Семья в все времена была и будет одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.
Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...
Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. И здесь роль педагога в просвещении родителей и установлении контакта со школой особенно велика. Создание позитивного микроклимата в семье - залог успешного и гармоничного развития ребенка, один из основных факторов успешного взаимодействия семьи и школы.
Сегодня наиболее типичной для России становится однодетная семья, воспитательный потенциал которой значительно ниже, хотя в последнее время наметилась тенденция роста количества детей в семье.
Материальные возможности многодетных семей резко снизились, около 70% из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных и “проблемных” семей.
Наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на их общение с детьми. И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.
Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика.
Все мы родом из детства: в семье формируется характер, появляются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения. Семья – это тот маленький мир, с которым человек связан всю жизнь.
Поэтому так необходимо учить детей искусству создания домашнего очага, умению хранить его тепло, умению общаться со взрослыми и со сверстниками. Недаром русская пословица гласит: «Ребенок учиться тому, что происходит у него в дому На первом месте во взаимоотношениях школы и семьи должно быть стремление сделать шаг навстречу друг другу, стать единомышленниками. Детство- такой период в жизни ребенка и семьи, который никогда больше не повториться. Родитель — самая главная профессия на Земле.
Сегодня каждый творчески работающий педагог не мыслит результативности своей работы без содружества семьи и школы. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети. Чем больше вложить, тем лучше результат.
Мы стараемся сделать родителей своими союзниками. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, родители и школа могут достигнуть желаемых результатов в обучении и воспитании детей.
Программа нашего образовательного учреждения «Вместе - мы сила». Девиз: «Растем вместе! Взрослеем вместе»
Социальное партнерство - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, который характеризуется доверием, общими целями и ценностями.
Социальное партнерство : взаимовыгодное, добровольное, равноправное.
Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи. Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?
Только рядом со взрослым, признающим в маленьком человеке личность, ребёнок может прожить детство во всей его полноте. Работа с родителями – это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и учитель, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети. Родители – главные социальные партнёры школы.
Каждая школа уделяет много внимания работе с родителями. Задачи и формы работы одинаковые почти у всех. Ведь новое это хорошо забытое старое.
Цель: воспитание успешной, социально-адаптированной самореализованной личности обучающегося.
Задачи:
-Повышение эффективности совместной воспитательной деятельности семьи и школы.
-Расширение партнерских взаимоотношений с родителями через организацию совместных мероприятий, праздников, акций.
-Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.
-Психолого-педагогическое просвещение родителей.
-Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
-Совместная организация социальной защиты детей, организация здорового образа жизни в семье, в школе
-Формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к школе.
Основные направления:
-организация родительского всеобуча;
-взаимодействие социально – психологической службы школы с родителями;
-организация университета родительских знаний;
-Работа с молодыми родителями, молодыми семьями (семейные консультации).
-вовлечение в органы школьного самоуправления.
Социальный состав родителей и уровень образованности родителей разный.
Что дает партнёрства между семьёй и образовательным учреждением?
-Знания в предметных областях
-Развитие общеучебных и социальных навыков
-Рост самоуважения
-Психологическая комфортность
-Обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов
-Соблюдение этических норм и договорённостей
-Поддержку и доверие.
Классификация родителей по уровню их педагогической культуры, уклада семейной жизни, отношению к школе.
В классе довольно часто можно привлечь родителей, например, к внеклассному мероприятию, для организации экскурсий, приветствуется выступление на уроке родителей, как специалистов, по изучаемой проблеме и многое другое. Но…Все родители очень разные, отношение их к педагогам, школе, своим детям также различное.
В классе ведется целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс. Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся (28%). Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями. Другая часть – “пассивный” актив, т.е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле (30%). Оставшиеся 42% - пассив - родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе.
Различают:
1) семьи, где на данный момент проблемные родители, но относительно благополучные дети;
2) семьи, где при благоприятных условиях в семье существуют проблемы у ребенка;
3) семьи, где проблемы есть у родителей и детей.
Именно для этих родителей и ведется целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе.
Взаимодействие семьи и школы повышает воспитательный потенциал.
Формы сотрудничества. Вовлечение детей через КТД, День матери, семьи
Цикл классных часов «Семья + Я».
Концерты для родителей: Рождественский, к 8 Марта
Общешкольные родительские конференции, классные родительские собрания, инд. беседы, патрулирование в микрорайоне
Организация семейного досуга: Дни здоровья, походы, экскурсии, школа выходного дня, поездки на предприятия, встречи по профориентации
Участие родителей в городских, областных конкурсах: родитель года
Взаимодействие с ОСР территориальных округов и Центром «Леда», МУ «Центр охраны прав детства» и др. инспекторами по правонарушениям.
Огромна работа социального педагога, педагога-психолога с социальными семьями.
Созданы условия для проведения мероприятий, которые помогают родителям и детям лучше понять и принять друг друга. Все классные дела мы стараемся проводить совместно с родителями. Это и классные часы, и классные праздники, и школьные мероприятия, и экскурсии, и походы в театры, музеи, кинотеатры. Стало уже традицией проводить “Дни именинников”, “Семейные посиделки”, “Веселые старты”, праздники к красным датам календаря, в которых родители принимают самое активное участие. Благодаря этим мероприятиям дети получают любовь и уважение, родители привязанность к своим детям.
Взаимодействие классного руководителя и родительского комитета
-Традиционные: родительские собрания, лекции, вечера вопросов – ответов, диспуты, дни открытых дверей.
-Нетрадиционные: деловые игры, регламентированные дискуссии.
-Всегда мы вместе взрослые и дети: школа выходного дня «Семья в лучах солнца», семейные выезды на природу, университет педагогических знаний, родительский всеобуч по разным направлениям.
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов.
Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.
Особую заботу у педагогов должно вызывать взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе. А как повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организуем специальные встречи с отцами детей, проводим конференции-размышления, собрание «Роль отцов в воспитании детей» и др. Возобновил работу Институт отцовства!
Связь с внешкольными заведениями, спонсорская помощь.
Таким образом, включение семьи в образовательное пространство – это очень сложный процесс, который требует постоянного совершенствования, и при этом следует помнить важное правило: родителям необходимо чувствовать, что их ценят. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Очень важно, чтобы родители обладали педагогической культурой.
Станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от нас, педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями. Вспомним слова В. А. Сухомлинского, который утверждал: «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Только вместе с родителями, общими усилиями, мы можем дать детям большое человеческое счастье».
Без сомнения, школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.
Эффективность воспитательной системы любого образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.
Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие.