12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чыгадаева Светлана Николаевна24
Россия, Самарская обл., Самара
5

Выступление на педагогических чтениях по теме “Мотивация как одно из основных условий успешного обучения и воспитания”

Чыгадаева Светлана Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ гимназии «Перспектива» “Мотивация как одно из основных условий успешного обучения и воспитания” 

«Интерес к учению появляется  только

тогда, когда есть вдохновение,

рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский


Успех имеет огромное значение в жизни людей. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире (из Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа»). Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то

у него есть все шансы на успех в жизни, а если ребёнка лишить веры в себя, то очень трудно надеяться на его светлое будущее.

Учитель должен создать источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Он должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность

в себе и внутреннее удовлетворение, педагог должен помнить, что

ребёнку необходимо добиваться успеха в образовательной деятельности.

Что же такое успех?


Успех в Толковом словаре Ожегова определяется следующим образом: удача в задуманном деле, в достижении поставленной цели.

t1672840813aa.png

Как же нам сделать каждого ребёнка успешным? Каков же путь к успеху? Уже в первые годы жизни ребёнок узнаёт о мире много необычного. Он впитывает сведения об окружающем мире, у него появляется чувство уверенности, оптимистический взгляд на своё будущее.

И ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. А какую же роль при этом играет учитель? Сможет ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Педагогу необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ученику ситуацию успеха:




видеть в каждом ученике уникальную личность

помнить, что все дети талантливы

создавать личности «ситуацию успеха», одобрения, поддержки, доброжелательности

исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка

помнить: «Ребенок хорош, а плох его поступок»

знать: «В каждом ребенке живет чудо, ожидай его»


t1672840813ab.jpg


Как же создать ситуацию успеха? Дать детям радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребёнка. Для школьника ожидание радости - источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает, её составляющая - успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет ребёнка. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего становления личности, особенно если это касается учёбы.

Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Мотивация - залог успешной деятельности младшего школьника. Что же такое мотивация?

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.

Мотивация достижения успехов стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно тогда, когда его результаты сравниваются с достижениями других людей или оцениваются.

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Но даже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя.

Мотивировать на учебную деятельность детей - значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе. Главное помочь получить им удовольствие от умственных нагрузок в процессе учебной деятельности. В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов.

Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:

учет возрастных особенностей школьников;

выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

использование коллективных и групповых форм работы;

использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

использование игровых технологий;

нестандартная форма проведения уроков;

создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

создание ситуации успеха;

вера учителя в возможности ученика;

применение поощрения и порицания;

формирование адекватной самооценки у учащихся;

Скороходова Н.Ю. в книге “Психология ведения урока” пишет: “Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке”.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.

Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение:

нестандартных уроков (уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч);

сюжетных уроков;

уроков защиты творческих заданий;

через привлечение сказочных персонажей;

игровую деятельность;

внеклассную работу.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями..


В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий.

Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

работа с электронными учебниками;

работа с демонстрационными материалами;

компьютерные тесты;

использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов;

образовательные платформы «Учи.ру», «Я-класс» «Яндекс.Учебник» и другие.

Я в своей работе  пользуюсь сервисом  Яндекс.Учебник. Это удобный сборник заданий по русскому языку, математике, окружающему миру и функциональной грамотности. Он позволяет выдавать задания как каждому ученику отдельно, ориентируясь на его уровень, индивидуальные особенности и даже увлечения, так и всему классу. В сервисе видно, сколько времени ученики потратили на задания и с какой попытки справились с ним. На каждое задание есть три попытки. Если дети не хотят выполнять какое-то упражнение, они могут его пропустить — это я тоже вижу и тогда понимаю, что кто-то не усвоил тему.

Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

У учащихся начальной школы велика потребность в визуализации информации. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (так как в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это в свою очередь – способ сосредоточения и удержания внимания школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Она помогает донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Таким образом, используя возможности применения интерактивной доски, повышается мотивация и качество образования младших школьников.

 В процессе обучения я использую интерактивную доску как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого.

Не обязательно использовать доску на протяжении всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе урока. Особенно актуальна для меня она сейчас на уроках в 1 классе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. Проецируя на доску через документ-камеру страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Таким образом, повышается концентрация внимания. Этот визуальный ресурс помогает мне излагать новый материал очень живо и увлекательно, донести информацию до каждого в классе.


Первый этап любого урока по ФГОС - это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его целью является выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. А мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе. Есть разные способы и приёмы мотивации.

Я кратко остановлюсь на некоторых приемах формирования учебной мотивации в процессе организации учебной деятельности, которые я использую на уроках.

От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала. Первый этап урока это самоопределение к деятельности (организационный момент). Целью этого этапа для меня является включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. И здесь я активизирую внимание следующими приемами:

Психологические минутки:

В начале урока высказываю добрые пожелания детям;

- Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки мне.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

- Предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте).

- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.


Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые).

Например:

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?


Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

Прием «Цветные карандаши».

Учащимся предлагается показать своё настроение в начале урока по типу «светофор». Они показывают карандаш в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае я могу проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

Удачное начало урока – это уже половина успеха.


Прием«Интрига»


- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь.



Приём «Корзина идей»

Этот прием использую на начальной стадии урока. Он позволяет мне выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске вывешиваю картинку с изображением корзины, в которой условно собираем все то, что ученики знают об изучаемой теме.

Например:

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.

Ход урока:

Даны группы слов. Задание: найдите лишние слова и запишите их в тетрадь. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?

1)Обида, огорчение, жестокость, ударить.

 2)Смех, улыбкахохотать, радость.

 3)Печалиться, грусть, настроение, веселье

Учитель: Слова какой части речи  назвали?  (Глаголы)

«Вызываю вас на мысль…». «Корзина идей»

- Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме.


Прием «Удивляй»

Это универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Например:

Тема: «Измерение длины отрезка. Сантиметр». (Урок математики в 1 классе)

-Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моему атрибуту кто я по профессии? (Швея, портной)

- Как вы догадались? (У Вас сантиметровая лента)

- Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьет одежду)

- Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую.

- Дальше предлагаю детям полоски. Сравнить на глаз. Способом наложения и переходим к теме урока.

Прием «Синквейн»

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Это индивидуальная работа, но для начала мы составляем его всем классом, а потом это делает каждый ребенок сам. Чтобы оценить, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала, можно включить синквейн в домашнее задание.

Пример: А.Пантелеев « Главный инженер» (4 класс, литературное чтение)

Леша

Смелый, решительный

Вдохновляет, наблюдает, руководит.

Качественно выполняет порученное задание.

Лидер. 

Пример: Тема « Глагол» (Русский язык,3 класс)

Глагол

Важный, трудный

Обозначает, называет, командует

Глагол-часть речи.

Действие


Использовать синквейн можно на любом из уроков. Применение данного приема дает мне возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и содействует формированию учебной мотивации.


Прием «Я беру тебя с собой»

Это универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Использование данного приема формирует умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов и составлять целостный образ объектов из отдельных его признаков. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример:

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания, вопросы. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находится на достаточно высоком уровне.

Американский психолог А. Кинг придумала серию вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях:

Что случится, если...?

Приведите пример...

В чем сильные и слабые стороны...?

На что похоже...?

Что мы уже знаем о...?

Каким образом... можно использовать для...?

Чем похожи ... и...?

Каким образом ... влияет на...?

Какой ... является лучшим и почему? 

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Приём: "Эмоциональное поглаживание". 

Учитель должен с легкостью раздавать комплименты. На уроке много раз говорить "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!".  Замечательно! Верно!  Это лучшее из того, что у тебя получалось!  Я знала, что ты сможешь сделать это! Неплохо!  Я горжусь тобой! Супер! Ты на правильном пути!             

Прием помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

Всегда «Говори ему почаще, что он хороший, и он станет таким" - советовал А.М.Горький.

Прием, способствующий формированию у воспитанников положительного отношения к результату своей деятельности, является организация выставок работ учащихся, которая способствует удовлетворению у школьников потребности в самоутверждении, престиже, соревновательной потребности. Такой прием часто использую в своей работе. Фото 1


На уроках в первом классе я чувствую себя в какой-то степени дрессировщицей, которая даёт кусочек сахара своим воспитанникам за хорошее поведение, внимание на уроках, активную работу. Такими кусочками сахара для первоклассников являются призы в виде картинок Фото 2. Это маленькие картинки, которые я распечатываю из интернета, нарезаю на квадратики. Для этих призов мы с ребятами заводим специальные конвертики-«кошельки». Я объясняю детям, что эти призы – их зарплата за труд в школе, которую они зарабатывают своим знаниями, своей дисциплинированностью. Этот приём очень хорошо мне помогает, так как современные дети хорошо понимают, что деньги надо уметь зарабатывать. Плюс ещё момент соревнования. В конце каждой четверти мы подсчитываем призы и выявляем самого «богатого» ученика в классе и проводим ярмарку, где дети обменивают свои картинки-призы на сувениры. При подведении итогов я подчёркиваю, что богатство зависит от собственного труда и от вложения личных сил каждого ученика. Этот приём дисциплинирует учащихся, повышает мотивацию к обучению. Фото 3

Я считаю, что не менее важна и роль родителей. Исследования доказывают, что успешное обучение детей в школе зависит от определенных особенностей поведения родителей, если они помогают детям развивать уверенность в собственных силах, поощряя выполнения посильных задач в школе и дома. В таких семьях дети окружены теплом и любовью, а методы контроля и поддержания дисциплины характерны скорее для авторитетного, чем авторитарного стиля родительского поведения. Дети знают границы дозволенного, но при этом чувствуют себя в безопасности и уверены, что их любят.

И, наверное, самое важное, что родители успевающих учеников постоянно общаются с ними. Анализируют вместе прочитанную книгу или просмотренный фильм, внимательно выслушивают их мнение, регулярно беседуют с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и подают им в этом пример.

«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастливых детей, душу которых гнетет мысль, что они

ни на что не способные. Успех в учебе - единственный источник внутренних сил ребенка, которые порождают энергию для преодоления трудностей, желание учиться»

(В.Сухомлинский)

Для становления мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника.

Основная задача учителя - создать определённую ситуацию, то есть условия, которые обеспечат успех – результат подобной ситуации и вызовут интерес, порождающий мотивацию. Правильно продуманная тактика работы с детьми, с применением определённых форм работы и методов, с включением поощрений, с соблюдением ряда важных моментов, в итоге достигает свою цель и даёт положительный результат.


В заключение хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний?












Список литературы


1.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., Педагогика, 1988.

2. Организация современного урока. Под ред. Пидкасистого П.И. М., Просвещение, 1984


3. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока СПб. Речь, 2002


4. Е.П. Ильин. Мотивация и мотивы - СПб. Питер, 2003.


5.П.П. Блонский «Психология младшего школьника», Московский психолого-социальный институт, 1998


6.А.К.Колеченко Энциклопедия педагогических технологий, СПб, Каро,2006

7.Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва, 2004.



8.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Минск : Нар. Асвета, 1981.



ПРИЛОЖЕНИЕ





t1672840813ac.jpg





t1672840813ad.jpg



t1672840813ae.jpg

Фото 1







t1672840813af.jpg

t1672840813ag.pngt1672840813ah.png



Фото 2



t1672840813ai.jpg t1672840813aj.jpg



t1672840813ak.jpg Фото 3

12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.