ща-ща-ща- видел я леща

Щи-щи-щи- вот такие вот лещи

Щу-щу-щу- никого я не пущу

Ча-ча-ча- у меня нет мяча

Чи-чи-чи- вот какие большие мячи

Чу-чу-чу- на машине всех прокачу.

Молодцы ребята, вы с заданием справились, а следующая игра-задание называется «Поймай звук».

Игра «Поймай звук»

Сейчас я вам буду говорить слова, а вы слушаете очень внимательно и хлопайте только тогда когда услышите в слове звук [ж] (детям предлагается ряд слов (5-6) со звуком [ж] и аналогично слова со звуками [ш],[щ],[ч]).

Слова

Ежик, жираф, жук, живот, жаворонок.

Шалаш, машина, мышь, шина ,малыш, шуба.

Щепка, плащ, щенок, щегол, лещ.

Чайник, черепаха, чечевица, чулок, чучело.

А вот и жук (игрушка «жук»), он тоже житель шипящего города, и он предлагает нам поиграть в игру, которая так и называется «Жук».

Физкультминутка «Жук»

По ромашкам, по лужайкам,

Жук летал в цветной рубашке, (дети встают в круг и машут руками)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу я с ромашками дружу! (дети берутся за руки)

Тихо по ветру качаюсь, низко-низко накланяюсь. (поднимают руки, качаются)

На цветке я посидел, отдохнул и полетел! (присели на корточки, встали, побежали в разные стороны, машут руками, как крыльями).[1, с. 83]

Молодцы, ребята! А теперь садитесь на ковер и полетели (звучит музыка).

Остановка 2 «Город Свистунов»

Педагог:

Мы с вами прибыли в город Свистунов, в этом городе все свистят. И здесь мы с вами встречаем нашего друга комарика (детям показать игрушку).

Комарик тоже хочет послушать, как вы хорошо и красиво произносите его любимый звук, и предлагает вам поиграть в игру.

Игра «Угадай, что свистит?»

Показать картинку, на которой изображен насос, попросить детей сказать, как свистит воздух. Когда выходит из насоса («с-с-с…») «Правильно выходящий из насоса воздух свистит сердито: « с-с…».

А теперь послушайте, как свистит тоненькая струйка воды, когда льется из крана (показать картинку). Она свистит нежно. Мягко; «сь,сь,сь…». Все вместе посвистим как маленькая струйка воды, а теперь возьмите со стола картинки. Поднимите картинку, на которой нарисован насос. Как свистит воздух, когда выходит из насоса? («с-с-с…») Опустите. Поднимите картинку, на которой нарисована струйка воды, льющаяся из крана. Как свистит струйка воды? («сь,сь,сь…») а сейчас я проверю кто из вас внимательный. Если я буду говорить с сердито, вы поднимите картинку с насосом. Если я буду говорить с нежно, мягко, вы поднимите картинку со струйкой воды.. (автор. М.Ф.Фомичева)

Молодцы ребята, справились с заданием, но комарик подготовил нам еще испытания. Вот посмотрите (дети подходят к плакату, на котором изображен домик комара и дорожка к домику) нам нужно помочь комару добраться к его домику, пропев его любимую песенку. Давайте вспомним, как поет комарик «З-ззз». Теперь мы должны вести по дорожке пальчиком и петь песенку комарика до тех пор, пока не попадем к нему в домик (дети выполняют задание). Комарику очень понравилась ваша песенка, она такая же, как у него.

Ребята, можно отправляться дальше (дети садятся на ковер, звучит музыка), и на нашем пути встречается город Рычунов и певцов.

Остановка 3 «Город Рычунов и Певцов»

Педагог:

В этом городе все жители любят рычать и петь свою песенку ля-ля-ля или ла-ла-ла. А вот и наши старые знакомые Тигренок, Лисичка-сестричка и Красная шапочка. Тигренок очень любит рычать, а Красная шапочка петь свои любимые песни. Давайте вместе с Тигренком порычим р-р-р (дети рычат) и споем песенку с Красной шапочкой ля-ля-ля, ла-ла-ла (дети напевают), а теперь выполним задания, которые подготовили наши друзья.

Чистоговорка «История про крота»

Ра- ра- ра- рое т крот нору с утра.

Ро-ро-ро- у крота свое метро.

Ру-ру-ру- любит крот свою нору.

Ры-ры-ры- крот пророет две норы.



Чистоговорка

Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).



И вот, ребята, наконец, мы с вами добрались до самого главного города страны Красивой речи. Все жители этого города говорят плавно и четко. Их речь красива, они правильно составляют предложения, интересно рассказывают рассказы.

(Приходит переодетый взрослый)

Гном:

Здравствуйте! Я самый главный житель страны Красивой речи, Гном! А это кто ко мне пожаловал? (дети рассказывают о себе, очень важно, чтобы дети рассказали о себе четко, каждый назвал свое имя фамилию, возраст, группу в которую ходит, то во что он любит играть, с кем дружит и т.д.) Молодцы дети, вы говорите красиво и правильно. (Например: я – Саша Петров, мне 7 лет, я хожу в старшую группу. Я люблю играть в машинки и кататься на коньках. Я дружу со всеми ребятами. Но особенно с Никитой и Артемом. )

Гостям я завсегда рад, если вы пришли ко мне, значит вы преодолели много преград и вы самые почетные гости страны Красивой речи.

Педагог:

Да, уважаемый Гном, дети очень старались

Гном:

Молодцы какие, но вам надо правильно составить предложения, а то был тут у нас один гость и все перепутал, готовы помочь?

Дети:

Конечно!

Гном:

Игра «Перепутанные слова» (гном читает)

Вот послушайте: «Цветок поливал Машу» это правильно? Дети исправляют предложения: «Маша поливала цветок». «Письмо принесло почтальона в почтовый ящик». Дети исправляют: «Почтальон принес письмо в почтовый ящик». «Интересная книга читала девочку». Дети исправляют: «Девочка читает интересную книгу».

Гном: Молодцы ребята, вы все правильно сказали, добро пожаловать в страну Красивой речи в главный город! (звучит красивая плавная музыка)

Все жители нашего города добрые, приветливые и любят говорить ласково. Хотите поиграть?

Игра «Назови ласково»

Я вам буду называть жителей нашей страны, которых вы встретили, а вы назовете их ласково, им это очень понравится: пчела – пчелка, жужжа – жужечка, змея – змейка, шипа – шипочка, тигр – тигренок, комар – комарик, красная шапка – красная шапочка, лиса – лисонька, гном – гномик. А вы знаете, что меня зовут Говориша, а как меня можно назвать ласково?

Дети:

Говоришинька!

Гном:

Ребята, сегодня замечательный день, вы посетили страну Красивой речи, не каждому ребенку удается пройти в эту удивительную страну. Но вы много трудились, старались и добились своей цели. Вы, ребята, молодцы! И мне хотелось бы вручить вам эти медали «Медали за красивую речь».

(дети встают в ряд, педагог и гном одевают детям медали).

Педагог:

А теперь, все вместе поаплодируем нашим медалистам!

Гном:

До свидания, дорогие ребята, до новых встреч! Теперь вы не гости в стране Красивой речи, вы ее жители! (дети прощаются)



Приложение 2.

Дидактические игры, используемые в проекте

Сказка

«Прилежный язычок»

Цель: знакомство с органами артикуляции, развитие артикуляционной моторики

Жил- был язычок в своем домике. А что же это за домик? Догадались? Этот домик - ротик. В домике этом конечно же есть двери , а давайте мы вместе откроем и закроем дверцы ( рот открыть, закрыть). Нашему язычку не сидится дома он любит бегать и прыгать туда- сюда ( высунуть язык , поднять вверх, вниз). Вот выходит язычок на улицу, потягивается ( язык сильно высунуть). А на улице ярко светит солнце, решил язычок полежать на солнышке, погреться ( язык положить на нижнюю губу , держать (10 секунд. Упр. «Блин»)). Вдруг набежали облака, солнышко спряталось. Язычку стало холодно и грустно и он спрятался в свой домик ( убрать язык ). Пошел дождь, громко стуча в окошки ( громко стучим в зубы, произносим «д-д-д-д». Упр. «Дятел»). Но язычку совсем было не скучно , он достал из коробки свои игрушки и стал играть. Сначала покатался на деревянной лошадке (цокаем языком. Упр. «Лошадка»), надул воздушные шарики ( дуем холодным воздухом на руки), потом стал играть с лягушкой и слоником (губы в трубочку, губы в улыбке до 10 раз. Упр. «Слоник и лягушка» ). А вот и дождь закончился, язычок обрадовался и побежал на улицу кататься на качелях ( рот открыт , язык вверх, вниз. Упр. «Качели» ). На улице стало темнеть язычок устал и сладко зевнул ( открыть широко рот) . Пора идти домой! Дома, язычок посмотрел на часы (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта. Упр. «Часики»), уже пора спать. Язычок почистил зубы ( языком облизываем верхний ряд зубов, нижний ряд зубов. Упр. «Почистим зубки») и пошел спать.

Игра «Внимательные ушки»

Цель: развитие фонематического слуха, внимательности.

Выделение звуков сонорных, свистящих, шипящих.

Выделение звука например [с] и др. звуков аналогично

а) из ряда звуков;

б) из прямых слогов;

в) из слов.

Логопед дает инструкцию: « Я буду называть звуки ( слоги, слова). Если ты услышишь звук с, то топни ногой ( хлопни в ладоши и т.д.)

Игра «Посигналь!»

Цель : развитие фонематического слуха, внимательности.

Логопед, слуховой образ заданного звука сравнивает с неречевым звучанием, например звук [с] (с воздухом из шарика, если он выходит и шумит; с кипящим чайником; с вытекающей из крана струйкой воды), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например : цветок носок, сосна, мотор, замок, санки и т.д. Дети внимательно слушают , они должны определить , имеется ли в этих словах выделенный звук. Дети подают сигнал ( хлопают или топают)

Например: [р] – рычит тигренок; [ж] - жужжит пчела; [ш] - шипит змея;– [з] звенит комарик.

Игра « Начало, конец, середина»

Цель: развитие фонематического слуха, внимательности.

Логопед называет слова с заданным звуком, например со звуком [л], а дети указывают на часть тела, в зависимости от местоположения звука (голова- слово начинается на заданный звук; живот – звук в середине; ноги- звук находится в конце слова)
Например : лопата ( голова), гол ( ноги), малина ( живот), лимон ( голова), лопух ( голова),калина ( живот), овал ( ноги), палка ( живот),коралл (ноги)

Игра «Послушай и назови»

Цель: развитие фонематического слуха , внимательности.

Логопед называет слова с заданным звуком , например со звуком [р], три слова, а без звука два слова. Ребенок внимательно слушает и после прослушивания, называет , слова с заданным звуком. Например: ворота, мыло, нора, река, лопата. Ребенок должен выбрать слова со звуком [р],

Игра « Волшебный сундучок» ( «Чудесный мешочек»)

Цель : автоматизация исправленных звуков в словах, развитие тактильных ощущений.

Дети достают из сундучка небольшой предмет или предметную картинку, четко называет и определяет последний , первый звук в слове- названии. Если в сундучке предметы, дети на ощупь определяют предметы.

Игра «Рыболовы»

Цель: автоматизация исправленных звуков в словах

Дети по удочкой ловят из коробочки- аквариума картинки четко их называют и определяют последний , первый звук в слове-названии.

Упражнение «Выбери, что нужно»

Цель: автоматизация исправленных звуков в словах.

Логопед предлагает ребенку выбрать из предметных картинок, разложенных на столе, только те, в названии которых есть заданный звук или только те в названии, которых заданный звук находится в конце или в начале слова.

Игра «Жуки и комары»

Цель: дифференциация изолированных звуков [з] - [ ж]

Педагог предлагает детям игру: « Сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: «зззз…» Как комары звенят ? («Зззз…») Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А там много- много красивых цветов. Жуки летают, жужжат: «жжж….» Как жуки жужжит? («Жжж…»)

А теперь делимся на две команды: одни будут комарами, другие – жуками. Комары будут жить здесь ( стульчики в одной стороне ), жуки будут жить здесь ( стульчики в другой стороне группы). Когда я скажу : «Комары полетели», комары будут летать по комнате и звенеть: «ззз…» Когда я скажу:» Жуки полетели», комары полетят на свое место, а жуки вылетят и будут жужжать: «жжж…».

Педагог показывает картинки с изображением комара и жука. Дети называют звуки, соответствующие этим картинкам, и с помощью педагога отмечают основные различия в артикуляции этих звуков ( губы при з – в улыбке, при ж – округлены; язык при з- за нижними зубами, при ж- за верхними зубами).

После выявления основных различительных артикуляционных признаков з и ж дети учатся дифференцировать эти звуки на слух. С этой целью они делятся на 2 группы: одна изображает комаров, другая – жуков. Каждая группа садится в свои домики ( стульчики). Педагог говорит: « если я буду произносить «ззз», из домиков вылетают комары. Как только я прекращаю звенеть, они улетают в домик. Если я буду говорить «жжж», из домиков должны вылететь жуки. Как только я перестану жужжать, они должны вернуться в домик».

Затем педагог в различном порядке длительно произносит звуки з и ж (иногда 2 раза подряд один и тот же звук, чтобы дети были более внимательными)

(автор : М.Ф. Фомичева)

Игра « Собери рюкзак»

Цель: развитие внимательности, активизация словаря, умение описывать предметы.

Педагог предлагает отправиться в путешествие , но для этого нужно собрать рюкзак .На столе стоят рюкзаки и предметы ( компас, спички, аптечка, игрушки, кубики, телефон, продукты( муляжи) и др.) детям нужно собрать вещи , предметы необходимые для путешествия. Ребята должны подумать, что нам нужно для похода, а что нет, рюкзак должен быть удобен и заполнен только нужными в походе предметами и вещами. Выходят первые 2 ребенка и выбирают 3предмета, объясняя для чего они нам нужны ,например:

Это- компас, он нам нужен для того чтобы не потеряться в пути.

Это – телефон, он нам нужен для того чтобы сообщить близким, что с нами все в порядке Это –спички , они нам необходимы, для того чтобы рассвести костер при помощи взрослого и приготовить еду , согреться т.д.

Дети выходят по два человека 3-4 раза и собирают вещи в рюкзаки. Остаются предметы, которые, ребята не берут с собой. Дети с педагогом, решают, почему эти предметы нам не понадобятся в путешествии, а будут даже мешать.

Самомассаж рук ( игры с шишками)

Цель: развитие мелкой моторики

Шишки, мы в руках катаем

Пальцы дружно укрепляем ( упражнение « пальчики здороваются»)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем снова мы катать

Дыхательная гимнастика «Кораблики»

Цель: выработать длительность выдоха

(Предварительно дети изготавливают кораблики из скорлупы грецкого ореха или кораблики в технике «оригами») Логопед : «Спустить кораблики на воду! Мы поплывем с вами по морю (каждый ребенок спускает свою лодку в таз с водой). В добрый путь! Подул легкий ветерок, и наша парусная флотилия легко заскользила по морской глади. Воздух вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот . Дуем плавно и легко, чтобы наш кораблики не потерпели кораблекрушение.»(Дети дуют каждый на свой парус, пытаясь, чтобы его кораблик плыл быстрее.)





29


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.