Статья «Визуализация обучения как средство формирования учебных навыков у младших школьников»

2
0
Материал опубликован 10 March

Тема: «Визуализация обучения как средство формирования учебных навыков у младших школьников»

Актуальность. Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда!»

Человек воспринимает визуальную информацию в 60.000 раз быстрее, чем текст. Изображения вызывают ассоциации у людей. Поэтому всего лишь одно изображение часто может рассказать больше, чем сотни слов. Создание образов для каждой фразы позволяет запомнить смысл и всю историю без особых усилий. Динамические изображения более привлекательны, чем статичные.

У учащихся начальных классов преобладает наглядно-образное мышление. Младшие школьники мыслят образами, визуальными образами. Проще говоря, картинками. При этом, чем более эмоционально этот образ окрашен, тем сильнее он остается в памяти ребенка.

Как же помочь современному школьнику стать успешным в обучении? Как способствовать развитию его познавательной мотивации? Как помочь восприятию и пониманию содержания учебного материала? Как активизировать мыслительный процесс и облегчить запоминание? И как, в конечном итоге, повысить интенсивность труда школьника на уроке для получения лучшего результата? Эти проблемы актуальны сегодня для любого учителя и преподавателя.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе.


Аннотация

В данной работе рассматривается метод визуализации как средство учебных навыков у младших школьников. Педагог делится опытом использования визуализации на своих уроках. Учащиеся вместе с педагогом создают «блокнот-помогайку». Данный вид работы на уроке позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить мотивацию. Данная разработка может быть полезна учителям начальных классов, а также учителям–предметникам.





Основная часть

Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация - общее название приёмов представления информации или явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

Технология развития визуального мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий, которые можно использовать на разных этапах урока.

Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию.


Преимущества визуализации в обучении:

очевидна универсальность визуализации, язык рисунков понятен всем;

помогает детям правильно организовать и анализировать информацию. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти, способствуют усвоению больших объёмов информации;

активация учебной и познавательной деятельности;

обеспечивает формирование и развитие визуального мышления, зрительного восприятия;

позволяет связывать полученную информацию в целостную картину;

повышает визуальную грамотность и визуальную культуру учащихся.



Для формирования учебно-познавательных и информационных компетенций наиболее результативными являются следующие формы и методы визуализации: лента времени, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, облако слов, интерактивный плакат, кроссенс, кластеры.

Лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие.

Кластер (кисть, гроздь) - графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Облако слов - эта форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.

Кроссенс - это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Использование приема кроссенс на уроках способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, содержащий интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая позволяет отобразить необходимую графическую, звуковую, видеоинформацию и статический текст.

Инфографика -это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, легкость восприятия и образность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Интеллект-карта — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.

Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.

Остановлюсь на одном из методов визуализации, который я применяю на уроках русского языка – это скрайбинг. С помощью него, мы с детьми создаем памятки на правила русского языка. Эта работа состоит из следующих этапов:

Первый технологический этап – индивидуальное создание гипотезы.

На втором этапе – работа в парах. Идет определение: что больше подойдет на роль предметной модели? Почему?

 На третьем этапе – афиширование – учащиеся доказывают, почему выбрали ту или иную модель.

Прежде всего, памятки создаем при изучении нового материала на уроках русского языка коллективно, в группах или индивидуально. Работы ребят обсуждаются, анализируются, выявляются лучшие и заносятся в «блокнот-помогайка», так называем мы специальную тетрадь, которая используется при самостоятельной работе в классе и дома.

Затем используем нашу памятку для составления связного высказывания. 

Это может быть орфографическое правило, а также рассказ об одной из частей речи или каком – то другом языковом явлении. В данном случае памятка может являться опорой для воспроизведения вслух теоретического материала учащимися.

К концу 4 класса «блокнот-помогайка», становится незаменимым при подготовке к ВПР.

Алгоритм составления памятки:

Формулируем и анализируем информацию (о чем расскажем, что должны понять и запомнить из данной памятки)

Переводим информацию из одной формы в другую (представляем информацию в виде эскиза или рисунка)

Помним (эскиз или рисунок должны соответствовать изучаемой теме, цветом можно выделить наиболее важную информацию)

Извлекаем и используем информацию для решения учебных задач.

Вывод: Применение визуальных техник на уроках имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.

Считаю, что применение технологии визуализации не только помогает лучшему усвоению содержания материала, но и вносит творческое начало в процесс обучения.

Список литературы

1.Ермилова Елена Борисовна. Визуализация обучения как средство формирования учебных способностей: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 1999 194 c. РГБ ОД, 61:99-13/404-

2.Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности средствами информационно – коммуникационных технологий. Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56


3.Рощина, И.В. Средства визуализации современного урока языка и литературы // Электронная библиотека БГУ [Электронный ресурс].https://elib.bspu.by/bitstream/doc/10693/1/Soroka_PS_12_2015.pdfhttps://elib.bsu.by/handle/123456789/179868?mode=full.

4.https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-priiomov-vizualizatsii-uchiebnogho-.html

5.https://ozarichijaslisad.schools.by/pages/metody-vizualizatsii-v-rabote-s-detmi

6.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/460672-priemy-vizualizacii-uchebnogo-materiala-na-ur




Приложение

t1741636384aa.gifПриложение

t1741636384ab.gifТема «Состав слова»

Автор памятки Калашникова Дарья 3 «В» класс



t1741636384ac.gif

Тема «Части речи»

Автор памятки Лаптева Дарья 3 «В» класс



 


t1741636384ae.jpgt1741636384ag.gifТема «Падеж имен существительных»

Автор памятки Тюкова Алиса 3 «В» класс

                                               


                                                     Тема «Имя существительное»

Автор памятки Алясова Ксения 3 «В» класс


t1741636384af.jpg

t1741636384ai.jpg

Тема «Главные и второстепенные члены предложения»

Автор памятки Махрова Виктория 3 «В» класс



 


t1741636384ak.gift1741636384al.gif

Тема «Имя существительное»

Автор памятки Назарова Мария 3 «В» класс



 




t1741636384am.jpgt1741636384an.gif

Тема « Имя прилагательное»

Автор памятки Назарова Мария 3 «В» класс



 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации