12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Алина Валентиновна7366
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
7

Включение в содержание дисциплины «Астрономия» прикладных модулей с учетом профессиональной направленности программ СПО


Презентация
PPTX / 1.37 Мб

/data/files/g1638365909.pptx (Презентация)Включение в содержание дисциплины «Астрономия» прикладных модулей с учетом профессиональной направленности программ СПО.

Преподавание общеобразовательной дисциплины «Астрономия» с учетом профессиональной направленности основных образовательных программ среднего профессионального образования (СПО) требует разработки новых подходов при формировании компетенций у обучающихся.

Основные проблемы заключаются в том, что не только предметное содержание дисциплины «Астрономия» не связано с предметным содержанием абсолютного большинства профессий и специальностей СПО, но и наполнение практических заданий профессиональной тематикой является, в большинстве случаев, затруднительным.

Одним из путей решения данных проблем является включение в содержание общеобразовательной дисциплины прикладных модулей. Под прикладными модулями понимается организация практической подготовки как формы образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. При обучении астрономии целесообразно организовать выполнение обучающимися проектов и практических заданий по темам, отражающим содержание профессиональных модулей (ПМ) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

Алгоритм включения в содержание дисциплины «Астрономия» прикладных модулей можно разделить на два этапа: выделение структурных элементов из нормативных документов и внедрение разработанных дидактических единиц в содержание общеобразовательной дисциплины (ОД). В начале работы необходимо внимательно изучить Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) данной профессии или специальности с целью выбора профессиональных компетенций (ПК), которые возможно сформировать (полностью или частично) в рамках изучения общеобразовательной дисциплины. Далее также внимательно рассмотреть основную профессиональную образовательную программу и выделить из профессиональных модулей те разделы и междисциплинарные курсы (МДК), в рамках которых формируются выбранные профессиональные компетенции. Затем уже в содержании рабочих программ (РП) МДК выбрать темы, которых возможно раскрыть и изучить более подробно в рамках общеобразовательной дисциплины.

На основе выбранных тем формулируются темы проектов и практических заданий, и, наконец, конкретные задания для обучающихся. Темы проектов, практических заданий включаем в тематическое планирование рабочей программы общеобразовательной дисциплины.

Рассмотрим включение в содержание дисциплины «Астрономия» прикладной модуль для специальности «Агрономия». Из ФГОС выбираем профессиональную компетенцию ПК 1.1. Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур. Из основной профессиональной образовательной программы выделяем профессиональный модуль ПМ. 01 Организация работы растениеводческих бригад в соответствии с технологическими картами возделывания сельскохозяйственных культур, раздел 1 Технологии производства продукции растениеводства, междисциплинарный курс МДК.01.01 Метеорологическое обслуживание сельскохозяйственного производства, тема 1.2. Солнечная радиация и радиационный баланс, содержание: «Солнечная энергия и ее измерение. Единицы измерения. Спектральный состав солнечной радиации. Поглощение и рассеивание солнечных лучей в атмосфере в зависимости от высоты солнца. Биологическое значение основных частей спектра. Фотосинтетически активная радиация, ее значение для растений. Продолжительность дня и его значение для сельского хозяйства. Радиационный баланс и его составляющие, методы их измерения. Основные приборы для измерения. Альбедо различных поверхностей. Значение радиационного баланса и альбедо для сельского хозяйства. Поглощение, распределение и использование солнечной радиации в посевах в зависимости от структуры и плотности».

Формулируем темы проектов: «Физиология растений и её связь с астрономическим временем», «Связь применяемых агротехнологий с географической широтой местности», «Влияние продолжительности светлого времени суток на развитие растений»; темы практических заданий: «Измерение солнечной радиации», «Измерение альбедо различных поверхностей», «Расчёт радиационного баланса». Формулируем более конкретно задания для обучающихся: изучить связь физиологии растений со сменой продолжительности светлого времени суток, сезонами года, географическими координатами местоположения, предложить возможные агротехнологии для применения на различных географических широтах в России, изучить приборы для измерения солнечной радиации, альбедо, освоить методику применения приборов, расчёта радиационного баланса.

Включаем темы проектов в тематическое планирование дисциплины «Астрономия» в раздел «Индивидуальный проект», практические задания - в раздел «Физическая природа и эволюция небесных тел», тема «Солнце – ближайшая звезда», вопрос «Солнечно-земные связи».

Таким образом, сохраняется единое предметное содержание дисциплины «Астрономия» для различных профессий и специальностей СПО, а профессиональная дифференциация реализуется через включение прикладных модулей с учетом профессиональной направленности программ СПО.







Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.