12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самофалова Оксана Алексеевна975
Образование: КГПУ, дефектологический факультет, 2001 г. Работаю в ОКОУ "Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" 18лет, имею первую квалификационную категорию.
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
2

Выступление на педагогическом совете «Поиск эффективных вариантов изложения и закрепления материала на уроках швейного дела»

29.10.2015 Педагогический совет

Поиск эффективных вариантов изложения и закрепления материала на уроках швейного дела

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной деятельности над учебным материалом.

Для этого в своей работе применяю такие формы обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения, тестовые задания, информационно-компьютерные технологии. Сегодня хочу рассказать о наиболее эффективных на этапах объяснения и закрепления материала именно для тех обучающихся, с которыми работаю в этом учебном году.

Швейное дело я веду в двух классах: в 5Б и 9Б. В 5 классе на этапе закрепления регулярно использую пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных организаций Картушиной Г. Б., Мозговой Г. Г. «Технология. Швейное дело. Рабочая тетрадь», которое полностью соответствует новому учебнику по швейному делу этих же авторов. Сухие ответы на вопросы учителя заменяются здесь на интересные задания с иллюстрациями, схемами, таблицами, рисунками. Задания здесь разноплановые: ответить на вопросы, дополнить предложения, сделать подписи к рисункам, расположить в правильной последовательности пункты плана по пошиву изделия. Много занимательного и игрового материала: ребусы, кроссворды, пословицы.

В более сложных заданиях имеются подсказки с указанием страницы учебника, где ребенок может сам прочитать еще раз материал и выбрать то, что нужно для ответа.

Работу с тетрадью провожу или сразу после объяснения новой темы с целью выявления уровня усвоения нового материала, или на следующем занятии с целью определения остаточных знаний. При выполнении заданий развивается интерес к предмету, самостоятельность, вырабатываются прочные знания по предмету.

В 9 классе на этапе объяснения материала хорошо зарекомендовал себя метод создания проблемной ситуации и поиск правильного ответа. Например, при изучении темы «Обработка вытачек цельноекроеного платья» задаю вопрос «Для чего нужны в платье вытачки, можно ли обойтись без них, почему?». При затруднении помогаю девочкам наводящими вопросами. Рассуждая и анализируя, дети приходят к выводу, что фигура человека объемная, и вытачки нужны для придания объемной формы изделию. Без вытачек изделие будет неудобное для носки, так как будет стягивать фигуру.

Обычно сопровождаю урок вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», «Помогите вспомнить…» и т.п. На вопросы требую полных ответов.

Метод создания проблемной ситуации играет большую роль в развитии познавательной деятельности. Для того чтобы достичь цели, я руководствуюсь следующими принципами:

  • систематически создаю при работе проблемную ситуацию и подключаю к ее решению всех учащихся;
  • четко, конкретно ставлю проблемный вопрос;
  • доброжелательно отношусь к ответам учащихся;
  • придаю проблемной ситуации эмоциональную окраску.

Для проверки и корректировки уровня знаний в том же 9классе использую метод тестирования. Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, позволяют определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу. Главное преимущество заданий в тестовой форме по сравнению с другими заданиями – четкость логической структуры контрольного материала, а также оперативность получения результатов. Метод тестирования психологически меньше нагружает обучающихся и является одной из наиболее технологичных форм проведения контроля знаний. Такая краткость заданий позволяет за счет минимума средств добиться максимума ясности смысла задания. Известно, что более 80-ти процентов полученной информации человек воспринимает при помощи зрения, и поэтому в тестовые задания помещаю рисунки, схемы и так далее, т.е. делаю тестовые контрольные задания для обучающихся иллюстрированными.

Проанализировав результаты тестового опроса за прошлый учебный год, можно сделать вывод, что на вопросы, где были предложены рисунки, ответы в большинстве случаев были положительными. Учащиеся активизировали свою зрительную память, более внимательно, вдумчиво отвечали на вопросы, фиксировали свое внимание более осмысленно на сути задания, а не просто отвечали, дабы угадать ответ. Тестовый контроль знаний с применением рисунка является эффективным еще и потому, что практически весь иллюстрируемый материал, представленный в задании, является не только контролирующим, но и обучающим, т.к. он встречался обучающимся уже ранее и был узнаваем ими. Кроме того, хотелось бы отметить, применение таких заданий, безусловно, повышает интерес к предмету, к профессии, а это очень важно.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем каждому ученику готовлю задание с учетом его индивидуальных особенностей и уровня развития. Моя задача – научить оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. При самопроверки тестов сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, ее причины, возникших трудностей. Таким образом, тестовые задания выступают для обучающегося не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции, учат обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.