Статья «Уроки окружающего мира как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников»
Уроки окружающего мира как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
Курс «Окружающий мир» - увлекательный, непростой курс. Данный предмет способствует созданию у учащихся целостной научной картины мира, раскрывает смысл отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, понимания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Изучение «окружающего мира» благоприятно влияет на формирование универсальных учебных действий у младших школьников.
Уроки окружающего мира имеют огромные возможности для формирования личностных универсальных учебных действий. Самостоятельный поиск учащимися ответов на вопросы позволяет учителю не принуждать к «правильному» отношению к окружающему, а поправлять мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.
В области личностных универсальных учебных действий изучение данного предмета способствует принятию правил здорового образа жизни, осознанию необходимости такого образа жизни для укрепления здоровья.
Для благоприятного формирования личностных универсальных учебных действий педагог должен понимать, что одностороннее распространение знаний от учителя к ребенку не будет воздействовать на становление личности ребенка.
На уроках нужно стремиться к единству познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, учащемуся нужно своевременно оказывать эмоциональную поддержку. Это особенно имеет большое значение на этапе первоначального предъявления нового учебного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть и словесный, и наглядный материал.
Одним из действенных средств, которые способствуют формированию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций на уроке. А.М. Матюшкин определяет проблемную ситуацию, как особый вид умственного сотрудничества педагога и учащегося, обладающий таким психическим состоянием учащегося при решении им задач, требующий открытия новых знаний.
На данном уроке используется исследовательский подход к обучению, суть которого заключается в том, что ребенок «добывает» знание сам. Исследовательская деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий, т.к. учащиеся познают объекты окружающей мира, овладевают способами решения проблем, навыками работы с источниками информации. Исследования младших школьников обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, задействуют и внутрипредметные, и межпредметные связи.
Для организации учебно-исследовательской деятельности на уроках можно применять следующие виды уроков: урок – изобретательства, урок открытых мыслей, урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок – защита исследовательских проектов и др.
В роли эффективной технологии обучения, способствующей развитию УУД следует обратить внимание на технологию развития критического мышления через чтение и письмо. На формирование универсальных учебных действий благоприятное влияние оказывает использование следующих приемов: кластер, «Верные – неверные утверждения», синквейн, эссе, зигзаг и другие.
Также применение технологии интеллект-карт способствует успешному формированию УУД.
Технология интеллект-карт-это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в систематизированной ,графической форме.
Правила составления карты памяти предполагает использование разнообразных графических средств (символов, рисунков, стрелочек, шрифтов).
Суть интеллект-карт заключается в том, что учащиеся читают статью в учебнике, определяют основные пункты, а затем составляют интеллект карты. Намечают структуру интеллект-карты, завершают работу над картой.
Работать с картами можно на каждом этапе урока. Главное слово может быть представлено в виде загадки, вопроса, может быть зашифровано. Это позволит спрогнозировать тему и поставить задачи урока.
Интеллект-карты на уроке изучения нового материала заполняется весь урок.
На уроке обобщения знаний учащиеся получают интеллект-карту лишь с несколькими ключевыми словами, и даже с одним главным словом.
Применение интеллект-карт на уроках окружающего мира способствует фиксировать затруднения в своей деятельности, искать нужную информацию; развитию умения сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение; умению обобщать и классифицировать понятия, выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность описываемых событий.
Таким образом, имея свою специфику, предмет «Окружающий мир» открывает огромные возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.