Выступление на семинаре на тему «Краеведческий материал на уроках русского языка и литературы»
Приложение к выступлению по теме
«Краеведческий материал на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как средство воспитания обучающихся»
Тибаевой Ю.М. ОБОУ «Лицей-инетрнат№1»
Приложение 1
Текст для сжатого изложения (ОГЭ русский язык)
1. «Я – обыкновенный смертный, как и все люди, и отличаюсь от других только тем, что сижу за столом и копаю слова», - сказал о себе как-то Евгений Носов. 2.Кажется со стороны: невеликий это труд – «копать слова». 3.Но оглянитесь, прислушайтесь. 4. Да, слов вокруг нас много, как на ярмарке. 5. Они сыплются из телевизоров и радио, бросаются в глаза с рекламных афиш, глянцево лоснятся на обложках журналов… 6. Но слова эти по большей части подержанные, да ещё будто измельчённые, высушенные городским обиходом. 7. Они лишь раздражают наш слух, но души не касаются. 8.И вот попробуй тут найти слово живое, родниковое, то единственное, что ляжет на сердце читателя! 9.Это никому не видимый, почти шахтёрский по изнурительности труд. 10.Здесь даже Интернет не поможет со всеми своими миллионами сайтов. 11.Лишь редкому художнику открываются чистые, будто промытые в небесной лазури, слова. 12.Они не поучают, а согревают и утешают, как тёплая, чуть грубоватая от натуженности бабушкина ладонь. 13.Книги Носова полны не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. 14.Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки, и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. 15.А вокруг – сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. 16.Всё живое, всё с душой, с тихой думою о чём-то своём. 17.И как бы ни был одинок человек, он всегда в соседстве с природой. 18.Научись понимать её, жалеть, побереги всякое малое создание – и ты не будешь одинок. (По Д. Шеварову) 235 слов
Тест для подготовки к ОГЭ ( русский язык, 9 класс )
(1)Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:
—(2) Будет писать-то! (3)Поди проветрись, клумбу помоги разделать.
(4)Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. (5)Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.
— (6)Ольга Петровна, а что это не сеете вы на клумбе маков?
—(7) Ну, какой из маков цвет! — убежденно ответила она. — (8)Цветом он всего два дня бывает. (9)Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. (10)А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.
(11) Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. (12)Через несколько дней она зазеленела.
— (13)Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. — (14)Ах озорник ты этакий!
(15)Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. (16)После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли.
(17)Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
— (18)А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.
(19)Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. (20)По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. (21)А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.
(22)Распустились они на другой день. (23)Издали мои маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. (24)Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. (25)Казалось, что стоит прикоснуться — сразу опалят!
(26) Два дня буйно пламенели маки. (27)И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. (28)И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. (29)Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
— (30)Да, сгорел... — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — (31)А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. (32)Короткая у него жизнь. (34)Зато без оглядки, в полную силу прожита. (35)И у людей так бывает.
(36) Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
(37) Мне уже рассказывали о ее сыне. (38)Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.
(39)Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. (40)Недавно я снова побывал у нее. (41)Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. (42)А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. (43)Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. (44)А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (426 слов) (По Е. И. Носову)
Евге́ний Ива́нович Но́сов (1925—2002) — русский советский писатель. Герой Социалистического Труда (1990). Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы — военная и деревенская.
Задания к тексту
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему тётя Оля стала сеять маки на клумбе?»
1) Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.
2) Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.
3) Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел.
4) Распустились они на другой день.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
1) А рядом на клумбе полыхал большой костер маков.
2) И у людей так бывает.
3) Ах озорник ты этакий!
4) Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
ВПР по русскому языку 6 класс
Почему, по мнению рассказчика, он стал хорошо понимать язык звуков?
(1)С того дня, как меня привезли из больницы с загипсованной ногой и уложили в постель, я понял, какая это скверная штука — дни и ночи валяться безвылазно. (2)Нога меня не беспокоила, как в первые дни перелома. (3)В общем, это было не таким уж тяжёлым событием. (4)Все, кто навещал меня, беспокоились гораздо больше. (5)У них делались такие болезненно-горькие лица, будто им самим перебили конечности.
(6)Когда мать уходила на работу и оставляла меня на весь день одного, я подолгу глядел в единственное окно нашей комнаты. (7)Из него были видны клочок весеннего неба и верхушка старого тополя. (8)Ночью же смотреть было некуда, и тогда я слушал. (9)За каждым звуком что-то скрывалось. (10)Когда я был здоров, я не подозревал, что в мире столько разнообразных звуков. (11)Наверно, оттого, что я больше воспринимал окружающее глазами. (12)Теперь слух поневоле обострился. (13)Если бы существовал специальный справочник всяких шумов и шорохов, то мне первоначально понадобилось бы заглядывать туда, чтобы найти объяснение всего того, что долетело до моего слуха. (14)Но такого справочника не было, и мне пришлось терпеливо изучать сложный язык шумов. (15)Теперь я достаточно овладел этой грамотой и могу прочитать многое из жизни нашего дома и его обитателей.
(16)Наш старый деревянный дом всегда полон таинственных звуков. (17)Поминутно что-то потрескивает, поскрипывает, позвякивает. (18)Всю ночь дом кряхтит, как дедок. (19)Какая-то неведомая сила гнёт и корёжит, пробует на прочность каждое его бревно, каждый гвоздь. (20)Идёт непрерывная борьба. (21)Время атакует, дом отбивается (22)Время хочет, чтобы не было на земле этого дома, чтобы он уступил место новому (23)Дом уступать не хочет.
(По Е. Носову)
Текст для подготовки к ЕГЭ (русский язык)
(1)Вот пишут: малая родина... (2)Что же это такое? (3)Где её границы? (4)Откуда и докуда она простирается?
(5)По-моему, малая родина — это окоём нашего детства.(6) Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. (7)И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. (8)Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга.(9) И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила своё первое потрясение.
(10)Тихая деревенская улица, пахнущий пряниками и кожаной обувью тесный магазинчик, машинный двор за околицей, куда заманчиво пробраться, тайком посидеть в кабине ещё не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повздыхать запах наработавшегося мотора; туманное таинство сбегающего под гору колхозного сада, в сумерках которого предостерегающе постукивает деревянная колотушка, гремит тяжёлой цепью рыжий репьистый пес. (11)За садом — змеистые зигзаги старых, почти изгладившихся траншей, поросших терновником и лещиной, которые, однако, и поныне заставляют примолкнуть, говорить вполголоса... (12)И вдруг, снова воротясь к прежнему, шумно, наперегонки умчаться в зовущий простор луга с блёстками озерков и полузаросших стариц, где, раздевшись донага и взбаламутив воду, майкой начерпать в этом чёрном киселе чумазых карасей пополам с пиявками и плавунцами. (13)И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки, в корявую и петлючую неразбериху.(14) И если не жалеть рубах и штанов, то можно продраться к старой мельнице с давно разбитой плотиной и обвалившейся кровлей, где сквозь обветшалые мостки и в пустые проёмы буйно бьет вольный кипрей. (15)Здесь тоже не принято говорить громко: ходит молва, будто и теперь ещё в омуте обретается мельничный водяной, ветхий, обомшелый, и будто бы кто-то слыхал, как он кряхтел и отдувался в кустах, тужась столкнуть в омут теперь уже никому не нужный жернов. (16)Как же не пробраться туда и не посмотреть, страшась и озираясь, лежит ли тот камень или уже нет его...(17) За рекой — соседняя деревня, и забредать за реку не полагается: это уже иной, запредельный мир.(18) Там обитают свои вихрастые окоемщики, на глаза которых поодиночке лучше не попадаться... (19)Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (20)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день, пока не падет солнце, набегаться, наоткрывать и навпечатляться до того предела, когда уже за ужином безвольно начнет клониться опалённая солнцем и вытрепанная ветром буйная молодецкая головушка, и мать подхватывает и несёт исцарапанное, пахнущее рогозом и подмаренником, отрешённое, обмякшее чадо к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия.(21) И видится ему сон, будто взбирается он на самое высокое дерево, с обмирающим сердцем добирается до вершинных ветвей, опасно и жутко раскачиваемых ветром, чтобы посмотреть: а что же там дальше, где он ещё не бывал? (22)И вдруг что-то ломко хрустит, и он с остановившимся дыханием кубарем рушится вниз. (23)Но, как бывает только во снах, в самый последний момент как-то так удачно расставляет руки, подобно крыльям, ветер упруго подхватывает его, и вот уже летит, летит, плавно и завораживающе набирая высоту и замирая от неописуемого восторга. (24)Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения.
(По Е. И. Носову)
Приложение 2
Екатерина Алексеевна Авдеева «Воспоминания о Курске» (1842г.):
«Курск можно назвать садом России, откуда везут плоды в Москву, Петербург, Одессу. В конце мая и июня, когда отцветут деревья и покажется завязка плодов, приезжают торговцы и откупают сады… Трудно поверить дешевизне плодов: в урожайный год четверик яблок стоит рубль и два, смотря какого сорта яблоки; груш самых лучших не дороже от одного рубля до трех; ведро слив 40 и 50 копеек…»
«Что считается роскошью в столицах и требует больших издержек и трудов, в Курске вещь самая обыкновенная: это цветоводство; нежные роды цветов, розы, лилии, нарцисы, тюльпаны можно найти в каждом саду. Многие цветы, бывши однажды посажены, растут, не требуя почти никакого присмотра…»
«Съестные припасы в Курске недороги. Осенью говядина продается иногда по 5 копеек за фунт, пара цыплят 40 и 50 коп., курица 40 и 50 коп., баранина и телятина также дешевы».
«Рыбы в Курске довольно; ее по большей части ловят в реке Сейме, протекающей верстах в пяти от города. Роды рыб суть следующие: карпы, лещи, язи, подлещики, волчки, щуки, лини, налимы. Раки в Курске большие, вкусные и ловятся в изобилии».
«Все девицы в Курске, выключая дворянок, ведут жизнь совершенно затворническую; не только никуда они не показываются, даже редко ходят и в церковь».
«Пост строго соблюдают. Первую неделю Великого поста не едят горячего кушанья; щи, бураки и все прочее подается холодное и без масла».
«Пищу, как мы говорили, курчане употребляют самую простую, и единственные приправы ее перец, хрен, лимонный сок и уксус».
«Доныне сохранился в Курске оттенок прежнего русского удальства – кулачной бой, но ныне не делают его, как прежде, публично и, что называли в Курске, стена на стену. Прежде кулачные бои бывали на первой неделе Великого поста; ныне только заметно в это время, как бойцы тихомолком пробираются за город и возвращаются с пасмурным и разбитым лицом. Еще было в обычае на первой неделе Великого поста спускать на драку гусей и петухов, но ныне это совсем вывелось, а равно и собачья травля, которую производили также на первой неделе поста, в мясном ряду».
«Русская необходимая принадлежность – баня. К публичным народным баням в Курске не привыкли, и никакое порядочное семейство туда не пойдет, хотя они выстроены каменные на берегу Тускари, но зато всякий, кто только имеет возможность, строит свою домашнюю…»
Приложение 3
Подготовка к ЕГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Когда-то соловьиное пение очень ценилось. На Руси были большие знатоки пения соловьёв. В давние годы особенно славились курские и киевские соловьи. За этих певцов богатые люди - купцы и помещики - плачивали до тысячи рублей. Пойманный соловей быстро привыкал к людям и в жилище человека пел так же громко и красиво, как пел некогда на воле, в лесу.
Я и теперь люблю слушать соловьёв. Особенно нравится мне их ночное пение, когда над головою светят молчаливые звёзды и всё в лесу примолкает. Хороши и вечерняя, и утренняя песни соловьёв, радостно встречающих вместе с другими певчими птицами восход солнца. Вряд ли есть на всей земле другая птица, умеющая так красиво петь, как поёт наш звонкоголосый русский соловей.
Соловьи живут в старых усадебных парках и <...> в городах, где есть деревья, вода и заросли кустарников. Забыть не могу, как однажды возвращался я с весенней охоты по старому Ладожскому каналу. На рассвете старый маленький пароходик тихо плыл по каналу, берега которого заросли густыми кустами. Боже мой, сколько собралось здесь соловьёв! Казалось, мы двигались по нескончаемой соловьиной дороге. Удивительные трели бесчисленных восхитительных певцов звучали справа и слева, сзади и впереди тихо плывшего парохода. Я навсегда запомнил весеннее раннее утро, моё возвращение с охоты, звонкую соловьиную дорогу.
(По И.С. Соколову-Микитову)
1. Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в одном из предложений текста. Запишите эту частицу.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1) БОЛЬШОЙ. Значительный по размерам, по величине, силе. Большая радость.
2) БОГАТЫЙ. полн. ф., перен. Содержащий много ценных качеств. Богатый голос.
3) СВЕТИТЬ. Направлять свет так, чтобы кому-н. было видно. Светить кому-н. фонарем.
4) ПЛЫТЬ. Передвигаться по поверхности воды или в воде. П. по реке.
5) ЗВУЧАТЬ. О звуках: быть, существовать, слышаться. Звучат раскаты грома.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются специальная лексика, терминологические выражения (знатоки, плачивали, в особых клетках с полотняными потолками, муравьиными яйцами и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (богатые люди, купцы и помещики, в старых усадебных парках и др.).
2) Эмоциональности, экспрессивности текста, выражению авторской оценки способствует использование эпитетов (молчаливые звёзды, звонкоголосый русский соловей, звонкую соловьиную дорогу, удивительные трели бесчисленных восхитительных певцов), антонимов (вечерняя и утренняя, справа и слева, сзади и впереди), а также слов и сочетаний, выражающих субъективное отношение автора к предмету речи (хороши песни, особенно нравится, забыть не могу, навсегда запомнил).
3) Грамматическими особенностями текста является использование в качестве средств связи предложений однокоренных слов (соловьиное - соловьёв, соловьи - соловьиной), форм слова (соловьёв - соловьи, соловей - соловьёв), контекстных синонимов (соловьи - певцов), широкое использование определительных словосочетаний (курские и киевские соловьи, ночное пение, вечерняя и утренняя песни, певчими птицами, в старых усадебных парках и др.), использование междометия (Боже мой).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, риторическое восклицание (Боже мой, сколько собралось здесь соловьёв!), конструкции со значением сравнения.
5) Текст относится к разговорной речи, так как основные цели автора - непринуждённое общение с читателем, обмен мнениями на бытовые темы.
Проверить себя можно по ссылке https://studarium.ru/job/2001 (Ответы:1. Даже. 2. 45. 3. 234)
Приложение 4
Определите стили речи текстов
1. Обыкновенный соловей — Luscinia luscinia. Немного крупнее воробья, сверху буровато-коричневый, снизу буровато-серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной. Излюбленными местами гнездования соловья являются речные уремы, заросли кустарников по сырым лесным оврагам, тенистые кустарники среди лиственного леса, парки, рощи, сады, густые лиственные молодняки, заросшие кладбища и т. д. Пред почитает места, расположенные вблизи водоема или по крайней мере с сырой почвой. Строительный материал гнезда. Постройка гнезда довольно грубая. Наружный слой бывает сложен из нескольких рядов полуистлевших лежалых древесных листьев, поставленных на ребро, плотно прилегающих друг к другу. Основание гнезда обложено листьями, положенными плашмя. По краям лотка, а иногда и в стенках гнезда к листьям примешены тонкие прутики, сухие стебельки трав, широкие листья осоки. Лоток выстлан очень тонкими стебельками злаков и их размочаленными листочками, тончайшими корешками и иногда небольшим числом конских волосков.
2. И. С. Тургенев в рассказе “О соловьях” словами простого птицелова-любителя очень метко и точно описал песню этого замечательного певца. “Соловьи у нас дрянные: поют дурно, понять ничего нельзя, все колена мешают, трещат, спешат. А то вот еще у них самая гадкая есть штука: сделают этак: “тру” и вдруг: “ви!” — этак взвизгнет, словно в воду окунется. Это самая гадкая штука. Плюнешь и пойдешь. Даже досадно станет. Хороший соловей должен петь разборчиво и не мешать колена. А колена вот какие бывают.
Первое: пульканье — этак — “пуль-пуль-пуль-пуль...”.
Второе: клыканье — “клы-клы-клы”, как желна (дятел).
Третье: дробь — выходит примерно, как по земле разом дробь рассыпать.
Определите стили речи текстов
Ссылка https://ecosystema.ru/08nature/birds/148.php
Приложение 5
Видеообзор "Курский край в творчестве Н. С. Лескова" (https://www.youtube.com/watch?v=fV1k35nQ6eY)
Писатель неоднократно приезжал в Курск, наблюдения и впечатления о нравах и быте курян отражены писателем в его произведениях. Видеоряд, темп его воспроизведения, отсутствие голоса за кадром позволяют учителю самостоятельно доносить информацию до учащихся, задавая вопросы по содержанию материала на фоне видеообзора. Обилие фотографий Курска 19 века вызывает у учащихся неподдельный интерес.
Многие произведения Лескова правдиво и талантливо рассказывают о Курске и его обитателях не потеряли своего значения и в наше время. «Это было летом 1854 года. Мне нужно было хлопотать по процессу, производившемуся в курских присутственных местах.
В Курск я приехал в семь часов утра в мае месяце, прямо к Челновскому...» - так начинается действие одного из самого раннего рассказа Лескова «Овцебык». Челновский приходился дальним родственником Лескова и писатель, приезжая в Курск, останавливался у него на квартире. Герои лесковской галереи – кроткие духом и чистые сердцем люди в полноте и красоте своего добродеяния – русские праведники. Лесков их не выдумывал. Он списывал их с натуры. Вполне возможно, что Овцебык был списан с кого-то из живущих в то время в Курске людей. Участником его рассказов стала и курская природа. В "Печорских антиках" он упоминает Курск, который в "раннем освещении очень весело смотрит со своих горок из-за своей сонной Тускари", утверждая, что Курск в миниатюре напоминает собою Киев. В рассказе "Овцебык" Курск также показан зеленым, уютным городом.
А в повести "Очарованный странник" природа курского края и вовсе волшебна: "Около Курска бывают такие темные ночи, но претеплейшие и премягкие; по небу звезды, как лампады, навешаны, а понизу темнота такая густая, словно кто-то в ней тебя шарит и трогает".
В рассказе "Овцебык" говорится также о реках Тускарь и Сейм: "Первую из этих рек вы совсем не встретите на многих картах России, а вторая славится особенно вкусными раками, но еще болшую известность она приобрела через устроенную на ней шлюзовую систему, которая поглотила огромные капиталы, не освободив Сейм от репутации реки, неудобной к судоходству".
В хронике "Захудалый род" также описана Тускарь: "…впереди за горою виднелись кресты курских церквей, а влево плыла сонная Тускарь, и правый берег ее, заросший мелкой ивой, тонул в редком молочном тумане".
Этих цитат вполне достаточно, чтобы сказать, что Н.С. Лесков не только бывал в Курской губернии, но и дотошно изучал природу и ее состояние, любил ее.
Общался он и со многими курянами, показав как плохие их стороны, так и хорошие, в зависимости от характера и воспитания.
Так, в рассказе "Овцебык" - главный герой Василий Петрович Богославский (Овцебык - его прозвище) герой положительный, правдоискатель жизни. Он ищет людей праведного действия, но найти их оказывается трудным делом. Вполне возможно, что Овцебык был "списан" Лесковым с кого-то из живших в то время в Курске людей.
По версии краеведа Н.Ф. Шахова в "Замечательном ангеле", "Старец Палива, анахорет беззавистный и безгневный", никто иной, как Прохор Мошнин (Серафим Саровский).
В "Захудалом роде" упомянут "Самоучный мещанин Семенов" ("Самоучка - астроном").
Куряне встречаются на многих страницах прозы Н.С. Лескова. Так например, "На кисельных берегах своей мелкопоместной Тускари выросла Юлочка Азовцева (роман "Обойденные"). Купцы Борис Тимофеевич и Зиновий Борисович Измайловы - свекор и муж "Леди Макбет Мценского уезда" и ее жертвы были родом из Курской губернии.
Один из героев "Соборян" Савелий Туберозов сосватал себе жену из Фатежа. Интересно характеризует ее Лесков. Она у него отличалась "превосходною скромностью" и "этою женскою кокетерией, которую, хоть и попадья, но от природы унаследовала".
Впрочем, подмечены были Лесковым у курян и весьма негативные черты, отмечая воров, плутов, обманщиков. Так в Дмитриеве на Свапе жили такие мастера по изготовлению фальшивых паспортов, что позавидывали бы им и столичные "мастера обмана".
Краеведом Н.Ф. Шаховым обнаружены также связи Н.С. Лескова с известными в Курске и губернии личностями, а именно с доктором В. Тарновским, товарищами прокурора Клоковым, Пети, Фаворовым, Рохальским и Чеботаревским. Последний был отцом известных в писательском мире сестер Чеботаревских.
Приложение 6
Статья «Жизнь и благословения старца Илия» https://pravoslavie.ru/102039.html
На Сретение Господне 1943 года 10-летний Алеша возвращался из деревни Крюковка, куда ходил, чтобы проведать крестную, и уже на подходе к родной деревне Редькино (с 1969 г. вошедшей в состав Станового Колодезя) его вдруг обогнала немецкая машина, резко затормозила, и из нее вывалился пьяный фриц. Немцам сложно давались русские морозы, но еще хуже – водка. Под гогот сослуживцев этого вояку вырвало, дверца захлопнулась и машина газанула. А на снегу остался лежать планшет. Его-то Алексей и поднял. А как только приблизился к деревне, внутренний голос настойчиво повелел: «Иди по рельсам!» Шел бы он обычным путем, его могли бы обыскать на пункте СС, что был на подходе к дому. Да и следы по снегу выдали бы. След могли бы взять и овчарки, коих выпустили потом целую свору. А сейчас он уже из дому наблюдал в окно, как фашисты искали пропажу: специальной машиной по всей дороге утрамбовывали снег, потом его тщательно метр за метром скоблили.
Распахнул отрок планшетку – и из нее вывалились немецкие карты с нанесенными военными объектами.
А отрок, пробравшись домой со стороны огородов, где и пролегало это чудесное ж/д-полотно, с которым связана еще не одна мистическая история, распахнул планшетку, и из нее вывалились две карты: одна подробная топографическая и другая такая же, но с нанесенными военными объектами, да еще какая-то бумажка с незнакомыми словами. Взрослых дома никого, кроме бабушки, не было: отец на фронте, мать работает от зари до зари.
Но вот в дом вбежал пленный красноармеец – Батюшка даже запомнил, как его звали: Андрей. Его немцы поставили ухаживать за лошадьми, а их определили в сарай Ноздриных. Обычно за пленными надзирали, а тут он вдруг вырвался из-под присмотра… Быстро сообразив, что нашел мальчуган, тут же скомандовал бросить планшет в печку, а бумаги спрятал за пазухой и исчез.
Так найденные Алешей карты и изъяснения стратегических планов неприятеля оказались в руках командующего на Курской дуге маршала Константина Константиновича Рокоссовского, и тот отдал экстренный (даже не согласованный со Сталиным) приказ открыть огонь по отмеченным на картах укрепсооружениям врага. Справедливости ради надо отметить, что в его распоряжении уже были три наводки от разведчиков да от пленных немецких саперов, но подоспевшие карты оказались решающим аргументом.
(Из статьи Ольги Орловой) 347 слов
Приложение 7
ТИПЫ ФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ
Самые популярные понятия, встречающиеся на экзамене:
«Авторитет»: Как завоевать авторитет?
«Бескорыстность»: Как характеризует человека бескорыстность?
«Благодарность»: Как характеризует умение быть благодарным?
«Взаимовыручка»: Почему нельзя бросать человека в беде?
«Взаимопонимание»: Что значит понять другого человека?
«Воображение»: Для чего человеку нужно воображение?
«Фантазия»: Нужна ли фантазия человеку? / Зачем человеку нужна фантазия?
«Внутренний мир человека»: Как раскрывается внутренний мир человека? / Как может раскрыться внутренний мир человека?/ Как поступки характеризуют внутренний мир человека?/ Что такое внутренний мир человека?
«Выбор»: Почему важно сделать правильный выбор?
«Драгоценные книги»: Как книги влияют на человека?/ Какое влияние книги оказывают на человека?
«Дружба»: Что самое ценное в дружбе? / В чем заключается настоящая дружба? /В чем основа настоящей дружбы? /Что лежит в основе настоящей дружбы? / Что может разрушить дружбу? / Какими качествами должен обладать настоящий друг? / Какими качествами обладает настоящий друг? / Какого человека можно назвать настоящим другом? / Кого можно считать настоящим другом? / Каким должен быть настоящий друг?
«Настоящий друг»: Какими качествами должен обладать настоящий друг?
«Доброта»: В чем проявляется доброта? / Что значит быть добрым? / Что значит быть добрым к людям? / Какого человека можно считать/назвать добрым? / Какие поступки характеризуют доброго человека?
«Жизненные ценности»: Что такое жизненные ценности? / Что в жизни человека по-настоящему важно? / Какие жизненные ценности наиболее важны в жизни человека? / Какими должны быть жизненные ценности? / Какие жизненные ценности формируются в детстве? / Какие жизненные ценности важны?
«Забота о людях»: Что значит проявлять заботу о людях?
«Зависть»: Чем опасна зависть?
«Красота»: Какое значение в жизни человека имеет красота? / Что дает человеку красота?
«Любовь»: Что такое настоящая любовь?
«Любовь к жизни»: Что значит любить жизнь?
«Любовь к родителям»: Как нужно относиться к родителям?
«Материнская любовь»: Как проявляется материнская любовь? / В чем проявляется сила материнской любви? / В чем проявляется материнская любовь? / Почему в жизни человека важна мама?
«Мечта»: Что дает человеку мечта?
«Настоящее искусство»: Каковы признаки настоящего искусства? / В чем ценность настоящего искусства? / Что дает людям настоящее искусство? / Почему необходимо ценить произведения искусства? / Для чего людям нужны произведения искусства?
«Неуверенность в себе»: Как влияет на поступки человека неуверенность в себе?
«Нравственные ценности»: Как характеризуют человека его нравственные ценности?
«Нравственный выбор человека»: В чем заключается нравственный выбор человека?
«Ответственность»: В чем заключается ответственность за свои поступки? / Что значит отвечать за кого-нибудь?
«Память сердца»: Что называется памятью сердца?
«Понимание»: Что значит понять человека?
«Признать свои ошибки»: Почему важно уметь признавать свои ошибки?
«Прийти на помощь»: Что значит прийти на помощь?
«Прощение»: Нужно ли уметь просить прощения?
«Проявлять внимание к человеку»: Почему важно проявлять внимание к людям?
«Решимость»: В чем заключается решимость человека?
«Общее дело»: Какое общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны?
«Сила духа»: В чем проявляется сила духа? / Что значит быть сильным духом? / Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями? / Как в годы войны народ проявил силу духа?
«Слава»: Как можно прославиться?
«Счастье»: Что такое счастье? / Когда человек чувствует себя счастливым? / Что дает человеку ощущение счастья? / Что может сделать человека счастливым?
«Творчество»: Что дает человеку творчество? / Каковы истоки творчества?
«Уважение к человеку»: Что значит уважать человека?
«Цель в жизни»: Почему у человека должна быть цель в жизни?
«Чудо»: Можно ли делать чудеса своими руками?
Подготовка к итоговому сочинению.
Тезисы
Какой опыт дает человеку война?
Какие подвиги никогда не забудутся?
Для чего нужно хранить обычаи и традиции?
Почему важно помнить прошлое?
Забвение есть измена.
Какова роль исторических памятников?
Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?
Память о войне: формальность или нравственный долг?
Забвение стирает, память преображает.
«Кто умер, но не забыт, тот бессмертен» (Лао Цзы).
Как судьба человека связана с историей народа?
Почему нельзя забывать историю своего народа?
Как произведения искусства становятся бессмертными?
К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?